ПРОБЛЕМА ТЕКСТА
Упражнения
№1. Рассмотрим текст В. Распутина. Прочитайте текст, определите проблему, письменно её сформулируйте.
Как и с чем действительно можно сравнить красоту Байкала? Не станем уверять, что прекраснее Байкала нет ничего на свете: каждому из нас люба и мила своя сторона, и для эскимоса или алеута, как известно, его тундра и ледяная пустыня есть венец природного совершенства и богатства. Мы с рождения впитываем в себя воздух, соли и картины своей родины, они влияют на наш характери в немалой степени организуют наш жизненный состав. Поэтому недостаточно сказать, что они дороги нам, мы – часть их, та часть, которая составлена естественной средой; в нас обязан говорить и говорит её древний и вечный голос. Бессмысленно сравнивать, отдавая чему-либо предпочтение, льды Гренландии с песками Сахары, сибирскую тайгу со среднерусской степью, даже Каспий с Байкалом, можно лишь передать о них свои впечатления. Всё это прекрасно своей красотой и удивительно своей жизнью.
№2. Прочитайте текст, определите проблему, письменно её сформулируйте.
История человечества – это история его культуры, потому и покушения на культуру (а общечеловеческая культура состоит из множества национальных) всегда покушение на человечество в целом. Чингисхан сжигал города и уничтожал святыни не только по врождённой злобности, но и по причине отсутствия элементарной культуры, непониманию того, что, кроме коня и шатра, существуют в мире и другие реальные ценности. Это я говорю не в извинение Чингисхану, а с иной целью – объяснить, что цивилизованные вандалы действуют не от неведения, не от темноты, но опираясь на чёткую уверенность в том, что регресс, уничтожение высокой культуры в целом или же высокой культуры того или иного народа лично для них – благо. В одном случае приходит на ум мысль сжечь чужие города, а ценности из чужих музеев перетащить в свои, в другом – отменить, если удастся, Шаляпина, чтобы Шаляпин своим фактом своего явления в мир не подчёркивал бы, что кто-то никогда не сможет стать Шаляпиным. И вместо высокого акта приобщения к пикам искусства возникает зависть и агрессия.
|
(По Н. Самвеляну)
№3. Прочитайте текст, определите проблему, письменно её сформулируйте.
Человек выделился как человек в процессе познания природы. Познавая её, он осуществлял себя как мыслящее, творящее существо. Познание доставляло подлинное удовлетворение. Именно удовлетворение, наиболее полное, гармоничное, может быть, потому, что познание природы есть приобщение к ней и к вечности. И потому, что познание происходит через творчество, человек открывает новое, создаёт. Он творец, он создатель, он бог, человечество было сформировано не императорами, жрецами, полководцами, а теми, кто создал топор, колесо, самолёт, кто нашёл злаки, следил за звёздами, кто открыл железо, полупроводники, радиоволны.
(Д. Гранин)
№4. Работа над несколькими проблемами одного текста.
Прочитайте текст. Определите несколько проблем.
А затем укажите проблему, которая не рассматривается автором.
У нас есть своё место – и оно в России. Слово «уважать» подходит к взаимоотношениям между людьми, между народом и государством, между государствами – но только не между человеком и его Родиной. Родину, простите за подзабытую банальность, можно только любить. По-всякому – с нежностью, с восхищением, уважением, с горечью, с досадой, - но только любить… Поэтому у нас-то на праздник Победы звать не надо. Мы придём – со слезами на глазах, как поётся в песне. Будем праздновать эту святую дату с уважением к прошлому Отечества и с надеждой, что уж следующий юбилей Победы отметим с уважением к настоящему Державы. А это, поверьте, немало для нашего неуважительного времени.
|
(По Ю. Полякову)
Проблема отношения человека к своей Родине.
Проблема исторической памяти.
Проблема взаимоотношений между государствами.
Проблема патриотизма
№5. Прочитайте текст. Отметьте вопрос, на который в тексте нет ответа.
Создание коллектива в школе или других учебных заведениях было неотъемлемой частью российской системы образования, тесно связанной с её целями и задачами, а также национальными особенностями. Безусловно, явление яркое и положительное, оно диктовало во многом и свои законы, влиявшие на систему в целом. Сейчас нередко приходится слышать о том, что среди российских студентов распространено такое явление, как списывание. Особенно негодуют сталкивающиеся с этим американские педагоги. В американских университетах плагиат является одним из самых страшных нарушений, за которое студент подлежит немедленному исключению. В России же на это смотрят сквозь пальцы, а на того, кто сообщит о подобном нарушении, ещё и посмотрят косо. Часто подобного рода явления приписывают советской системе и «тоталитарному» режиму. Однако корни его гораздо глубже.
|
(А. Павловская)
1) Нужно ли мириться со списыванием в российских учебных заведениях?
2) Чем объясняется широкое распространение списывания в российской системе образования?
3) Уступает ли российская система образования американской?
4) Что является неотъемлемой частью российской системы образования?
№6. Прочитайте текст. Укажите проблему, которая НЕ рассматривается автором.
У человека самая яркая пора – детство. Всё, что связано с детством, кажется потом прекрасным. Человека всю жизнь манит эта золотая, но, увы, не доступная больше страна – остаются одни воспоминания, но какие сладкие, какие ненасытные, как они будоражат душу. Даже невзгоды, перенесённые в детстве, не представляются потом ужасными, но окрашиваются в смягчающий, примиряющий свет.
(В. Солоухин)
1) Какова роль детства в жизни человека?
2) Почему всё, что связано с детством, представляется прекрасным?
3) Почему воспоминания детства всегда волнуют нас?
4) Какое влияние на формирование личности ребёнка оказывают родители?
№7. Прочитайте внимательно текст. Сформулируйте и запишите проблему.
В ДОРОГУ ЗОВУЩИЕ
(1) Библиотека — это не сумма книг, а система книг. (2) Редких книг собирать не надо, надо собирать нужные книги. (З) Книги надо подбирать так, как в старину ювелиры подбирали камни для украшения.
(4) Книги нельзя удалять со своих полок, как нельзя вырубать леса целиком, они должны расти у тебя. (5) Раз прочитанная книга ещё драгоценнее, чем книга непрочитанная. (6) Книги собираются в стаи, библиотеки, как птицы; книги собираются, как леса — из деревьев, травы и грибов: они живут в сознании человека. (7) И для большого человека нет даром прочтённой книги. (8)Она находит место в его сознании. (9) Библиотеки — это лаборатории, в которых проектируется мир. (10)Литература открывает мир!
(11)Читаем мы часто поспешно и невнимательно. (12) Хороших книжек, таких, которые непременно нужно прочесть, немного, а мы прочитываем их наспех, и потому у нас возникает ошибочное ощущение, что мы их уже знаем. (13) Мы этим портим себе чтение. (14) Книгу должно рассматривать так же внимательно, как часовщик рассматривает часы и шофёр — машину.
(15) Не надо пугаться, что написано уже столько книг. (16) Всё равно, мол, не прочтёшь. (17) Если вы верите в себя, то количество вещей, которые вы запомните, будет вам неоднократно вспоминаться. (18) Вы будете идти всё дальше по жизни, а книги будут идти с вами вместе и будут с вами разговаривать. (19) Поэтому надо запасаться книгами в эту дорогу.
(20) К книге надо относиться, как к жизни. (21) Её надо читать собственными глазами. (22) Недоверчиво. (23) Рассматривать. (24) Выискивать в ней точное знание. (25) И идти от книги к книге. (26) Ведь книга — это только дорога.
(27) Надо уметь видеть вещи в их сущности. (28) Не так, как они разложены, а так, как они есть в мире. (29) Книга приучает к разглядыванию вещей. (30) Вся литература — это умение видеть, умение знать.
№8. Прочитайте внимательно текст. Сформулируйте и запишите проблему.
В ЖИЗНИ ВСЕГДА ЕСТЬ МЕСТО ПОДВИГУ
Люди всегда благодарны тем, кто нашёл в себе мужество и силы совершить великое. Человеческая память хранит имена героев и их свершения.
Николай Михайлович Пржевальский поменял великосветский Петербург, парады и банкеты на тишину пустынь, дым костра, стоптанные сапоги, голод и жажду. В его честь Академией наук была выбита специальная медаль… Молодой кандидат медицинских наук Анатолий Шаткин привил себе вирус трахомы, чтобы другие люди никогда не болели этой ужасной болезнью! И это тоже настоящий подвиг.
…Но ведь все не могут быть путешественниками или работать с вирусами трахомы. Ведь кто-то должен водить такси, печь хлеб, стоять у станка или считать деньги в сберегательном банке. Молодые люди работают везде: и в автопарках, и на хлебозаводах, и в сбербанках.
А как же подвиг?
И всё же мне кажется — есть место подвигу в любой обстановке и при любых занятиях. Вспомните жизнь Александра Селькирка (прообраз знаменитого Робинзона Крузо) на необитаемом острове, с его победой над собой, над страхом, над малодушием, над ленью, над желанием закрыть глаза и ждать смерти. Положение, в котором оказался этот мужественный человек, тоже необычное, но ведь бороться с собой, со своей ограниченностью, со своими пороками, с опустошённостью и равнодушием можно и нужно не только на необитаемом острове.
Попробуйте победить себя, и вам станет понятно, что такое подвиг.
Человек в основе своей всегда устремлён к хорошему. Haдо только вовремя уметь поддержать или подправить того, кто стал уходить от этого устремления. Мы живём в большом общежитии, и надо уметь любить своих товарищей, отдавать им богатство ума и сердца, и они отплатят тебе тем же.
Жизнь пестра и разнообразна. На одном её полюсе горение и мужество, на другом — тунеядство л трусость. На одном — высокий порыв, жажда знаний, на другом — равнодушие, пошлость, мещанство. Перед каждым, вступающим в жизнь, встают эти полюса, и к какому полюсу пойдёт человек, зависит от него самого.
(Н. Дубинин)
№9. Прочитайте внимательно текст. Сформулируйте и запишите проблему.
Учитель и ученик… Помните, что написал на своем портрете, подаренном юному Александру Пушкину, Василий Андреевич Жуковский: «Победителю-ученику от побежденного учителя». Ученик непременно должен превзойти своего учителя, в этом и есть самая высшая заслуга учителя, его продолжение, его радость, его право, пусть даже призрачное, на бессмертие.
И вот что сказал Виталий Валентинович Бианки своему лучшему ученику Николаю Ивановичу Сладкову во время одной из последних прогулок: «Известно, что старые и опытные соловьи обучают пению молодых. Как говорят птицеловы, — «ставят их на хорошую песню». Но как ставят! Не тычут носом, не принуждают и не заставляют. Они просто поют. Изо всех своих птичьих сил стараются петь как можно лучше и чище. Главное — чище! Чистота свиста ценится у них превыше всего. Старики поют, а молодые слушают и учатся. Учатся петь, а не подпевать!»
(М. Дудин)
№10. Прочитайте внимательно текст. Сформулируйте и запишите проблему.
Образование..- Это слово имеет великое множество определений. Существует мнение, что образование — погружение человека в прошлое, настоящее, будущее культуры. Прошлое — это те основы, нравственные ценности, уклад жизни, который постепенно складывается в течение многих веков у того или иного народа, нации. Настоящее — это та реальность, которая окружает человека и создается им на протяжении его собственной жизни. Будущее — это надежды, выраженные разными способами. В основании такой мечты — образцы культуры. Каждый момент жизни человека., начиная с младенчества, — момент освоения им культуры. И этот момент должен быть красив, как метко говорят скульпторы, «он не может быть безобразным, но и не может быть без образа?». Может быть, в само слово «образование» и заложили это представление: способность осознать мир через образы, которые создает сам человек. Образ отношений, образ предметно-материального мира, другими словами, образ Я плюс образ Мира и моих способов взаимодействия c этим миром.
Каков должен быть объем тех знаний, которые нужны человеку, чтобы считать себя образованным? Каждый решает для себя. Но мне кажется, очень точно об этом сказал психолог Лэндрет: «Образование — это то, что остается, когда все выученное забывается».
(По С. Кокориной)
№11. Прочитайте внимательно текст. Сформулируйте и запишите проблему.
Несколько лет назад я участвовал в одной избирательной кампании.
Приехали мы в таёжный городок Лесосибирск. (3) Выступили несколько раз, а вечером хозяева повезли нас поужинать в лучшую, как они сказали, закусочную города. (4) Накормили по-русски — местной рыбой, борщом, пельменями. (5) Но когда мы выходили из этой закусочной, я оглянулся и, прочитав горящее неоновыми буквами её название, обалдел: закусочная называлась «Оклахома»… (6)С той поры Оклахома стала для меня символом нашего самооплевания, нашего лакейства и холуйства.
(7) Приедешь в любой древний русский город — Калугу, Рязань, Воронеж, — идёшь по центральной улице: магазины, рестораны, фирмы — и кругом «Клондайк», «Аляска», «Эльдорадо», «Миссисипи»… (8)Словом, сплошная Оклахома. (9) И Москва-Сити — тоже Оклахома. (10) И «Кофе-хауз» вместо тёплого слова «кофейня» — тоже Оклахома.
(11) Всё тянут нас и тянут. (12) Уже не поймёшь куда: в Европу или в Америку. (13) Ну какая же мы Европа, если две трети России находится в Азии? (14) Не только быт, промышленность и сельское хозяйство, но головы и души у нас живут по-разному. (15) И не в языке дело.
(По Ст. Куняеву.)
№12. Прочитайте внимательно текст. Сформулируйте и запишите проблему.
1) Каждое утро спешит к своим столам, компьютерам, папкам и подшивкам новоявленное, быстро плодящееся чиновничество. (2) Проходили годы, менялась власть в стране, а они как спешили к своим чиновничьим столам ежеутренне, так и спешат по сей день. (3) Такое впечатление, что орден «папконосцев» год от года разрастается, взбухает. (4) Увеличивается подобно раковой опухоли.
Глядя на этот год от года густеющий поток чиновников-папконосцев, хочется понять: если их всё больше и больше, если они всё лучше и лучше оснащены технически — то почему мы в нарастающей степени мучаемся от бюрократизма, всесилия столоначальников, потрясающей волокиты и элементарного неуважения к нам, гражданам, со стороны этой чинорати?
Меня, как, наверное, многих граждан, давно занимает одна загадка. (7) Со всех сторон слышим: наши чиновники живут плохо, зарплата у них мизерная, потому они как бы заведомо вынуждены быть взяточниками и вымогателями. (8) Но возникает вопрос: если жизнь «столоначальников и клерков» так тяжка и неприглядна, то почему столь велико их число? (9) Почему их количество не уменьшается, а возрастает?
(По Ж. Миндубаеву.)
№13. Прочитайте внимательно текст. Сформулируйте и запишите проблему.
(1)Роль памяти в духовном становлении человека огромна. (2)Доказательство этому народный опыт. (3)Почему издревле на Руси придаётся такое огромное значение памяти? (4)Беспамятный человек – не уважаемый. (5)Человек же, способный хранить долгую память,- нравственный образец. (6)Есть в народе такая поговорка: «Иван, не помнящий родства». (7)Так называют самого последнего человека, того, кто не помнит своего прошлого, своего рода, дел предшественников. (8)Он — самый презираемый человек на Руси.
(9)Порой меня поражает странное невежество молодых людей. (10)Это плохое знание истории, отсутствие той большой высокой памяти, которая должна присутствовать в человеке. (1 ])Ведь он не летучий стручок, в мире у него есть корни, а они в земле его предков, которые создавали наше государство, обороняли его, которые создавали нашу культуру, строили, обрабатывали землю.
(12)Если человек хочет прожить жизнь ответственно, серьёзно, прошлое должно быть частью его души существа, естества человеческого.
(Ю. Нагибин.)
№14. Прочитайте внимательно текст. Сформулируйте и запишите проблему.
(1)Однажды под настроение Иван Тихонович рассказал мне самое сокровенное. (2)Рассказчик Иван Тихонович, как и многие мои земляки, путёвый, и не буду я улучшать его повествование своим вмешательством. (З)Пусть забудется человек, вспомнит о радостном, неповторимом, что было только в его жизни и не будет уже ни в какой другой, хотя порой нам кажется, что жизнь человека, в особенности простого, везде и всюду одинаковая. (4)А если это и так, всё равно давайте приостановимся — мы уже так редко слушаем друг друга. (5)Не вникая в жизнь ближнего своего, не разучимся ли мы чувствовать чужую радость, чужое горе, боль, и глядишь, когда нам больно сделается, никто не по- может нам, не пожалеет, не услышит нас. (6)И не утратим ли мы насовсем то, что зовётся древним добрым словом — сострадание!
(В. Астафьев.)
№15. Работа над недочётами в формулировке проблем
Прочитайте текст. Сформулируйте проблему текста.
Сравните формулировки, предложенные учащимися. Укажите номера правильных ответов.
Я – старый человек. Пережил солдатом большую войну, исходил пешком и Россию, и Европу. Среди моих близких друзей были и есть и армяне, и азербайджанцы, и грузины, и эстонцы, и немцы, и многие другие. И теперь, на пороге смерти, я вынужден наблюдать то клиническое безумие ненависти, которое охватывает целые пространства нашей земли. Я жалею тех из них, кто ослеплён ненавистью. Неужели же они не видят, что ими играют и что те, кто сейчас из-за кулис разжигает кровавый туман, завтра направят удар против них? То, что делают их руками, очень скоро сделают с ними чьими-нибудь третьими. А те, кто стоит за кулисами, выступят как миротоворцы, когда сочтут, что обе стороны пролили достаточно крови.
Эпоха мелких конфликтов и частных столкновений кончилась. Мир един, и то, что происходит на одном конце, неизбежно отзывается на другом. Спрятаться не удастся никому. Колокол звонит по каждому из нас.
(По Ю. Лотману)
1) В тексте Лотмана поднимается проблема межнациональных конфликтов, так остро стоящая в наши дни.
2) В данном тексте автор поднимает такую проблему, как отношение людей к войне.
3) Что такое мир и какое влияние он оказывает на человека? Такой вопрос заинтересовал автора.
4) Лотман поднимает одну из актуальных на данный момент проблем – проблему межнациональных конфликтов.
5) Почему в мире до сих пор существуют конфликты на национальной почве? Над этим вопросом размышляет автор.