Психолого-педагогическая характеристика 6 класса




МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Самарский государственный социально-педагогический

Университет»

 

Факультет иностранных языков

 

Кафедра психологии и педагогики

 

Отчёт по психологии

о прохождении производственной практики по

получению профессиональных умений

и опыта профессиональной деятельности

 

Исполнитель: студент ФМФИ

группа б13-ИИо

Сазонова Анастасия Михайловна

Место прохождения практики:

МБОУ Школа№155 г.о. Самара

с углубленным изучением

отдельных предметов

 

Руководитель: доцент каф.психологии и

педагогики Бусыгина Т.А.

 

Оценка___________________

Самара 2017

Психолого-педагогическая характеристика 6 класса

I. Общие сведения о классе

В 6 «Б» классе МБОУ СОШ №155 23 ученика, из них 8 мальчиков и 15 девочек. Класс общеобразовательный.

 

Параметры диагностики Значение
Всего учащихся  
Мальчики  
Девочки  
Жилищно-бытовые условия  
Благоустроенная квартира  
Собственный дом  
Коммунальная квартира, общежитие  
Арендуемое жилье  
Категория семьи  
Полная  
Неполная  
Многодетная  
Малообеспеченная  
Неблагополучная  
Образование родителей  
(мать\отец)
Высшее 40-44%
Средне-специальное 24-31%
Среднее 8-23%
Неполное среднее 1-2%
Морально-психологическая  
обстановка в семье
Благоприятная  
Неблагоприятная  
Состояние здоровья учащихся  
I группа  
11 группа  
III группа  
IV группа  

 

Общие впечатления от класса – благоприятные. Родители в большинстве случаев принимают активное участие в жизни школы и класса. На просьбу классного руководителя, помочь с украшением класса или же с подготовкой к какому-либо мероприятию, родители с готовностью откликаются, поскольку понимают важность подобной работы для сплочения класса.

При переходе учеников из начальной школы в основную, родители сразу наладили связь, как с классным руководителем, так и с учителями-предметниками. Родители следят за успеваемостью и дисциплиной своих детей, посещают родительские собрания, еженедельно проверяют дневники своих детей.

II. Учебная мотивация

В классе с учащимися было организовано изучение уровня учебной мотивации

Как видно из диаграммы, высокий уровень учебной мотивации имеют 10 человек из всего класса (44% шестиклассников). У этих учащихся положительное отношение к школе и к процессу обучения. Есть ярко выраженный познавательный мотив, что позволяет им успешно усваивать учебный материал, в полной мере осваивать учебную программу. Как правило, эти дети способны самостоятельно выполнять задания, без постоянного надзора учителя. Они понимают необходимость образования, поэтому внешняя мотивация в виде наказания за невыполнение задания здесь замечается крайне редко. Также, ученики занимаются самообразованием, ходят в дополнительные секции, кружки.

Средний уровень мотивации показали 9 учащихся из всего класса (39% учащихся). В этом случае ученики показывают положительное отношение к школе и к учебному процессу. Они понимают учебный материал, способны самостоятельно решать типовые задачи, проявляют внимательность при выполнении заданий. Однако таким детям необходим контроль со стороны учителя, поскольку при выполнении коллективных заданий могут отвлекаться на общение с одноклассниками. При выполнении домашнего задания им необходим контроль со стороны родителей, поскольку такие дети могут сосредотачиваться на интересных им предметах, но забывать при этом об остальных предметах. Общительны, дружат со многими в классе, участвуют в классных и школьных мероприятиях.

4 ученика показали уровень учебной мотивации ниже среднего (17% учащихся), однако при этом у них положительное отношение к школе. Такие дети, как правило, ходят в школу, чтобы пообщаться со своими друзьями, с любимыми учителями. Их очень привлекает всевозможная учебная деятельность, участие в различных мероприятиях. Однако, познавательные мотивы у этих детей сформированы в меньшей степени, поэтому учителям и родителям необходимо контролировать и корректировать их учебную деятельную.

Подытоживая все вышесказанное, большая часть класса (83% учащихся) имеют внутреннюю мотивацию учения и им в редких случаях нужны дополнительные стимулы для выполнения заданий. К требованиям классного руководителя и учителям-предметникам учащиеся относятся ответственно и в большинстве случаев положительно. Они добросовестно и систематически выполняют домашнее задание, активно работают на уроках, особенно если предмет им нравится. Поскольку дети в достаточной мере владеют навыками самостоятельной работы, необходимо обратить внимание на тех детей, чья внутренняя мотивация оказалась ниже среднего уровня.

III. Познавательная сфера школьников

Большая часть 6 класса демонстрирует устойчивое внимание на таких уроках как английский язык, русский язык, математика. Очень хорошо у них развита слуховая память, менее хорошо развита зрительная память. Это можно заметить на уроках иностранного и русского языка. Большая часть учащихся любит читать, хорошо работает с текстом, выполняет различные задания на основе прочитанного. У детей широкий кругозор и много увлечений. Среди них можно выделить тех, кто занимается спортом, ходит в художественную школу, дополнительно занимается английским языком с репетиторами. Шестиклассники умеют грамотно выражать свои мысли и аргументировать их, грубых ошибок в речи замечено не было.

IV.Особенности личности школьников

Типы темпераментов

 

По психотипу в 6 «Б» классе преобладают сангвиники (48% от всего класса). Оставшаяся часть класса ровно разделена (по 17%) по оставшимся психотипам – холерики, флегматики, меланхолики.

Сангвиники это «живые», весьма общительные люди, которые способны сохранять спокойствие в сложных ситуациях. Такие люди очень хорошо «вливаются» в новый коллектив, не испытывая при этом скованности. Они способны быстро переключать свое внимание с одной задачи на другую, однако часто бывают не собраны. Обладают громкой и быстрой речью.

Поскольку сангвиники представляют большую часть класса, они влияют и на остальных учащихся. Зачастую именно они становятся организаторами всех активных движений в классе. Энергия и эмоции этих детей-сангвиников передается остальным, благодаря чему оставшаяся часть учащихся не остается в стороне, а принимает активное участие в жизни класса.

Конфликтные ситуации возникают крайне редко, и в случае чего, решаются довольно быстро самими же учениками, в редких случаях – классным руководителем.

 

Определение тревожности

 

 

По результатам тестирования в классе был выявлен средний уровень тревожности. Большая часть класса вполне безболезненно подстраиваются под новую обстановку как в обыденной жизни, так и жизни школы.

Меньшая часть учащихся имеет высокий уровень тревожности. Это может быть связано с тем, что ученики воспринимают возникающие ситуации как угрозу своей самооценки и статуса в компании. Таким детям необходимо формировать у себя чувство уверенности, а также научиться быть менее требовательными к внешним обстоятельствам. Полезным будет научиться разбивать большие задачи на более мелкие, для наилучшего их выполнения.

 

V. Межличностные отношения

• Определение социально - психологического климата

Глядя на круговую диаграмму межличностных отношений, можно сказать, что практически ¾ класса определяют социально-психологический климат в их коллективе как благоприятный. Это можно наблюдать и побывав у этого класса на уроках. Ребята очень активны, общаются друг с другом, вместе ходят в спортивные и творческие секции.

У ¼ класса можно наблюдать некоторые затруднения в общении с одноклассниками. Это происходит из-за частых пропусков по причине болезни, из-за чего ученик оказывается оторванным от коллектива. У тех, кто не учился изначально в этом классе, а перевелся, возникают некоторые проблемы в общении с коллективом. Но в целом обстановка в классе благоприятная для адаптации к коллективной жизни. Это заслуга непосредственно самих учащихся и их классного руководителя.

Класс состоит из 23 учеников, которые образовали собственные микрогруппы по интересам. Что примечательно, один и тот же ученик может быть включен сразу в несколько групп, что указывает на разнообразие интересов и увлечений в этом классе.

В этом классе преобладает сотрудничество. В общении друг с другом дети проявляют внимание и чуткость и доброжелательность. На переменах можно было наблюдать, как они делятся друг с другом печеньем или конфетами. Когда у кого-нибудь в классе наступает день рождения, они поздравляют именинника всем классом, вручают ему подарки. Конфликты случаются в редких случаях, когда учащиеся не сходятся во мнении друг с другом.

VI. Общение школьников со взрослыми

С каждым из учителей у шестиклассников складываются свои отношения. Многое здесь зависит от учителя-предметника. С классным руководителем у учеников сложилось доверительное и при этом уважительное отношение. Учащиеся слушаются Наталию Юрьевну, весьма активно идут на общение с ней. Задания и поручения, которые она им дает, ученики выполняют своевременно и ответственно. Они с удовольствием участвуют во всевозможных конкурсах и мероприятиях, будь то неделя английского языка или British Bulldog. К родителям шестиклассники относятся с уважением, всегда приглашают их как на школьные, так и на классные мероприятия.

 

VII. Трудовая деятельность.

Шестиклассники принимают активное участие в общешкольных мероприятиях, занимаются общественно-полезным трудом, выходят на субботники на прикрепленной школьной территории. Занимаются благоустройством как пришкольного участка, так и собственного класса (украшают свой кабинет собственноручно сделанными украшениями). Из этого можно сделать вывод, что у детей сформированы трудовые навыки, они ответственно относятся ко всему, за что берутся. Они понимают ценность труда, как своего, так и чужого, поэтому бережливо относятся к учебникам, школьной мебели, и ко всему, что они делают своими руками.

 

VIII. Формы досуга, увлечения

Ученики проявляют активность и во внеурочное время. Многие из них посещают художественную школу, а также ходят в спортивные секции.

IX. Выводы. Рекомендации

6 «Б» класс в целом является сплоченным и дружным коллективом. Ребята в своем большинстве ориентированы на дружественное общение с одноклассниками. Они также мотивированы на учебную деятельность.

Класс активно принимает участие в школьных и классных мероприятиях. При этом, при проведении подобной подготовки они нередко устраивают чаепития, для поднятия настроения и сплочения коллективного духа. Это стало их своеобразной традицией.

Психологический климат в классе большая часть учащихся оценивает как «благоприятный», что еще раз указывает на то, что ученикам нравится проводить время со своими одноклассниками, участвовать в жизни класса. Это также является хорошей внешней мотивацией в учении, поскольку благоприятная обстановка в классе в большей степени способствует раскрытию творческого и учебного потенциала ребят.

В классе есть несколько ребят, которые не совсем влились в коллектив, по разным причинам. Они общаются с ребятами из класса, но по большей части они редко с кем взаимодействуют, однако стараются внести свой вклад в жизнь класса.

 

Рекомендации по развитию коллектива 6 класса:

 

а) классному руководителю

Поскольку в классе итак царит благоприятная для учеников обстановка, то хотелось бы обратить внимание на тех детей, кто не в полной мере включен в жизнь коллектива, и у кого занижена мотивация в учении. Дети с низкой внутренней мотивацией приходят в школу, потому что так нужно и пообщаться со своими друзьями. Необходимо уделить таким детям больше внимания на уроках, особенно на предметах, с которыми у них возникают сложности. Показать им, что этот предмет тоже может быть интересным для них, и они могут достичь успехов в его изучении. И не стоит сравнивать учебные успехи таких детей с более успешными учениками, это может сделать только хуже.

Также важно обратить внимание на детей, у которых не в полной мере складываются отношения в классе. Важно постараться «включить» таких детей в классный коллектив, приобщить их к деятельности, которой занимаются лидеры класса. Подобные действия будут способствовать тому, что малоактивные ученики будут вливаться в жизнь класса через взаимодействие с лидерами, и в скором времени будут чувствовать себя частью этого коллектива, где каждый из них важен.

б) членам актива:

Поскольку родители принимают активное участие в жизни класса, им необходимо создавать такую атмосферу, в которой ученики учились самостоятельно справляться с тем или иным поручением. Это позволит сплотить активных учеников с менее активными. Родители в этом случае должны выполнять только роль руководителей деятельностью, но не принимать непосредственное участие. Справляясь со всем без посторонней помощи, ученики научатся быть более самостоятельными и ответственными.

 

 

Протокол исследования

Методика диагностики структуры учебной мотивации школьника

№ ученика познавательная коммуникативная эмоциональная саморазвития позиция школьника достижения Внешняя (поощрение, порицание)
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               

 

Кол-во учеников  
Высокая мотивация  
Нормальная мотивация  
Положительное отношение к учебе  
Низкая мотивация  

Тест на определение темперамента

№ ученика холерик сангвиник флегматик меланхолик
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
  всего Процентное содержание  
холерик   17,39130435  
сангвиник   47,82608696  
флегматик   17,39130435  
меланхолик   17,39130435  
               

«Шкала Спилбергера-Ханина для определения личностной и ситуативной тревожности»

№ ученика 1-20 21-40 Уровень тревожности
      Высокий
      Средний
      Средний
      Средний
      Средний
      Средний
      Средний
      Средний
      Средний
      Средний
      Средний
      Средний
      Высокий
      Средний
      Высокий
      Средний
      Средний
      Высокий
      Средний
      Средний
      Средний
      Средний
      Средний

 

  всего
Низкий уровень  
Средний уровень  
Высокий уровень  

 

 

«Индекс групповой сплоченности Сишора»

  благоприятный средний неблагоприятный
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

 

Благоприятная  
Средняя  
Неблагоприятная  

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: