Трудовые ресурсы – потенциальная способность людей создавать богатства.
Статистика к трудовым ресурсам относит две категории: лиц трудоспособного возраста и работающих нетрудоспособного возраста.
Экономически активное население – часть трудовых ресурсов, включающая лиц, способных работать и необеспеченных пенсиями (для мужчин 16-60 лет, для женщин 16-55 лет).
Занятыми считаются те, кого приняли на работу. Безработными признаются граждане, которые трудоспособны, не имеют работы и дохода, зарегистрированные в поисках работы на бирже труда, ищут работу, готовы приступить к ней и нетрудоспособны в тех. ко. дней со дня регистрации.
В условиях рыночной экономики основная масса экономически активного населения – это наемные работники. Они получают заработную плату.
Основные факторы, определяющие цену труда (з/п):
¾ стоимость средств существования самого работника (существенно возросла)
¾ содержание семьи (существенно сократилась, уменьшилось количество детей)
¾ квалификация работника (растет), она обуславливает общий рост заработной платы
¾ высокое качество жизни (туризм, медицина, домашний комфорт)
Рабочие все чаще становятся собственниками предприятий. Цена труда выражается в конкретной заработной плате. Два подхода к з/п:
1) Карл Маркс: зарплата – превращенная форма стоимости и цены товара рабочая сила
2) Экономикс: зарплата – денежное выражение цены труда
Юристы: зарплата – денежное выражение части необходимого продукта, который поступил в индивидуальное потребление согласно трудовому договору между капиталистом и наёмным работником.
Различают з/п номинальную и реальную: номинальная – оплата в деньгах, реальная – то количество товаров и услуг, которое можно купить на номинальную зарплату.
Сегодня прожиточный минимум в России в 20-30 раз ниже, чем в развитых странах. Средняя зарплата за 2015 год – 34000 рублей. 60% населения получали зарплату ниже «средней» по стране. В то же время 10% рабочих получают в 3 раза больше средней зарплаты по стране.
Важнейшей особенностью рынка трудовых ресурсов является армия безработных. Безработица определяется как разница между числом лиц, находящихся в данный момент в состоянии рабочей силы и числом занятых.
Причины безработицы:
· Карл Марк: накопление капитала (машины выталкивают рабочих). В безработице виноват капиталист
· Экономикс: высокая зарплата (наемные рабочие готовы работать больше при повышении зарплаты). Работодатель меньше принимает на работу при росте зарплаты.
· Пигу: безработица появляется по внешним причинам, при найме на рабочее место работник ориентируется на реальную зарплату, в ее основе лежит предельная неполезность труда. Труд, в отличие от всех других товаров не полезен, т.к. труд - это страдание. Если зарплата не позволяет купить благо, то я отказываюсь от труда; работник такой же рациональный человек, что и капиталист, и он при найме на работу ориентируется не на номинальную, а на реальную зарплату, если она падает, то работник прекращает труд
По Пигу безработица возникает и три неэкономических фактора:
1. Несовершенство рынка труда (фрикционная безработица)
2. НТП, инновации -> меняется отраслевая структура экономики, не совпадает спрос и предложение на рабочую силу (структурная)
3. Добровольный отказ от рабочего места, два вида: хочет рабочее место, но не за такую зарплату; вообще не хочет работать.
Теория безработица Кейнса: трудящийся менее рационален, чем капиталист -> при найме ориентируется на денежную зарплату, поэтому рабочий не бросает своего места, когда его зарплата падает в результате инфляции. Капиталист ориентируется на реальные прибыли, а они прямо пропорциональны объему продаж, т.е. капиталист работает на спрос, а спрос мал -> капиталист вынужден ограничить производство, т.е. сокращает работников. Безработица появилась из-за того, что спрос мал (виноват потребитель). Эффективный спрос (государство должно его обеспечить).
Виды безработицы:
Ø фрикционная – порождается постоянным движением населения из одного региона в другой, от профессии к профессии, смежный этап жизни (учеба, работа, рождение ребенка, пенсия). Существует всегда, даже при полной занятости. Причина: рынок труда не совершенен, не обладает полной информацией о наличии свободных вакансий. Количество фрикционных безработных почти всегда постоянно, меняется лишь внутренний состав. Краткосрочна и добровольна
Ø Структурная – появляется, когда спрос и предложение на рабочую силу не совпадают. Работники не имеют определенных навыков для новой работы. Они не могут получить работу без переподготовки, дополнительного обучения. Причина: например, закрытие неэффективных предприятий, переквалификация. Неизбежна и долгосрочна
Ø Циклическая (конъюнктивная) – связана с колебаниями экономической активности, вызывается экономическими кризисами. Является негативным явлением. Причина: спад производства.
Экономисты считают, что фрикционная и структурная безработицы совершенно неизбежны -> полная занятость должна составлять <100% рабочей силы. При полной занятости уровень безработицы = сумме уровней фрикционной и структурной безработицы. Этот уровень называется естественным уровнем безработицы (по Кейнсу: от3% до 5%).
Реальный объем национального продукта, который связан с естественным уровнем безработицы, называют производственным потенциалом экономики. Уровень безработицы – это %безработной части рабочей силы. Главная цена безработицы – э то невыпущенная продукция. Экономика определяет эту потерянную продукцию как отставание объема ВНП. Такое отставание представляет собой объем, на который фактически ВНП<потенциального ВНП.
Известный исследователь А. Оукэн математически выразил отношение между уровнем безработицы и отставанием объема ВНП. Это отношение (закон Оукэна) показывает, что если фактический уровень безработицы превышает естественный уровень на 1%, то отставание объема ВНП составит 2,5%.
Типы безработицы: открытая, скрытая; добровольная, вынужденная.
Государство в экономике
Государство никогда не было нейтрально в экономике.
Адам Смит: роль государства в том, чтобы быть ночным сторожем – обеспечивать оборону и охранять права частной собственности. Чем меньше оно вмешивается, тем лучше.
Маршалл: экономическая система – сбалансированная система. Она автоматически саморегулируется рынком, который возвращает экономику в состояние равновесия, если по каким-то причинам она отклонилась; экономика отклоняется под воздействием экстерналий, или внешних эффектов (стихийные бедствия, войны и т.д.).
Начиная с 19 в. усилились экономические кризисы, и реалии показали, что рынок не может сбалансировать экономику, т.е. обеспечить стабильность, т.е. рынок – несбалансированная система – это обосновал Дж. Кейнс. Встал вопрос: быть или не быть капитализму?
Кейнс: теория государственного вмешательства в экономику. Экономическая система – несбалансированная система, в ней действует мультипликационный эффект, т.е. по каким-то причинам происходит сбой в экономике и негативные процессы нарастают как снежный ком. Падают доходы->нет спроса->нет производства->нет предложения->нет инвестиций. В экономике отсутствует механизм саморегуляции, отрицательные эффекты накапливаются, требуется активное вмешательство государства в экономику, т.е. государственное регулирование экономики. Необходим мощный гос.сектор, который обеспечит спрос. Расходная часть бюджета должна стимулировать спрос в экономике. С этого периода роль государства постоянно растет.
Государственный монополистический капитализм – сращение государства с бизнесом, монополиями, формирование комплексов (например, военно-промышленный комплекс в США).
В России проводится политика в стиле монетаризма.
Функции государства:
1) производство общественных благ (оборона, охрана общественных предприятий, транспорт, инфраструктура)
2) регулирование естественных монополий в сфере энергетики и транспорта
3) устранение чрезмерного социального неравенства с помощью инструментов социальной политики (например, дотации нуждающимся)
4) защита общества от внешних эффектов
5) поддержание макроэкономической стабильности (борьба с инфляцией, поддержание валютного курса, обеспечение внутреннего и внешнего долга)
6) сглаживание экономического цикла и поддержание экономического роста (кредитно-денежная, фискальная политика, промышленная политика, научно-техническая политика)
Типы государственного управления экономикой:
- командно-административная система
-либерально-рыночная система
- смешанная система (сочетание государства и рынка, выработка стратегии)
Государство (в смешанных системах) создает рамочные условия, правила игры:
· защита конкуренции
· разработка, установление и закрепление правил игры (создание законодательной базы)
· снабжение населения информацией об условиях на рынке и состоянии экономики
Сам процесс государственного регулирования экономики – это система мероприятий, которые проводит государство с целью содействовать реализации совокупного общественного продукта и воспроизводства общественного капитала. Составляющие: материальная основа регулирования, институциональная основа регулирования, экономическая доктрина.
Материальной основой регулирования являются находящиеся в собственности государства материальные, товарные, бюджетные, кредитно-денежные ресурсы. Основу этого регулирования составляет госбюджет, а также кредитно-денежные ресурсы государства (например ЦБ).
Институциональная основа регулирования: Основные государственные институты, которые непосредственно осуществляют это регулирование – центральные банки и специализированные органы (центральный эмиссионный банк, генеральный комиссариат во Франции).
Экономическая доктрина – это экономическая теория, которую использует государство для выработки своей экономической политики (кейнсианство, монетаризм).
В зависимости от цели системы государственного регулирования подразделяются на:
· конъюнктурная политика, связанная с занятостью и темпами роста;
· структурная политика, связанная с развитием отдельных отраслей, регионов;
· внешнеэкономическая политика, связанная с проблемами платежного баланса страны.
Государство как собственник является самостоятельным полноценным субъектом. Существенное значение в рыночной экономике государственная собственность приобрела после второй мировой войны. Огосударствлению подвергаются предприятия, которые не могут функционировать на рынке принципиально, малодоходные и убыточные (например, предприятия угольной промышленности), те предприятия, которые требуют крупных капиталовложений. Объекты гос.собственности: высокомонополизированные предприятия (целесообразно сосредоточить в одних руках крупномасштабное производство). Такой бизнес, как правило, связан с низкой рентабельностью / высоким уровнем издержек производства:
1) предприятия базовых отраслей (добывающая промышленность, первичная переработка сырья)
2) производственная инфраструктура (транспорт, связь, энергетика)
3) предприятия в новых отраслях с высоким конкурентным потенциалом (высокорисковые предприятия, они имеют высокое значение для обеспечения конкурентоспособности на мировом рынке, основа национальной безопасности страны)
ГОСБЮДЖЕТ И ГОСДОЛГ
Госбюджет
Госбюджет – это годовой финансовый план государства и источников его покрытия. Важнейшей функцией государства является перераспределение национального дохода через госбюджет – было известно давно, но в современный период приобрело новые свойства. Во-первых, если раньше бюджетные средства страны предназначались для управления государством, то сейчас значительная часть гос. финансов приобретает возвратный характер, т.е. значительная их доля идет в экономику. Во-вторых, для современных государств становится характерно увеличение размеров средств, перераспределяемых через госбюджет (в развитых странах более половины гос. дохода).
Госбюджет – источник инвестиций в новейшие отрасли и отрасли, переживающие структурный кризис. Госбюджет – источник финансирования науки (в мире доля расходов на науку составляет 3% от ВВП, у нас 1%).
Средства воспроизводства современной рабочей силы.
Структура госбюджета. Бюджетное устройство России включает три уровня: федеральный бюджет, бюджет субъектов РФ (85 регионов), местные бюджеты. Структура по доходам и расходам:
¾ доходная часть:
· налоговые поступления
· неналоговые доходы (реализация госсобственности, перечисление прибыли от госсектора)
· доходы целевых бюджетных фондов, дорожного, экологического
¾ расходная часть:
· на оборону, обеспечение международных отношений (~20%)
· обслуживание госдолга
· выплаты по социальному обеспечению (соц. трансферты)
· содержание госсобственности
· содержание административно-управленческого аппарата
Бюджет:
· дефицитный (расходы>доходы)
· профицитный (расходы<доходы)
· сбалансированный (расходы=доходы)
Решение проблемы дефицита бюджета:
1) увеличение доходной части бюджета за счет повышения налогов
Чревато: вынуждают предприятия повысить цены -> трудности в сбыте товаров -> падение объёма производства
2) выпуск облигаций гос. займов / гос. ценных бумаг
3) привлечение ресурсов ЦБ; если ЦБ не располагает необходимыми ресурсами, то запускается процесс дополнительной эмиссии
4) сокращение расходной части бюджета; требует осторожности, должно вводиться постепенно
5) продажа золотовалютных резервов
Госдолг
Хронический дефицит госбюджета приводит к увеличению внутреннего госдолга. Госдолг – совокупность обязательств государства, возникающих в результате привлечения средства, обеспечение долгов третьих лиц и исполнение бюджетных функций. Госдолг – двоякое явление. Это либо сумма правительственных долговых обязательств, либо сумма накопленных дефицитов бюджетов. Это временная мобилизация государством дополнительных средств для покрытия своих расходов, как правило, путем займов. 5% - норма от ВВП
Структура госдолга:
1. Товарная задолженность
2. Финансовая задолженность (в рублях внутренний долг, в валюте любой внешний долг)
Финансовая задолженность: лимитированные денежные знаки, государственные ценные бумаги – рыночные инструменты, задолженность переоформленная в госдолг, нерыночные долговые инструменты (расписка).