Методы научно-педагогического исследования




 

Научные исследования являются ведущим источником развития педагогической науки. Только на основе глубоких научных исследований возможно решение актуальной задачи: как разработать новые подходы к качественному обновлению всей системы образования и воспитания? Как получить новые научные данные о педагогическом процессе? Как определить пути и условия совершенствования педагогической практики?

Состояние педагогической науки в значительной степени определяется уровнем научно-педагогических исследований. Глубокое научное исследование создаёт возможности и для совершенствования школьной практики.

В основе научного исследования лежит определённая методология (от греч. – учение о методе), которая представляет собой совокупность мировоззренческих взглядов, она и является базой для использования тех или иных методов исследования.

Понятие «метод» происходит от греч. – путь, способ. Понятие «научный метод» можно охарактеризовать как целенаправленный подход, с помощью которого достигаются определённые цели и задачи.

Термином «методика» обозначаются конкретные способы использования методов.

В процессе исследования используются многообразные методы, которые можно объединить в две группы: теоретические и эмпирические методы исследования.

Теоретические методы исследования направлены на глубокое познание педагогического процесса и педагогических явлений, выявление их закономерностей и принципов, формирование теоретических обобщений, выводов, положений. К этим методам относятся:

- сравнительно-исторический анализ;

- моделирование;

- мысленный эксперимент.

Сравнительно-исторический анализ относится к основным методам исследования. Педагогическое явление, процесс получает наилучшее освещение, если рассматривается в своём историческом развитии.

Моделирование – воспроизведение характеристик одного объекта на другом, специально созданным для изучения. Этот второй объект называется моделью. Метод моделирования может применяться в качестве мысленного эксперимента (абстрагирование).

Мысленный эксперимент используется в том случае, когда нет условий для реального эксперимента. Такой эксперимент позволяет получить представления об объекте исследования в идеальной форме.

Теоретические методы исследования предполагают разработку гипотезы исследования, теоретический анализ и систематизацию фактов, сравнение, сопоставление различных научных концепций, прогнозирование развития педагогический явлений.

Методы эмпирического исследования направлены на изучение конкретных педагогических явлений и фактов. С их помощью осуществляется сбор и анализ материала, научных фактов.

Наблюдение – один из основных методов исследования. Целью наблюдения является не только описание фактов, но и их анализ, формулировка и проверка научной гипотезы. Наблюдения могут зависеть: от времени (кратковременные, долговременные), от способа наблюдения (непосредственное и опосредованное). При наблюдении выбирается предмет наблюдения, выбираются средства наблюдения, ведётся протоколирование наблюдения. Наблюдатель должен понимать цель наблюдения и учитывать (при непосредственном наблюдении), что присутствие наблюдателя влияет на поведение наблюдаемых. Наблюдение проводится на разных этапах исследования и сопровождается другими исследовательскими методами. Чем выше теоретическая подготовка наблюдателя, тем больше информации он почерпнёт из наблюдения и тем эффективней будет её обработка.

Тестирование – это испытание, в ходе которого испытуемый обнаруживает те или иные качества. Главное предназначение тестов – выявление изменений в уровне развития памяти, мышления, познавательных интересов, вообще в различной интеллектуальной деятельности. При помощи тестов можно изучать жизненный опыт, представления, суждения, мотивы поведения, но обязательно в сочетании с другими методами исследования.

Анкетирование.

Анкета – перечень вопросов по определённой теме, на которые должна дать ответ исследуемая группа. Её цель – собрать первоначальный (ориентировочный) материал.

Имеет много общего с таким методом исследования как беседа. Только вопросы задаются не отдельному ученику, а большой массе учащихся. Ответы не устные, а письменные.

Бывают искажения в ответах школьников (если опрос проводится неверно). Правильность ответов зависит от того, сколько вопросов, их формулировка, как проведена психологическая подготовка к опросу.

Виды анкет: анкета-интервью (анкету заполняет сам исследователь, уточняя мысли ученика, выясняя мотивы ответа, выявляя правильность понимания вопроса; прессовая анкета (высылаются по почте) и т.д.

При анкетировании задаётся серия вопросов (в 3-5 кл. – не более 4-5; в 6-8 – до 10; в 9-11 допустимы опросные листы, требующие раздумья и письменного ответа в пределах 35=-45 минут).

Анкеты бывают открытог о типа и закрытые (готовые ответы, нужное – подчеркнуть).

Метод беседы. Цель – получить конкретные ответы на вопросы. Преимущество перед анкетой – возможность учесть уровень культуры опрашиваемого, определить его отношение к теме беседы по мимике, интонации и т.д. Начиная беседу, надо знать цель, знать, готов ли ученик беседовать откровенно, нет ли у него антипатии к собеседнику

Анализ содержания педагогических документов: изучаются стенограммы педсоветов, предметных комиссий, педагогических конференций, отчёты о работе школы, сведения об успеваемости учащегося, их характеристики, различные результаты деятельности учащихся; письменные работы, стихи, рисунки и т.д.

Педагогический эксперимент – исследователь сам организует процесс, который хочет изучить (лабораторный эксперимент). Если специальная организация отсутствует, то имеем дело с естественным экспериментом. Важно при проведении эксперимента неоднократно повторять ситуацию, которая является ядром эксперимента, исходное предположение (гипотеза), которое должно быть проверено. Только при устойчиво повторяющемся результате эксперимент считается достоверным.

 

Ключевые понятия темы: методология, педагогическая деятельность, педагогические принципы, педагогические методы, педагогическое исследование, педагогика, педагог, педагог-новатор, учитель, преподаватель.

 

Контрольные вопросы

1.Предмет педагогической науки.

2.Задачи педагогической науки.

3.Система педагогических наук.

4.Связь педагогической науки с другими науками.

5.Инфраструктура педагогической науки.

6.Роль педагогики в разработке фундаментальных проблем воспитания и образования.

7.Основные категории и понятия педагогики.

8.Общие тенденции современного развития педагогической науки.

9.Понятие “методология” педагогической науки.

10.Типы педагогических исследований: фундаментальные, теоретические, прикладные.

11.Общая характеристика методов наглядно педагогического исследования.

12.Методы теоретических исследований: сравнительно исторический анализ, моделирование, абстрагирование.

13.Методы эмпирических исследований: наглядное наблюдение, педагогический эксперимент, исследовательская работа.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: