ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Автор-составитель Р. П. Ефимкина
Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1995
--------------------------------------------------------------------------------
Аннотация
ТЕОРИИ ДЕТСКОГО РАЗВИТИЯ
ПЕРИОДИЗАЦИЯ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
КРИЗИС НОВОРОЖДЕННОСТИ И МЛАДЕНЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ
КРИЗИС ОДНОГО ГОДА И РАННЕЕ ДЕТСТВО
КРИЗИС 3-Х ЛЕТ И ДОШКОЛЬНОЕ ДЕТСТВО
КРИЗИС 7-МИ ЛЕТ И МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
КРИЗИС 13-ТИ ЛЕТ И ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ
Кризис юношеского возраста
--------------------------------------------------------------------------------
Аннотация
Методические указания адресованы слушателям спецфакультета психологии, но могут
быть также использованы и при подготовке учителей, воспитателей, социальных
работников - словом, тех специалистов, которые работают с детьми. Цель пособия -
задать слушателям курса ориентировку в литературе, посвященной развитию и
возрастным особенностям ребенка.
c Римма Павловна Ефимкина 1994, 1995
c Научно-учебный центр психологии НГУ, 1995
ТЕОРИИ ДЕТСКОГО РАЗВИТИЯ
На сегодняшний день не существует единой теории, способной дать всеобъемлющее
представление о психическом развитии ребенка. Чтобы получить более или менее
полную картину развития, поведения и воспитания детей, нужно познакомиться с
несколькими теориями, которые выражаются в типе периодизации.
Психоаналитическая теория
Ее предмет - человеческие эмоции и межличностные отношения. Наиболее известны
две периодизации представителей психоаналитической теории: Зигмунда Фрейда и
Эрика Эриксона.
З.Фрейд (1856-1939) объяснял развитие личности действием биологических факторов
и опытом раннего семейного общения. Он полагал, что дети проходят 5 стадий
психического, точнее, психосексуального развития. На каждой стадии интересы
ребенка сосредоточены вокруг определенной части тела, служащей источником
получения удовольствия:
оральная стадия (0 - 2 года);
анальная стадия (2 - 3 года);
фаллическая стадия (4 - 5 лет);
латентная стадия (6 - 12 лет);
генитальная стадия (12 - 18 лет).
Э. Эриксон (1902-1979) выделил 8 стадий психосоциального развития личности. На
каждой человек испытывает специфический кризис, суть которого составляет
конфликт между противоположными состояниями сознания, психики:
доверие - недоверие к окружающему миру (0 - 1 год);
чувство независимости - ощущение стыда и сомнения (1 - 3 года);
инициативность - чувство вины (4 - 5 лет);
трудолюбие - чувство неполноценности (6 - 11 лет);
понимание принадлежности к определенному полу - непо-нимание форм поведения,
соответствующего данному полу (12 - 18 лет);
стремление к интимным отношениям - изолированность от окружающих (раннее
взросление);
жизненная активность - сосредоточенность на себе, возрастные проблемы
(нормальное взросление);
ощущение полноты жизни - отчаяние (позднее взросление).
Когнитивная теория
Касается главным образом проблем становления и развития мышления, процесса
усвоения знаний. Наиболее полно процессы умственного развития были разработаны
швейцарским ученым Жаном Пиаже (1896 - 1980). Человек, по Пиаже, в своем
умственном развитии проходит 4 большие периода: 1) чувственно-двигательный
(сенсомоторный) - от рождения до 2 лет; 2) дооперативный (2 - 7 лет); 3) период
конкретного мышления (7 - 11 лет); 4) период формально-логического, абстрактного
мышления (11-12 - 18 лет и далее).
Теория поведения
Пытается объяснить, почему, когда и каким образом дети и взрослые обучаются
вести себя так, а не иначе. Эту теорию называют также бихевиористской (от англ.
behavior - поведение). Основоположником бихевиоризма является Джон Уотсон (1878-
1958). Большой вклад в практическое осуществление теории внес Б. Скиннер (1904-
1992). Бихевиористы подчеркивают влияние среды на поведение и развитие детей и
выделяют 3 типа социального обучения: классическое и оперантное обусловливание и
подражание.
Биологическая теория
Сравнивает поведение людей и животных в естественных условиях и акцентирует
внимание на определении общего и специфического в их поведении. Научное
направление, занимающееся этими проблемами, носит название этология. Конрад
Лоуренц (1903-1988), известный этолог, ввел в психологию понятие импринтинга
(запечатлевания). По мнению этологов, человек рождается с определенными
фиксированными образцами действий, генетически детерминированными формами
поведения - инстинктами.
Гуманистическая теория
Рассматривает человека как уникального индивида, целостную личность, стремящуюся
к самореализации. Наибольший вклад в развитие гуманистической теории внес
Абрахам Маслоу (1908 - 1970). Согласно его теории, каждый человек обладает
мотивационным набором, который помогает ему удовлетворять потребности пяти
уровней:
выживание, или биологические потребности;
безопасность и уверенность в будущем;
любовь и принадлежность к конкретной социальной группе (социальный статус);
самооценка;
самореализация.
Удовлетворив их, человек может стать творческим и независимым существом.
Культурно-историческая теория Л.С.Выготского
Основывается на том, что "всякая функция в культурном развитии ребенка
появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва социальном, как категория
интерпсихическая, потом - психологическом, как категория интрапсихическая,
сперва между людьми, затем внутри ребенка". Все внутренние процессы, по
Выготскому, являются продуктом интериоризации: они зарождаются в прямых
социальных контактах ребенка со взрослыми, а затем "вращиваются" в его сознание.
Все эти теории взаимодополнительны, так как их авторы используют различные
"инструменты" при изучении психического развития человека и акцентируют внимание
на различных уровнях и сторонах развития ребенка. В данном пособии в качестве
основной используется концепция Л.С.Выготского.