Отношение к себе. Самосознание




Поскольку самосознание не является врождённым, а возникает прижизненно, отношение к себе ребёнок формирует на основе тех сигналов, которые он получает от окружающего мира. Личный опыт каждого человека уникален, отсюда и уникальность любой отдельно взятой личности. Взаимодействуя с окружающим предметным миром и с другими людьми, детьми и взрослыми, малыш получает свой личный, индивидуальный жизненный опыт, на основе которого и складывается его представление о себе: «Какой я?».

Что ребёнок может узнать о себе из тех сигналов, которые улавливает в своём окружении? Насколько он успешен, хорош и привлекателен; похож он на других или чем-то отличен; нужен он или нет; любят его или нет. Изучение предметов позволяет ребёнку понять не только их свойства, но и оценить свои реальные возможности, а отношения с людьми, это не просто коммуникация, это – совершенно особенная деятельность, направленная на другого человека как на личность. Общаясь с людьми, ребёнок получает возможность не только познавать партнёра, но и получать представление о себе, ориентируясь на реакции и действия другого человека (взрослого или ребёнка). Поэтому отношение ребёнка раннего возраста к себе - это отражение отношения к нему в первую очередь родных и близких. Откликаясь на его потребности, проявляя заботу о нём и свою любовь к малышу, улыбаясь своей крохе, ласково называя по имени, взрослые дают ему возможность ощутить свою значимость, ценность, формируют его положительное самоотношение, служащее основой его самосознания и базового доверия к миру, окружающим, принятия себя и положительной самооценки.

Все эти сложные личностные компоненты находят своё отражение в простых достижениях и умениях малыша: на втором году ребенок может показать свой ротик, носки, глаза, уши; способен выполнить простую просьбу взрослого: попрыгать, показать, принести. Дети начинают узнавать себя в зеркале, показывать на фотографиях. Двухлетний карапуз с удовольствием покривляется перед зеркалом, поиграет со своим отражением, прячась за штору и выглядывая оттуда. К концу второго года ребёнок уже понимает половые различия, малыш точно знает, мальчик он или девочка. В этом проявляется его представление о себе. Но понятия эти скорее приняты ребёнком со слов взрослых, чем осознаются реально, дифференцироваться они начнут только на третьем году жизни.

Ребёнок уже знает некоторые пределы своих возможностей, умеет обращаться за помощью к взрослому. Дети второго года жизни знают, к какому взрослому в семье с какой просьбой обращаться: бабушка никогда не откажется почитать книжку, папа любит повозится на ковре, маму легко "уговорить" на прогулку... Ещё не обладая развёрнутой речью, малыш уже успешно управляет поведением взрослых.

Ребёнок хорошо знает своё имя, всегда откликается на него, и постепенно начинает употреблять его в своей речи. Кроха превращается в маленького комментатора, он сообщает обо всех своих действиях в третьем лице: "Коля ест" и т.д. К концу второго года жизни в речи ребёнка появляются личные местоимения, вместо: "Катя пьёт"; уже: "Я пью". Появляется понятие "моё", а с ним и чувство собственности. Игра в "дай-на", так популярная на первом году жизни, перестаёт увлекать детей, они воспринимают её как покушение на свою собственность.

Чтобы научиться уважать чужую собственность, ребёнку необходимо иметь свою. Только видя, как другие, взрослые и дети спрашивают разрешения взять, делятся, могут отстаивать свою собственность, когда не готовы делиться; малыш сможет понять, какое поведение приемлемо и уместно, а какое не принесёт ничего, кроме разочарования и обиды. Нерешительные и робкие дети часто остаются на детской площадке совсем без игрушек, а шустрые карапузы успевают набрать столько, что игрушки перестают помещаться у них в руках. Ненавязчивое и своевременное вмешательство взрослых поможет несколько уравнять возможности и научит первых отстаивать свои права, а вторым покажет допустимые границы. Важно, чтобы взрослый не становился на площадке "третейским судьёй", а оставался "родителем своего ребёнка" и был рядом, для того чтобы помочь коммуникации с более старшими детьми, «озвучить» желания ещё плохо говорящего малыша.

Очаровывает трепетное стремление двухлеток пожалеть другого. Как и все чувства в этом возрасте, сопереживание проявляется в несколько гротескной, чуть преувеличенной форме. Все действия, которые взрослый обычно реализует по отношению к ребенку, когда тот поранился или ушибся, малыш копирует, помогая своему приятелю или бабушке. Поддержите ребёнка в его старании, не смейтесь над его неумелыми действиями, ведь на основе сопереживания формируется умение быть внимательным к чувствам других людей.

Чем могут помочь взрослые:

· Уважайте право малыша на собственное мнение, проявления самостоятельности и независимости.

· Поощряйте стремление ребенка подражать действиям взрослого.

· Хвалите малыша за успехи.

· В совместных действиях и играх заботьтесь о том, чтобы инициатива постепенно переходила от взрослого к ребенку.

· Принимайте во внимание развивающееся у ребенка чувство собственности.

· Поощряйте проявление ребенком чувства сопереживания эмоциональным состояниям других людей.

Не следует сравнивать ребенка со сверстником при оценке его умений, возможностей, достижений. Взрослые, которые часто используют приём сравнения одного малыша с другим, тем самым унижают его достоинство либо достоинство сверстника. Можно сравнивать достижения малыша только с его же достижениями на предыдущем этапе, показывая, что он уже умеет, чему ещё научится, создавая перспективу позитивного развития и укрепляя образ себя как развивающейся личности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: