Главным субъектом государственного регулирования является государство. Оно организует исполнение экономических интересов.
Объектами государственного регулирования экономики являются экономика страны, регионов, сфер, отраслей, предприятий.
В общем виде объектами государственного регулирования экономики являются макро- и микроэкономика.
Важнейшими объектами государственного регулирования экономики РБ в настоящее время являются:
1) качество изменения процесса производства;
2) денежное обращение;
3) накопление капитала;
4) отраслевая и региональная структура экономики;
5) структура формирования собственности;
6) разгосударствление и приватизация;
7) развитие конкуренции;
8) развитие предпринимательства, в т.ч. малого;
9) социальное развитие;
10) социальная защита населения;
11) трудовые ресурсы;
12) окружающая среда;
13) ВЭС.
Формы и методы государственного регулирования экономики
В системе мер государственного регулирования экономики можно выделить четыре относительно самостоятельных, но в то же время тесно увязанных между собой направления (формы):
· планирование, программирование и прогнозирование;
· финансово-кредитное регулирование;
· антимонопольное регулирование;
· дерегулирование экономики.
Планирование — это процесс принятия управленческого решения, основанный на обработке исходной информации и включающий выбор и научную постановку целей, выбор путей и способов их достижения посредством сравнительной оценки альтернативных вариантов и выбора наиболее приемлемого из них в ожидаемых условиях развития.
Прогнозирование — это процесс разработки прогноза, построенный на вероятностном, научно обоснованном суждении о перспективах развития объекта, а также об альтернативных путях достижения определенного состояния этого объекта.
Особое место в системе государственного регулирования отводится финансово-кредитной системе, которая активно воздействует на социально-экономические процессы и обеспечивает движение экономики в заданном планом, прогнозом или программой направлении. Ее воздействие осуществляется через налоги, рациональное сочетание безвозмездного финансирования с кредитованием различных процессов и явлений, дифференцированные проценты за кредит, цены, всевозможные финансовые и налоговые льготы.
Антимонопольное регулирование в Беларуси основано на системе нормативно-правовых актов, документов, законов. Антимонопольное законодательство является основой антимонопольного регулирования. Его главные направления — противодействие монополистической деятельности, формирование и развитие конкурентных отношений, регулирование отношений, связанных с защитой прав потребителей.
В системе государственного регулирования экономики следует выделить дерегулирование, которое должно обеспечивать баланс между государственным регулированием и полномочиями рыночной системы, поддерживать предпринимательство и формировать рыночную инфраструктуру
Меры государственного регулирования экономики направлены на ориентацию макроэкономического развития и поведение субъектов макроэкономики для достижения краткосрочных и долгосрочных целей и решение соответствующих задач.
По степени влияния государства на хозяйственную деятельность выделяют прямые и косвенные: административно-распорядительные, экономические методы регулирования.
Имущество организации
Имущество (активы) предприятия включает долгосрочные средства (активы), именуемые недвижимостью и краткосрочные средства (активы), именуемые движимым имуществом.
Недвижимость служит более 1 года и переносит свою стоимость на стоимость продукции по частям в виде амортизационных отчислений. Она включает:
1. Средства труда, подразделяемые на:
· основной капитал (материальная недвижимость) – оборудование, здания и т.д.
· нематериальные активы (нематериальная недвижимость) – приобретенные имущественные права, патенты, другие объекты интеллектуальной собственности.
2. Долгосрочные финансовые вложения на срок более 1 года (финансовая недвижимость) - сдача имущества в аренду, вложения в уставные фонды других предприятий, приобретение долгосрочных облигаций и т.д.
Движимое имущество (краткосрочные средства) служит менее 1 года, переносит свою стоимость на стоимость продукции полностью в процессе потребления (производства). Оно включает:
· оборотные средства, в т.ч. предметы труда (оборотные производственные фонды) и средства реализации (фонды обращения);
· краткосрочные финансовые вложения (менее 1 года);
· денежные средства (в кассе, на счетах, расчетах).