Постиндустриальное общество можно определить как общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения сместился приоритет от преимущественного производства товаров к производству услуг, а доминирующим производственным ресурсом стали информация и знания. То есть научные разработки становятся главной движущей силой экономики. Поэтому наиболее ценными качествами являются уровень образования, профессионализм, обучаемость и креативность работника.
Термин «постиндустриализм» был введен в научный оборот в начале XX века ученым А. Кумарасвами, который специализировался на доиндустриальном развитии азиатских стран. В современном значении этот термин впервые был применен в конце 1950-х годов, а широкое признание концепция постиндустриального общества получила в результате работ профессора Гарвардского университета Дэниела Белла, в частности, после выхода в 1973 г. его книги «Грядущее постиндустриальное общество».
Постиндустриальная теория, во многом, была подтверждена практикой. Как и было предсказано её создателями, общество массового потребления породило сервисную экономику, а в её рамках наиболее быстрыми темпами стал развиваться информационный сектор хозяйства.
В постиндустриальной экономике наибольший вклад в стоимость материальных благ, которые производятся именно внутри этой экономики, вносит конечная составляющая производства - торговля, реклама, маркетинг, то есть сфера услуг, а также информационная составляющая в виде патентов, НИОКР и т.д.
Термин «постиндустриальная экономика» не является единственным, который употребляют когда имеют в виду рождение новых общественных тенденций в экономической и социальной сфере;
|
· возрастание роли знаний и информации в современной экономике - огромную долю стоимости продукта составляет не оплата материалов, машин, рутинного труда и прибыли инвесторов, а оплата исследований, разработок, дизайна, маркетинговых исследований и т.п.;
· возрастание удельного веса высокотехнологичной продукции в ВВП;
· автоматизация и технологическое совершенствование производства;
· дематериализация производства - выражается в ситуации, когда значительная часть ВВП производится в сфере нематериального производства;
· возрастание удельного веса сферы услуг в ВВП, перетекание занятости в сферу услуг. Причем речь идет не обо всей совокупности услуг. В научной литературе используется ныне классификация, согласно которой выделяют третичный сектор, охватывающий услуги материального характера (транспорт, связь, складское хозяйство), четверичный сектор (торговля, финансы, страхование, недвижимость), пятеричный сектор (личные, профессиональные, деловые услуги и услуги государственного управления). Прогрессивной рассматривается занятость в пятеричном секторе.
· высокая роль «человеческого потенциала» - знаний и навыков, накопленных человеком в результате обучения и предыдущей трудовой деятельности;
· новое качество труда в экономике - повсеместно более интеллектуального, творческого, технически более сложного, более индивидуального;
· изменение структуры потребностей населения - люди нуждаются все больше в свободном времени, в нематериальных благах;
|
· возникновение новой трудовой мотивации - ситуация, когда работник мотивируется не только материально. Он стремится реализоваться, прежде всего, творчески, профессионально, участвовать в управлении производством (не случайно «новую экономику» называют иногда «экономикой участия» - речь о формах демократизации собственности, новых формах организации и стимулирования деятельности).
Кроме того, всё большую роль играет производство информации. Этот сектор экономически эффективнее материального производства, так как достаточно изготовить первоначальный образец, а затраты на копирование несущественны. Но он не может существовать без:
. Развитой юридической защиты прав интеллектуальной собственности. Не случайно именно постиндустриальные страны в наибольшей степени отстаивают эти вопросы.
. Права на информацию, которые подлежат юридической защите, должны носить монопольный характер. Это является не только необходимым условием для превращения информации в товар, но и позволяет извлекать монопольную прибыль, увеличивая рентабельность постиндустриальной экономики.
. Наличия огромного количества потребителей информации, которым выгодно её продуктивно использовать и которые готовы предложить за неё «неинформационные» товары.