Контроль за учебной деятельностью.




Диагностика, как отмечает Подласый И.П., - это прояснение всех обстоятельств протекания дидактического процесса, точное определение его результатов. Цель её – своевременное выявление, оценивание и анализ течения учебного процесса в связи с его продуктивностью. Без диагностики невозможно эффективное управление учебным процессом.

Составные части её =- контроль, проверка, оценивание знаний, умений обучаемых, анализ, прогноз результатов и т.д. Постоянно идут споры среди педагогов, что должна показывать оценка: качество успеваемости ученика или это показатель преимуществ или недостатков системы (методик) обучения.

Коменский в своё время призывал педагогов разумно и взвешенно пользоваться своим правом на оценку.

Важным условием повышения эффективности учебного процесса является систематическое получение учителем объективной информации (обратной связи) о ходе учебно-познавательной деятельности учащихся. Эту информацию учитель получает в процессе контроля учебно-познавательной деятельности учащихся.

Контроль означает выявление, установление и оценивание знаний учащихся, т.е. определение объёма, уровня, качества усвоения материала, выявление успехов в учении, пробелов в знаниях, навыках и умениях у отдельных учеников и у всего класса. Это необходимо для корректировки, совершенствования содержания, методов, форм и средств обучения.

Составная часть контроля - проверка. Её задача – выявить знания, умения, навыки и сравнить их с теми требованиями, которые определяются учебной программой. В этом случае проверка осуществляется исключительно с целью оценивания знаний, умений и навыков учащихся. Завершающий этап – выставление определённой оценки (балла). (Оценивание – это процесс, оценка – результат. Оценка фиксируется в виде отметки – в баллах.)

Контроль не всегда сопровождается выставлением оценок. Он может выступать как способ подготовки учащихся к восприятию нового материала, выявлению готовности учеников к усвоению знаний, навыков и умений, их обобщению и систематизации.

Психолого-педагогические функции контроля в выявлении недостатков в работе учащихся, установлении их характера и причин с целью устранения этих недостатков. Учителю важно иметь информацию как об усвоении учеником знаний, так и о том, каким путём они добыты.

Контроль выполняет также большую воспитательную роль в процессе обучения. Он способствует повышению ответственности за выполняемую работу не только учащихся, но и учителя, приучению школьников к систематическому труду и аккуратности в выполнении учебных заданий, формированию у них положительных нравственных качеств, коллективистских отношений, созданию здорового общественного мнения.

Поэтому контроль является важной и необходимой частью обучения.

Сущность и функции оценки знаний.

Под оценкой успеваемости учащихся подразумевают систему определённых показателей, которые отражают объективные знания и умения учащихся. В «Педагогической энциклопедии» оценка рассматривается как «определение степени усвоения учащимися знаний, умений и навыков в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ним школьными программами» (Т.3, с.22).

Оценка учитывает объём, уровень и качество овладения учеником знаниями, умениями и навыками. Объём знаний по определённому предмету – это перечень ведущих понятий, законов, теорий, которые лежат в основе данной науки и раскрываются в школьных программах.

Учащиеся могут воспроизвести усвоенные знания или применить их по образцу в сходных (стандартных) условиях или использовать полученные знания нестандартных сложных задач. Это как раз говорит об уровне их знаний, т.е. о характере применения усвоенных знаний. Различные уровни усвоения знаний определяются его качеством, под которым понимают в педагогике определённые параметры усвоенных знаний, умений и навыков (например, полнота, прочность, оперативность, гибкость и т.д.).

Кроме того, педагогическая оценка отражает не только объём, уровень, качество усвоенных знаний. Её функции более сложны и разнообразны. Посредством педагогической оценки формируются положительные мотивы учения. Школьная оценка является важным инструментом влияния на личность. Она применяется как средство воспитания учащихся, формирования у них самостоятельности, организованности, добросовестности, дисциплинированности, чувства ответственности перед учителем и классным коллективом. На основе оценки создаётся адекватная самооценка, критическое отношение к своей успеваемости.

Педагогическая оценка включает в себя отметку (балл) и оценочное суждение – короткую характеристику (аннотацию) результатов учения, их положительных моментов и недостатков.

Младшие школьники смотрят на отметки как на основной и решающий показатель результатов обучения. Поэтому проверка и оценка играют существенную роль в воспитании положительной мотивации к учению у учащихся младших классов. Учащиеся радуются, когда их товарищи получают хорошие и отличные отметки, стараются помочь неуспевающим. Учитель при проверке знаний должен всегда следить за тем, как переживается оценка в классе, как учащиеся относятся к успехам и неуспехам своего товарища.

На различных этапах учебного процесса применяются разные виды контроля знаний, умений и навыков учащихся: предварительный, текущий, периодический, итоговый.

Некоторые учителя осуществляют предварительную проверку. Проводится она в основном с диагностирующей целью перед изучением новой темы или в начале года, четверти. Цель её – ознакомиться с общим уровнем подготовки учащихся по предмету. В ходе такой проверки определяется уровень овладения учащимися исходными категориями предмета (или отдельной темы, раздела), устанавливаются объём и уровень знаний учащихся. На основе полученных результатов учитель планирует, если необходимо, повторение (объяснение) материала; учитывает эти результаты в дальнейшей организации учебно-познавательной деятельности школьников.

Текущий контроль осуществляется в повседневной работе и выражается в систематических наблюдениях учителя за учебно-познавательной деятельностью учащихся на каждом уроке. Главное его назначение – оперативное получение объективных данных об уровне знаний учеников и качества учебно-воспитательной работы на уроке. Полученная во время поурочного наблюдения информация о том, как ученики усваивают учебный материал, как формируются их умения и навыки, помогают учителю наметить рациональные методы и приёмы учебной работы, правильно дозировать материал, находить оптимальные формы учебной работы учеников, осуществлять постоянное руководство их учебной деятельностью, активизировать внимание и пробуждать интерес к изучаемому материалу. Можно сказать, что текущий контроль решает задачи руководства учебным процессом.

Выявление и оценка знаний и умений учащихся, усвоенных не на одном, а на нескольких уроках, обеспечиваются периодическим контролем. Его цель – установить, насколько успешно ученики владеют системой определённых знаний, каков общий уровень их усвоения, отвечает ли он требованиям программы. Периодический контроль проводится, как правило, после изучения логически завершенной части учебного материала – темы, подтемы, нескольких тем или полного курса.

Если же проверяется материал по системе уроков, которая охватывает определённую тему, то это тематический контроль. Его задача – проверить и оценить знания учеников по каждой теме учебного предмета, выяснить, как усвоены понятия, положения, существенные связи и отношения между явлениями и процессами, охваченными одной темой. Тематический контроль, являясь разновидностью периодического, особенной его формой, представляет собой качественно новую систему проверки и оценки знаний, тесно связанную с проблемным обучением.

Усвоение знаний и умений учащихся можно (в отличие от периодического контроля) проверять за более длительный период обучения: за четверть, полугодие, год или по окончании курса обучения средней (или восьмилетней) школы. Такой контроль называется заключительным (итоговым). Цель его – установить систему и структуру знаний учащихся. Разумеется, итоговый контроль учитывает результаты текущего, тематического и периодического видов контроля. Особая форма итогового контроля – зачёты и экзамены.

Экзамены проводятся с целью подведения итогов обучения, контроля и получения объективных данных о результативности учебного процесса. Новые задачи, поставленные перед школой на современном этапе развития нашего общества, расширяют функции экзаменов. Как и процесс обучения в целом, экзамены должны не только контролировать, но и развивать, обучать, воспитывать.

Подготовка к экзаменам способствует обобщению и систематизации знаний, умений ин навыков, организации их в целостную систему на основе межпредметных связей. Экзамены содействуют формированию ответственного отношения к учению, самостоятельности, умений обобщать, творчески мыслить, доказывать. Чтобы каждый экзамен отвечал педагогическим нормам и выполнял заложенные в нём гуманные функции, нужно создавать такую обстановку при подготовке и сдаче экзаменов, чтобы каждый ученик мог максимально проявить свои способности, умения самостоятельно заниматься умственным трудом.

Экзаменационные билеты должны быть направлены не только на воспроизведение материала. Функции экзамена должны быть развивающие. Поэтому в экзаменационный материал следует закладывать задания, по выполнению которых можно было бы проверить все три уровня знаний: репродуктивный, конструктивный, творческий.

Методы контроля – это способы получения обратной информации о содержании, характере и достижении учебно-познавательной деятельности учащихся, об эффективности работы учителя. Они призваны определить результативность преподавания и учения на всех этапах учебного процесса.

В практике работы школы применяются такие методы контроля знаний, умений и навыков: устный и комбинированный опрос, проверка на основе письменных, графических и практических работ, тестовая проверка, систематическое наблюдение за работой учеников в обучении.

Устный опрос – самый распространённый и один из наиболее эффективных методов контроля знаний учащихся. Применяется при изучении почти всех предметов и на всех этапах обучения. Суть его состоит в выявлении уровня знаний ученика путём прямого контакта с ним во время проверочной беседы (индивидуальная, групповая или фронтальная форма опроса).

В педагогической литературе выделяются следующие этапы устного опроса: постановка учителем вопросов (заданий), подготовка ученика к ответу, изложение им своих знаний; коррекция и самоконтроль изложенных знаний по ходу ответа; анализ и оценивание ответа. Результативность ответа зависит от рационального осуществления каждого из указанных этапов.

Ведущее место в процессе опроса принадлежит содержанию и характеру проверочных вопросов.

По форме выражения вопросы должны быть: логичными, чёткими, понятными и посильными.

В школьной практике часто объединяется индивидуальный устный опрос с фронтальным.

Индивидуальный опрос предусматривает основательную проверку знаний, умений и навыков отдельных учеников. При этом, как правило, большинство учеников остаются пассивными. Поэтому важно, чтобы во время такого контроля активизировать внимание всех учащихся. Этого можно достичь с помощью таких приёмов, как продолжение ответа товарища, рецензирование ответа, внесение к нему дополнений и уточнений и т.д.

Стремясь к разнообразию и определённой рационализации опроса учащихся, учителя часто применяют систему приёмов уплотнённого (комбинированного) опроса.

Это одна из форм групповой проверки, когда учитель опрашивает 4-5 учеников. Каждому ученику предлагается карточка с заданием и вопросом. Два-три ученика решают эти задания на классной доске, остальные за отведенными для этого партами выполняют задания на листах бумаги. В это время ученики всего класса выполняют это задание в тетрадях, либо учитель проводит фронтальный опрос или использует это время для проверки домашнего задания.

Сущность письменной проверки заключается в выявлении знаний и умений учеников с помощью самостоятельных письменных или графических работ. Письменные проверочные работы могут быть кратковременными (10-15 минут) и продолжительными (один-два урока). Отличительной чертой метода письменной проверки является её большая объективность по сравнению с устным опросом.

В учебных программах определено количество письменных проверочных работ. С целью предупреждения перегрузки учащихся необходимо составлять график проведения письменных работ всех видов для каждого класса и на каждую четверть. При этом нужно следить, чтобы в один рабочий день в данном классе проводилось не более одной контрольной работы, а в неделю не более двух работ, чтобы они распределялись на протяжении четверти, а не проводились только в её конце.

Интересным видом проверочных заданий являются графические задания. Ответом ученика в этом случае служит составленная им обобщённая наглядная модель, которая отображает определённые отношения, взаимосвязи в изученном объекте. Это может быть графическое изображение условия задачи, рисунки, чертежи, схемы, таблицы, диаграммы. Эффективность метода графической проверки зависит от правильной постановки соответствующих заданий перед учащимися. Особый вид графической проверки – работа с контурными картами (ученики с помощью условных обозначений наносят на карту определённые географические и исторические объекты). Графическая проверка может выступать как самостоятельный вид и может входить как органичный элемент в устную или письменную проверку.

Методы программированного контроля могут быть разделены на методы безмашинного программированного контроля и методы контроля при помощи машин.

Безмашинный – перфокарты, карточки, контрольные диафильмы.

Машинный – использование машин для контроля с выборочным или альтернативным выводом.

Одним из главных требований контроля и оценки является их объективность. Объективный контроль предусматривает создание условий, в которых бы максимально точно выявлялись действительные знания учащихся. Объективность оценки – это её соответствие фактическим знаниям ученика. Естественно, объективная оценка может быть результатом только объективного контроля. Объективность – это не только требование строго придерживаться установленных норм и критериев оценки, но и характерная черта деятельности учителя. Быть объективным – это значит одинаково доброжелательно относиться ко всем ученикам, предъявлять к ним единые требования, быть справедливым к каждому.

При оценивании знаний необходимо определить объём, параметры и уровень усвоения знаний. С этой точки зрения охарактеризуем балльную систему оценок в нашей школе.

Всё богатство оттенков ответов учащихся трудно вложить в жёсткие рамки пяти баллов. С целью большей дифференциации оценок у нас в стране, как и в ряде зарубежных стран, применяют 12-балльную систему оценивания знаний учащихся.

Оценка 12-10 баллов (блестящий ответ, отлично) выставляется ученику за полный, правильный и обоснованный ответ в письменной или устной форме. Полным ответом считается теоретически правильный и логически обоснованный ответ, в котором ученик использовал полно и глубоко известные ему фактические знания, выявил способность самостоятельно выполнять операции сравнения и анализа выученных положений, делать выводы и обобщения с чёткой их формулировкой, показал умения уверенно использовать усвоенные способы действия в новых ситуациях – типичных или нестандартных.

Оценка 9-7 (хорошо) – показатель хорошей успеваемости. Её выставляют за правильный, обоснованный ответ, из которого видно, что ученик понимает теоретический материал (его полноту, глубину, системность и др.) и владеет навыками и умениями самостоятельной учебно-познавательной деятельности, допуская при этом некоторые несущественные неточности.

Оценка 6-4 (удовлетворительно, посредственно) – показатель удовлетворительной, посредственной успеваемости. Она свидетельствует о том, что знания имеют разрозненный, фрагментарный характер, что учащийся способен воспроизвести определённую сумму фактических знаний (иногда не осознавая в целом их глубины) и применять усвоенные способы действий в стандартных условиях, по образцу.

Оценка 3-2 (плохо, неудовлетворительно) выставляется за неправильный ответ, который не отвечает содержанию выученного материала и свидетельствует о непонимании его основных положений.

Оценка 1 (очень плохо) выставляется ученику, отказавшемуся отвечать.

С целью предупреждения необъективной оценки её нужно аргументировать, т.е. кратко характеризовать ответ учащегося. Эту характеристику в педагогической литературе называют по-разному: анализом оценки (С.И.Руновский), оценочным суждением (Е.И.перовский), мотивировкой (Л.В.Занков), комментированием (Г.И.Щукина), рецензией (Н.Г.Дайри), указанием (Т.А.Ильина, М.А.Данилов), разбором положительного и отрицательного в знаниях учащихся (Н.И.Болдырев). Такой анализ оценки обусловлен функциями контроля.

Опытные учителя, аргументируя оценку, выделяют умения ученика анализировать, устанавливать формально-логические, причинно-следственные и другие связи между предметами и явлениями, развёртывать суждения, т.е. самостоятельно применять рациональные приёмы учения, обобщать материал.

Большую пользу могут принести отдельным ученикам указания учителя о том, какие именно пробелы в знаниях нужно устранить, какую конкретную работу нужно для этого выполнить. Такую дифференцированную работу необходимо проводить с каждым школьником.

Нужно ли аргументировать каждую без исключения оценку?

Думается, что количество обоснований определяется педагогической целесообразностью в конкретной ситуации.

Очень важно, чтобы оценка знаний учащихся по определённому предмету была не эпизодической, а систематической и регулярной.

Систематичность контроля является важным психологическим фактором, который организует и дисциплинирует учащихся, создаёт постоянную трудовую атмосферу, формирует потребность в труде, настойчивость и устремлённость в достижении цели. Регулярный контроль способствует выработке у учащихся навыков самоконтроля. Умения анализировать свою работу, критически оценивать её результаты. Без систематического контроля за усвоением учащимися знаний, навыков и умений невозможно правильно организовать учебный процесс, обеспечить его эффективность.

Одной из важнейших предпосылок полного и достоверного изучения и коррекции учебных возможностей учащихся, уровня знаний, умений и навыков выступает учёт их индивидуальных особенностей на всех этапах обучения.

Необходимость же индивидуализации контроля и оценки вызвана требованием выявлять, оценивать знания, навыки и умения, осуществлять контроль за работой каждого учащегося, за личной учебно-познавательной деятельностью отдельного ученика. Кроме того, обстановка контроля и особенно обстановка оценивания знаний учащихся нарушают обычное состояние учащихся, ведут иногда к их нервному напряжению.

 

 

Ключевые понятия темы: урок, аудиторное занятие, позааудиторне занятие, формы организации учебной деятельности, умение, навык, контроль, проверка, срез знаний, самоконтроль.

 

Контрольные вопросы

1.Урок – основная форма учебы в школе.

2.Современные требования к уроку.

3.Типы и структура уроков.

4.Пути повышения эффективности урока в современных условиях.

5.Новые формы организации учебы в школе.

6.Проблемы проверки и оценки знаний, умений и навыков учеников в современных условиях.

7.Повышение эффективности контроля результатов учебы.

8.Воспитательная роль оценки знаний учеников.

9.Сочетание контроля со стороны учителя и самоконтроля учеников.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: