Детский сад «Золотой ключик», г. Балашов
ВВЕДЕНИЕ
Аттестация педагогических кадров — очень важная процедура в оценке профессионализма и качества их работы. С помощью аттестации в конечном итоге обеспечивается формирование высокопрофессионального кадрового состава учреждения, что влечет за собой повышение качества образования.
Цель аттестации: определение соответствия уровня профессиональной компетенции педагогических работников требованиям к квалификации при присвоении им квалификационных категорий.
Основные задачи аттестации:
· Стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня профессиональной компетентности педагогических работников.
· Обеспечение педагогическим работникам образовательных учреждений, возможности повышения уровня оплаты труда.
В связи с этим становится актуальной проблема повышения профессиональной компетентности педагога в условиях дошкольного образовательного учреждения. Наиболее эффективным способом обогащения профессиональной компетентности педагога в ситуации реальной профессиональной деятельности является методическое сопровождение в межаттестационный период.
Основная задача межаттестационного периода – организация научно-методического сопровождения и поддержки педагога дошкольного образования в повышении уровня его профессиональной компетентности, разработке и продвижении по индивидуальной траектории профессионального развития.
Методическое сопровождение становления профессиональной компетентности педагога дошкольного образования понимается как специально организованное, систематическое взаимодействие старшего воспитателя и воспитателя, направленное на оказание помощи педагогу в выборе путей решения задач и типичных проблем, возникающих в ситуации профессионального совершенствования, с учетом имеющегося у него уровня профессиональной компетентности.
|
Куда входит:
· Выбор и реализация актуального направления
· Совершенствование аналитико – проектировочных умений педагога
· Посещение семинаров по выбранному актуальному направлению
· Глубокое изучение от 1 до 3х тем.
· Повышение квалификации 1 раз в 3 года
Факторы эффективной организации аттестационного процесса:
· Четкое определение функций участников образовательного процесса при подготовке и прохождении аттестации.
· Целенаправленное налаживание взаимных коммуникаций и установление доверительных отношений.
· Составление плана методического сопровождения педагогов, готовящихся к аттестации, с учетом выявленных «проблемных зон» на основе карты самоанализа и анкетирования.
· Комплектация нормативно-правовой базы аттестации и банка методических идей.
· Оформление документов, необходимых для успешного прохождения аттестации
Вместе с тем необходимо выделить ряд проблем, существенно осложняющих процедуру аттестации, среди них:
1. Недостаточный учет психологических факторов, влияющих на проведение аттестации. Многие педагоги отмечают стрессовый характер процедур аттестации, негативные эмоциональные состояния, межличностные конфликты и даже психоэмоциональные срывы во время аттестации. Кроме того, педагоги болезненно относятся ко всякого рода вмешательству в свою профессиональную деятельность, к оценке их труда.
|
2. Непонимание отдельными руководителями своей роли в стимулировании роста квалификации, развитии профессиональной компетентности педагога и, как следствие, выбор для себя в ходе подготовки и проведения аттестации педагогических кадров позиции стороннего наблюдателя.
3. Отсутствие согласованности в действиях администрации, психологической службы учреждения и самих педагогов в обеспечении процесса профессионального развития и личностного роста аттестуемых. Недостаточно четко формулируются цели, задачи и методы работы с педагогами: кто и за что несет ответственность при решении вопроса профессионального развития педагога.
Для успешного решения этих задач была разработана модель взаимодействия администрации в лице заместителя заведующего по воспитательно-образовательной работе (далее читать — «методист») и педагога-психолога дошкольного образовательного учрежденияс педагогами в межаттестационный период и во время аттестации.
Перед нами встали вопросы: Как помочь педагогу подготовиться к этой важной, трудоемкой и ответственной процедуре? Какая система мероприятий будет наиболее эффективной?
Для себя мы выделили ряд задач, решение которых осуществляется пошагово:
Первый шаг — выработка общей позиции в вопросах подготовки педагогов к аттестации. На этом этапе аттестация рассматривалась нами как система, обеспечивающая развитие профессионала и психологическую поддержку личности педагога. Это не разовая акция, а длительный процесс совершенствования профессионального мастерства и психологической компетентности личности.
|
Второй шаг — определение принципа текущего, повседневного взаимодействия (распределение функций, полномочий и ответственности) на межаттестационный период.
Третий шаг — построение определенной модели методического и психологического сопровождения аттестуемого, где акцент в проведении аттестации смещен на межаттестационный период.
Современная кадровая политика предъявляет серьезные требования не только к подбору, подготовке, организации деятельности кадров, но и их оценке. Это становится фактором повышения роли аттестации как важнейшей организационно-правовой формы оценки профессионального труда работника.
Качественные изменения, происходящие в образовании, в содержании и методах организации учебно-воспитательного процесса, требуют существенных изменений в целях, методах и технологиях работы методической и психологической службы учреждения.
Все большее значение придают сегодня сами педагоги повышению своего профессионального мастерства и психологической компетентности.
Модель нашей деятельности предполагает использование таких методов работы, которые позволяют органично соединять исследования, обучения и практическое решение.
Эта работа ведется в три этапа:
— подготовительный этап;
— «Партнерство»;
— этап проведения и анализа аттестации.
ЭТАПЫАТТЕСТАЦИИ
Первый этап — подготовительный
Цель подготовительного этапа: формирование у аттестующегося представлений о механизме прохождения аттестации с анализом и первичной диагностикой уровня развития собственной педагогической деятельности.
Обозначим некоторые важные моменты, реализация которых будет способствовать эффективной организации аттестационного процесса:
1. Четко определенные цели участников образовательного процесса по отношению к аттестации:
— Заведующий учреждения способствует управленческому и организационному обеспечению профессионального роста педагога;
— Методист организует профессиональную поддержку и помощь педагогу в разрешении профессиональных проблем;
— Педагог-психолог обеспечивает повышение психологической компетентности педагога, способствует развитию личностных и профессионально значимых качеств педагога; улучшает эмоциональное самочувствие педагога.
Психолого-педагогическое сопровождение аттестуемого на подготовительном этапе
— Аттестуемый педагог повышает профессиональное мастерство и психологическую компетентность;
— Эксперт проводит оценку профессионального соответствия педагога определенным критериям.
2. Целенаправленное налаживание взаимных коммуникаций, доказательство своей надежности, что особенно важно для установления доверительных отношений с педагогом.
3. Составление плана методической учебы педагогов, готовящихся к аттестации, с учетом выявленных «проблемных зон» на основе карты самоанализа (Приложение 1) и анкетирования (Приложение 2).
4. Комплектование банка нормативноправовой базы аттестации и банка методических идей.
5. Оформление документов, необходимых педагогу для участия в аттестации.
На этом этапе педагог изучает требования квалификационных характеристик и их уточнение относительно заявленной категории и анализирует собственную деятельность за некоторый период (но не более 5 лет).