Организация познавательной д-ти уч-ся в процессе устного изложения.(сам).





28.Факты, события, явления, процессы. Факты в обучении истории. Главный элемент содержания исторического образования - это знания. Структура исторических знаний включает в себя познание самой исторической науки: ее содержания, способов действия с историческим материалом, теоретических и методологических основ (учение о принципах построения, формах и способах на­учного познания). Само слово факт в переводе с лат. означает сделанное, совершившееся. В истории факт рассматривается как некоторый имевший место фрагмент действительности, конкретной ситуации. Факт неповторим, его нельзя воспроизвести, наблюдать. Единичные факты неоднородны, их можно подразделить на факты первого и второго порядка. Более сложные факты (первого порядка) раскрываются через менее сложные (второго порядка). Например, к фактам первого порядка относится Великая Отечественная война, второго порядка — Курская битва. В фактах второго порядка могут быть выделены первичные эпизоды исторических знаний — танковое сражение в районе Прохоровки. Из сочетания фактов разного порядка возникает образ исторического события. Основные факты, значимые для познания истории и формирующие ведущие идеи курса, раскрываются более полно и подробно. Конспективно излагаются неосновные факты. События — это значительные единичные факты. происходили в конкретных условиях, с участием определенного круга лиц, они строго локализованы в пространстве и времени. Явлениями - общие понятия (революция, восстание) безотносительно к конкретным фактам, без указания места, времени, участников. Исторические явления часто отражают черты, характерные для определенного периода истории или эпохи. Процесс — это последовательная смена состояний в развитии. Методика изучения исторических представлений, понятий, терминов. Представления. На основе изучаемых фактов в сознании учащихся формируются конкретные представления, складывается определенная система исторических понятий. Ученые выделяют три вида исторических представлений. Это представления о фактах прошлого (материальная, социально-политическая, историко-культурная жизнь людей и др.); об историческом времени (длительность и последовательность исторических событий и явлений); об историческом пространстве (привязка событий к конкретному месту действия). Понятия. Исторические понятия необходимы для объяснения и систематизации фактов, осмысления других понятий.в качестве первоначального определения учи­тель дает признаки определяемого понятия или называет его составные части. понятия, усваиваемые в начале обучения истории, являются первичными и находятся в тесной связи с представлениями. Важно из множества признаков изучаемого понятия выделять наиболее существенные. Термины. Формируемые понятия находят выражение в словах-терминах. Термин — это то, что означает данное слово (его первоначальный смысл). если термины обозначают предметы, то учитель просто демонстрирует их изображение. Возможно генетическое объяснение терминов: объяснение при помощи подборки однокоренных слов: дань — давать — подаяние, промысел — промышлять — промышленность. Часто учитель дает разъяснение этимологии слова. Так, русское слово деревня возникло от слов деру, драть. Географические названия, термины можно объяснять, перевоя их на русский язык. Например, Геллеспонт — «море Геллы». Некоторые термины объясняются местом происхождения предметов. Например, пистолет назван по месту изобретения — Пистоя в Италии. Возможно также объяснение слов с помощью синонимов: турнир — состязание. Иногда учитель обращается к фонетическим изменениям слова. Слово царь произошло от латинского цезарь.


 

29. Формы учебных занятий по истории в 5-9кл.Уроки истории – это занятия, которые учитель ведет в классом в школе: они имеют одинаковую продолжительность, проводятся по расписанию, в сумме должны исчерпать изучение программы. Существуют другие формы организации обучения: семинары и конференции, учебные экскурсии, дополнительные занятия, консультации и т.д. Важнейшее значение имеет домашняя работа учащихся. Высокая эффективность обучения достигается лишь при умелом использовании всех форм его организации. Урок истории – это часть учебного процесса, но не механически обусловленная и замкнутая, а логически и педагогически завершенная. Урок истории является частью содержания, занимающего определенное место в системе школьного курса и построенного по проблемно-хронологическому принципу: события и явления представлены в комплексе на каждом данном отрезке времени. Урок истории – это законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок (этап, звено, элемент) учебного процесса. Урок имеет ряд преимуществ по сравнению с другими формами, в частности индивидуальной: он отличается более строгой организационной структурой; создает благоприятные предпосылки для взаимообучения, коллективной деятельности, соревновательности, воспитания и развития учащихся. Вместе с тем данная форма обучения не лишена недостатков, снижающих ее эффективность, главный среди которых – опора (ориентация) на «среднего» ученика. Каждый урок истории направляется на достижение триединой цели: обучать, воспитывать, развивать. С учетом этого общие требования к уроку конкретизируются в дидактических, воспитательных и развивающих требованиях. К дидактическим (или образовательным) требованиям относятся: четкое определение образовательных задач каждого урока; рационализация информационного наполнения урока, оптимизация содержания с учетом социальных и личностных потребностей; внедрение новейших технологий познавательной деятельности; рациональное сочетание разнообразных видов, форм и методов; творческий подход к формированию структуры урока; сочетание различных форм коллективной, групповой деятельности с самостоятельной деятельностью учащихся; обеспечение оперативной обратной связи, действенного контроля и управления; научный расчет, мастерство проведения урока. Воспитательные требования к уроку включают: определение воспитательных возможностей учебного материала; постановку только тех воспитательных задач, которые органически вытекают из целей и содержания учебной работы; воспитание учащихся на общечеловеческих ценностях; формирование жизненно необходимых качеств: усидчивости, аккуратности, ответственности, самостоятельности и т.д.; внимательное и чуткое отношение к учащимся, соблюдение требований педагогического такта, сотрудничество с учащимися и заинтересованность в их успехах. К постоянно реализуемым на всех уроках развивающим требованиям относятся: формирование и развитие у учащихся положительных мотивов учебно-познавательной деятельности, интересов, творческой инициативы и активности, проведение учебных занятий на «опережающем» уровне, стимулирование наступления новых качественных изменений в развитии. Кроме того, выделяются и другие требования к уроку: организационные, психологические, управленческие, оптимального общения учителя с учащимися, сотрудничества, санитарно-гигиенические, этические и др. Важнейшими категориями методики обучения истории являются задачи обучения, содержание образования, структура исторического знания, источники, из которых черпают знания учащиеся, формы учебной работы, звенья процесса обучения, методика развития мышления и др. Все эти проблемы находят отражение в уроке. Важной проблемой, которую приходится решать теоретику и практику, является определение типа уроков. Каждый урок, являясь элементом процесса обучения и системы содержания курса, относится к тому или иному типу – группе уроков, имеющей определенные интегральные черты. Тип урока влияет на качество обучения и развития учащихся. Среди учителей и методистов существуют различные точки зрения на типологию уроков – в зависимости от определения главного принципа: по ведущему методу, по звеньям процесса обучения, по деятельности учащихся и др. В методике преподавания истории наиболее распространена классификация по звеньям процесса обучения: 1) урок, содержащий все звенья процесса обучения, – комбинированный, или составной, урок; 2) урок изучения нового материала; 3) повторительно-обобщающий урок; 4) урок проверки и учета знаний. Методисты считают эту классификацию более целесообразной. Она дает возможность ясно определить основную дидактическую задачу каждого урока, структуру системы уроков по типам. В этой системе должны преобладать уроки изучения новых знаний и комбинированные, что подтверждается практикой. В 5-6-х классах в силу возраста учащихся наиболее плодотворны комбинированные уроки, отличающиеся оптимальной сменой видов учебной работы. Мысль о возможности дифференцированной по возрастам типологии уроков заслуживает внимания. Так, А.А. Вагин предлагает различать для 4-5-х классов три типа уроков: содержащие все звенья обучения; изложение в форме рассказа; повторение. Для 6-7-х классов – семь типов уроков. Для 9-10-х классов – десять типов уроков: вводный, сообщение нового материала, разбор, заключительный по теме, повторительный, обобщающий, опрос, содержащий все звенья процесса обучения. Однако предложенная классификация уязвима. Трудно представить в 4-5-х классах урок, посвященный только рассказу. Вводный урок не может выйти за рамки повторения, обобщения или сообщения нового материала. Умения и навыки могут формироваться, а знания применяться на всех этапах урока. Определение типа урока по способу его проведения ничего не дает учителю, очевидно, что урок-беседа проводится путем беседы, а киноурок – путем демонстрации кинокартины и т.д. Определение типа урока по основной дидактической цели действенно. Особый тип урока представляют семинарские занятия по истории во втором концентре. Широкое применение в старших классах лекционно-семинарской формы обучения требует дальнейшей теоретической и практической разработки методики таких уроков. В современных условиях учителя стремятся к разработке новых форм проведения учебных занятий, стараются выйти за рамки шаблона. О.С. Гребенюк] систематизировал все наработки и по форме выделяет следующие группы нестандартных уроков.1. Уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина.2. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, анализ первоисточников, комментарий, интервью, репортаж, рецензия.3. Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия, панорама, телепередача, телемост, диалог, устный журнал.

4. Уроки-фантазии: урок-сказка, урок-сюрприз, урок XXI века, урок «Подарок от Хоттабыча» и др. 5. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, трибунал, ученый совет и т.д. Учитель, проводя нестандартные уроки, стремится разнообразить жизнь школьника, вызвать интерес к познавательному общению, к уроку, к школе; удовлетворить потребность ребенка в развитии интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и др. сфер. Вместе с тем нельзя на базе таких уроков построить весь учебный процесс. Урок – это каждодневный труд, нетрадиционные уроки хороши как разрядка, как праздник. Учитель включает такие уроки в систему процесса обучения, определяет их место и

роль в процессе познания.

30. Учебные занятия в старших классах. Семинар, способствует развитию диалогической речи учащихся, формирует самостоятельность в работе с первоисточниками. За неделю до его проведения учитель объявляет ученикам тему, дает план, перечень вопросов для обсуждения и список литературы. Сильным ученикам предлагает подумать над наиболее сложными вопросами, подготовить небольшие сообщения. Лабораторные уроки — это уроки применения знаний и формирования умений и навыков. Чаще всего они строятся на новых для учащихся источниках знаний. Большую часть урока ученики работают самостоятельно с источниками, документами по вопросам и заданиям, подготовленным учителем. Лекции. школьная лекция — не форма изложения, а разновидность урока истории, особый метод его проведения. учитель диктует краткий план. лекции могут быть: 1) вводные по первичному ознакомлению учащихся с основными проблемами тем и разделов курса; 2) тематические, содержащие теоретический материал и основные факты; 3) повторительно-обобщающие для восстановления в памяти учащихся основных вопросов разных курсов истории. Доклады. Прочти материал учебника по заданной теме. Составь план своего рассказа. Подбери дополнительную литературу по данной теме. Привлекая наглядный материал, используй в докладе иллюстрации, репродукции с картин, кадры диафильмов и т.д. Подумай над выводами, соответствуют ли они приведенным фактам. Перед началом доклада напиши на доске план, назови литературу, которой пользовался, начерти, если нужно, диаграммы, таблицы. Во время выступления следи за правильностью речи. Рефераты. Написание реферата на историческую тему основывается на умениях: отобрать литературу по теме; составить план; извлечь знания из нескольких источников; работать со справочной лите­ратурой; систематизировать и логически излагать материал. Эвристические формы занятий.Уроки-диспуты, дискуссии, основные правила: продумай главное, что хочешь доказать; лучшее доказательство — точные факты; говори логично и последовательно; говори лишь то, в чем хорошо разобрался сам; уважай своего оппонента и не искажай его мыслей; не повторяй сказанное до тебя; не размахивай руками и не повышай голоса. Интегрированные уроки, конкурсы.Межпредметные уроки, на которых взаимосвязанно изучаются темы истории и географии, обществознания, литературы, часто называют интегрированными. Блоковое обучение. блоковое, или тематическое, обучение, когда в блок объединяют различные виды и формы занятий, проводимых по специальному плану на протяжении длительного времени. Методически оправданны для такого обучения темы, рассчитанные на 6—10 уроков и представляющие собой целостную часть курса с однородным историческим содержанием (однотипные социально-экономические процессы, войны, революции). Конкурсы и олимпиады. В отличие от конкурсов олимпиады проходят в две-три ступени. Их организуют как в среднем звене учащихся, так и в старших классах. Зачетная система обучения.

 

 

31. Использование художественных произведений на уроках истории. Классификация художественных произведений. Художественная литература, привлекаемая на урок, помогает конкретизации исторического материала и формированию у учеников ярких образов прошлого. Условно художественную литературу подразделяют на две большие группы. Это литературные источники изучаемой эпохи и историческая беллетристика. на уроке исполь­зуются лишь фрагменты, заранее отобранные учителем. К исторической беллетристике принадлежат художественные произведения об изучаемой эпохе, созданные писателями более позднего времени. Методика работы с художественным произведением. учитель на основе фонда детских библиотек составляет списки книг для внеклассного чтения. Из художественной литературы учитель делает выписки или карандашные пометки на полях собственного собрания книг. Так, для учеников 5—6 классов подбираются фрагменты сюжетного и картинного описания, характеристики исторических личностей, отрывки для персонификации и драматизации событий во время рассказа на уроке. Большие фрагменты надо делать лаконичными, сокращать до минимума. В работе учителя на уроке художественная книга чаще всего применяется для цитирования или пересказа отдельных отрывков (литературной иллюстрации). К памятникам художественного слова можно отнести произве­дения устного народного творчества: былины, песни, сказки, пословицы, поговорки. чтение на уроке отрывков книги как источника исторических знаний. При воспроизведении фрагментов книги на уроке от учеников требуется, чтобы они читали отрывок выразительно, интонацией подчеркивая текст. На уроках ученики анализируют историческое произведение с позиции соответствия его исторической науке; самостоятельно работают над текстом книги, подбирая примеры. В аннотации им предлагается учитывать следующее:1. Эпоха (период), событие (явление), отраженные в произведении.2. Наиболее важные и яркие события произведения.3. Исторические и типические персонажи и коллизии, происходившие с ними. 4. Отношение автора к описываемым событиям и героям.5. Каково твое собственное мнение о книге? Каковы, на твой взгляд, художественные достоинства книги?6. Что узнает читатель из произведения? Нравственное воспитание. Узнавая о поступках исторических личностей, ученики часто переносят себя в те же условия, сопереживая герою. Как в воспитательных, так и в обучающих целях целесообразно привлекать художественно-исторические книги на уроки повторения. Заучивание текста. вначале надо прочесть и осмыслить весь текст, понять его общий смысл, затем главное по абзацам, потом мелкие детали. Анализ поможет восстановить в сознании представления и образы. Учат текст по частям на протяжении нескольких дней. Иногда можно использовать метод ассоциации образов.





Читайте также:
Развитие понятия о числе: В программе математики школьного курса теория чисел вводится на примерах...
Основные факторы риска неинфекционных заболеваний: Основные факторы риска неинфекционных заболеваний, увеличивающие вероятность...
Фразеологизмы и их происхождение: В Древней Греции жил царь Авгий. Он был...
Методы цитологических исследований: Одним из первых создателей микроскопа был...

Рекомендуемые страницы:


Поиск по сайту

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь
0.017 с.