VII. РОЛЬ НЕФОРМАЛЬНЫХ ПОДРОСТКОВЫХ КРИМИНОГЕННЫХ ГРУПП В ДЕСОЦИАЛИЗАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ПУТИ НЕЙТРАЛИЗАЦИИ ИХ ВЛИЯНИЯ




VII. 1. Классификация неформальных подростковых групп.

 

Выше мы рассмотрели, в чем заключаются неблагоприятные условия семейного и школьного воспитания, приводящие к деформации личности несовершеннолетнего. Семья и школа оказывают чаще всего так называемое косвенное десоциализирующее влияние, в результате которого дезадаптированные подростки перестают усваивать моральные ценности, культивируемые основными институтами социализации, и ориентируются прежде всего на нормы и ценности формальных криминогенных групп. Таким образом, эти группы играют в конечном счете основную роль в формировании личности несовершеннолетних правонарушителей, выступая в качестве их референтных групп и предпочитаемой среды общения. Отсюда не случайно, что большая часть преступлений совершается несовершеннолетними именно в группах. В частности, как отмечает К.Е. Игошев, “около 75% из общего числа изучаемых несовершеннолетних совершили преступления в составе групп. Чаще всего группой совершаются такие преступ­ления, как грабежи, разбойные нападения, кражи, хулиганство (от 80 по 90%). При этом в составе наиболее устойчивых и длительно сущест­вующих групп совершаются корыстные преступления, а также пре­ступления в виде общественно опасных действий. В целом же не будет преувеличением сказать: преступность несовершеннолетних — это групповое преступление” (69, с. 56 — 57).

И далее этот же автор справедливо отмечает, что сами по себе факты формирования групп подростков и юношей — процесс законо­мерный. Действительно, известно, что для подростка характерна повы­шенная потребность в общении со сверстниками, к мнению сверстников подростки склонны прислушиваться больше, чем к мнению взрослых, родителей и учителей. Это повышенное стремление к общению объяс­няется возрастными закономерностями психического развития в подро­стковом возрасте, основным психологическим новообразованием кото­рого является самосознание, формирующееся в общении, во взаимо­действии с себе подобными.

Следовательно, опасность таит в себе не вообще подростковое общение и неформальные подростковые группы, а лишь те, в которых происходит криминализация несовершеннолетних. Чтобы выяснить, что это за группы, необходимо более подробно остановиться на харак­теристике неформальных подростковых групп.

По мнению одного из ведущих исследователей подросткового не­формального общения И.Я. Полонского, около 85% подростков и юно­шей проходят через стихийное групповое общение. При этом автор считает, что организованный школьный коллектив и стихийное общение


подростков различаются по ряду параметров. Стихийная группа склон­на к самоизоляции, крайнему обособлению от взрослых, прежде всего от родителей и школы. В таких группах возникает узкогрупповая мо­раль, которая в искаженном виде представляет “взрослые” нормы и ценности, столь желанные для подростков.

По характеру социальной направленности И.Я. Полонский делит стихийные группы на три типа:

1) просоциальные или социально-положительные;

2) асоциальные, стоящие в стороне от основных социальных проб­лем, замкнутые в системе узкогрупповых ценностей;

3) антисоциальные — социально отрицательные группы. 3/5, то есть большинство изученных подростковых объединений принадлежит, по мнению автора, к просоциальным, то есть социально-положитель­ным и близким к этому типу объединениям (140).

Среди просоциальных групп особо следует выделить самодеятель­ные неформальные группы молодежи, которые несут социально-значимое конструктивно-преобразующее начало, имеют свои цели, за­дачи, программу действия. Это могут быть экологические, культуро­логические, общественно-политические, охранно-исторические и дру­гие программы, добровольно объединяющие юных единомышленников.

Как отмечают отдельные исследователи (120), “питательной сре­дой” для криминальных подростковых групп является отнюдь не само­деятельное движение неформальной молодежи, а промежуточные досуговые группы (“фанаты”, “рокеры”, “любера”, “металлисты”, спор­тивные фанаты, “брейкеры”, “фуфаечники” и т.д.), которые форми­руются на основе общности своих вкусов, приверженности к отдельным музыкальным течениям, музыкальным спортивным кумирам, ново­модным танцам, экстравагантной моде и т.д. Причиной, порождающей такие замкнутые групповые объединения, нередко служит чрезмерная регламентация, бюрократизация школы, учреждений культуры, искус­ства, отсутствие подростково-юношеских досуговых центров и объединений по интересам, “запретительское” отношение к молодеж­ной моде, перестраховка. Отсюда лучшим воспитательно-профилактическим средством, предупреждающим перерастание подоб­ных “вкусовых”, досуговых объединений в асоциальные и антиобщест­венные группы, является “легализация” увлечений молодежи, предо­ставление возможности свободного выбора досуговых занятий, возможности для реализации своих вкусов и интересов в подростково-юношеских клубах, центрах, где ребята могут чувствовать себя доста­точно автономно и независимо.

Особой группой стоят неформальные молодежные объединения, где интегрирующим, объединяющим стержнем является образ жизни, собственная мораль, духовные ценности, своеобразная субкультура, атрибутика, слэнг. Такие объединения и сообщества строятся на отрицании общепринятой морали, на противопоставлении ей группо­вой, часто весьма экстравагантной субкультуры. Это прежде всего хиппи, панки и хайлафисты. Если для хиппи характерна полная свобо­да, включая свободу сексуальных отношений, построенная на равноп­равии и терпимости, отказе от всякой заорганизованности и регламен­тации, то у панков отношения в сообществе строятся по более жесткому принципу: допускается и имеет место внутренняя иерархия, ритуал “опущения”, циничное отношение к девушкам, пренебрежительное


отношение к закону и уголовному кодексу, снижение ценности собст­венной жизни.

Хайлафисты, пропагандирующие “красивую жизнь”, изысканные манеры, роскошный образ жизни, устроенный быт, связи, карьерные устремления, также противопоставляют свою групповую субкультуру окружающим их людям, которых они относят ко второму сорту, стре­мясь всячески ограничить свои контакты с “серостью”, “быдлом” (68).

Было бы неправильно за каждой, даже самой экстравагантной мо­лодежной группой видеть потенциальных преступников, к которым необходимо применять специальные профилактические меры.

Однако следует отметить, что групповая изолированность, корпо­ративность, замкнутость молодежных неформальных групп, не вклю­ченных в систему более широких общественных отношений, создает предпосылки для неблагоприятной динамики групповой социальной направленности, “трансформации”, перерастания просоциальных, досуговых объединений в асоциальные, антиобщественные группы. Та­ким образом, создание широких возможностей для реализации раз­личных вкусовых пристрастий в сфере досуга, самостоятельное участие членов молодежных группировок в организации своего досуга, спор­тивного, художественного, музыкального и другого творчества можно отнести к мерам общей профилактики, предупреждающим возможную криминализацию неформальных групп.

Особо стоит остановиться на характеристике асоциальных групп, в которых непосредственно происходит криминализация.

Прежде всего в этих группах собираются в основном “трудные”, находящиеся в изоляции в своих классных коллективах и, кроме того, воспитывающиеся в неблагополучных семьях подростки. В лидеры в этих группах выдвигаются подростки с узко эгоистической направлен­ностью. Таким образом, в асоциальных группах за счет их изолирован­ности от взрослых и классных коллективов, собственных узкогрупповых ценностей и подчинения лидеру с эгоистической направленностью возникают серьезные предпосылки для криминализации несовершен­нолетних.

Такого рода асоциальные группы, в которых еще не совершаются, но как бы созревают преступления несовершеннолетних, в литературе еще называют криминогенными группами. Так, А.И. Долгова считает, что “криминогенные группы — это среда, формирующая и стимулирующая мотивацию антиобщественного поведения” (59, с. 61). Члены криминогенных групп, в отличие от преступных, не имеют чет­кой ориентации на совершение преступлений, нормы криминогенных групп хотя и противоречат официальным, но все-таки жестко не опре­деляют поведение их членов как преступников. Они, как правило, соз­дают ситуации конфликта с социально-позитивными моральными тре­бованиями, реже — с правовыми. Поэтому члены криминогенных групп большинство преступлений совершают в проблемных, конфликтных ситуациях или благоприятных для этого условиях.

В свою очередь, преступные группы характеризуются четкой ориентацией на преступное поведение, для них характерны противоп­равные нормы и подготовленное, организованное совершение преступ­лений. Такого рода преступные группы несовершеннолетних встреча­ются достаточно редко.


Неформальные подростковые группы не являются некими статич­ными, неменяющимися социально-психологическими образованиями Им свойственна своя групповая динамика, присуще определенное развитие, в результате которого группы с асоциальной направленно­стью могут перерасти в криминогенные или даже преступные группы.

И.П. Башкатов предлагает, исходя из характера совместной дея­тельности, которая, как известно, определяет, опосредует отношения i группе, выделять три уровня развития криминогенных групп (23).

1. Предкриминальные или асоциальные группы подростков с ориентацией на антиобщественную деятельность. Это стихийные, са­мовозникающие неформальные группы по месту жительства. Для них характерно бесцельное времяпрепровождение, ситуативное социально неодобряемое поведение: игра в азартные игры, пьянство, незначитель­ные правонарушения и др. Члены группы в полном составе правонару­шения не совершают, так как для этого у них еще недостаточно организованности и сплоченности, хотя отдельные правонарушения уже могут быть совершены. Основной деятельностью таких групп явля­ется общение, в основе которого — бессодержательное времяпрепро­вождение.

2. Неустойчивые или криминогенные группы характеризуются преступной направленностью групповых ценностных ориентаций. Пьянство, разврат, стяжательство, стремление к легкой жизни стано­вятся в этих группах нормой. От незначительных, уголовно ненаказу­емых правонарушений члены групп переходят к более общественно опасным действиям. Однако заранее подготовленной и организованной преступной деятельности в этих группах пока нет, но уже наблюдается склонность к совершению преступлений отдельными ее членами. По терминологии А.Р. Ратинова, эти группы ближе всего стоят к “ком­паниям правонарушителей”.

3. Устойчивые криминальные или преступные группы. Это ус­тойчивые объединения подростков, сформировавшиеся для совместного совершения каких-либо преступлений. Чаще всего это кражи, ограб­ления, разбойные нападения, хулиганство, насильственные преступ­ления и др. В них наблюдается уже четкая организационная структура. Выделяется “руководящий центр” — лидер, “предпочитаемые”, исполнители. В группах имеется система неписаных законов, норм и ценностей, которые тщательно скрываются от окружающих. Несоблю­дение или нарушение этих “законов” ведет к распаду группы, поэтому нарушители “конвенции” преследуются и караются. В группах царит жесткая зависимость членов друг от друга, основу которой составляет круговая порука. Поэтому количественный состав таких групп более или менее постоянный. План преступлений заранее разрабатывается и утверждается, распределяются роли, намечаются сроки проведения “преступных” операций. Часто члены группы бывают вооружены хо­лодным оружием. Все это делает подобные группы наиболее опасными. А.Р. Ратинов относит такие объединения к “шайкам”, а вооруженные — к “бандам”, хотя в планах их организации и деятельности больших различий нет. Как уже отмечалось, среди подростков такие устойчивые преступные группы встречаются у нас реже, но все же практика рассле­дования преступлений регистрирует подобные формирования.


Таким образом, как свидетельствуют различные исследования, стихийно складывающиеся неформально подростковые группы, во-пер­вых, существенно различаются по степени своей криминализации, по степени вовлеченности в преступную деятельность, что нельзя не учи­тывать в профилактической и предупредительной деятельности. И, во-вторых, весьма динамичны по своей внутренней структуре, имеют соб­ственные, присущие им закономерности развития и криминализации, знание и понимание которых неооходимо для успешной профилактики групповой преступности несовершеннолетних.

Прежде всего в преступных группах несовершеннолетних обраща­ет на себя внимание тот факт, что чаще всего они создавались не для преступной деятельности, а случайно, для совместного времяпрепро­вождения. Так, поданным украинских исследователей 52% корыстных и 63% агрессивных преступлений были совершены группами, которые организовывались не для преступной деятельности. Но даже и специально организованные группы большинство преступлений совер­шали без предварительной подготовки (40).

Такая неорганизованность, ситуативность в совершении преступ­лений, которая характеризует значительную часть криминогенных подростковых групп, заставляет внимательно разобраться в тех соци­ально-психологических механизмах, которые как бы стихийно приво­дят их к преступной деятельности.

Для этого прежде всего следует более подробно рассмотреть основ­ные характеристики этих групп, их состав, кто в них входит, каковы их нормы и другие признаки групповой субкультуры, как осуществляется их управление и протекают лидерские процессы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: