Урок в 11 классе
Тема: Конус
Оборудование: Компьютер, проектор, раздаточный материал, презентация, индивидуальные устройства детей.
Тип урока: Урок усвоения новых знаний
Цели урока:
· Познакомить учащихся с понятием конуса, с историей развития представлений о конусе.
· Сформировать навык решения задач по нахождению элементов конуса.
· Показать возможность применения конуса в различных областях
· Воспитание познавательной активности, культуры общения, культуры диалога.
· Развитие математически грамотной речи, логического мышления, сознательного восприятия учебного материала.
План урока
I. Организационный момент
II. (Ребус)
III. Репродукция сравнения картины с конусом
IV. Историческая справка
V. Конус в повседневной жизни
VI. Изучение нового материала (практическая работа)
· 1 ряд нарисовать конус и отметить его основные элементы
· 2 ряд показать как можно в пространстве получить конус (дан треугольник)
· 3 ряд из бумаги сконструировать конус
V. Решение задач на нахождение элементов конуса
VII. Подведение итогов урока (Рефлексия)
VIII. ДЗ. П 55, 547,548
Ход урока
I этап. Организационный момент
Учитель: добрый день, садитесь. Тема урока состоит из слова, которое зашифровано с помощью ребусов. Разгадайте его.
Объявляется тема, цель урока.
Установите связь между картиной Шишкина "Корабельная роща" и геометрическим телом, которое называется "конус".
Ответ: Конус в переводе с греческого языка означает "сосновая шишка", а на картине Шишкина изображен сосновый лес.
III этап. Историческая справка (информацию найти с помощью интернета)
Конус в переводе с греческого “konos” означает “сосновая шишка”. С конусом люди знакомы с глубокой древности. В 1906 году была обнаружена книга Архимеда (287-212 гг. до н.э.) “О методе”, в которой дается решение задачи об объеме общей части пересекающихся цилиндров. Архимед приписывает честь открытия этого принципа Демокриту (470-380 гг. до н.э.) – древнегреческому философу-материалисту. С помощью этого принципа Демокрит получил формулу для вычисления объема пирамиды и конуса.
Много сделала для геометрии школа Платона (428-348 гг. до н.э.). Платон был учеником Сократа (470-399 гг. до н.э.). Он в 387 г. до н.э. основал в Африке Академию, в которой работал 20 лет. Каждый, входящий в Академию, читал надпись: “Пусть сюда не входит никто, не знающий геометрии”. Школе Платона, в частности, принадлежит: а) исследование свойств призмы, пирамиды, цилиндра и конуса; б) изучение конических сечений.
Большой трактат о конических сечениях был написан Аполлонием Пергским (260-170 гг. до н.э.) – учеником Евклида (III в. До н.э.), который создал великий труд из 15 книг под названием “Начала”. Эти книги издаются и по сей день, а в школах Англии по ним учатся до сих пор.
Где мы можем встретить конус в повседневной жизни (презентация)
«Конус в повседневной жизни»
IV этап. Изучение нового материала
Как вы сейчас узнали: конус очень часто можно встретить в нашей жизни. А теперь вы будите в роли- исследователей. Вам необходимо из того материала который вы изучили описать практически Конус как геометрическую фигуру. Задание будут по рядам.
· 1 ряд нарисовать конус и отметить его основные элементы
· 2 ряд показать как можно в пространстве получить конус (дан треугольник)
· 3 ряд из бумаги сконструировать конус
.
Учитель: | Учащиеся: |
На экран высвечивается конус. Учащимся, по аналогии с цилиндром, предлагается сформулировать определения конуса, образующей, высоты, оси и боковой поверхности конуса. Учащимся дается понятие сечений конуса, различных видов конуса. | Фиксируют в тетрадь рисунок конуса, подписывают элементы конуса. Учащиеся формулируют определения. Фиксируют в тетрадь рисунки с видами сечений конуса. |