ГЛАВА 4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ




 

Процесс производственного обучения проходит на основе тесного взаимодействия теории и практики. Практические умения и навыки формируются на основе знаний, которые в ходе их применения совершаются.

На изучение темы «Упражнения в управлении токарным станком» по тематическому плану отведено 6 часов.

1. Методические рекомендации проведения организационной части:

При проведении организационной части урока производственного обучения необходимо обязательно проверять присутствие учащихся на занятии и осуществлять осмотр из внешнего вида. Это дисциплинирует группу, переключая ее на рабочий лад, и прививает аккуратность в ношении спецодежды, содержании ее в исправном состоянии.

Здесь же необходимо справиться о физическом состоянии учащихся, их самочувствии на данный момент.

2. Методические рекомендации проведения вводного инструктажа.

Вводный инструктаж необходимо проводить на токарном участке в непосредственной близости от технического оборудования. Рабочее место мастера оснащается магнитной доской, экраном, различными видами ТСО. Учащиеся располагаются на выдвижных скамейках перед рабочим местом мастера.

1) В начале вводного инструктажа сообщается тема и цели урока, которые необходимо достигнуть в процессе предстоящей работы. Упражнения в управлении токарным станком являются неотъемлемой частью в работе на токарных станках. Поэтому перед тем, как непосредственно начинать работать на токарном станке необходимо во- первых знать устройство станка, а во- вторых необходимо овладеть знаниями по эксплуатации оборудования(станка). Исходя из этого следует, что от наилучшего усвоения упражнений в управлении токарным станком будет зависеть лучшая работа будущего токаря. Задействует мотивационный блок процесса обучения, то есть учащиеся понимают «зачем?» им это нужно.

2) На втором этапе вводного инструктажа происходит повторение ранее усвоенного на уроках материаловедения, спецтехнологии и других, а также на предыдущих уроках производственного обучения.

Тут необходимо провести опрос в виде деловой игры. В начале делим группу на две бригады. Мастер п/о и дежурный по группе являются жюри. Затем объясняются условия игры.

Нескольким представителям от каждой бригады необходимо ответить на вопросы карточек-заданий.

Мастер выдает команде карточки и они отвечают на них по два-три человека. Ответы отдает экспертам.

Критерии оценки

Команда которая ответит первая, чем соперники получают +2балла дополнительно, а за правильный ответ до1-го балла.

Кто быстрее, тот умней.

Мастер П/О предлагает провести конкурс / Кто быстрее, тот умней / для этого он выдает им кроссворд.

Критерии оценки

Команда которая правильно и раньше другой выполняет задание, получает два очка дополнительно. И за каждое правильно выполненное задание по одному очку. Команда которая позже, то им выставляют только по одному очку за правильный ответ.

3) На этом этапе проводиться самая основная часть урока - объяснение нового материала. Начать объяснение нового материала необходимо с подготовки к выполнению упражнений, применяя объяснительно- иллюстративный метод обучения. Мастер производственного обучения готовит станок (проверяет наличие и исправность кожухов, закрывающих привод и гитару, устанавливает все рукоятки управления в нейтральное положение), а также дополнительные необходимые инструменты. Затем показывает приемы подключения электродвигателя станка к электросети; включение и выключение электродвигателя; включение и выключение привода главного движения станка; включение и выключение механической подачи суппорта; включение и выключение механической поперечно подачи.

После показа приемов мастером, необходимо чтобы учащиеся повторили упражнения. В случае возникновения трудностей с выполнением учебных работ проводится индивидуальный инструктаж отдельных учащихся на рабочем месте. Это окажется наиболее продуктивным, чем оставить возникшие вопросы без внимания.

Также для наглядного объяснения данной темы учащимся необходимо выдать для использования инструкционные карты «Упражнения в управлении токарным станком». Для закрепления навыков необходимым также будет показать слайды, планшеты с рисунками.

4) На четвертом этапе учащиеся должны закрепить усвоенный материал. Для этого наиболее эффективным способом будет устный опрос по пройденной теме мастером учащимся. Для ответов предоставляется станок и необходимые материалы, которые понадобятся при ответе. Учащийся, который больше дол всех ответов на вопросы объявляется лучшим в усвоении данной темы.

5) На заключительном этапе вводного инструктажа приводится выдача учебных заданий на день и расстановка по рабочим местам. Выдаются задания; учащиеся знакомятся с графиком перемещения.

.Методические рекомендации по проведениюсамостоятельной работы учащихся и текущего инструктажа

Для эффективной самостоятельной работы учащиеся должны соблюдать правила техники безопасности, правильность организации рабочих мест. Это дисциплинирует учащихся, воспитывает аккуратность в обращении со станком, а, следовательно, в дальнейшем, и более эффективную и продуктивную работу.

. Методические рекомендации проведения заключительного инструктажа

Анализ выполненной работы целесообразно начать с заключения, сказав о результативности упражнений, готовности учащихся к производственным работам. Наряду с этим обсуждаются типичные ошибки при выполнении упражнений, пути их устранения. После, необходимо сообщить о текущей успеваемости, что подтолкнет учащихся (если необходимо) к достижению более высоких результатов.

В конце урока производственной практики выдается домашнее задание. В учебном пособии Слепинина В.А. «Руководство для обучения токарей по металлу» с. 4-12, наиболее полно раскрыта тема, а также, что не маловажно, представлены рисунка, что даст наиболее эффективный результат в освоении упражнений в управлении токарным станком учащимися.

ПРАВИЛА ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ

Перед началом работы: привести в порядок рабочую одежду; застегнуть или обвязать обшлага рукавов, заправить халат (комбинезон), чтобы не было развевающихся концов, убрать волосы под головной убор; небрежно надетая одежда может привести к травме; убедиться в исправности станка; осмотреть ограждение зубчатых колес, приводных ремней и гитары станка; проверить, не оборван или заземляющий провод; проверить установку светильника местного освещения (свет не должен слепить глаза); проверить станок на холостом ходу и убедиться в исправности кнопок «пуск» и «стоп», органов управления, тормоза, систем смазки и охлаждения, подъемных и загрузочных устройств; работать на неисправном станке опасно; привести в порядок рабочее место: убрать все лишнее со станка и площади рабочего места; осмотреть и подготовить к работе приспособления, режущий и измерительный инструмент и крепежные детали; удобно установить тару для заготовок и деталей; проверить, исправна ли подножная деревянная решетка; порядок на рабочем месте - залог безопасности работы; о неисправностях станка и электрооборудования немедленно сообщить мастеру или дежурному слесарю (электрику) и до устранения неисправности к работе не приступать.

Во время работы станка: при установке и съеме заготовок и деталей массой более 20 кг пользоваться подъемными устройствами, при этом надежно стропить заготовку (деталь). Освобождать от подвески заготовку (деталь) только после ее установки и надежного закрепления на станке; прочно закреплять обрабатываемые заготовки на станке (в патроне, центрах или на оправке). Не наращивать рукоятки ключа для закрепления заготовок в патроне, не применять подкладок между зевом ключа и гранями гайки. Не оставлять ключ в патроне после закрепления или освобождения заготовки; правильно и надежно закреплять инструмент. При установке резца применять минимальное число подкладок, перед включением станка убедиться в том, что пуск его никому не угрожает опасностью. Перед тем как остановить станок, выключить подачу и отвести инструмент от заготовки; работать на режимах резания, указанных в справочнике или операционной карте; обязательно отключить станок при временном прекращении работы: измерении обрабатываемой заготовки, наладке и ремонте станка, уборке рабочего места, смазке станка и регулировке, при перерывах в подаче электроэнергии; не снимать и не открывать ограждений и предохранительных устройств; не снимать футляров с электрооборудования, не открывать дверей электрошкафов, не прикасаться к клеммам; не тормозить станок нажимом руки на патрон или заготовку, работать с отрегулированным тормозом; во время работы перекрывать зону резания защитным щитком; на станке, не оснащенном защитным устройством, работать в защитных очках или использовать индивидуальный защитный щиток, применять предохранительный щиток над патроном; при скоростном точении стали пользоваться резцами с накладными стружколомателями или стружколомающими канавками, при обработке чугуна - стружкоотражателями. Не убирать стружку на ходу станка. После остановки станка удалять стружку крючком и щеткой; в кулачковом патроне без поддержки центром задней бабки закреплять только короткие заготовки, более длинные поддерживать центром задней бабки; нежесткие валы обрабатывать в люнетах: не отрезать прутковый материал при большом вылете из шпинделя. Выступающий из нерабочей стороны шпинделя конец прутка ограждать трубчатым кожухом; не производить никаких измерений универсальными измерительными инструментами или калибрами на ходу станка; не раздвигать кулачки патрона до выхода их из корпуса; не работать на станке в перчатках или рукавицах; если палец забинтован, поверх бинта надевать резиновый напальчник; вытирать руки чистой ветошью, не использовать для этой цели обтирочный материал, которым вытирают станок, так как можно поранить руки мелкой стружкой; следить, чтобы охлаждающая жидкость или масло не попадали на решетку и на пол в зоне рабочего места токаря. При обнаружении утечки масла из картеров станка немедленно вызвать слесаря; не облокачиваться на станок во время работы; при работе с не вращающимся задним центром своевременно заполнять смазкой центровые отверстия заготовок; периодически проверять, не отходит ли задний центр. Не допускается работа с жестким центром при частоте вращения шпинделя свыше 150 об/мин; при обработке тяжелых заготовок (массой свыше 30 кг) применять самосмазывающийся центр; если патрон крепится к шпинделю на резьбе, применять стопорное устройство, предохраняющее патрон от самоотвинчивания; не допускать чрезмерного зажима кулачкового люнета на заготовке, периодически смазывать кулачки, своевременно заменять сработанные кулачки; работать только исправным инструментом; при получении инструмента из кладовой проверять, нет ли забоин на конусных хвостовиках инструмента, трещин в твердосплавных пластинках, сколов или выкрошившихся участков на режущих кромках. При получении резца проверять надежность механического крепления пластинки; если при прикосновении к станку ощущается удар тока, немедленно выключить станок и сообщить об этом мастеру или дежурному электромонтеру; при вытачивании не подводить инструмент к центру плоского круга; не допускать большого зазора между подручником и кругом; не прижимать инструмент с большим усилием к кругу; пользоваться защитным щитком или очками.

После окончания работы: выключить электродвигатель станка; привести в порядок рабочее место, очистить и смазать станок; аккуратно сложить на рабочем месте заготовки и детали.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Данный курсовая работа разрабатывалась на основе учебной программы производственного обучения, которая строится на операционной системе, позволяющей постепенно повышать квалификацию и производительность труда. На основе данных программ производственного обучения была рассмотрена методика проведения уроков производственного обучения. В курсовой работе предлагается разработка планирующей документации: тематический план занятий по теме на основе перспективно-тематического плана занятий, также технологическая карта урока в которой разрабатывались вводный инструктаж, а также текущий и заключительный; дидактического материала к уроку производственного обучения, который позволяет мастеру правильно организовать и провести учебно-производственный процесс, систематически контролировать уровень знаний, умений и навыков учащихся.

Цели поставленные в начале написания курсовой работы были достигнуты. Но некоторые моменты вызывали трудности.

Разработка дидактического материала, а также технологической карты урока, вызывала наибольшие трудности, так как необходимо было искать оптимальные формы и методы преподавания темы. Но изучив много методической литературы, а также общения с опытными преподавателями, данная проблема была решена, и, на взгляд автора курсового проекта, удачно.

Деловая игра использовалась автором во время прохождения педагогической практики. В результате пришла к выводу, что применение такого подхода к обучению учащихся является наиболее эффективным для приобретения и закрепления знаний у учащихся.

В ходе работы над курсовым проектом было выявлено следующее: мастер производственного обучения предпочитает фронтальную форму организации учебной деятельности в ходе формирования новых знаний и индивидуальную при самостоятельной деятельности учащихся. Выяснилось, что наиболее эффективной формой проверки усвоенных знаний учащихся является деловая игра, так как она отличается не простым опросом учащихся, а их активной умственной деятельностью, которая поощряется, а это стимулирует их к действию.

Курсовая работа состоит из практической и теоретической частей, которые тесно связаны между собой. Для разработки курсовй работы использовались новейшие современные педагогические технологии, разнообразные методические приемы. Были проведены с некоторыми преподавателями ПТУ, которые передавали свой метод обучения. Это очень помогла при разработке курсовой работы.

При разработке и оформлении данной работы были практически закреплены знания по предмету «Организация и методика производственного обучения». А это является важным шагом в развитии своих педагогических способностей.

 


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1. Аронов М.В., Молчан Л.Л. Современный урок.- Мн.: РИПО,1994.- 38с.

2. Блюмберг В.А., Зазерский Е.И. Справочник токаря. - Л.: Машиностроение, Ленингр. отд-ние, 1981.- 406 с.

. Денежный П.М., Стискин Г.М., Тхор И.Е. Токарное дело. Изд. 2-е, перераб. и доп. Учебник для средних проф.-техн. училищ. М., «Высш. школа»,1976. -240 с.

. Макиенко Н.И. Педагогический процесс в училищах профессионально-технического образования. Под реакцией И.Г. Коваленко. Минск, «Вышэйш. школа», 1977.-256 с.

. Макиенко Н.И. Педагогический процесс в училищах профессионально-технического образования: Метод. пособие. -М.: Высш. школа, 1983.- 344 с.

. Макиенко Н.И., Крупицкий Э.И. Педагогический процесс в учебных заведениях профессионально-технического образования. Научный редактор М.А. Гориянов. Мн., «Вышэйш. школа», 1971. -264 с.

. Методика производственного обучения и преподавания строительных дисциплин. Методические указания к курсовой работе.- Мозырь, 2003.

. Организация и методика производственного обучения: Учебник для индустриально - пед. техникумов и повышения квалификации мастеров произв. обучения.-М.: Высш. школа,1978.-399 с.

. Радченко А.К. Проектирование технологии обучения техническим дисциплинам: Учеб. пособие / А.К. Радченко. - Мн.: Адукацыя i выхаванне, 2003. - 288 с.

. Слепинин В.А. Руководство для обучения токарей по металлу. Учебн. пособ.для проф.-техн. учебных заведений. Изд. 2-е, перераб. М., «Высш. школа», 1971.-336с.

. Тамарин Н.И., Шафаренко М.С. Справочная книга мастера производственного обучения. - М.: Высш. шк., 1988.-205 с.

. Титов А.И. Методика производственного обучения в профтехучилищах: Для строит. Профессий.- 3-е изд., перераб. и доп.- Мн.: Выш. шк., 1988.- 224 с.

. Урок производственного обучения и методика его анализа: Методические рекомендации. -Мозырь, 1994.-16 с.

. Фещенко В.Н., Махмутов Р.Х. Токарная обработка: Учеб. для ПТУ. - 2-е изд., перераб. и доп. -М.: высш. шк., 1990. -303 с.

. Шапоринский С.А. Вопросы теории производственного обучения. - М.: Профтехобразование, 1986.-138 с.

 


ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Карточка - задание

 

Назвать элементы станка

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: