ТЕОРИИ ДЕТСКОГО РАЗВИТИЯ




ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Автор-составитель Р. П. Ефимкина

Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1995

 

--------------------------------------------------------------------------------

Аннотация

ТЕОРИИ ДЕТСКОГО РАЗВИТИЯ

ПЕРИОДИЗАЦИЯ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

КРИЗИС НОВОРОЖДЕННОСТИ И МЛАДЕНЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ

КРИЗИС ОДНОГО ГОДА И РАННЕЕ ДЕТСТВО

КРИЗИС 3-Х ЛЕТ И ДОШКОЛЬНОЕ ДЕТСТВО

КРИЗИС 7-МИ ЛЕТ И МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

КРИЗИС 13-ТИ ЛЕТ И ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ

Кризис юношеского возраста

 

--------------------------------------------------------------------------------

 

Аннотация

 

Методические указания адресованы слушателям спецфакультета психологии, но могут

быть также использованы и при подготовке учителей, воспитателей, социальных

работников - словом, тех специалистов, которые работают с детьми. Цель пособия -

задать слушателям курса ориентировку в литературе, посвященной развитию и

возрастным особенностям ребенка.

 

c Римма Павловна Ефимкина 1994, 1995

c Научно-учебный центр психологии НГУ, 1995

 

ТЕОРИИ ДЕТСКОГО РАЗВИТИЯ

 

 

На сегодняшний день не существует единой теории, способной дать всеобъемлющее

представление о психическом развитии ребенка. Чтобы получить более или менее

полную картину развития, поведения и воспитания детей, нужно познакомиться с

несколькими теориями, которые выражаются в типе периодизации.

 

 

Психоаналитическая теория

Ее предмет - человеческие эмоции и межличностные отношения. Наиболее известны

две периодизации представителей психоаналитической теории: Зигмунда Фрейда и

Эрика Эриксона.

 

З.Фрейд (1856-1939) объяснял развитие личности действием биологических факторов

и опытом раннего семейного общения. Он полагал, что дети проходят 5 стадий

психического, точнее, психосексуального развития. На каждой стадии интересы

ребенка сосредоточены вокруг определенной части тела, служащей источником

получения удовольствия:

 

оральная стадия (0 - 2 года);

анальная стадия (2 - 3 года);

фаллическая стадия (4 - 5 лет);

латентная стадия (6 - 12 лет);

генитальная стадия (12 - 18 лет).

Э. Эриксон (1902-1979) выделил 8 стадий психосоциального развития личности. На

каждой человек испытывает специфический кризис, суть которого составляет

конфликт между противоположными состояниями сознания, психики:

 

доверие - недоверие к окружающему миру (0 - 1 год);

чувство независимости - ощущение стыда и сомнения (1 - 3 года);

инициативность - чувство вины (4 - 5 лет);

трудолюбие - чувство неполноценности (6 - 11 лет);

понимание принадлежности к определенному полу - непо-нимание форм поведения,

соответствующего данному полу (12 - 18 лет);

стремление к интимным отношениям - изолированность от окружающих (раннее

взросление);

жизненная активность - сосредоточенность на себе, возрастные проблемы

(нормальное взросление);

ощущение полноты жизни - отчаяние (позднее взросление).

 

Когнитивная теория

Касается главным образом проблем становления и развития мышления, процесса

усвоения знаний. Наиболее полно процессы умственного развития были разработаны

швейцарским ученым Жаном Пиаже (1896 - 1980). Человек, по Пиаже, в своем

умственном развитии проходит 4 большие периода: 1) чувственно-двигательный

(сенсомоторный) - от рождения до 2 лет; 2) дооперативный (2 - 7 лет); 3) период

конкретного мышления (7 - 11 лет); 4) период формально-логического, абстрактного

мышления (11-12 - 18 лет и далее).

 

 

Теория поведения

Пытается объяснить, почему, когда и каким образом дети и взрослые обучаются

вести себя так, а не иначе. Эту теорию называют также бихевиористской (от англ.

behavior - поведение). Основоположником бихевиоризма является Джон Уотсон (1878-

1958). Большой вклад в практическое осуществление теории внес Б. Скиннер (1904-

1992). Бихевиористы подчеркивают влияние среды на поведение и развитие детей и

выделяют 3 типа социального обучения: классическое и оперантное обусловливание и

подражание.

 

 

Биологическая теория

Сравнивает поведение людей и животных в естественных условиях и акцентирует

внимание на определении общего и специфического в их поведении. Научное

направление, занимающееся этими проблемами, носит название этология. Конрад

Лоуренц (1903-1988), известный этолог, ввел в психологию понятие импринтинга

(запечатлевания). По мнению этологов, человек рождается с определенными

фиксированными образцами действий, генетически детерминированными формами

поведения - инстинктами.

 

 

Гуманистическая теория

Рассматривает человека как уникального индивида, целостную личность, стремящуюся

к самореализации. Наибольший вклад в развитие гуманистической теории внес

Абрахам Маслоу (1908 - 1970). Согласно его теории, каждый человек обладает

мотивационным набором, который помогает ему удовлетворять потребности пяти

уровней:

 

выживание, или биологические потребности;

безопасность и уверенность в будущем;

любовь и принадлежность к конкретной социальной группе (социальный статус);

самооценка;

самореализация.

Удовлетворив их, человек может стать творческим и независимым существом.

 

 

Культурно-историческая теория Л.С.Выготского

Основывается на том, что "всякая функция в культурном развитии ребенка

появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва социальном, как категория

интерпсихическая, потом - психологическом, как категория интрапсихическая,

сперва между людьми, затем внутри ребенка". Все внутренние процессы, по

Выготскому, являются продуктом интериоризации: они зарождаются в прямых

социальных контактах ребенка со взрослыми, а затем "вращиваются" в его сознание.

 

Все эти теории взаимодополнительны, так как их авторы используют различные

"инструменты" при изучении психического развития человека и акцентируют внимание

на различных уровнях и сторонах развития ребенка. В данном пособии в качестве

основной используется концепция Л.С.Выготского.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: