Смотри на презентацию №6




ПСИХОЛОГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПОНЯТИЕ

Смотри на презентацию №1

Наиболее полно это понятие отражено в психологической те­ории деятельности, которая связана с именами Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, П.Я. Гальперина и изложена в книге А.Н. Леонтьева «Деятельность. Сознание. Личность».

Деятельность рассматривается в психологии в двух функциях: как предмет исследования и как объяснительный принцип.

Деятельность как предмет исследования предполагает рассмотрение ее с точки зрения понятия и структуры.

Смотри на презентацию №2

Деятельность - это внешняя и внутренняя активность человека, регулируемая сознательной целью. Внешняя деятельность -это предметная, материальная деятельность, а внутренняя - это деятельность памяти, мышления и т.п.

Рассматривая деятельность как предмет исследования, А.Н. Леонтьев выделял ее структуру, которая включает: Смотри на презентацию №3

1. Предметное содержание:

а) потребность- нужда, состояние напряженности, которая побуждает к поисковой деятельности, в процессе которой находится(фиксируется) предмет потребности;

б) мотив - побудитель деятельности. С появлением мотива резкоменяется все поведение, оно становится направленным;

в) цель- то, на что направлена деятельность. Цель всегда осознается личностью до начала самой деятельности (антиципация);

г) условия - внешние (материальные, предметные) и внутренние(уровень развития познавательных процессов), от которых зависят результат и качество деятельности.

Операциональная часть: Смотри на презентацию №4-5

а) действия - это относительно завершенные элементы деятельности, направленные на достижение определенной, промежуточной, сознательной цели. Цель действия, как правило, осознается. Если это не так, то действие называют импульсивным. Действия могут быть внешними (например, двигательные, внешняя речь) или внутренними (например, мнемические, умственные, сенсорные, перцептивные и пр.). Внешние и внутренние действия взаимосвязаны и могут переходить друг в друга.

Смотри на презентацию №6

Переход внешнего действия во внутреннее называется интериоризацией. Например, действие сложения ребенок сначала производить с помощью внешних действий, на палочках, и только потом они становятся внутренними умственными действиями, Переход внутреннего действия вовнешнее называют экстериоризацией. Например, рассуждения ребенка о том, как он выполнил действие счета, и есть перевод его внутренних действий (мыслей) вовнешние (внешнюю речь). Важное значение для достижения результата деятельности имеют контрольные и самооценочные действия;

6) действия состоят из элементов, которые называют операциями - это способы выполнения действий. Цели операций не осознаются. Операции тоже могут быть внешними и внутренними (внешние - взять, переместить, опустить; внутренние - анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация). Смотри на презентацию №7

 

Активность - свойство всего живого. Активность личности проявляется в ее сознательных, избирательных действиях.

Деятельность - специфически человеческая, регулируемая сознанием активность, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека.

Цель - то, что реализует человеческую потребность и выступает в качестве образа конечного результата.

Антиципация - представление результата действия в сознании человека до того, как оно будет реально осуществлено.

Действие- относительно завершенный элемент деятельности, направленный на достижение определенной промежуточной, сознательной цели. Действие может быть как внешним, выполняемым в развернутой форме с участием двигательного аппарата и органов чувств, так и внутренним, выполняемым в уме.

Действия импульсивные- поступки, совершаемые непроизвольно и недостаточно контролируемые сознанием.

Действия перцептивные - основные структурные единицы процесса восприятия, включающие обнаружение объекта восприятия и соотнесение его с образцами памяти.

Действия мнемические- действия запоминания, удерживания и припоминания какого-либо материала.

Действия контрольные - действия сличения с образцом.

Действия умственные- разнообразные действия человека, выполняемые во внутреннем плане сознания. Экспериментально установлено, что в умственные действия обязательно включены моторные, двигательные компоненты.

Интериоризация - процесс преобразования внешних, предметных действий во внутренние, умственные.

Экстериоризация - переход от внутреннего, умственного плана действия к внешнему, реализуемому в форме приемов и действий с предметами.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: