Практические занятия по курсу




ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Сыктывкарский государственный университет»

Филологический факультет

Кафедра русской и зарубежной литературы»

УТВЕРЖДЕНО

На заседании Учебно-методической комиссии

факультета «_____»_________2009 года

Протокол № _______________

Председатель УМК _________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Дисциплины «История зарубежной литературы 1 половины 20 века»

Блок дисциплин – ОПД. Федеральный компонент

Специальность – журналистика

Факультет – филологический

Форма обучения – дневная

Семестр – 6

Всего учебных занятий – 68 часов

В том числе:

Аудиторных – 34 часа, из них:

Лекций – 34 часа, практических – 0

Самостоятельная работа – 34 часа

Итоговый контроль – зачет

Сыктывкар - 2009

Пояснительная записка

Курс «Истории зарубежной литературы I половины ХХ века» посвящен рассмотрению литературного процесса в странах Западной Европы и США в эпоху мировых войн и революций, тотального кризиса основных ценностей западной цивилизации.

Цель курса – раскрытие закономерностей развития литературы в связи с меняющимся сознанием эпохи, отмеченной распадом традиционных нравственных устоев, распространением культуры безверия, но и поисками устойчивых общечеловеческих ценностей, возможностей совершенствования человека и общества.

Задачи курса – совершенствование навыков историко-теоретического рассмотрения изучаемых литератур и литературного процесса в целом, уяснение специфики литературно-художественного развития в разных странах мира в контексте историко-культурного процесса, развитие приемов анализа произведений разных жанровых и эстетических систем.

Специфика изучаемого материала и творческого пути крупнейших художников слова диктуют в данном курсе нередкие экскурсы за пределы обозначенной его хронологии, поскольку становление выдающихся писателей-реалистов (Д.Б.Шоу, Г.Уэллса, Д.Голсуорси) пришлось на последние десятилетия предшествующего века, а завершение литературной деятельности других значительных фигур мировой литературы (Э.Хемингуэй, Э.М.Ремарк, Ж.-П.Сартр, А.Камю, Г.Гессе) на период после Второй мировой войны. К традиционным объектам изучения – английской, французской, немецкой и американской литературам – в предлагаемом курсе добавляются литературы австрийская и испанская в силу того, что обе достигают в рассматриваемый период мирового уровня в творчестве поэтов-лириков (Р.М.Рильке, А.Мачадо, Ф.Гарсиа Лорка) и экспериментальной прозе (Ф.Кафка, М.де Унамуно, Р.дель Валье-Инклан).

Материал излагается в лекционном курсе по культурно-национальному принципу, а в рамках национальных литератур обзор ведущих эстетических тенденций и литературных школ и направлений (реализм, модернизм, сюрреализм, экспрессионизм и др.) чередуется с характеристикой по персоналиям.

 

Требования к уровню подготовки студента по курсу

 

Уметь рассматривать литературный процесс в историко-культурном контексте эпохи.

Видеть специфику изучаемых национальных литератур и их место в мировом литературном процессе.

Уметь анализировать произведения разных жанров в единстве их формы и содержания.

Иметь представление об основных вехах биографии крупнейших писателей рассматриваемого периода.

Владеть навыками поиска, конспектирования и реферирования научной и критической литературы по курсу.

Уметь кратко в письменной форме ответить на предлагаемые вопросы по изучаемому материалу.

Уметь самостоятельно подготовить к зачету или экзамену отдельные темы, не освещавшиеся в лекционном курсе.

Термины и понятия, которыми должен владеть студент по изучении курса

 

Авангардизм, антиутопия, архетип, аллюзия, ассоциативность, дадаизм, имажизм, интеллектуальный роман, контрапункт (в литературе), мифологема, модернизм, монтаж (прием), парабола, «потерянное поколение», поток сознания, психоанализ, субъективная эпопея, сюрреализм, фрейдизм, экзистенциализм, экспрессионизм, экстраваганций (жанр), эпический театр.

Рабочая программа курса

1 .Введение. ХХ век – эпоха мировых войн, социально-политической и научно-технической революций. Политизация эстетики, подчинение искусства политико-пропагандистским целям в тоталитарных государствах. Традиционализм и авангардизм в литературе начала века. Развитие и обогащение реализма на рубеже веков (Д.Б.Шоу, Д.Голсуорси, Р.Роллан, Т.Драйзер). Модернизм как новое мировидение и как поиск новых средств художественной изобразительности.

Основные течения и школы европейского авангарда – дадаизм, сюрреализм, футуризм, экспрессионизм. Разрыв с традицией и культ вседозволенности художника. Основные художественные средства (примитивизация, дезинтеграция, симультанизм, монтаж).

Идея абсурдного мира, существования без смысла и цели в модернизме 1920-х годов. Влияние философии А.Бергсона и психоаналитической теории З.Фрейда на понимание мира и человека. Абсолютизация личности и релятивизм пространственно-временных категорий в литературе модернизма. Бессознательное как источник эстетического. Приемы потока сознания и ассоциативного письма М.Пруста, мифотворческого моделирования Д.Джойса, алогизма и абсурдизма в литературном конструктивизме Ф.Кафки.

Альтернативность литературного процесса, политическое размежевание писателей в 1920 – 30-е годы. Первая мировая война и становление литературы «потерянного поколения». Гражданская война в Испании, антифашистское движение и литература. Утопия и антиутопия в литературе первой половины ХХ века.

Экзистенциализм в философии и литературе 1940-х годов. Свобода человека в мире абсурда как основополагающий тезис французского экзистенциализма (Ж.-П.Сартр, А.Камю). Вторая мировая война, движение Сопротивления и возникновение «ангажированного экзистенциализма» - от мифа абсолютной свободы к идее нравственной ответственности. Аллегоризм, притчевость, неомифологизм в философской прозе и драматургии экзистенциализма.

Роль русской литературы, различное восприятие русской классики – Тургенева, Толстого, Достоевского, Чехова – писателями-реалистами и модернистами Европы и США.

2.Английская литература. Кризис викторианства и распространение социалистических идей в Англии на рубеже веков. Становление «новой драмы», научно-фантастического романа, семейного цикла.

Интеллектуальная драма Д.Б.Шоу. Влияние Х.Ибсена на становление эстетики Шоу («Квинтэссенция ибсенизма»). Участие в деятельности социал-реформистского «Фабианского общества». Тема женской эмансипации, разоблачение викторианского ханжества в ранних драмах («Профессия миссис Уоррен», «Дома вдовца»). Герои-«идеалисты» и герои-«реалисты» («Человек и оружие», «Ученик дьявола»). Теория жизненной силы и естественного отбора, переосмысление мировых образов («Человек и сверхчеловек»). Парадокс в драматургии Шоу («Пигмалион»). Проблема современной интеллигенции, влияние А.Чехова на Шоу («Дом, где разбиваются сердца»). Жанр экстраваганция в драмах 1920-х годов («Горько, но правда», «Тележка с яблоками»). Публицистичность драматургии Шоу.

Научно-фантастические и утопические романы Г.Уэллса. Научно-технический прогресс и судьбы человечества («Машина времени», «Человек-невидимка», «Война миров»). Вопрос о путях переустройства общества («Когда спящий проснется», «Современная Утопия»). Социальная сатира и антифашистская тема в творчестве 1920 - 30-х годов («Мистер Блетсуорси на острове Рэмпол», «Игрок в крокет»).

Творчество Д.Голсуорси и литературная традиция XIX века. Образ форсайтизма в «Саге о Форсайтах». Конфликт искусства и собственничества. Д.Голсуорси об искусстве романа и значении русской литературы. Защита реализма и полемика с модернизмом. Развитие жанра семейного романа («Современная комедия», «Конец главы»).

Теория и практика английского модернизма. Переходный характер творчества Д.Г.Лоуренса. Традиционная повествовательная форма и новаторское изображение эмоциональной сферы и межличностных отношений. Конфликт природного начала и механической цивилизации, поиски идеала в гармонии природного и духовного. Романы Лоуренса («Сыновья и любовники», «Радуга», «Любовник леди Чаттерли»). Движение писателя от реальности к мифу.

В.Вулф как теоретик модернизма и литературный критик. Оценки литературной классики и постановка задач современной литературы. Черты импрессионизма в экспериментальной прозе В.Вулф («Миссис Деллоуэй», «На маяк»). Субъективизация времени и романного пространства.

Д.Джойс – создатель модернистского эпоса. Эстетические принципы Джойса. Понимание драмы как передачи «бессмертных страстей и человеческой сущности». Ранние рассказы («Дублинцы»). Роман о становлении личности художника («Портрет художника в юности»). «Улисс» Джойса как энциклопедия модернизма. Структура романа, приемы монтажа и потока сознания, аналогии с гомеровским эпосом. Натуралистическая документальность и мифологизация бытия и истории.

Т.С.Элиот – реформатор английской поэзии. Антигуманная цивилизация и кризис духа – главные темы творчества. Пародийное использование традиционных мотивов. Сатира в поэзии Элиота («Гиппопотам», «Суини эректус»). Кризис современной цивилизации в поэме «Бесплодная земля». Мифотворчество как «придание формы разброду». Тема смерти при жизни в поэме «Полые люди». Жанр поэтической драмы («Убийство в соборе»). Религия как противовес хаосу.

Интеллектуальная проза О.Хаксли. Сатирическое изображение высшего света, интеллигенции и художнической богемы («Шутовской хоровод», «Контрапункт»). Разочарование в человеческих возможностях и неверие в общественный прогресс. Антиутопия «О дивный новый мир». Принципы манипулирования общественным сознанием. Осуждение тоталитаризма в романе «Обезьяна и сущность».

Сатира и публицистика в прозе Д.Оруэлла. Участие в гражданской войне в Испании и разочарование в политической борьбе. Насилие человека над историей и способы подавления человека в тоталитарном государстве («1984»). Функция «новояза» как орудия тоталитаризма. Памфлет против сталинизма («Скотный двор»).

Р.Олдингтон и литература «потерянного поколения». Антивикторианский и антивоенный пафос романа «Смерть героя». Антимодернистские выпады в романе, контрастное сочетание различных форм повествования. Роман «Все люди – враги»: путь героя от неврастении послевоенного времени к самоусовершенствованию на лоне природы.

3.Французская литература. Реализм и авангардизм в начале века.

Реалистическая традиция в творчестве Р.Роллана. Попытка создания «народного театра». Роль личности в истории в цикле «Театр революции». Цикл героических биографий и работа над романом «Жан-Кристоф». Проблема современного искусства и становления художника. Конфликт между гением и обществом, стихией и косностью жизни. «Жан-Кристоф» как «роман-поток». Тема творческой личности в историческом романе «Кола Брюньон». Пацифизм Роллана в годы Первой мировой войны, ставка на внутреннюю жизнь личности. Утопизм романа «Очарованная душа». Преодоление индивидуализма и путь героини к социальному действию. Антифашистская направленность романа. Отношение писателя к социальному эксперименту в Советском Союзе. Трагедия «Робеспьер».

Проза А.Барбюса. Изображение Первой мировой войны в романе «Огонь». Коллективный герой в романе. Психология массы и рост революционного сознания. Новеллистическая структура романа. Барбюс и писатели «потерянного поколения». Социалистические взгляды Барбюса, симпатии к СССР. Становление нового сознания, превращение мещанина в революционера под влиянием войны в романе «Ясность». Защита реализма в романизированной биографии «Золя».

Творчество М.Пруста. Импрессионизм и символизм, эстетизм и психологизм в прозе Пруста. Цикл романов «В поисках утраченного времени» как «субъективная эпопея». Трактовка пространства и времени. Влияние философии А.Бергсона. Конфликт между жизнью и искусством. Проблема любви и взаимопонимания. Отказ от социально-исторического детерминизма, роль подсознания в поведении героев. Самоценность инстинктивной памяти и ассоциативность как принцип повествования. Роль Пруста в становлении литературы «потока сознания».

Поэзия французского сюрреализма. Культ бессознательного и новая технология творчества. Протест против социальных стереотипов и логики. Утверждение интуиции и понятие «автоматического письма». А.Бретон и «Первый манифест сюрреализма». Ассоциативность поэтического мышления в творчестве Г.Аполлинера. Нарушение логической последовательности, симультанное развитие нескольких тем, синтез поэзии и графики в визуальной лирике (сборники «Алкоголи», «Каллиграммы»). Эволюция творчества Л.Арагона и П.Элюара.

Психологическая проза Ф.Мориака. Социальная и этическая проблематика, религия как основа гуманизма. Цикл семейных романов («Прародительница», «Клубок змей», «Тереза Дескейру»). Осуждение буржуазности и утверждение религии любви. Идеи очистительной жертвы и божественного предопределения («Агнец», «Подросток былых времен»).

Модернистская проза А.Жида. Этические поиски, отношение к религии, социалистические увлечения и доминирование индивидуализма. Проповедь гедонизма и свободного самовыражения («Яства земные»). Эстетика «немотивированного преступления» и герои-имморалисты в ранней прозе Жида («Имморалист», «Подземелья Ватикана»). Разрушение привычных жанровых норм, мотив «романа в романе» в творчестве Жида («Топи»). Абсолютизация свободы в романе «Фальшивомонетчики». Философская повесть «Тесей».

Французский экзистенциализм. Жан-Поль Сартр – писатель и мыслитель. «Бытие и ничто» - обоснование философии атеистического экзистенциализма. Образ абсурдного мира в романе «Тошнота». Идея свободы выбора в пограничной ситуации. Тошнота как реакция человеческого духа на тотальную абсурдность бытия. Значение событий военных лет для возникновения «ангажированного экзистенциализма». Трилогия «Дороги свободы» - путь героя к реальности выбора в исторически конкретных обстоятельствах. Экзистенциалистские понятия «ситуации» и «свободы выбора» в драмах Сартра. Модернизация античного мифа в драме «Мухи». Проблема обусловленности и ответственности в драме «Затворники Альтоны».

Романтический экзистенциализм А.Камю. Эссе об абсурде как источнике свободы в трактате «Миф о Сизифе». Столкновение свободного героя с официальной моралью в романе «Посторонний». Изменение позиции Камю под влиянием войны и участия в движении Сопротивления. Многовариантность выбора в романе-притче «Чума». Идея ответственности и приобщенности в судьбам других людей. Пьеса «Калигула» как миф абсолютной свободы. Критика тоталитаризма и политической революции в эссе «Бунтующий человек. Пессимистическая картина современного мира в повести «Падение».

4.Испанская литература. Социально-политический кризис рубежа веков. «Поколение 98 года» в испанской общественной жизни и литературе.

Трагическое восприятие действительности в произведениях М.де Унамуно. Концепция «интраистории» в романе «Мир среди войны». Влияние философии персонализма. Проблема индивидуального сознания в романе «Туман». Бытовой и философский планы романа. Основные черты жанра «нивола». Трактовка «вечной темы» в повести «Авель Санчес». Проблема веры и самопожертвования во имя народа в повести «Святой Мануэль Добрый, мученик».

Эстетизм и историзм в творчестве Р.дель Валье-Инклана. Прозаический цикл «Сонаты» и проблема испанского «модернизма». Историческая трилогия «Карлистская война». Эстетика «эсперпенто» в творчестве Валье-Инклана. Роман-памфлет «Тиран Бандерас». Замысел и реализация цикла исторических романов «Арена Иберийского цирка».

Поэзия начала века. Эволюция Х.Р.Хименеса от «модернизма» к «эстетической этике». Тема единения человека и природы в поэзии Хименеса. Книга лирической прозы «Платеро и я». Поэзия А.Мачадо. Лирический сюжет в сборнике «Одиночества». Тема исторической памяти в сборнике «Поля Кастилии». Творческое освоение жанра народного романса. Любовная лирика сборника «Песни к Гиомар». Философская тема в сборниках «апокрифических поэтов» Абеля Мартина и Хуана де Майрены.

Творчество Ф.Гарсиа Лорки. Фольклорные истоки творчества. Дух народной песни в сборнике «Поэма о канте хондо». Поэтическая мифология в сборнике «Цыганский романсеро». Элементы сюрреализма в сборнике «Поэт в Нью-Йорке». Поэтический театр Гарсиа Лорки. Героико-романтическая драма «Мариана Пинеда». Психологическая и социальная проблематика трагедии «Дом Бернарды Альбы».

Философия культуры Х.Ортеги-и-Гассета.

5.Австрийская литература. Немецкоязычная литература в Австро-Венгрии рубежа веков. Венская школа модерна. Импрессионизм и символизм в творчестве А.Шницлера. Символизм в поэзии и драматургии Г.фон Гофмансталя. Поэзия Р.М.Рильке. Влияние французского символизма и русской культуры в сборнике «Часослов». Символистский роман «Записки Мальте Лауридса Бригге». Изображение предметного мира в сборнике «Новые стихотворения». Концепция «стихотворения-вещи», суверенность вещей и их одухотворение, критическое восприятие наступающего «машинного века». Мотив обреченности человека и утрата цельности мироощущения в цикле «Дуинские элегии». Тема полноты бытия в поздней лирике («Сонеты к Орфею»).

Пражская немецкая школа и зарождение экспрессионизма. Проза Ф.Кафки. Образ абсурдного мира и абсолютизация зла в притчах и параболах Кафки («Деревья», «Мимобегущие»). Своеобразие фантастики. Жизнеподобие невероятных происшествий («Превращение»). Идея тотальной отчужденности личности и комплекс вины в романах «Замок» и «Процесс». Отсутствие социальной конкретики, создание обобщенных «конструкций», моделей человеческого поведения.

6.Немецкая литература. Социокультурная ситуация в Германии на рубеже веков. Философия А.Шопенгауэра и Ф.Ницше как выражение кризиса культуры и идеологии немецкого бюргерства. Реалистическая традиция и становление экспрессионизма.

Г.Манн – сатирик. Натуралистические тенденции в ранней прозе («Страна кисельных берегов»). Образ гогенцоллерновской Германии в романе «Верноподданный». Гротеск и карикатура в романе «Учитель Гнус». Сближение с левым экспрессионизмом. Образ борца-гуманиста в исторической дилогии о Генрихе IV.

Творчество Т.Манна. Влияние натурализма и ницшеанства в раннем творчестве. Тема вырождения бюргерского семейства и проблема гения в романе «Будденброки». Проблема искусства в новеллистике («Тонио Крегер», «Смерть в Венеции»). Т.Манн в годы Первой мировой войны («Рассуждения аполитичного»). Формирование жанра интеллектуального романа в «Волшебной горе». Гуманизация мифа в тетралогии «Иосиф и его братья». Интерпретация традиционного сюжета в романе «Доктор Фаустус». Ницше и Шенберг как прототипы главного героя. Тема ответственности художника за духовное здоровье нации. Проблемы музыки и проблемы истории в романе.

Немецкий экспрессионизм. Бунт против существующего миропорядка, антивоенная направленность. Поиски новых форм художественной изобразительности. Драматургия экспрессионистов. Жанровые формы «драмы крика» и «драмы лирического “я”». Драматическая трилогия Г.Кайзера «Коралл»: герои как олицетворение авторских идей, отказ от индивидуализации персонажей, патетическая риторика. Война и революция в драмах Э.Толлера. Поэзия экспрессионистов (Г.Тракль, Г.Гейм). Коллективный поэтический сборник «Сумерки человечества».

Драматургия Б.Брехта. Эффект «очуждения» и эпизация драмы. Основные принципы «эпического театра»: отрицание катарсиса, обращение к разуму, активизация сознания зрителя, отказ от сценического перевоплощения актера и сценической иллюзии. Сатирический образ фашизма и собственнического общества («Трехгрошовая опера»). Антивоенная драма «Мамаша Кураж и ее дети». Диалектика добра и зла в драме-параболе «Добрый человек из Сезуана». Проблема личной ответственности в драме «Жизнь Галилея». Роль зонгов и публицистических отступлений в драматургии Брехта.

Э.М.Ремарк и литература «потерянного поколения». Дегероизация войны и идеализация солдата в романе «На Западном фронте без перемен». Изображение «окопного братства» в романе «Возвращение». Проблема адаптации в мирной жизни («Три товарища»). Проблемы жизни в эмиграции («Триумфальная арка», «Тени в раю»).

Г.Гессе и романтическая традиция. Синтез западной и восточной философии в творчестве писателя. Восприятие мировой войны как хаоса в романе «Демиан». Отношения человека с миром культуры в романе «Степной волк». Пути познания мира в повести «Сиддхарта». Лирико-философская проза Гессе. Судьба цивилизации и проблема самоценности культуры в романе «Игра в бисер». Утверждение духовного начала и личной ответственности.

7.Литепатура США. Влияние идей спенсерианства и социлизма в американской литературе начала ХХ века. Трансформация темы «американской мечты». Переплетение натуралистических, романтических и реалистических тенденций.

Романтическая и натуралистическая традиция в творчестве Д.Лондона. Поэтизация Севера и романтика борьбы с природой («Северные рассказы», «Любовь к жизни»). Критика ницшеанства в романах «Морской волк» и «Мартин Иден». Влияние социалистических идей («Железная пята»).

«Американская мечта» и «американская трагедия» в творчестве Т.Драйзера. Влияние натуралистической эстетики и философии Г.Спенсера в раннем творчестве. Бальзаковские мотивы в романе «Сестра Керри». Женская тема у Драйзера («Дженни Герхард»). Деловой мир в «Трилогии желания». «Религия успеха» и ее жертвы в романе «Американская трагедия».

Ф.С.Фицждеральд – писатель «века джаза». Герои-идеалисты и прагматики в произведениях Фицджеральда («Великий Гэтсби»). Критически-аналитический подход к американской действительности в романе «Ночь нежна».

Э.Хемингуэй и литература «потерянного поколения». Мировая война в новеллах и романах писателя. Своеобразие писательской манеры и композиции сборника «В наше время». Фиеста как отражение ценности основ бытия, коррида как проявление героического и прекрасного («И восходит солнце»). Любовь и война в романе «Прощай, оружие!». Утверждение человеческого достоинства в утратах и поражениях, черты экзистенциалистского мироощущения в произведениях Хемингуэя: трагизм существования у предела, индивидуалистический стоицизм, комплекс «мужских» идеалов. Содержательные аспекты «теории айсберга». Хемингуэй и гражданская война в Испании. Новые черты героя в романе «По ком звонит колокол». Конфликт политического и человеческого, приобщение к другим людям и мотив «безнадежного подвига». Развитие гуманистических тенденций в повести «Старик и море».

Экспериментальная проза Д.Дос Пассоса. Идеи «потерянного поколения» в ранних произведениях. Армейские будни в романе «Три солдата». Тридцать лет жизни Нью-Йорка в романе «Манхеттен». Фрагментарность повествования, монтажная композиция и поток сознания в романе. Мифологема американской истории ХХ века в трилогии «США». Литературный конструктивизм Дос Пассоса: техника контрапункта, соединение фактографии и внутренних монологов, кинематографический монтаж. Поражение героев и поражение страны, идея неизменности человека и общества. Дос Пассос и гражданская война в Испании. Равное неприятие фашизма и коммунизма («Приключения молодого человека»).

Мифологема американского Юга в творчестве У.Фолкнера. Тематика «потерянного поколения» в раннем творчестве («Солдатская награда», «Сарторис»). Сага Йокнапатофы: социально-конкретное, национально-особенное и общечеловеческое в жизни американского Юга. Проблема времени в романах Фолкнера. Внутренний монолог и поток сознания в романе «Шум и ярость». Конкретно-историческое и мифологическое в романе «Авессалом!Авесссалом!». Полифоническая композиция и закон саги в романах Фолкнера. Социальные и психологические проблемы южной общины в романе «Свет в августе». Типология собственничества в трилогии о Сноупсах. Проблема преступления и искупления. Человек, природа и цивилизация в творчестве Фолкнера.

Драматургия Ю.О’Нила. Поиски формы современной трагедии. Влияние ретроспективной композиции Ибсена в драме «Анна Кристи». Столкновение ценностей американизма с человеческим «естеством», влияние фрейдизма в драме «Любовь под вязами». Трагичность разрыва человека с природой («Косматая обезьяна»). Черты экспрессионизма в пьесах 1920-х годов («Великий бог Браун»). Мифологическое и современное в трилогии «Траур – участь Электры». Автобиографические черты в поздних драмах («Долгое путешествие в ночь», «Луна для пасынков судьбы»).

 

Практические занятия по курсу

 

1.Пьеса Д.Б.Шоу «Дом, где разбиваются сердца»

1.Новаторство Шоу-драматурга.

2.Содержание дискуссий в пьесе.

3.Особенности характеров героев пьесы.

4.Роль символики в раскрытии идеи произведения.

5.Трагическое и комическое в пьесе.

 

Литература

1.Шоу Д.Б. Дом, где разбиваются сердца (любое издание).

2.Бернард Шоу о драме и театре. М., 1963.

3.Балашов П.С. Художественный мир Бернарда Шоу. М., 1982.

4.Образцова А. Драматургический метод Бернарда Шоу. М., 1965.

5.Ромм А.С. Шоу – теоретик: Учебное пособие. Л., 1972.

 

2.Роман Ф.Кафки «Процесс»

1.Проблема вины и наказания в творчестве Кафки.

2.Мифологема «жизнь – сон» в романе.

3.Категория выбора и личной ответственности у Кафки.

4.Философско-этический смысл романа.

 

Литература

1.Кафка Ф. Процесс. В исправительной колонии. Приговор (любое издание).

2.Затонский Д.В. Австрийская литература в ХХ столетии. М., 1984.

3.Затонский Д.Франц Кафка и проблемы модернизма. М., 1972.

 

3.Пьеса Б.Брехта «Мамаша Кураж и ее дети»

1.Принципы эпического театра Брехта

2.Сюжет и содержание пьесы «Мамаша Кураж».

3.Воплощение эпического и философского начал в пьесе.

4.Понятие феноменальности и принципы постановки пьесы у Брехта.

 

Литература

1.Брехт Б. Мамаша Кураж и ее дети (любое издание).

2.Клюев В. О философском театре Брехта //Вопросы эстетики. М., 1964. Вып.6.

3.Клюев В.Г. Театрально-эстетические взгляды Брехта. М., 1966.

4.Фрадкин И.М. Бертольд Брехт: Путь и метод. М., 1965.

 

4.Роман Э.Хемингуэя «Прощай, оружие!»

1.Трактовка войны в романе Хемингуэя.

2.Образ героя и морально-этический кодекс автора.

3.Концепция любви в романе.

4.Особенности поэтики Хемингуэя.

 

Литература

1.Хемингуэй Э. Прощай, оружие! (любое издание).

2.Анастасьев Н.А. Творчество Э.Хемингуэя. М., 1981.

3.Лидский Ю.А. Творчество Э.Хемингуэя. Киев, 1973.

4.Кашкин И. Эрнест Хемингуэй. М., 1966.

 

5.Повесть А.Камю «Посторонний»

1.Камю и французский экзистенциализм.

2.Сущность конфликта в повести.

3.Принцип «зеркальности» в композиции повести.

4.Человек и общество, закон и мораль в понимании Камю.

5.Образ героя и проблема свободного выбора в повести.

 

Литература

1.Камю А. Посторонний (любое издание).

2.Великовский С. Грани «несчастного сознания». М., 1973.

3.Руткевич А.М. Философия А.Камю //Камю А. Бунтующий человек. М., 1990. С.5 – 22.

 

 

Литература по курсу

1. Тексты, знакомство с которыми обязательно в полном объеме

Шоу Д.Б. Профессия миссис Уоррен. Пигмалион. Дом, где разбиваются сердца*.

Голсуорси Д. Собственник.

Уэллс Г.Д. Человек-невидимка. Война миров. Когда спящий проснется. Мистер Блетсуорси на острове Рэмпол (один роман по выбору).

Лоуренс Д.Г. Сыновья и любовники (или: Любовник леди Чаттерли).

Джойс Д. Улисс (эпизоды 1 – 4, 9, 17-18).

Олдингтон Р. Смерть героя*.

Хаксли О. О дивный новый мир.

Оруэлл Д. 1984.

Элиот Т.С. Бесплодная земля. Полые люди.

Роллан Р. Жан-Кристоф (книги 4 – 5).

Барбюс А. Огонь*.

Пруст М. В поисках утраченного времени (один роман цикла по выбору).

Жид А. Имморалист (или: Фальшивомонетчики).

Мориак Ф. Тереза Дескейру (или: Дорога в никуда).

Сартр Ж.П. Тошнота. Мухи*.

Камю А. Посторонний. Чума.

Кафка Ф. Замок (или: Процесс). Превращение.

Рильке Р.М. Часослов. Сонеты к Орфею.

Манн Т. Волшебная гора (или: Доктор Фаустус).

Манн Г. Верноподданный (или: Учитель Гнус).

Ремарк Э.М. На Западном фронте без перемен (или: Три товарища).

Брехт Б. Мамаша Кураж и ее дети. Жизнь Галилея.

Гессе Г. Степной волк (или: Игра в бисер).

Лондон Д. Мартин Иден.

Драйзер Т. Сестра Керри. Финансист. Американская трагедия (один роман по выбору).

О’Нил Ю. Анна Кристи. Любовь под вязами. Разносчик льда грядет (одну из пьес по выбору).

Хемингуэй Э. Фиеста (или: Прощай, оружие!). По ком звонит колокол*.

Фицджеральд Ф.С. Великий Гэтсби (или: Ночь нежна)*.

Дос Пассос Д. 1919 (или: Манхеттен)*.

Фолкнер У. Шум и ярость. Свет в августе*(или: Деревушка*).

Унамуно М.де. Туман.

Валье-Инклан Р. Сонаты (одну по выбору)*. Тиран Бандерас (или: Двор чудес).

Мачадо А. Поля Кастилии. Хуан де Майрена.

Гарсиа Лорка Ф. Поэма о канте хондо. Цыганский романсеро. Дом Бернарды Альбы*.

 

Произведения, отмеченные знаком*, для студентов ОЗО, студентов-финноугроведов и журналистов являются факультативными.

 

2.Учебники и пособия

Зарубежная литература конца Х1Х – начала ХХ века /Под ред. В.М.Толмачева. М., 2003 (и др. изд.).

Зарубежная литература ХХ века /Под ред. Л.Н.Андреева. М., 2004.

Зарубежная литература ХХ века: Практикум /Н.П.Михальская и др. М., 1998.

Дудова Л.В. и др. Модернизм в зарубежной литературе: Учебное пособие. М., 2002.

 

3.Дополнительная литература

Мортон А.Л. От Мэлори до Элиота. М., 1970.

Балашов П.С. Писатели-реалисты ХХ века на Западе. М., 1984.

Ивашева В.В. Литература Великобритании ХХ века. М., 1984.

Михальская Н.П. Пути развития английского романа 1920 – 30-х годов. М., 1966.

Образцова А. Драматургический метод Бернарда Шоу. М., 1965.

Тугушева М. Джон Голсуорси. М.. 1973.

Урнов М.В. Ричард Олдингтон. М., 1968.

Ионкис Г.Э. Английская поэзия ХХ века. М., 1980.

Чаликова В. Утопия и свобода. М., 1994.

Андреев Л.Г. Сюрреализм. М., 1972.

Андреев Л.Г. Марсель Пруст. М., 1968.

Балахонов В.Е. Ромен Роллан и его время («Жан Кристоф»). Л., 1968.

Кирнозе З. Французский роман ХХ века. Горький, 1977.

Наркирьер Ф.С. Французский роман наших дней. М., 1980.

Балашова Т.В. Французская поэзия ХХ века. М., 1982.

Андреев Л.Г. Жан-Поль Сартр: Свободное сознание и ХХ век. М.,1994.

Великовский С. Грани «несчастного сознания». М., 1973.

Затонский Д.В. Австрийская литература в ХХ столетии. М., 1984.

Затонский Д.В. Франц Кафка и проблемы модернизма. М., 1972.

Павлова Н.С. Типология немецкого романа. 1900 – 1945. М., 1982.

Экспрессионизм: Драматургия. Живопись. Графика. Киноискусство. М., 1966.

Знаменская Г. Генрих Манн. М., 1971.

Русакова А.В. Томас Манн. Л., 1975.

Фрадкин И.М. Бертольд Брехт: Путь и метод. М., 1965.

Березина А.Г. Герман Гессе. Л., 1976.

Плавскин З.И. Испанская литература XIX – XX веков. М., 1982.

Тертерян И.А. Испытание историей: Очерки испанской литературы ХХ века. М., 1973.

Силюнас В. Ю. Испанская драма ХХ века. М., 1980.

Григорьев В.П. Антонио Мачадо. М., 1971.

Силюнас В.Ю. Гарсиа Лорка: Драма поэта. М., 1984.

Литературная история Соединенных Штатов Америки: В 3 т. М., 1979. Т.3.

Зверев А.М. Американский роман 1920 – 30-х годов. М., 1978.

Ромм А.С. Американская драматургия первой половины ХХ века. Л., 1978.

Зверев А.М. Джек Лондон. М., 1975.

Засурский Я.Н. Теодор Драйзер. М., 1977.

Горбунов А.Н. Романы Френсиса Скотта Фицджеральда. М., 1974.

Грибанов Б. Эрнест Хемингуэй: Герой и время. М., 1980.

Савуренок А.К. Романы У.Фолкнера 1920 – 30-х годов. Л. 1979.

Коренева М. Творчество Юджина О’Нила и пути американской драмы. М., 1990.

 

Вопросы к экзамену (зачету)

1.Реализм и модернизм в литературе 1 половины ХХ века.

2.Драматургия парадокса Д.Б.Шоу.

3.Проблема форсайтизма в творчестве Д.Голсуорси.

4.Социальная и научная фантастика Г.Д.Уэллса.

5.Теория и практика английского модернизма (В.Вулф и Д.Джойс).

6.Человек, общество и природа в творчестве Д.Г.Лоуренса.

7.Романы Р. Олдингтона.

8.Английская антиутопия (О.Хаксли и Д.Оруэлл).

9.Поэзия Т.С.Элиота.

10.Р.Роллан – драматург и романист.

11.Человек и война в творчестве А.Барбюса.

12.Модернизм во французской прозе: А.Жид.

13.Психологичесакие романы Ф.Мориака.

14.Поэзия французского сюрреализма.

15.Проблема времени в творчестве М.Пруста.

16.Экзистенциализм во французской литературе: Ж.П.Сартр.

17.Тема свободы и абсурда в творчестве А.Камю.

18.Лирика Р.М.Рильке.

19.Человек в мире абсурда: творчество Ф.Кафки.

20.Интеллектуальный роман в творчестве Т.Манна.

21.Г.Манн – сатирик.

22.Литература немецкого экспрессионизма.

23.Проблема потерянного поколения в творчестве Э.М.Ремарка.

24.Драматургия Б.Брехта.

25.Проблемы культуры в творчестве Г.Гессе.

26.Неоромантизм и реализм в творчестве Д.Лондона.

27. «Американская мечта» и «американская трагедия» в творчестве Т.Драйзера.

28.Человек и война в прозе Э.Хемингуэя.

29.Экспериментальная проза Д.Дос Пассоса.

30.Сага Йокнапатофы У.Фолкнера.

31. «Век джаза» в прозе Ф.С. Фицджеральда.

32.Драматургия Ю. О’Нила.

33.Проблема личности в творчестве М. де Унамуно.

34.Поэзия А.Мачадо.

35.Эстетизм и историзм в творчестве Р. дель Валье-Инклана.

36.Поэзия и драматургия Ф.Гарсиа Лорки.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: