КУРС: ЭЛЕМЕНТЫ ПСИХОЛОГИИ




Методические указания

Материал

Вопросы к курсу

Место этого курса в нашей системе

-----------------------------------------------

Этот курс по времени рассчитан на 1 неделю при обычном темпе освоения материала. На его освоение Вы, скорее всего, потратите 16-20 учебных часов (700-900 минут). Не торопитесь. Соблюдайте методические указания:

А. Прочтите материал курса.

Б. После первого прочтения текста курса постарайтесь немного поразмыслить над тем, что вам запомнилось в нем, что показалось интересным, что - непонятным. Что - банальным, что - странным.

В. Затем перейдите к выполнению упражнений:

1 Ознакомьтесь со списком вопросов к курсу.

2 Внимательно прочитайте КАЖДЫЙ вопрос и попробуйте на него ответить, не заглядывая в материал курса.

Большая часть вопросов требует дать определение. Метод определения понятия следующий: Вы определяете, какие свойства предмета существенны с точки зрения этой сферы знания. Затем Вы отбираете из них те, которые свойственны только ему (по отдельности или в сочетании). Перечислив эти свойства, Вы определяете предмет.

Вас не должно расстраивать то, что Вы не сможете дать определение, не сможете вспомнить, что именно говорилось, не имеете определенного представления. Вы должны попытаться ответить на вопросы. Успешно или нет - пока неважно.

3 Прочитайте текст второй раз. Теперь ваше внимание будет фиксироваться на тех местах текста, которые содержат материалы к размышлению над вопросами, которые Вас затруднили. Вы прочитаете текст другими глазами, увидите в нем то, что пропустили, поймете те места, которые показались туманными.

4 Снова попытайтесь дать ответы на вопросы. Смело используйте текст курса - теперь Вы знаете, где искать ответы.

5 Некоторые вопросы требуют додумывания. Курс не содержит в явной форме ответы на них, но содержит достаточный материал для таких ответов. К каким вопросам это относится в большей мере, к каким - в меньшей?

6 Нашли ли Вы в материале между делом ответы на некоторые вопросы, которые давно Вас занимали? О чем Вам приходилось задумываться? Что нового содержится в материале о понятиях, которые, как Вам казалось, были Вам знакомы ранее, которые Вы слышали?

7 Попробуйте рассказать кому-либо что-то, что показалось Вам интересным в содержании курса. Выберите для этого один раздел, понятие и т.п. Если Вы имеете для этого аудиторию - расскажите в ней, иначе - найдите слушателя поблизости. В крайнем случае напишите. Если Вас не удовлетворил рассказ - повторите это. И так до тех пор, пока Вы не сможете изложить этот момент лучше и глаже, чем автор курса.

8 Прочитайте курс еще раз, отмечая для себя, что бы Вы улучшили, написали яснее, короче, проще. Что Вам теперь кажется самоочевидным и не нуждающемся в разжевывании? Остались ли неясности? Или хватит уже вертеться вокруг этого текста и пора идти дальше?

9 Попробуйте разобраться в том, как Вы отнеслись к материалу? Как изменилось Ваше отношение в процессе освоения? Почувствовали ли Вы разницу между пассивным усвоением текста и активной работой с материалом?

10 Ни в коем случае не старайтесь учить содержимое наизусть и не комплексуйте по поводу того, что что-то может забыться. Важно не знание конкретных положений материала курса, а оставшееся у Вас после работы с ним впечатление. Результатом освоения курса должно быть умение поддерживать беседу по затронутым темам и интерес к их обсуждению.

11 Вы можете принять участие в обсуждении материала на Форуме по этому предмету, если у Вас созреет такая потребность - на любой стадии освоения материала. Это обсуждение может содержать не только вопросы к преподавателю (в этом случае сначала посмотрите FAQ), но и предложение неких тем для всеобщего обсуждения.

-------------------------------------

КУРС "ЭЛЕМЕНТЫПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ"

Бессознательное в нашей жизни

Мир инстинктов

Сон и сновидение

Происхождение человека и рождение сверх-Я

Сексуальность

Комплекс царя Эдипа и рождение тотема

Комплекс царя Эдипа и антропогенез

Символы

Психика и мозг

Восприятие

Восприятие и мозг

Управление восприятием

Память

Память и мозг

Личностная память

Мышление и логика

Мышление и интуиция

Речь и абстрактное мышление

Собственное Я личности

Социализация

Эмоции

Эмпатия

Стресс, дистресс, фрустрации

Мир неврозов

Потребность во внешней стимуляции

Природа сексуальности

Сексуальность в контексте культуры

Невроз сексуальной ориентации

-------------------------------------------------

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ В НАШЕЙ ЖИЗНИ

Нам довольно трудно предположить, что есть что-то, управляющее нами помимо нашей воли и сознания. Если мы совершаем поступок, даже неожиданный для себя, мы тут же находим причину, почему мы так поступили.

Представим маленький опыт. Гипнотизер внушает находящемуся в погруженном состоянии человеку, что выйдя из этого состояния, тот выходит в прихожую и берет зонтик. Сам факт внушения подопытный забывает.

Придя в себя, он немедленно включается в происходящий в комнате разговор, потом встает и выходит в прихожую. Выйдя за ним, мы видим, что он взял зонтик и направляется к выходу.

- Зачем ты взял зонтик, Сергей?

- Да, знаете, ребята, я тут решил выйти покурить и подумал, что если вдруг пойдет дождь, то надо бы взять с собой зонтик.

- Но ведь покурить можно и на лестнице?

- Ну, такой хороший день, солнышко. Захотелось выйти на свежий воздух.

- А зачем зонтик, если солнце?

- А вдруг дождь? Сами знаете как сейчас быстро меняется погода.

Итак, испытуемый уверен, что он говорит правду. Он совершенно уверен, что у него были рациональные основания взять зонтик. Но ведь мы-то отлично знаем истинную причину его поступка. А он не знает.

Причина, мотив поступка, сидит в Сергее помимо его сознания. Сергей о нем не знает, но мотив все равно управляет его поведением. При этом на уровне сознания появляется псевдорациональное объяснение поступка, которое он и считает истинным мотивом.

Значит, есть такие мотивы, которые управляют нашим поведением, не будучи известны нашему сознанию? Значит, сознание - не хозяин наших действий, значит мы себе не хозяева?

Как видите, это и на самом деле так. Мы далеко не во всем себе хозяева.

Какая же часть наших поступков совершается помимо нашего сознания?

Бессознательные мотивы в действительности управляют от 60% до 90% нашего поведения. В это трудно поверить. И тем не менее это так.

Уже в древности люди замечали, что часто им приходится поступать против своей воли. Совершив тот или иной поступок, они не могли понять, что же подвигло их на него. Находились простые объяснения - все списывалось либо на промысел божий, либо на искушение дьявола.

Так продолжалось довольно долго, пока медицина, психиатрия не приступила к научному изучению бессознательных процессов. Однако, в первые годы у медиков не было научного метода для изучения бессознательного. Прогресс проявился лишь в том, что его перестали считать чем-то оккультно-иррациональным, но признали обычным предметом научного знания.

Особенный интерес к этой проблематике существовал в парижской клинике Сальпетриер, которую возглавлял профессор Шарко. Там это было связано в первую очередь с гипнотическими исследованиями, с исследованием чисто внешних проявлений бессознательного, но проникнуть в его структуру еще не пытались.

Однако, в конце XIX века в клинике Сальпетриер проходил стажировку австрийский врач и физиолог Зигмунд Фрейд. Этому человеку суждено было открыть научный метод изучения бессознательного, перевернуть все наши представления о своей психике.

Доктор Фрейд родился в Праге - центре австро-венгерской провинции Богемия. Его детство проходило в обстановке конфликтов, национальных противоречий и острого социального кризиса, раздиравших многонациональную империю со слабым реакционным правительством. Очевидно, окружавшая мальчика напряженность человеческих отношений и пробудила у него две определившие его жизнь цели: постичь человеческую природу и врачевать человеческие души. Между этими двумя своими призваниями Фрейд разрывался всю оставшуюся жизнь.

Ранний Фрейд начинал свою научную деятельность целиком в рамках традиционной для XIX века научной парадигмы. Он шел тем же путем, как Сеченов, Павлов или Ухтомский, исследуя рефлексы, физиологию нервной деятельности. До сорока лет он опубликовал и целый ряд исследований по психиатрии, посвященных истерии, механизму вытеснения и т. п. Если бы Фрейд умер до сорока лет, он остался бы в истории солидным традиционным ученым, его имя было бы известно специалистам, но не приобрело бы того оттенка мистического преклонения, удивленного восхищения и страстного неприятия, с которым оно в двадцатом веке стало известно человечеству.

Все поменял случай. Тот самый случай, который бывает в жизни каждого не единожды, но воспользоваться которым, подобно Ньютону и Фрейду, могут лишь те, кто готов к его осмыслению.

Однажды Фрейд вел беседу с пациенткой, обратившейся к нему за лечением по поводу невроза. Своенравная дамочка не давала прервать себя, желая выговориться. Фрейд решил дать пациентке высказаться, излить все свои неконтролируемые, свободные ассоциации. И здесь он стал замечать определенную закономерность в ее речи: цепочка ассоциаций продолжалась только до какого-то предела. Затем она прерывалась и дама, чуть замешавшись, перескакивала на другую цепочку и продолжала скользить по ней.

Очевидно, скольжение по цепочке ассоциаций прерывалось, когда наталкивалось на какую-то стену, психологическую защиту, за которой и скрывалось бессознательное. Фрейд понял, что все дело заключается в том, как проникнуть за эту стену. Он стал практиковать свободные ассоциации пациентов в расслабленной успокоенной обстановке, исследование сновидений - ведь во сне ослаблена эта психологическая защита, - выяснение причин вроде бы случайных оговорок и описок.

Постепенно в этих скрупулезных дотошных исследованиях бессознательное раскрывало Фрейду свои тайны. Постепенно родился его первый научный метод исследования бессознательного - психоанализ.

МИР ИНСТИНКТОВ

В этих исследованиях перед Фрейдом стала вырисовываться реальная картина человеческой психики. Наше разумное Я, как оказалось, совсем не управляет по своему усмотрению нашим поведением. В человеке есть еще гигантский пласт сложившейся за годы эволюции животной психики, который не исчез с появлением разумной надстройки. Человеческое Я как бы оседлало норовистое животное и правит им, не давая ему идти туда, куда оно хочет - но только к цели. Однако бессознательное сопротивляется, и в борьбе Я и Оно рождается наше внешнее поведение.

В основе любого животного поведения лежат два основополагающих инстинкта: инстинкт жизни, которому Фрейд дал название Эрос и инстинкт агрессии, которому он дал имя Танатоса, воли к смерти. Через эти инстинкты проявляется та первичная жизненная энергия, энергия мотивации, которая собственно и является основой жизнедеятельности.

В советской психологической науке всегда пытались положить в основу изучения психики рефлексы, процессы управления в организме через электрические импульсы в цепочках нейронов. Это идущее от Сеченова и Павлова направление в результате огромного объема исследований описало множество таких рефлекторных цепочек, но даже не задавалось вопросом: почему в тот или иной момент активизируется именно эта цепочка? И почему они вообще возбуждаются, каков первичный источник их активности?

В 70-е-80-е годы XX века физиология нащупала ответ на этот вопрос. Теперь считается, что источник первичной жизненной активности, нашей жизнедеятельности и наших чувств, лежит в химической, гуморальной, а не рефлекторной регуляции нашего организма. Мозг не только осуществляет рефлекторное управление организмом, но и его гуморальное уравновешивание. Состояние химической среды нашего организма - вот источник наших чувств, вот источник энергии инстинктов.

И два первичных инстинкта - суть два проявления этой жизненной энергии. Агрессия, защита - и изменяется химический состав крови, в нее выбрасываются гормоны, движения приобретают точность и быстроту, восприятие становится ясным и хищным. Это все происходит помимо нашего сознания, когда организм считает нужным быть готовым к драке и самозащите. Умом Вы можете понимать, что такая готовность Вам не нужна, но организм не спрашивает вашего мнения. Он готовится к бою.

Второй инстинкт служит поддержанию жизни - поиску пищи и продолжению рода. Он направлен на достижение близости с источником либо жизненных благ, либо с сексуальным объектом. В первые моменты жизни этот инстинкт еще не дифференцирован, и поэтому вся сила чувств направляется на главный источник поддержания жизни - на мать. В дальнейшем происходит дифференциация этого инстинкта. Его проявления Фрейд назвал сексуальностью.

Эти первичные инстинкты присутствуют уже у животных. Они могут дифференцироваться, усложняться. Все животное поведение подчиняется "принципу удовольствия", принципу немедленного максимального удовлетворения всех инстинктивных потребностей. Но чем более дифференцированы, сложны инстинкты, тем менее оказывается возможным достичь их абсолютного и полного удовлетворения.

Столкновение инстинктов определяет поведение животного. Но реализуется только самый сильный инстинкт, остальные уступают, подавляются. А поскольку они заряжены психической энергией и энергия эта не нашла выхода, то накапливается множество как бы "взведенных курков" нереализованных мотивов. Так накапливаются нарушения мотивационного баланса организма, мотивационные диссонансы (в терминологии Фрейда - ущемленные аффекты). Эти диссонансы становятся источником невротического поведения.

Заряженные энергией мотивы в конце концов должны реализоваться. Какое-то время можно организму их сдерживать, "терпеть", но в конце концов их накапливается больше, чем организм способен вынести. Тогда они вырываются в деструктивных для организма действиях и организм гибнет.

Для устранения мотивационных диссонансов и восстановления баланса природа выработала специальный механизм символического разрешения мотивационных конфликтов - сновидение.

СОН И СНОВИДЕНИЕ

Сон выполняет сразу несколько функций, и поэтому делится на стадии. Первая стадия - медленный или гомеостатический сон. Она служит для восстановления сил организма. Организм приходит в расслабленное состояние, получает возможность восстановить выработанные за время дневной активности ресурсы. Происходит и обработка дневных впечатлений, информация перекачивается из временных структур памяти в стабильные.

Вторая стадия сна - парадоксальный или фрейдовский сон. Его главная характеристика - сновидение. В каждом полуторачасовом цикле сна эта стадия занимает десять--пятнадцать минут, но если сон достаточно длителен и задачи гомеостаза организмом уже выполнены, то цикл сна вырождается и сновидение занимает в нем все больше времени. Поэтому большинство сновидений приходится на утренние часы.

В сновидении в символической форме реализуются нереализованные за день мотивы. Мозг, отключенный от управления телом и связи с внешним миром, работает на "холостом ходу". Все "взведенные курки" срабатывают, но вхолостую. Это устраняет возникшие мотивационные диссонансы, высвобождает заключенную в них энергию. Мотивационный баланс организма восстанавливается.

Поэтому сон необходим для психического здоровья. Хроническое недосыпание всегда является источником раздражительности, неврозов и усталости.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА И СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ

Понять структуру человеческой психики можно только присмотревшись к процессу его происхождения от животного, процессу антропосоциогенеза.

В советской науке рассмотрение антропосоциогенеза ограничивалось констатацией роли труда в этом процессе, что имело нравоучительный смысл, так как советский человек должен трудиться лучше, чем обезьяна. Когда же выяснилось, что этот пример все равно не помогает лучше работать, решили, что надо взяться за этот предмет с более научной стороны. Но изучение антропосоциогенеза от этого не продвинулось, и даже в вузовском учебнике философии времен Перестройки раздел "Антропосоциогенез" заменили разделом "Загадка антропосоциогенеза", расписавшись тем самым в том, что предмет этот марксистской науке недоступен.

Антропосоциогенез - процесс одновременного вызревания человека и человеческого общества. В этом процессе человек получил символы, а с ними - мышление и речь. В этом процессе человек получил свое сознательное Я.

Потребность в рождении общества и человека диктовалась первичным инстинктом преобразования внешней среды. В нем соединились агрессия к внешнему миру и потребность поддержания собственной жизнедеятельности. И наиболее эффективное удовлетворение этих потребностей достигалось только совместными действиями.

Но совместные действия оказывались возможными только в случае подавления взаимной агрессии, деструктивного поведения, способности к кооперации. А такое подавление означало, что количество нереализованных за день мотивов окажется очень большим. И для их символической реализации, для устранения возникающих аффективных диссонансов природа уже не могла положиться на такой простой и издавна существующий механизм, как сновидение.

Но если сновидение уже не справлялось с функцией символического разрешения мотивационных конфликтов, должны были возникнуть иные механизмы, обеспечивающие психическое здоровье, а значит и стабильность общества. Ранний антропосоциогенез как раз и включал выработку таких механизмов.

Стали возникать определенные ритуалы, совершая которые человек высвобождал ущемленные аффекты. Система этих ритуалов, раз возникнув, все более усложнялась. В обществе выделился определенный социальный слой людей, которые получили название шаманов, жрецов и т. п. Их функцией было осуществление психотерапии в масштабах всего племени, всего первобытного общества. Они организовывали исполнение ритуалов, проводили при необходимости индивидуальную работу с членами общества.

Одновременно стала возникать определенная система запретов, целью которой, собственно, и было обеспечивать стабильность общества. Эта система запретов получила название морали. Суть этой морали сводилась либо к полному вытеснению взаимной агрессии, либо к ее ориентации вовне путем разделения мира на "наших" и "не наших".

Однако, мораль присутствовала в первобытном обществе не в форме некоей рациональной структуры, не в форме свода правил. Она была органически вплетена в ткань определенной мифологии, наглядно представляющей запреты, оправдывающей их. Эта мифология вместе с системой ритуалов и составляла суть первобытной религии.

Эта первобытная общественная мораль, эта система социальных запретов не была осознана. Она в неявной форме усваивалась детьми в их общении с родителями, через их участие в ритуалах, узнавание мифологии. Но будучи неосознанной, она коренным образом отличалась от индивидуального бессознательного, так как была уже явлением не столько индивидуального, сколько общественного порядка. Эти структуры довлели над каждым индивидуальным сознанием, над каждым индивидуальным Я, формируя некое общее социальное поведение. Вот эти-то структуры и получили в психоанализе название "сверх-Я".

Появление структур "сверх-Я" было первым ростком социального в человеке, первой надстройкой над его биологической сущностью. С момента их появления можно уже говорить о превращении животного в общественное существо - человека. Вытеснение и символическое удовлетворение инстинктивных позывов бессознательного составило суть борьбы биологического и социального в человеке. Их равновесие означало стабильное существование социума.

Нарушение же этого равновесия было чревато для социума осложнениями. Ослабление структур сверх-Я означало бесконтрольный взрыв бессознательных инстинктов, рост взаимного насилия и, в конце концов, гибель социума как целого. Наоборот, излишнее усиление давления моральных структур лишало общество творческого потенциала.

СЕКСУАЛЬНОСТЬ

Мы уже говорили о двух инстинктах, лежащих в основе животной и человеческой психики. Оба они являются поставщиками горючего, поставщиками энергии для человеческого поведения. Именно на этой энергии работают все механизмы нашей психики.

Энергии сексуального инстинкта Зигмунд Фрейд дал название ЛИБИДО. Именно ее вытеснение, концентрация и преобразование лежит в основе многих специфически человеческих форм поведения.

Что же такое, собственно, сексуальность? Некоторый обыденный опыт может вызвать у читателя иллюзию, что он знает ответ на этот вопрос. В действительности обыденные представления, сводящие сексуальность к половому сношению и связанным с ним моментам, весьма далеки от истины. Сексуальность - инстинкт жизни в куда более широком смысле этого слова.

Самое первое по времени проявление эротического инстинкта - влечение ребенка к матери сразу после появления на свет. Это влечение к источнику жизненных благ и защиты, стремление к монопольному им обладанию. Эротический инстинкт лежит часто и в основе дружеского влечения, и в основе эстетических представлений и т. п. Это - инстинкт поддержания жизнедеятельности и качества этой жизнедеятельности как в индивидуальном, так и в общевидовом смысле. Поэтому он несравненно шире столь узкой, но привлекающей в нашей культуре повышенное внимание сферы, как продолжение рода.

К слову сказать, кое-что из того, что в рамках наших представлений склонны относить к проявлению сексуального инстинкта, в действительности является проявлением агрессии.

Проявление сексуального инстинкта изначально многоканальны. Кроме привычной нам гетеросексуальности и гомосексуальности, он потенциально проявляется и в разного рода инцестивных, фетишистских и т. п. направлениях. Фрейд указывал, что ребенок с точки зрения современной культуры "полиморфно извращен" в своих сексуальных потенциях. Современная западная психиатрия предпочитает говорить о "полиморфной сексуальности", изначально свойственной человеку.

Система усваиваемых ребенком социальных запретов, мифологически или псевдорационально обоснованных в рамках данной культуры, формирует так называемую сексуальную ориентацию и перекрывает те или иные каналы для выхода сексуальной энергии.

Практически все известные виды поздних культур запрещают или ограничивают инцесты и фетишизм. Очень многие культурные круги, особенно средиземноморского ареала, налагают такой же запрет на гомосексуальность. В ряде культур даже гетеросексуальность, как это было в средневековой Европе, подвергается весьма жестким ограничениям, объявляется запретной, греховной.

Какой же выигрыш для культуры дает подобное насилие над природой? Очень просто - оно перераспределяет энергию сексуальности.

Энергия нереализованной сексуальности концентрируется, "сублимируется" в бессознательном. И теперь эта сублимированная энергия может инвертироваться, то есть направляться на другие, в том числе сознательные действия. Сублимация и инверсия ЛИБИДО - вот процессы, поставляющие "горючее" для специфически человеческого поведения, для деятельности.

Это объясняет, впрочем, совершенно вроде бы иррациональную бескомпромиссность и жесткость сексуальных запретов практически во всех обществах. Она необходима для развития и поддержания их существования. Сексуальные извращения репрессируются обществом под воздействием инстинкта самосохранения и поэтому репрессии эти столь серьезны. Только зрелые социумы могут позволить себе некоторое смягчение репрессий.

Итак, вся материальная и духовная культура человечества базируется на вытесненной сексуальной энергии. Эта идея настолько неожиданна, что она долго отвергалась обществом. Однако, время показало правоту Фрейда и ныне на Западе это считается очевидным.

КОМПЛЕКС ЦАРЯ ЭДИПА

Новорожденный ребенок испытывает страстное влечение к матери, в котором концентрируется вся его жизненная энергия. Мать является источником основных жизненных благ ребенка, только общение с ней (кормление, ласки, защита) поддерживает его собственное существование. Поэтому совершенно естественно бессознательное стремление к монопольному обладанию этим источником жизненных благ.

Однако, имеются и другие претенденты на внимание и интерес матери. Ребенок чувствует их присутствие, ощущая определенный дефицит ласок и внимания. При этом он становится свидетелем того, как адресатом тех или иных ласк или знаков внимания становится кто-то другой. Традиционная структура отношений в семье такова, что в наибольшей степени этим конкурентом, претендующим на внимание матери, является отец. Он и становится символом этого обобщенного конкурента, грозящего забрать у ребенка самое ценное в его жизни.

Так в сознании ребенка закладывается в самых глубинах бессознательного треугольник, связывающий его с объектами самой страстной любви и самой глубокой ненависти. И если вся сила эротического инстинкта направлена на мать, то вся сила инстинкта агрессии - на отца.

Однако, существует и комплекс страха перед несравненно более сильным соперником, препятствующий открытому проявлению агрессии. Агрессивность вытесняется в глубины бессознательного и никогда не становится доступен сознанию весь эдипов треугольник. В дальнейшем он оказывает влияние на человеческое поведение из глубин бессознательной психики.

Комплекс этот называется "комплекс царя Эдипа". Фрейд взял это название из греческой мифологии, где существует старая легенда о пастухе Эдипе, которому было предречено Оракулом убить отца и жениться на матери.

Отец его - фиванский царь - приказал убить ребенка, но тот остался жив и был воспитан пастухами в полном неведении о своем происхождении. Став взрослым юношей, он отправился путешествовать и встретил своего отца, путешествовавшего инкогнито. Не подозревая, кто перед ним, Эдип в случайной ссоре убил путника.

Попав в Фивы, Эдип совершил целый ряд подвигов, среди которых было отгадывание загадки Сфинкса, и в конце концов стал фиванским царем, женившись на вдовствующей царице, не подозревая, что это его мать. Только спустя многие годы он узнал о своем происхождении и о том, что пророчество исполнилось в точности.

Фрейд дал психоаналитическое толкование этой легенды. Он считал, что пророчество оракула есть предупреждение каждому человеку о коренящемся в глубине его души аффективном комплексе, о врожденном стремлении занять место отца и обладать его властью и в том числе монопольно обладать матерью (в широком смысле, а не в чисто половом). Этот комплекс и получил название Эдипова комплекса.

Каким бы парадоксальным не казался этот вывод, он оказался полностью подтвержденным медицинской практикой.

КОМПЛЕКС ЦАРЯ ЭДИПА И АНТРОПОГЕНЕЗ

С эдиповым комплексом связан и один из самых важных актов антропогенеза, получивший отражение в мифологии многих народов и заложивший стереотип поведения, часто проявляющийся в явлениях массовой психологии. (Примеры тому мы увидим в курсе лидерства в малых группах).

Как показали исследования генетиков, все современное человечество произошло от небольшой группы приматов, откочевывавшей несколько десятков тысяч лет назад из Африки в Евразию. В этой первобытной орде сложились естественные для любой первобытной общности отношения.

Абсолютной и непререкаемой властью в орде обладал отец. Сыновья занимали в ней подчиненное положение. Эта же структура сохранилась и в половой жизни. Отец единолично пользовался всеми самками племени. Сыновьям половая жизнь с ними воспрещалась то ли под предлогом возможности инцеста, то ли по какому-то иному принципу.

Очевидно, долго такое положение дел не могло продолжаться. В конце концов сыновья набросились на отца в исступлении, зарезали его - и съели, по тогдашнему обычаю. Повторение этой истории в символической форме часто можно увидеть, наблюдая групповую динамику.

Однако, вскоре члены орды начали испытывать определенный душевный дискомфорт, связанный с потерей отца. Никто не обладал достаточным авторитетом, чтобы занять его место. Постепенно всех охватывало чувство раскаяния и желание возвратить невозратимое.

Поскольку заменить отца было некем, а пустота его места вызывала психологический дискомфорт, то ему нашли символическую замену в виде тотема - животного из другого вида. До сих пор у многих племен, живущих в отдаленных районах планеты существует обычай иметь тотем, с которым члены племени идентифицируют себя. Это может быть птица, млекопитающее, или кто угодно. У этих племен обычно сохраняется и праздник ежегодного поедания тотема, символического повторения драмы. Остатки тотемизма мы находим в традиционных верованиях египтян, китайцев и даже эллинов.

Эта история была реконструирована Фрейдом на основе анализа глубинных следов, оставленных ею в человеческой психологии, в генетической памяти человечества. В связи с этим никто не верил в ее историческую реальность, она долгое время считалась некой аллегорией, полезной в психологической практике и психоанализе. Против ее подлинности приводился аргумент о том, что событие это не могло произойти одновременно во всех общностях, где шел процесс антропогенеза.

Однако, в последнее время генетические исследования показали, что все человечество не только восходит к одной небольшой орде, но и то, что все люди в конечном счете происходят от одной праматери. Эта дало основания утверждать, что реконструированная Фрейдом история - реальность не только психологическая, но и историческая.

В этой истории человечество обрело свой первый символ. С этого акта началась история появления языка символов, а с ним - сознания и познания.

СИМВОЛЫ

Умение мыслить символами - резкая грань, отличающая человека от животного. Первые символы просто заменяли один предмет другим, переносили на него значение первого. Но этот акт содержал в себе и возможность обобщения: одним и тем же символом оказалось возможно обозначить не один предмет, но целый набор чем-то схожих друг с другом предметов. Так открылась возможность обобщения и классификации. Символом оказалось возможным обозначить признак или действие.

Так возник язык символов и различные его подмножества и разновидности: язык жестов, письменная и устная речь, пиктография, логика. Через символику стали формироваться и структуры "сверх-Я". Возможность оперировать символами открыла и возможность моделировать внешнюю среду, формировать идеальный план действий.

Но всякая система символов взаимосвязана. Наличие того или иного символа в символике данной культуры уже определяет, что эта культура способна воспринять, а что нет. В конечном счете специфика каждой культуры определяется ее системой символов.

В процессе развития личности в культурной среде личность усваивает символику этой среды и воспринимает мир уже в преломлении этой символики. Например, Вы видите в радуге семь цветов, но есть представители других народов, которые увидят девять или же пять или только три. Ведь спектр радуги непрерывен, а ее разбиение весьма условно и определяется принятой в той или иной культуре системой цветообозначения.

Точно так же эллин, глядя в небо, ощущал над собой сферу, по которой совершают свои движения Солнце и звезды. Мы же видим бесконечное пространство, заполненное отдаленными солнцами. Кстати, даже с точки зрения европейской астрономии наше представление нисколько не более адекватно, чем эллинское, потому что в действительности пространство не существует без материи, а свет звезд путешествует отнюдь не по прямым и весьма длительные сроки...

Сколь много говорит европейцу имя Юлий Цезарь! А для представителя культуры Туамоту это - пустой звук. Так же как для нас набор звуков - Тумпора Мукакаи... Но если завтра на Земле не будет ни одного европейца и исчезнут их письмена, некому будет сказать, существовал ли Юлий Цезарь, как некому ныне сказать, реально ли существовал Аорайя Локонат, правитель Атлантиды. Да и была ли Атлантида? И основатели города Рима Ромул и Рем для нас столь же реальны, как и Юлий Цезарь, но может быть для Римлян они были не историческими лицами, а всего лишь персонажами литературы, и их для нас реальность - лишь результат нашей иллюзии...

Каждый воспринимает мир и события через призму символов своей культуры. И в одном и том же каждый увидит разное. Все эти восприятия равноценны, ни одно из них не "ближе к реальности". И очень трудно представителям разных культурных кругов понять друг друга. До конца - невозможно. Потому что символики в конечном счете взаимно несводимы. Как непереводимы до конца точно с языка на язык тексты: вы подбираете к каждому иностранному слову самое близкое ему по смыслу в родном языке, но не забывайте, что в действительности все же остается небольшое, но реальное различие значений.

Символика - тот материал из которого строится человеческая психология и человеческая культура.

ПСИХИКА И МОЗГ

С давних времен ученых интересовал вопрос: можно ли соотнести психические процессы - память, мышление, речь, восприятие - с различными областями, морфологическими образованиями мозга или они все каким-то образом реализуются на одних и тех же структурах? Прежде всего вопрос этот возник в рамках медицины. Восстановление и замещение утраченных психических функций должно опираться не только на максимально точные представления об их локализации, но и на полноценное понимание взаимосвязей отдельных процессов между собой. исследование этой проблематики начал в XIX веке Поль Брока, а в прошлом веке важнейший вклад в эту сферу внес А.Р.Лурия и его школа.

Со второй половины прошлого века интерес к этой сфере проявили быстро развивающиеся кибернетика, компьютер-сайенс, исследования по искусственному интеллекту: ведь нельзя строить искусственный интеллект без знания принципов связи структуры и функции, спекулятивные рассуждения не могут быть воплощены в реально работающий алгоритм.

Основные материалы о локализации функций в правом и левом полушариях мозга человека получены в клинической практике. Часто в связи с заболеванием локально повреждается или оперативно удаляется часть мозга и по изменению поведения человека можно судить о роли исключенных из функционирования частей. Иногда в процессе лечения больного иногда необходимо произвести оперативное разделение нервных связей, соединяющих оба полушария, после чего у человека оказывается как бы два до некоторой степени независимых мозга. Определенными приемами можно установить различие их возможностей и ограничений. Иногда бывает необходимо выключение с диагностической или терапевтической целью одного из полушарий.

Уже в XIX веке стало ясно, что функция речи связана с определенной зоной коры головного мозга (зона Брока). В дальнейшем были выделены зрительные, обонятельные, тактильные, моторные и т.п. зоны. А.Р.Лурия разработал целый атлас проекций разных органов тела на кору головного мозга.

В дальнейшем стало ясно, что благодаря смежности некоторых зон мозга рефлекторные воздействия на одни части тела (прежде всего поверхность кожи, внутреннюю зону уха и т.п.) оказывают через эту рефлекторную цепочку существенное влияние на функционирование смежных по проекции в коре органов. Так была теоретически основана как рефлекторная терапия, так и телесно-ориентированная райхианская психотерапия.

В рамках школы А.Р.Лурия-Н.Н.Трауготт нейропсихологи отошли от концепции о единственном и точно локализованном предс



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: