По сути, возможности тут безграничны, так как ГИС - универсальная технология для работы с пространственными данными. Причем, на разных видах транспорта есть свои специфические задачи, которые могут эффективнее решаться с помощью ГИС. Вот только некоторые из них:
Автодороги
ГИС широко используется для управления инвестициями, проектирования и управления проектами по строительству автодорожной инфраструктуры.С помощью ГИС можно определить потенциал и пропускную способность будущей автодороги, обеспечить управление эксплуатацией и ремонтами, визуализировать трехмерные модели развязок и мониторинг технического состояния дорожного полотна и инженерных сооружений (мостов, эстакад и пр.), оптимизировать сопутствующую инфраструктуру (АЗС, пункты питания и т.д.), отслеживать пробки и погодные условия на всех участках дорог.ГИС помогает сделать эксплуатацию дорожной инфраструктуры экономически эффективной и безопасной.
рис.1-Картограмма интенсивности движения
рис.2-Классификация улично-дорожной сети по плотности потока ТС
В 2012 году в России завершилась реализация федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах». Государственным заказчиком-координатором от Министерства внутренних дел Российской Федерации выступило Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения.
В рамках программы на базе Центра специального назначения в области обеспечения безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации создан Аналитический центр Госавтоинспекции. Основными задачами Аналитического центра являются осуществление комплексного анализа причин и условий, способствующих совершению ДТП, и последующая оценка эффективности принимаемых решений, в том числе с использованием методов математического моделирования. Подключенные информационные ресурсы позволяют детально изучать факторы, способствующие совершению дорожно-транспортных происшествий на автодорогах Российской Федерации – как в целом, так и на месте конкретного происшествия. Приоритетным направлением деятельности Аналитического центра является мониторинг информации обо всех дорожно-транспортных происшествиях, произошедших на автодорогах Российской Федерации, поступающей круглосуточно. В целях обеспечения решения задач Аналитического Центра совместно с компанией «DATA+» была разработана и введена в опытную эксплуатацию геоинформационная система.
рис.3-ГИС Центра мониторинга
|
Железные дороги
- управление недвижимым имуществом
- управление объектами инфраструктуры (энергоснабжение, путевое хозяйство, сигнализация и связь)
- слежение за поездами и грузами
- анализ грузопотоков
- мониторинг и реагирование на чрезвычайные ситуации
- информирование пассажиров
- маркетинг
- оценка рисков
- планирование развития сети
- распределение средств на ремонт и развитие.
Федеральное управление железных дорог США (FRA; FederalRailroadAdministration) запустило новое бесплатное картографическое приложение – Локатор железнодорожного переезда (RailroadCrossingLocator). Оно способствует повышению безопасности движения автотранспорта через железнодорожные переезды и доступно на AppleAppStore. Приложение предоставляет агентствам по перевозкам и агентствам по обеспечению безопасности удобный мобильный инструмент для запросов информации о местах пересечения железнодорожных линий и автодорог, а населению – интерактивный канал доступа к такой информации.
|
В 2008 году ГИС команда Управления выпустила свое первое публично доступное картографическое приложение по железнодорожным переездам. Эта простая картографическая программа, называемая Pop-UpViewer (всплывающийвьюер), использует серверную технологию Esri, интегрированную с инструментом поиска данных на веб-сайте FRA с данными по безопасности. Хотя эта программа предоставляла намного более прогрессивный и удобный способ поиска нужной информации по сравнению с методом поиска записей на листах бумаги, впоследствии вьюер был оптимизирован для веб-браузеров на настольных компьютерах.
рис.4-Через данное приложение пользователи могут осуществлять поиск железнодорожного переезда по номеру ID или по адресу.
Городской пассажирский транспорт
- планирование и анализ маршрутной сети
- диспетчеризация
- слежение за подвижным составом
- увязка расписаний с другими видами транспорта
- описи оборудования на остановках и конечных пунктах
- поддержка эксплуатации систем энергоснабжения, сигнализации и связи
- составление и анализ отчетов по ДТП
- демографический анализ и реструктурирование маршрутов.
Администрация дорог и транспорта (RoadsandTransportAuthority; RTA) в Дубае недавно обновила свою действовавшую ранее геопространственную систему. Новая корпоративная ГИС RTA теперь включает ArcGISforServer, что обеспечивает быстрый многопользовательский доступ к разнообразной информации, позволяет улучшить управление пространственными данными и облегчает ее интеграцию с другими действующими в этом ведомстве системами.Через портал предоставляется доступ общественности к данным о транспортном сообщении в Дубае. Например, используя функциональность ГИС, пассажиры метро могут получить информацию о линиях и станциях метрополитена, времени проезда, местах пересадки на другие виды транспорта и другие сведения.
|
рис.5-ГИС-портал RTA
Аэропорты
- управление имуществом аэропортов
- управление территорией
- выбор мест и строительство новых объектов инфраструктуры аэропорта
- мониторинг и планирование воздушных коридоров
- оценка и планирование пропускной способности
- оптимизация парковки самолетов
- экологическая оценка
- моделирование и мониторинг шумового загрязнения
- управление сдачей площадей в аренду
- информирование пассажиров по плану аэропорта и ближайшему его окружению.
Стратегически расположенный относительно Юго-Восточной Азии, Европы и Африки, аэропорт города Перт является четвертым по загруженности в Австралии, после Сиднея, Мельбурна и Брисбена. В соответствии с 99-летним договором аренды с правительством Содружества наций аэропорт управляется корпорацией WestraliaAirportsCorporationPtyLtd. (WAC). Земельные владения Пертского аэропорта охватывают более 2100 гектаров, и он является главными международными, внутренними и региональными воздушными воротами штата Западная Австралия.
Чтобы удовлетворить столь существенный предполагаемый рост загруженности и подготовиться к расширению мощностей терминалов и технических зон, WAC прикладывает все возможные усилия, чтобы собрать больше данных о состоянии аэропорта с учетом многочисленных факторов, включая вопросы и требования обеспечения безопасности и охраны, эксплуатационной и экологической служб, деятельность по обслуживанию клиентов, коммерческой инфраструктуры и предоставления прочих услуг.
Основой выбранного WAC решения для аналитики на основе местоположения стали программная ГИС-платформа и пакетное приложение Dekho. Это приложение под ArcGIS помогло WAC интегрировать информацию баз данных с элементами местоположения, включая объекты недвижимости и управление активами. Развернутое программное обеспечение позволило WAC эффективно распространять и управлять этими данными во всех многочисленных подразделениях за счет организации эффективных рабочих процессов совместного пользования информацией, удобства доступа к ней в режиме, близком к реальному времени.
рис.6-Международные маршруты полетов из аэропорта г. Перт.
Морские и речные порты
- управление имуществом
- экологическая оценка
- оперативное управление складами
- оптимизация использования складов
- мониторинг прилегающей акватории
Национальный ледовый центр США использует возможности ArcGIS для обработки спутниковых снимков полярных регионов, анализа ледовой обстановки и создания карт морских льдов и айсбергов для навигации в коварных полярных водах. Спутниковые снимки загружаются в систему обработки и анализа изображений, в которой аналитики изучают морские льды и еженедельно создают десятки стандартных ГИС-карт. Они используются ВМС, пароходствами, рыболовецкими предприятиями, нефтяными компаниями и океанологами.
В целях безопасности судоходства в полярных регионах капитаны судов, находящихся вблизи льдов, а также во льдах и под ними, используют данные, поставляемые Национальным ледовым центром (NIC – NationalIceCenter), организацией, создающей карты морских льдов и айсбергов с помощью программного обеспечения ArcGIS компании Esri. Специалисты по льдам обрабатывают в ГИС спутниковые снимки для изучения ледовой обстановки и ее отображения на карте.
Они используют дополнительный модуль к ArcGIS, который называется Система обработки и анализа спутниковых снимков (SIPAS – SatelliteImageProcessingandAnalysisSystem). «Подавляющее большинство информационных продуктов, посвященных льдам, создается нами с использованием редактора SIPAS, – говорит Марк Денил (MarkDenil), специалист NIC по ГИС. – Эта среда редактирования автоматически выполняет большинство операций по обработке и обслуживанию данных, позволяя редакторам сосредоточиться на интерпретации ледовой обстановки. Большинство продуктов создается на основе многопользовательской корпоративной базы геоданных».
рис.7-Интерфейс модуля SIPAS
Заключение
Рынок ГИС, начиная с момента появления первых коммерческих продуктов во второй половине прошлого века, постоянно развивается и растет. Растет оборот как непосредственных разработчиков базового программного ГИС обеспечения, так и их партнеров, предлагающих готовые наборы геоданных и собственные разработки, дополняющие возможности базовых продуктов полезными, в том числе специализированными функциями и инструментами. Рынок ГИС растет и в периоды экономического подъема, и даже в трудные времена. Эта технология очень ценна для улучшения производственного процесса, при принятии решений, для общения и налаживания контактов между людьми, повышения их знания об окружающем мире, для общего повышения эффективности работы и расширения взаимодействия внутри и между организациями.
Список используемой литературы
1.Бугаевский Л.М., Цветков В.Я. Геоинформационные системы. — М.: Златоуст, 2000.
2.Информационные технологии в управлении / Под ред. Ю. М. Черкасова. М.: ИНФРА-М, 2001.
3.Иванников А.Д., Кулагин В.П., Тихонов А.Н. и др. М.: МАКС Пресс, 2001.349 с.
4.Замай С.С., Якубайлик О.Э.. Программное обеспечение и технологии геоинформационных систем: Учеб.пособие / Краснояр. гос. ун-т. Красноярск, 1998. 110 с.
5.Кольцов А.С. Геоинформационные системы: учеб.пособие /А.С. Кольцов, Е.Д. Федорков. Воронеж: ГОУВПО «Воронежский государственный технический университет», 2006. 203 с.
6.Трифонова Т.А., Мищенко Н.В., Краснощеков А.Н. Геоинформационные системы и дистанционное зондирование в экологических исследованиях: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический проект, 2005. 352 с.
7. Электронный ресурс: https://mosmap.ru – сайт информативных карт
8. Электронный ресурс: https://gis-tech.ru– информационный сайт о ГИС-технологиях
9.Электронныйресурс: esri-cis.ru/products- Esri/Products