Первый кризис, или возраст «Я cам»




Глава 2. Возраст раннего детства

Психологический портрет малыша второго года жизни

Наблюдая за своим малышом, родители практически с первых дней с удовольствием отмечают проявления его личности и характера. Многие не раз ловили себя на том, что «узнают» в своём ребенке лучшие черты своего характера и удовлетворенно находят в этом подтверждение великой силы генетики и наследственности. Вдумчивый, внимательный взгляд, настойчивость в достижении своих целей, «любовь к книгам», открытая улыбка и легкость в общении умиляют родителей и служат предметом гордости и радости, а также поводом для сравнения с другими детьми. Кто-то, возможно, замечает некоторую ленцу, излишнюю покладистость, неуверенность, медлительность или замкнутость крохи, по народной традиции относя это на счёт «любимой тёщи» или «дорогого зятя». Все подобные проявления заметны уже на первом году жизни, но являются лишь показателями темперамента и становления характера маленького человека. Личность ребенка начинает развиваться несколько позже, а именно к концу первого года жизни, и начало этого процесса, как правило, ознаменовано так называемым «кризисом первого года».

Первый кризис, или возраст «Я cам»

Специалисты связывают начало первого кризисного возраста с моментом освоения ребёнком свободной самостоятельной ходьбы, обычно это происходит к концу первого года жизни, поэтому его назвали кризисом первого года.

Кардинальное изменение – самостоятельная ходьба – по своему значению сродни эволюционному феномену прямохождения древнего человека, которое освободило его руки для продуктивного труда и творчества, охоты и ратных подвигов. Это достижение малыша даёт ребенку в буквальном смысле иной взгляд на мир – с высоты своего роста – и коренным образом меняет его жизнь, придавая крохе иллюзорное ощущение всемогущества, силы и самодостаточности. Однако он ещё мало может сам, поскольку так недавно сама его жизнь зависела от заботы взрослых, да и сейчас кроха пока не владеет даже самыми простыми предметами человеческого мира.

Это противоречие между стремлением к самостоятельности, которое подстёгивается обретением относительной двигательной ловкости, и реальной зависимостью от взрослого и составляет суть этого возрастного кризиса.

Понятие «трудный возраст» обычно ассоциируется с подростками, однако в жизни человека присутствуют несколько возрастных кризисов, которые определяют его взросление, переводя на качественно новый этап.

Основные характеристики кризисных периодов в жизни человека:

1. Резкое нарастание самостоятельности и изменение так называемой «ведущей деятельности»;

2. Трудности в отношениях со сверстниками и со взрослыми;

3. Отстаивание своих прав.

В период кризиса первого года малыш становится более требователен к близким взрослым, повышается обидчивость; незначительные, даже привычные мелочи теперь нередко вызывают у него недовольство и протест. Непонимание или отказ со стороны взрослого может приводить карапуза в ярость, малыши порой закатывают настоящие истерики: громко кричат, топают ногами, падают на пол. Кроха настаивает на выполнении своих желаний (часто непостоянных и непоследовательных), проявляя независимость и стремление к самостоятельности. Ребёнок пытается «командовать» взрослыми, пробует устанавливать свои правила, пренебрегая требованиями и запретами. Все эти изменения пугают взрослых, временами кажется, что предсказать поведение ребёнка невозможно, а управлять им и подавно. Попытки «вразумить» его беседами и разъяснениями, призывами к дисциплине, укорами и нравоучениями не дают желаемого результата, а порой приводят к обратному эффекту – ребёнок начинает шалить ещё сильнее. Часто малыш берётся за явно непосильный труд, но при малейшей попытке помочь ему яростно протестует, а позже с плачем начинает этой помощи требовать. Изменения в поведении малыша свидетельствуют о переходе на новый этап развития – от младенчества к раннему детству. Всё это не «капризы», а симптомы переходного (кризисного) периода в жизни ребёнка, зная о которых, взрослые смогут более адекватно строить свои взаимоотношения с малышом, предъявляя разумные требования и грамотно удовлетворяя изменяющиеся потребности растущей и развивающейся личности.

Изменения затрагивают все сферы жизни малыша в этот период:

1. Предметную и игровую деятельность;

2. Отношения со взрослыми;

3. Отношения со сверстниками.

Именно в этих трёх сферах проявляется и развивается личность маленького человека.

«Помоги мне это сделать самому!»

Если до года, особенно в первом полугодии, ведущей деятельностью, в ходе которой происходило развитие малыша, было эмоциональное общение со взрослым, теперь его интерес всё больше сосредотачивается на предметах и объектах окружающего мира. Изначально действия и манипуляции ребёнка носят неспецифический характер: малыш берёт в рот не только соску, но и мячик, машинку, колечко; стучит - не только погремушкой, молоточком, но и кубиком, пирамидкой и т.п. Эти действия крохи не учитывают ключевых, смысловых свойств и самого предназначения предметов. «Логику предмета» доносит до ребёнка взрослый, используя каждый предмет, что называется, «по назначению» и обучая этому своего малыша. Постепенно ребёнок начинает овладевать умением обращаться с предметами в соответствии с их назначением, заданным взрослыми, и предметные действия ребенка приобретают более специфический характер: малыш собирает пирамидку, складывает кубики, катает машинку, ловит мяч. Ребенок овладевает культурно-фиксированными действиями с предметами: использует ложку, чашку, лопатку, платочек и расческу в их общеупотребительном ключе. В связи с этим начинает формироваться игра детей, отражающая деятельность взрослых. Это ещё очень простые сюжеты, состоящие из примитивного повторения действий, наблюдаемых ребенком в жизни взрослых: малыши усердно «кормят» из ложечки своих игрушечных зверушек, возят в машинке кирпичики или пассажиров, укладывают куклу в кроватку, накрывая одеяльцем. Подобная элементарная игра является основой для дальнейшего развития более взрослой сюжетно-ролевой игры, доступной уже дошкольникам. Такая логика развития предметных действий в раннем возрасте - первый шаг ребенка в мир человеческой культуры, в устроенный людьми быт, инфраструктуру. Без освоения свойств предметов ребенок будет «выключен» из окружающей жизни, не способен пользоваться благами цивилизации, использовать предметы в качестве посредников в общении, усвоении знаний, опыта. Он не сможет понять и ощутить свои возможности в обращении с предметами и объектами окружающего мира, не получат своего развития представления о себе как о способном, деятельном и умелом человеке.

Понятно, что ввести малыша в уже освоенный взрослыми мир могут только сами взрослые и, прежде всего, родители. Самостоятельно ребенок не откроет для себя сущность того или иного предмета, его назначение и принципы использования. Для малыша это практически невозможно, так же как простой человек не способен самостоятельно освоить управление космическим кораблем. Этому необходимо научить.

Освоение ребёнком всего разнообразия предметных действий на данном возрастном этапе критически важно для его развития, и новые возможности малыша, обусловленные началом самостоятельной ходьбы, служат в этом подспорьем. Поэтому родителям следует максимально разнообразить окружающую малыша предметную среду, расширить возможности его взаимодействия с предметами. Ограничения здесь должны быть рациональными и диктоваться интересами безопасности крохи: исключить контакты малыша с потенциально опасными объектами: розетками, стеклом, проводами, острыми предметами, перепадами высоты и т.п. В остальном интерес малыша к окружающей его обстановке нужно только поощрять. Любознательность – один из основных факторов, двигающих не только интеллектуальное, но и личностное развитие ребёнка.

«Испытание любовью»

Описанный ранее новый характер взаимоотношений малыша со взрослыми – как правило, самый неприятный и беспокоящий родителей симптом кризиса первого года.

Порой взрослые говорят, что ребёнок шалит им «на зло», следит за их реакцией, совершая то или иное действие. Да, ребёнка действительно интересует реакция на поступок, это исследовательский интерес, познание – другого человека и себя. Как раньше восьмимесячный ползунок, бросая предметы, изучал их свойства, так сейчас карапуз, экспериментируя во взаимоотношениях со взрослыми – родными, знакомыми и незнакомыми, - познаёт сложный мир человеческих отношений и чувств.

В этих взаимоотношениях нервы и терпение родителей проверяются на прочность и подвергаются серьезным испытаниям. Здесь важно, как говорится, не перегнуть палку, причём ни в ту, ни в другую сторону. Прежде всего, родителям важно знать, что малыш не способен намеренно «доводить» их. Не стоит приписывать взрослые чувства и коварные мотивы этому крохотному существу. Тем более, что незначительный отказ мамы порой становится для ребёнка настоящей трагедией, ведь недовольство любимого взрослого малыш воспринимает как оценку своей личности. Доктор Винникот называл этот возраст – возраст испытания любовью. Малыш как бы проверяет близкого взрослого: «Любишь ли ты меня, когда я стою в луже?», «А если я буду громко кричать и размахивать руками?», «А если ударю тебя?» и т.д. Кроха желает убедиться в безусловной любви взрослых, то есть в любви не за то, что он красивый, умный и хороший; а просто так, потому что он есть. Но в то же время для малыша важна оценка его действий, поэтому нельзя идти на поводу у его желаний и капризов, умиляясь самым взбалмошным их проявлениям. Малышам нужна обратная связь, чтобы научиться учитывать потребности других людей, ведь они учатся у взрослых не только предметным действиям, но и различным способам проявления эмоций, взаимодействия с другими людьми. Реакции родителей помогают детям понять, как их поступки влияют на окружающих, какие чувства могут у них вызвать, как следует себя вести, а что может не понравиться другому человеку. Малышу важно знать, что радует маму и вызывает её одобрение, но знание о том, из-за чего она может огорчиться, тоже важно для него. Поэтому, сталкиваясь с маленьким исследователем человеческих чувств, взрослым стоит чётко и ясно давать ему понять, какое действие приемлемо, заслуживает поощрения, радует вас, а какое расстраивает или беспокоит и недопустимо не при каких обстоятельствах.

Родителям стоит помнить, что дети не стали бы ничего требовать от взрослых, если бы не были уверены в том, что те могут их послушаться и даже уступить их капризам. Таким образом, можно полагать, что дети «знают» о своей способности влиять на поведение других людей. И знают они это из своего личного опыта. Если родители или другие взрослые не могут уверенно и чётко следовать своим правилам в отношении ребенка и временами «по доброте душевной» или по объективным причинам необоснованно смягчают базовые требования к малышу, он мгновенно «захватывает» освободившуюся территорию и принимает новые возможности и уступки родителей за правило. Вернуться к изначальной ситуации будет довольно сложно.

Для того чтобы ваша жизнь не превратилась в калейдоскоп запретов и разрешений, когда вы вынуждены постоянно находиться в «боевой готовности», стоит выработать ряд общих для всей семьи запретов, имеющих отношение к ребёнку. Пусть этих правил изначально будет немного, и они будут касаться только жизненно важных потребностей, но их наличие поможет малышу научиться чёткому разделению понятий «можно» и «нельзя», даст ему возможность отчетливо представить границы своего поведения. Стремясь к дисциплине, старайтесь находить золотую середину между строгими запретами и вседозволенностью. Чем определённее, однозначнее правила, тем быстрее ребёнок их запоминает и начинает им следовать.

Используйте несколько простых принципов, которые помогают в установлении бесконфликтной дисциплины:

1. Правила (ограничения, запреты) обязательно должны быть в жизни каждого ребёнка.

2. Правил должно быть не слишком много и они должны быть разумными.

3. Родительские требования не должны вступать в явные противоречия с важнейшими потребностями ребёнка – познавать, исследовать, общаться, играть и т.п.

4. Взрослые должны согласованно следовать заведенным правилам и не противоречить друг другу и их выполнению.

5. Тон, в котором ребенку сообщается требования или запрет, должен быть скорее дружественно-разъяснительным, чем повелительным.

Устанавливая правила, важно понимать, что на самом деле, ребёнку не нужна полная свобода и вседозволенность (как считают некоторые родители), для полноценного личностного развития малыша наиболее важными оказываются прочные связи со взрослыми, доверие и безопасность. Нe позволяя ребёнку становиться семейным тираном и деспотом, вы помогаете ему в освоении законов человеческого общежития. Важно, чтобы это происходило мудро и спокойно, без криков и одёргиваний. Где-то настаивая на своём, а где-то - уступая, вы сможете постепенно установить те границы и нормы, которые в дальнейшем пригодятся малышу в общении с другими людьми.

Малыш не способен сразу воспринять и переработать большой объём информации, поэтому постарайтесь избегать длинных нравоучительных монологов. В начале второго года жизни дети лучше и быстрее реагируют на действие взрослого, чем на его слова, поэтому лучше решительно остановить руку малыша-нарушителя и сказать «Мы так не делаем» или «Так делать не нужно». Хорошо, если сразу за запретом последует предложение, того, что делать можно и нужно. Например, «Мы не таскаем собаку за хвост, но её можно гладить и чесать за ухом. Вот так». Демонстрируя действие, взрослый может помочь ребёнку выполнить его, а позже вместе порадоваться успеху.

Важно помнить, что, предоставляя малышу больше свободы в рамках общепринятых правил, взрослый создаёт привычку к здоровой самостоятельности. Например, сегодня мы гуляем на площадке (мамино правило), а на площадке малыш уже сам может решить, что ему делать – идти на качели или на горку. Мама же всегда будет находиться рядом, поддерживая, страхуя и помогая в нужный момент. При таком подходе количество протестов и истерик резко сокращается. Иногда стоит дать ребенку возможность почувствовать последствия своего непослушания и убедиться в правоте взрослых. Сколько раз не объясняй ребёнку, что в холод выходить из дома без одежды опасно для здоровья, это будет менее эффективно, чем 30-ти секундное пребывание в футболочке на лестничной площадке. Это разумное отступление от правила, осознанно применённое взрослыми.

Спокойный взрослый одним своим видом сообщает ребёнку: «С тобой всё в порядке; то, что ты делаешь – хорошо и правильно, ты справишься; я рядом и если нужно, я тебе помогу». Набравшись терпения и спокойствия,постарайтесь без особой необходимости не вмешиваться в то дело, которым занят ребёнок. Обратите внимание на две крайности, опасные при освоении новых умений и губительные для формирования самостоятельности:

1. Слишком рано и поспешно переложить на ребенка свою часть задачи;

2. Слишком долго и настойчиво участвовать, «помогая».

Чтобы не поддаться искушению сделать всё быстро и правильно, родителям и близким взрослым, которые часто общаются с малышом, бывает полезно составить список самых простых дел, с которыми ребенок в принципе может справиться самостоятельно, хотя и не всегда совершенно. Например: ходит по квартире (его уже не надо носить на руках), достаёт игрушки из ящика комода (можно предоставить ему эту фазу подготовки к играм), кормит куклу, снимает носки и т.д. Сравнив получившиеся у всех членов семьи списки, взрослые получат замечательную тему для обсуждения реальных способностей и возможностей малыша, а также смогут определить общие требования, предъявляемые крохе, и диапазон тех действий и его активности, в которых ему уже не нужно ассистировать без особой необходимости.

Выберите из этого списка несколько дел и постарайтесь в течение дня ни разу не вмешаться в их выполнение. Ободрите ребенка, похвалите его за усердие и старание, несмотря на их результат. Если он не очень хорош, или вы чувствуете, что малыш столкнулся с непосильной проблемой, предложите: “Давай вместе!” Ребёнок в этом возрасте уже активно ориентирован на сотрудничество со взрослым, которое не сводится, однако, к прямой помощи. Берите на себя только то, что кроха не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому. Будьте готовы по мере освоения ребенком новых действий постепенно передать их ему. Сейчас малыш нуждается, прежде всего, в соучастии взрослого, в совместном с ним действовании, в выполнении общего дела. Только в таком режиме, а не в одиночку, ребенок получит результат, удовлетворение от своих усилий, почувствует стремление к новым достижениям, освоению других предметов, ситуаций. Именно в таком взаимодействии ребенка со взрослым в ходе предметной деятельности закладываются предпосылки будущей личностной активности, настойчивости, целеустремленности малыша, формируется его интерес к окружающему, умение добиваться конкретного результата.

Качественно новая потребность годовалого ребенка в общении получает удовлетворение благодаря вниманию, доброжелательному участию взрослого в совместной с ребенком деятельности. Взрослый, являясь примером для подражания, оказывается ещё и источником оценки усилий ребенка, воплощением авторитета и значимости. Так, «просто» играя со своим малышом, вы понемножку становитесь его другом и воспитываете в нём интересную, активную личность.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: