Вопрос 3. Система науки как конкретное единство философского, теоретического, исторического и прикладного знания.




Наука — это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи, для того чтобы предвидеть тенденции развития действительности и способствовать ее изменению.

Наука —творческая деятельность по получению нового знания и результат этой деятельности: совокупность знаний (преимущественно в понятийной форме) в целостной системе с определёнными принципами и процесс их воспроизводства. Наука-это социокультурная деятельность, а не только «чистое знание».

Система наук (Наука) – это сфера деятельности человека, которая направлена на теоретическую систематизацию знаний о действительности, носящих объективный характер. В период античности все научные знания были объединены философией - единая научная система. Со временем от философии отделилась математика, медицина и астрология. В эпоху Возрождения отдельными системами наук стали химия и физика. В конце 19 века статус самостоятельных научных знаний приобрела социология, психология и биология.

Каждая наука содержит в себе разные элементы. Единство философского, теоретического, исторического и прикладного знания проявляется в использовании этих элементов системой науки. Наука использует общие законы, сформулированные в философии (методология). Использует теоретические знания, которые работают только для этой науки(математические, физические теоремы, законы). Историческое проявляется, так как наука развивается на опыте собственного прошлого - прошлых проб, ошибок(взаимосвязь между этапами развития). Процесс развития науки - исторический процесс. Прикладная часть - эмпирическое знание в науке, полученное за счет экспериментов, опытов, наблюдения.

Классификация научного знания:

1.По отношению к практике (функциональному назначению) знания делятся на фундаментальные, прикладные и разработки.

2.По отношению к деятельности тех или иных субъектов знания делятся на дескриптивные (описательные) и прескриптивные (нормативные – содержащие предписания, прямые указания к деятельности).

3.По способу отражения сущности знания классифицируются на феноменталистские (описательные-это качественные теории с описательными функциями: разделы биологии, географии) и эссенциалистские (объяснительные теории с использованием количественных средств анализа).

4. Три системы на ук (по предметным областям): 1. общественные науки (социология, история, религиеведенье, обществознание); 2. технические науки (агрономия, механика, строительство и архитектура); 3. естественные науки (биология, химия, физика)+4. математические. Естественные науки – это система наук, которые изучают влияние внешних природных явлений на жизнедеятельность человека. Основой естественных наук является соотношение законов природы с законами, которые вывел человек в ходе своей деятельности. Изучает явления природы. (Значимый вклад; Исаак Ньютон, Блез Паскаль и Михаил Ломоносов.) Общественные науки – это система наук, главным предметом изучения которых является изучение закономерностей функционирования общества, а также основных его составляющих. Во временя античности впервые поднимались вопросы: какова роль индивида в общественной жизни, каким должно быть государство, что нужно для того, чтобы создать общество всеобщего благоденствия. Основоположники: Руссо, Локк и Гоббс. Они впервые сформулировали философскую основу развития общественности.

5. По отнесению к формам мышления: Эмпирическое знание – это установленные факты науки и сформулированные на основе их обобщения эмпирические закономерности и законы. Оно направлено непосредственно на объект и опирается на эмпирические, опытные данные. Теоретическое знание – это сформулированные общие для данной предметной области закономерности, позволяющие объяснить ранее открытые факты и эмпирические закономерности, а также предсказать и предвидеть будущие события и факты. Эмпирическое и теоретическое знание связаны, стимулируют друг друга.

Особенности научного познания, критерии научности:

1. Обнаружение объективных законов действительности - природных, социальных (общественных), законов самого познания, мышления-основная задача. 2. Наука осуществляет предвидение будущего с целью дальнейшего практического освоения действительности. 3. Системность - знаний, приведенных в порядок на основании определенных теоретических принципов, которые и объединяют отдельные знания в целостную органическую систему. 4. Постоянная методологическая рефлексия (характерно для науки).5. Объективная истина (постигаемая рациональными средствами и методами с участием живого созерцания)-это цель и высшая ценность научного познания.6. Естественный язык научного познания или искусственный (математическая символика, химические формулы.) Через него формируется система понятий, теорий, гипотез научного познания. 7. Научное оборудование -инструменты, приборы и материальные средства, применяемые в процессе научного познания. 8. Доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов.

Структура системы научного знания -единство устойчивых взаимосвязей между элементами данной системы. Элементы, не укладывающиеся в традиционное понятие научности: философские, религиозные, магические представления; интеллектуальные навыки, социально-психологические стереотипы, интересы, личные пристрастия, ошибки. Отличие научных результатов от философии— это общеобязательность и бесспорность правильно сделанных научных выводов, научных утверждений, понятий, заключений (В.И. Вернадский).

В составе науки различают: а) науку переднего края, которая наряду с истинным включает неистинные, но полученные научными средствами результаты; б) твердое ядро науки — достоверный, истинный пласт знания,; в) история науки; г) социология науки.

Твёрдое ядро науки (Вернадский): «1) Математические науки во всем их объеме. 2) Логические науки почти всецело. 3) Научные факты в их системе, классификации и сделанные из них эмпирические обобщения — научный аппарат, взятый в целом. Они находятся в бурном развитии, охватываемая ими область расширяется. Научный аппарат фактов и обобщений растет непрерывно в результате научной работы. Процесс бытия науки, связывающий прошлое с настоящим, стихийно отражается в среде жизни человечества, является все растущей геологической силой, превращающей биосферу в ноосферу — сферу разума.

4 компонента, необходимые для единства субъекта и объекта познания:

а. Субъект науки — ключевой ее элемент: отдельный исследователь, научное сообщество, научный коллектив, общество в целом. Они исследуют свойства, стороны и отношения объектов и их классов (материальных или духовных) в данных условиях и в определенное время. б. Объект (предмет, предметная область) - то, что изучает наука или научная дисциплина. Это то, на что направлена мысль исследователя; все, что может быть описано, воспринято, названо, выражено в мышлении. В широком смысле «предмет» обозначает-ограниченная целостность, выделенная из мира объектов в процессе человеческой деятельности и познания; объект (вещь) в совокупности своих сторон, свойств и отношений, противостоящий субъекту познания. в. Система методов и приемов, характерных для данной науки или научной дисциплины и обусловленных своеобразием их предметов. г. Свой специфический, именно для них язык — как естественный, так и искусственный (знаки, символы, математические уравнения, химические формулы и т. п.).

Следует различать такие элементы структуры познания: фактический материал, обобщения в понятиях; основанные на фактах проблемы и научные предположения (гипотезы); «вырастающие» из них законы, принципы и теории, картины мира; философские установки (основания); социокультурные, ценностные и мировоззренческие основы; методы, идеалы и нормы научного познания; стиль мышления и др.

Идеалы и нормы научного познания — совокупность определенных концептуальных, ценностных, методологических и иных установок, свойственных науке на каждом конкретно-историческом этапе ее развития. Основная функция — организация и регуляция процесса научного исследования, ориентация на более эффективные пути, способы и формы достижения истинных результатов.

Стиль мышления -это единство норм и идеалов научного познания, господствующих на определённом этапе развития науки.

Понятие "философские основания науки "-это философские идеи и принципы, которые содержатся в данной науке (научной дисциплине, концепции и т.п.) и дают самые общие ориентиры для познавательной деятельности. Философские основания науки выполняют функции: обоснования уже добытых знаний, эвристическую (участвуют в построении новых теорий) и методологическую функции. Философские основания науки разнородны и историчны: при переходе от одного этапа развития науки к другому в ходе научных революций один их "набор" сменяется другим, но определенная преемственность при этом сохраняется.

Научная картина мира - целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях действительности, построенная в результате обобщения и синтеза фундаментальных научных понятий и принципов.

Историческое знание – проверенный практикой и обоснованный логикой результат процесса исторического познания действительности, адекватное ее отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий.

Сущность Истории рассматривается, с одной стороны, как процесс развития природы и человечества, а с другой, как система на­ук, изучающих прошлое и настоящее природы и общества.

Историческое знание можно разделить (по способам познания) на три уровня:

1) реконструктивное знание - фиксация исторических фактов в хронологической последовательности, - формируемое в процессе реконструктивной деятельности историка. В ходе этой деятельности историк устанавливает исторические факты. Реконструктивная картина прошлого создается в виде нарратива (рассказа, повествования) или же в виде таблиц, схем. 2) эмпирическое историческое знание - знание о регулярностях и взаимосвязях между различными фактами, явлениями, процессами - результат обработки реконструктивного. Его целью является выяснение повторяемости в процессе исторического развития. Устанавливаются сходные признаки процессов, типология явлений и т.п.). 3) теоретическое историческое знание - знание о типологии и повторяемости, регулярности фактов, явлений, процессов, структур - объясняет эмпирические факты в ходе теоретического познания. Задача- формулирование теории, т.е. выявление законов исторического развития, но не функционирования. Так, например, политология изучает законы функционирования государственных институтов, а история – законы их развития.

Функции исторического познания: 1.потребность формирования социального самосознания, 2. удовлетворение потребности в социальном воспитании, 3.потребности в политической деятельности и самой политики, 4.потребности объяснения, предвидения и предсказания будущего.

Учебник В. П. Кохановского «Философия и методология науки».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: