Instruments of art-PR in the digital age




Инструменты арт-пиара в цифровую эпоху

 

Аннотация

В данном исследовании рассматриваются наиболее актуальные и новаторские способы арт-пиара, которые используются для продвижения современных сетевых поэтов в интернет-пространстве. Для получения аналитических данных применяются дискурсивный метод, метод контент-анализа и медиалингвистический метод.

Ключевые слова: арт-пиар, цифровая эпоха, сетевой поэт

 

Stefania A. Danilova

Saint-Petersburg State University, graduate student

Research supervisor: PhD, associate professor N. S. Tsvetova

 

Instruments of art-PR in the digital age

 

Abstract

This study examines the most relevant and innovative methods of art-PR, which are used to promote the representatives of modern network poetry in the Internet space. To obtain analytical data, a discursive method, a content analysis method, and a medialinguistic method are used.

Key words: art-PR, digital age, network poetry

 

Цифровая эпоха предлагает молодым поэтам богатый спектр возможностей для пиара и самопиара. Стратегические коммуникации в данном сегменте медийного дискурса сегодня привлекают внимание многочисленных исследователей: белорусской школы под руководством Т. П. Каприлович (Медиатекст и культура. Минск: МГЛУ, 2015, 168 с.), сотрудников кафедры медиалингвистики СПбГУ Л.Р. Дускаевой, В. И. Конькова, Ю.М. Коняевой, Н. С. Цветовой и др. Но, как правило, цифровые инструменты арт-пиара находятся на периферии научного интереса, если не считать труды Л. Ниловой (Поп-арт маркетинг. Insta-грамотность и контент стратегии. Москва: АСТ, 2017, 288 с.), С. В. Кадырова, Е. А. Немцевой и Г. Л. Тульчинского (Self-менеджмент в сфере искусства и культуры. СПБ, 2013).

Изобилие открытых интернет-площадок для публикации и свободных микрофонов, Android и Apple–приложений, фестивалей, конкурсов и альманахов — это малый перечень активно используемых приемов для расширения читательской аудитории.

Цель данной работы заключается в описании и систематизации наиболее актуальных пиар-инструментов, используемых сегодня для продвижения поэта в Сети. При реализации этой задачи мы использовали метод контент-анализа, метод дискурсивного анализа и медиалингвистический метод.

Первый источник эмпирического материала — наш собственный коммуникативный опыт. В 2013 году, рассылая новогодние письма со стихотворениями и посланиями читателям, мы не ожидали, во-первых, что на участие в акции поступит более 300 заявок [1], а, во-вторых, что это станет своеобразным трендом через несколько лет. Так, музыкант и поэт Азат Диваев, ныне проживающий в Санкт-Петербурге, в 2017 году собрал адреса пользователей «ВКонтакте», поддержавших его в крупном чарте. Их оказалось 170 человек, каждому из которых Диваев отправил личные письма [2]. В 2017 году поэтесса София Капилевич организует схожую акцию, вкладывая стихотворения с координатами группы в Интернете в конверты формата А4 с подписью «Привет, прохожий. Это тебе» [3]. Конверты поэтесса размещает в историческом центре города. Судя по комментариям под анонсом акции, Софии удалось приобрести новых читателей.

О результативности акции свидетельствовали многочисленные сообщения горожан о «поэтических» находках в комментариях на официальной странице поэтессы. Так потенциальные читатели были вовлечены в игру с поэтом. Элементом данной акции стало и сарафанное радио: люди склонны запоминать неординарное и рассказывать об этом своим друзьям в социальных сетях, а история про знакомство с творчеством поэтессы через найденный у Казанского собора конверт более увлекательна, чем если бы стихотворение было найдено в Сети.

Наш опыт свидетельствует о том, что акция Капилевич, несмотря на ее камерность, может превратиться в массовый тренд: всё зависит от количества конвертов и желания вкладывать силы в их распространение.

В 2016 году прием распространения поэтических текстов на бумажных носителях был переосмыслен организаторами фестиваля «Всемирный День Поэзии 21.03». За 2016 и 2017 год было распространено более 50 000 флаеров с произведениями победителей конкурсной части фестиваля и координатами гала-концертов в России, Казахстане, Беларуси и Украине [9].

С добавлением в функционал «ВКонтакте» возможности писать от имени сообщества, поэты публикуют комментарии под популярными постами официальных сообществ коллег. Так, крупной группой «Стефания Данилова пишет:» в 2017 году был опубликован ТОП-50 музыкальных композиций по версии сообщества. Автором одной из попавших в ТОП песен оказался Азат Диваев, который откомментировал статью не со своего личного аккаунта, а от имени своего сообщества «Азат Диваев | Официальная группа», что повлекло за собой вступления в его группу [10].

Поэтесса Виктория Манасевич создает благотворительный проект «ПоЛИфония» в честь нуждающейся в помощи Алины Стародубцевой [4]. Проект более чем работает на арт-пиар самой поэтессы: Манасевич создаёт видеоклипы на стихи других авторов, которые будут распространяться по их блогам и после окончания акции.

Благодаря Интернету объединяются разные типы акционального поведения: в цифровую эпоху старые методы привлечения внимания получают новую подачу. Поэт Алиса Миррор собственноручно рисует выступающих гостей на своём концерте [11], а поэт Арчет пригласил художницу Н. Классен для аналогичной цели на организованный им «Свободный микрофон» [7]. Данная акция работает на потребительский аспект потенциальных выступающих: человек приходит на событие, зная, что получит свой портрет бесплатно. Кроме этого, одним из спорных, но действенных способов арт-пиара является вандализм. Как сами поэты, так и их читатели пишут на стенах зданий строки из произведений, по которым можно найти автора в Сети. Так, придуманное нами в 2013 году слово «Веснадцать» и производный от него контекстуальный синоним фразы «С Днем Рождения» — «С Веснадцатилетием» появилось на стене магазина «Буквоед» на Загородном проспекте г. Санкт-Петербург [5]. По кодовому слову «Веснадцатилетие» несложно было выйти на одноимённую книгу автора, вышедшую в издательстве «АСТ»: так автор приобрёл несколько представителей новой аудитории.

Солидную роль в современном арт-пиаре играет его величество случай, рандомные возможности и умение ими пользоваться, извлекая из них выгоду для себя. В 2011 году поэт Арчет становится Триумф-лауреатом Всероссийской поэтической премии «Послушайте!» им. Велимира Хлебникова. Среди призов был следующий лот: наименование одной из улиц в коттеджном посёлке близ Санкт-Петербурга именем победителя [8]. Это принесло поэту волну упоминаний в СМИ и значительный рост паблицитного капитала на официальной странице.

Особым инструментом для арт-пиара является социальная сеть Telegram, вызывающая доверие пользователей из-за отсутствия ботов. Так, певица и поэт Екатерина Яшникова создаёт фан-клуб в виде закрытого Telegram-канала, куда можно попасть, заполнив форму Google-анкеты, доказав, что действительно являешься её фанатом [6]. В закрытом канале Екатерина делится закулисьем своей творческой жизни. Этот способ арт-пиара выигрышен имитацией элитарности: читатель понимает, что, став частью закрытого сообщества, он оказывается причастным к процессу создания искусства, в то время, как всем остальным доступен только конечный продукт.

Многие поэты сами создают фан-клубы для культивирования интереса к собственной персоне и присвоения «галочки» (статуса официальной страницы медиаличности) в социальной сети «ВКонтакте». Для достижения «галочки» необходимо наличие нескольких «клонов» официального сообщества, доказывающих интерес к персоне. Так, поэтесса Ах Астахова с её друзьями в 2012 году, не указывая себя в администраторах сообщества, создает фан-группу, с которой читатели могут попасть уже в главное сообщество и подписаться на него [12].

Исходя из проанализированных материалов, можно сделать следующие выводы: в завоевании социальных сетей современные поэты используют самые разнообразные пиар-инструменты. И успех продвижения поэтической персоны зависит от новаторского использования уже известных способов и средств продвижения, от способности адресанта синтезировать разные виды искусств – поэзию и рисунок, поэзию и кросспостинг, поэзию и умелое владение SMM с учётом появления новых платформ для культурной репрезентации. В то же время следует заметить, что массовость вследствие применения перечисленных пиар-инструментов иллюзорна. Исключение – улицы имени поэта и бум в СМИ по этому поводу, а также полный зал, пришедший по флаерам на фестиваль «Всемирный День Поэзии». Тем не менее, неординарные пиар-акции с использованием новейших возможностей цифровой эпохи работают на создание личного бренда автора и сторителлинг: поэта могут помнить не по его произведениям, но по письму, полученному благодаря его личной рассылке «Почтой России», что заметно выделяет его персону из ряда медийных «зубров», не совершающих подобных поступков, которые свидетельствуют об индивидуальном подходе к каждому читателю/адресату.

 

 

Литература

 

  1. Акция «Фабрика Писем» С. Даниловой в 2013 году [Электронный ресурс] URL: https://vk.com/stefaniadanilova?w=wall-33426079_28871 (дата обращения: 30.01.18)
  2. Акция рассылки писем группе поддержки Азата Диваева в 2017 году [Электронный ресурс] URL: https://vk.com/id12035964?w=wall12035964_7517 (дата обращения: 30.01.18)
  3. Акция Софии Капилевич «Рифмы в городе» [Электронный ресурс] URL: https://vk.com/wall-56921241_189 (дата обращения: 30.01.18)
  4. Благотворительный видеопроект «ПоЛИфония» В. Манасевич [Электронный ресурс] URL: https://vk.com/odnasoprano?w=wall-37502366_4155 (дата обращения: 30.01.18)
  5. Граффити «С Веснадцатилетием» на стене книжного магазина [Электронный ресурс] URL: https://vk.com/stefaniadanilova?w=wall-33426079_35688 (дата обращения: 30.01.18)
  6. Информация о вступлении в фан-клуб исполнительницы Екатерины Яшниковой на её официальной странице [Электронный ресурс] URL: https://vk.com/kanokayanshi?w=wall3142958_26464 (дата обращения: 30.01.18)
  7. Объявление о рисовании выступающих на творческом вечере Арчета Натальей Классен [Электронный ресурс] URL: https://vk.com/archet?w=wall428340_40014 (дата обращения: 30.01.18)
  8. «Орденов в поэзии нет»: интервью с поэтом Арчетом, лауреатом премии «Послушайте!» [Электронный ресурс] URL: https://gaude.ru/news/15439 (дата обращения: 30.01.18)
  9. Официальная страница Международного фестиваля «Всемирный День Поэзии 21.03» [Электронный ресурс] URL: https://vk.com/wearepoetry21 (дата обращения: 30.01.18)
  10. Пример использования функции «Подпись от лица сообщества» ВКонтакте [Электронный ресурс] URL: https://vk.com/stefaniadanilova?w=wall-33426079_53073 (дата обращения: 30.01.18)
  11. Рисование выступающих на творческом вечере Алисы Миррор [Электронный ресурс] URL: https://vk.com/club160699976?w=wall-160699976_14 (дата обращения: 30.01.18)
  12. Фан-клуб поэтессы Ах Астаховой, созданный ею самой [Электронный ресурс] URL: https://vk.com/club37698120 (дата обращения: 30.01.18)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: