Основные критерии выбора пути судна в океане и вблизи берега.





ТЕМА №3.

НАВИГАЦИОННАЯ ПОДГОТОВКА К ПЛАВАНИЮ.

Содержание лекции: 1. Требования ИМО к планированию перехода.

2. Подбор карт и навигационных пособий на переход

Основные критерии выбора пути судна вблизи берега и в океане.

1. Требования ИМО к планированию перехода.

Цель планирования перехода состоит в обеспечении его безопасности. План должен отражать действия судоводителя от причала до причала, при этом необходимо обеспечить безопасность судна, груза, окружающей среды, что достигается с помощью контроля местоположения судна в течение всего рейса. Необходимость планирования становится ещё более актуальной в связи с работой судов по более плотному расписанию, увеличением интенсивности судоходства, сокращением экипажей судов.

Практическое назначение планирования заключается в том, чтобы заранее выбрать соответствующие методы контроля местоположения судна на разных этапах перхода.

Правильное и тщательное планирование перехода обеспечивает безопасное плавание судна, однако, если план перехода не выполнен или выполнен ненадлежащим образом, то решение возникающих при этом навигационных проблем приводит к необоснованно большим затратам.

Полнота и детальность навигационной подготовки судна к предстоящему рейсу, а также последовательность такой подготовки регламентируются:

- Резолюцией ИМО А.893(21) от 25.11.99 года, (“Руководство по планированию рейсов”);

- Международной конвенцией по охране человеческой жизни на море (International Convention for the Safety of Life at Sea, SOLAS- 74/78 );

- Международной конвенцией по подготовке, дипломированию моряков и несению вахты, ПДНВ-78/95 (International Convention on Standards of Training, Certification and Watchkeeping for Seafarers, STCW-78/95);

- Рекомендациями по организации штурманской службы на морских судах Украины, РШСУ-98, Раздел 1. Организация вахты на мостике.

ИМО устанавливает четыре этапав планировании и осуществлении безопасного перехода:

I этап– анализ всех обстоятельств, сопутствующих переходу;

II этап– собственно планирование перехода;

III этап– выполнение перехода;

IV этап– контроль за местом судна на переходе.

СОЛАС 74 / 78вГлаве V – «Безопасность мореплавания», Правило 34

«Безопасность судовождения и предотвращение опасных ситуаций» требует:

1. До выхода в море капитан должен обеспечить, чтобы намеченный рейс был спланирован, используя соответствующие морские навигационные карты и морские навигационные пособия на район плавания, принимая во внимание руководство и рекомендации, выработанные Организацией.

2. План рейса должен определить путь следования, который:

1).принимает во внимание любые относящиеся к рейсу системы установленных путей движения судов;

2).обеспечивает достаточное пространство для безопасного перехода в течение всего рейса;

3).учитывает все известные навигационные опасности и условия погоды; и

4).принимает во внимание применимые меры по защите морской окружающей среды и избегает, насколько это практически возможно, действий и деятельности, которые могли бы нанести вред окружающей среде.

3. Владелец, фрахтователь или компания, как она определена в правиле IX/I, эксплуатирующая судно, или любое иное лицо не должны стеснять или ограничивать капитана при принятии им решения или выполнении любого решения, которое по профессиональному суждению капитана, необходимо для обеспечения безопасности мореплавания и защиты морской окружающей среды.

 

Международная КонвенцияПДМНВ 78 / 95в Главе VIII « Требования в отношении несения вахты»,в Разделе A-VIII/2, Часть 2 «Планирование рейса»констатирует:

«Общие требования

3. Предстоящий рейс должен планироваться заранее, принимая во внимание всю имеющуюся к этому отношение информацию, а любой проложенный курс должен быть проверен до начала рейса.

4. Старший механик должен, проконсультировавшись с капитаном, определить заранее потребности предстоящего рейса, принимая во внимание потребности в топливе, воде, смазочных материалах, химикатах, расходных и прочих запасных частях, инструментах, запасах и прочие требования.

Планирование до начала каждого рейса

5. До начала каждого рейса капитан каждого судна должен обеспечить, чтобы предполагаемый путь из порта отхода до первого порта захода планировался, используя соответствующие карты и другие навигационные пособия, необходимые для предстоящего рейса, содержащие точную, полную и откорректированную информацию в отношении тех навигационных ограничений и опасностей, которые имеют постоянный или предсказуемый характер, и которые имеют отношение к безопасности плавания судна.

Проверка и прокладка запланированного пути

6. По завершению проверки запланированного пути, принимая во внимание всю относящуюся к нему информацию, запланированный путь должен быть проложен на соответствующих картах и быть постоянно доступным для вахтенного помощника капитана, который, до того как лечь на соответствующий курс, обязан проверить его.

Отклонение от запланированного пути

7. Если в ходе рейса принято решение об изменении следующего порта захода или если необходимо отклониться существенно от запланированного пути по другим причинам, измененный путь должен прорабатываться заранее, до того как он будет существенно изменен.»

В РШСУ-98 в Разделе I « Организация вахты на мостике», подпункты 2, 3, 4 и 5 конкретно указывают в какой последовательности и в каком минимальном объёме судоводительский состав судна обязанвыполнить навигационную подготовку судна к предстоящему рейсу.

Подпункт 2. – Подготовка штурманской части к рейсу.

Подпункт 3. – Комплектование, подбор и корректура судовой коллекции.

Подпункт 4. – Изучение района плавания.

Подпункт 5. – Предварительная прокладка и планирование перехода.

 

2. Подбор карт, руководств и пособий для плавания на переход.

Для обеспечения перехода судна судоводителю необходимо иметь в своём распоряжении последовательный ряд навигационных карт, руководств и пособий, обеспечивающих навигационную безопасность плавания судна в данном рейсе. Основными навигационным пособием, определяющим такой перечень навигационных карт и пособий на предстоящий рейс, является Каталог карт и книг того издательства, судовая коллекция изданий которого имеется на борту судна.

Поэтому, приступая к подбору карт и книг на предстоящий рейс, судоводитель, в первую очередь, должен обратить внимание на судовой Каталог карт и книг. Судовой Каталог карт и книг должен быть откорректирован по последним номерам Извещений навигационных карт и пособий на переход. Как это выполняется для судов с коллекцией Британского Адмиралтейства разберём ниже.

1. На странице 3 каталога “Cataloque of Admiralty Charts and Publications”, разделе Part 1 “Limits of Admiralty Chart Indexes” на представленной схеме, по району плавания, находим наименование индексов районов, по которым необходимо подобрать карты на переход. Затем на странице 2 каталога, в разделе Part 1 “Contents” находим по индексам нужные страницы районов в данном каталоге Мореплавателям. Откорректировав Каталог карт и книг, приступают к подбору по нему.

2. Затем на странице 16, в разделе AA – Part 3 “Planning Charts”каталога, подбираем мелкомасштабные карты по району перехода для планирования рейса в графическом виде.

3. После подбора карт для графического планирования рейса, необходимо перейти на страницы 16-17, в раздел A – “The World – General Charts of the Oceans”и на страницу 18, в раздел A1 – “The World – Index of Charts at 1:3,500,000 or comparable scale”,где подбираются по району плавания генеральные карты и карты масштаба 1:3,500,000 и соизмеримого масштаба.

4. После этого, переходим на страницы каталога в последовательности нашего перечня индексов, где на нечетных страницах, изображающих сборный лист карт данного района, простым карандашом проводится линия пути на переходе, и последовательно, по мере пересечения линией пути границ карт, выписываются номера карт для маршрута. На чётной странице каталога, соответствующей избранному индексу, по номеру выбранной карты (Chart №), выписывают её название (Title of Chart or Plan),масштаб (Natural Scale), год издания (Date of Publication), дату нового издания (New Edition).

5. Таким образом, подбираются путевые и частные карты, планы и выписываются в последовательности списка индексов, вплоть до плана порта прихода.

6. Подобрав навигационные карты на переход, необходимо перейти на страницы 139-142 каталога в раздел Part 4 “Thematic Charts”,где по району плавания подбираются справочные и вспомогательные карты.

На странице 139:

- маршрутные справочные карты (Routeing Charts);

-справочное руководство по маршрутам (Routeing Guides);

- карты гномонической проекции (Gnomonic Charts).

На странице 140 – различные вспомогательные карты:

- Instructional Charts

- Hydrographic Practice & Symbols;

- UK Practice and Exercise Charts;

- World Miscellaneous Charts.

На странице 141:

- метеорологические карты (Meteorological Charts);

- карты магнитного склонения (Magnetic Variation Charts);

-карты границ территориальных вод (Territorial Sea Baseline Charts);

- карты приливов (Tidal Charts).

На странице 142:

- карты сетки (Plotting Diagrams & Sheets);

- карты глубин (Bathymetric Charts).

7. После подбора навигационных, справочных и вспомогательных карт на переход, начинаем подбор навигационных руководств и пособий для плавания по необходимому району. Для этого переходим в раздел Part 5 “Nautical Publications”каталога, где на соответствующих страницах подбираем необходимые пособия для плавания.

На странице 143:

- Admiralty List of Radio Signals(подбирают пособия NP281 – NP286по району

плаваниясогласно картам-схемам, представленным на этой же странице).

На странице 145:

- Admiralty Sailing Directions (Pilots)(подбираются лоции по району плавания согласно карте-схеме, представленной на этой же странице).

На странице 146:

- Admiralty Tide Tables(подбираются таблицы приливов по району плавания согласно карте-схеме, представленной на этой же странице).

На странице 147:

- Admiralty List of Lights and Fogs Signals( подбираются пособия «Огни и знаки» по району плавания согласно карте-схеме, представленной на этой же стр.).

8. После подбора основных навигационных пособий на переход, начинаем подбор справочных и вспомогательных пособий для плавания по необходимому району. Для этого переходим в раздел Part 6 “Related Admiralty Publications”каталога, где на страницах 148-150 подбираем необходимые справочные и вспомогательные пособия для плавания.

Подобранные на предстоящий рейс карты укладываются в верхние ящики штурманского стола лицевой стороной вверх в последовательности их использования во время плавания.

Первым сверху укладывается план порта отхода, затем генеральные карты района перехода, далее путевые карты и последними – подходная (частная) карта и план порта прихода. При большом переходе генеральные карты укладывается в отдельный ящик.

Карты мелкого масштаба для РНС дальнего действия, которые не будут использованы для прокладки, а также карты-сетки, карта часовых поясов и другие справочные карты, необходимые на предстоящий рейс, укладываются отдельно от морских навигационных карт.

Выход в рейс из порта отправления может осуществляться только при условии наличия всех необходимых карт, обеспечивающих безопасность плавания по предстоящему маршруту. В случае отсутствия на борту необходимых карт перехода и невозможности их получения в порту отправления, должны быть приняты все меры для получения недостающих карт в промежуточных портах захода.

Подобранные на весь переход руководства и пособия для плавания укладываются на специальной полке вблизи штурманского стола.

Сведения о подобранных картах и пособиях для плавания оформляют в виде таблиц, приведенных ниже.

Таблица 1. – Образец списка адмиралтейских карт на переход.

 

№ карты chart No Название карты Title of Chart or Plan Масштаб 1: Natural Scale 1: Первое издание Date of publication Новое издание New Edition
The World General Charts of the oceans
South Atlantic ocean ¾ North part
The World Index of Charts at 1:3500000 or comparable scale
Mediterranean and Black Seas
Mediterranean Sea – Eastern Part
Mediterranean Sea – Western Part
Black Sea including Marmara Denizi  
  and Sea of Azov      
Varna and approaches  

И так далее все карты, включая ненавигационные, по всему пути следования судна.

 

Таблица 2 - Образец списка адмиралтейских публикаций на переход

NP No TITLE
NP 24 Black Sea Pilot – Marmara denizi, Black Sea and Azovskye More with adjacent coasts of Turkeu, Bulgaria, Romania and USSR (12th Edition, 1990)
NP 48 Mediterranian Pilot, Vol. IV – Aegen Sea and Approuches with Adjacent Coast of Greece and Turkey (11th edition), 2000)

И так далее, в таблицу помещают все выбранные из каталога навигационные пособия на переход.

 

Основные критерии выбора пути судна в океане и вблизи берега.

Планирование перехода состоит из двух этапов:

- планирование перехода в открытых водах;

- планирование перехода в прибрежных водах, узкостях, входах в устья рек, на

подходах к портам и в припортовых водах.

Планирование перехода выполняют от начальной до конечной точки движения судна (от причала до причала), независимо от того, будет или не будет на борту судна лоцман.

При планировании трансокеанского участка перехода или участка плавания в открытых водах, маршрут выбирают с учётом оценки предстоящих метеорологических условий (климата, погоды). По возможности используют океанские попутные течения. Рассчитывают и сравнивают плавание по ортодромии и локсодромии. Для выбора пути используют рекомендованные маршруты. Определяют расстояние между портами, рассчитывают на переход (с учётом штормового запаса) необходимое количество топлива, смазочных масел, воды, технического снабжения, провизии.

Планирование прибрежного плавания и плавания в стеснённых водах требует значительно большего внимания. Вначале прокладывают путь на картах мелкого масштаба, захватывающих значительную часть побережья. Количество задействованных карт будет зависеть от протяжённости перехода. Этот предварительно проложенный путь будет основой для дальнейшего плавания. Прокладка должна быть выполнена по глубоководным частям районов, избегая, насколько это возможно, резких поворотов. Необходимо рассмотреть возможность альтернативных путей, запасных якорных стоянок, отклонения от линии пути, оставаясь на безопасных глубинах. План перехода должен предусматривать возможное расхождение с судами согласно МППСС-72.

При подготовке плана перехода необходимо принимать во внимание следующее:

- соответствующие глубины под килём в течение всего перехода;

- увеличение осадки на ходу (проседание), которое зависит от скорости движения на

мелководье, в том числе и за счёт килевой и бортовой качки, волнения;

- увеличение осадки из-за постоянного крена или дифферента, изменение глубины за

счёт высоты прилива;

- соответствующие расстояния до опасностей, принимая во внимание погоду, приливо-

отливное течение, ожидаемое движение судов, надёжность данных при определении

места судна, используемые навигационные системы и наличие безопасной воды;

- изменения курсов в точках, которые можно надёжно контролировать при помощи

радара и визуальных пеленгов;

- смену карт, которая не должна происходить в критических точках перехода;

- схемы разделения движения и требования Правила 10 МППСС-72;

- приливо-отливную информацию и заранее рассчитанные допущения моментов на

смену направления течений, которые вынуждают планировать ETD/ETA к шлюзу и т.д.;

- безопасную скорость по всему переходу, беря за основу плановую (снижение

скорости должно быть предусмотрено), планируемое ETA, принимая во внимание

уменьшение видимости;

- заранее вычисленные глубины с учётом высоты прилива для сравнения с показаниями

эхолота;

- точки доклада, частоты УКВ, требуемые для плавания по системе разделения

движения , районы специального назначения, точки приёма лоцманов и буксиров;

- определение плановых точек возврата перед входом в стеснённые районы в случае

непредвиденных обстоятельств: аварии, выхода из строя приборов и механизмов,

крайней необходимости или плохой видимости;

- использования первичных и вторичных методов определения места судна;

- требования ко всем системам электронных карт;

- состояние оборудования;

- определения пределов допустимых ошибок по всем участкам перехода, нанесение

ограждающих пеленгов и расстояний;

- определение пути океанского перехода (по дуге большого круга, локсодромии или

смешанный переход);

- возможность избежания районов со льдами, штормовых районов, которые могут быть

на пути следования в данное время года.

Капитан должен лично убедиться, что план перехода выполнен и учитывает все его требования, а помощники, несущие ходовую вахту, должным образом проработали план.

 

Литература для самостоятельного изучения, имеющаяся в технической библиотеке ДИ НУ «ОМА»:

1. Алексишин В.Г. и др. «Практическое судовождение», стр. 147 – 161.

2. Алексишин В.Г. и др. «Обеспечение навигационной безопасности плавания», стр. 82 - 88, 103 – 105.

3. Ермолаев Г.Г. «Морская лоция», стр. 336 – 374.

4. Дмитриев В.И. и др. «Навигация и лоция», стр. 416 – 428.

5. Конспект лекций по предмету «Навигация и лоция».

6. Дополнительный материал по теме учащиеся подбирают самостоятельно.

Рекомендуемая литература:

Михайлов В.С., Кудрявцев В.Г. «Навигация и лоция», стр. 589 - 616.





Рекомендуемые страницы:


©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!