МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Курсовой проект «Входная группа », является первой проектной работой по курсу «Дизайн-проектирование». Проект включает в себя достаточно широкий круг предметно-пространственных элементов благоустройства для создания комфортной среды обитания. Несмотря на свои скромные размеры, эти элементы призваны решать глобальные задачи дизайна городской среды.
Цель: в ходе проектирования небольшого сооружения типа входной группы подготовить студентов к пониманию процесса проектирования в целом. При этом внимание студентов следует сконцентрировать, как на создании выразительной композиции, так и на привязке проектируемого объекта к конкретным условиям реального места, как эстетическим (городская среда), так и утилитарным (положение, характер, размер участка). Кроме того студентов следует подтолкнуть к первой попытке сформировать свой собственный метод проектирования.
Задачи:
1) развить у студентов дизайнерские способности в процессе создания выразительного облика проектируемого сооружения;
2) сформировать первое понимание принципа концептуальности объекта, основанной на контрасте или нюансе к архитектурному окружению в процессе привязки проектируемого объекта к конкретному месту в городе;
3) развить навыки работы со шрифтами в ходе разработки надписи и логотипа;
4) обучить студентов проектированию простейших элементов зданий и сооружений, таких как крыльца, приямки, наружные тамбуры, в соответствии с действующими в строительстве нормами и правилами;
5) привлечь внимание студентов к современным отделочным материалам в ходе подбора таковых.
МАЛЫЕ АРХИТЕКТУРНЫЕ ФОРМЫ. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
|
Малыми архитектурными формами называют элементы благоустройства ландшафта, формирующие комфортную среду обитания. К ним относится оборудование улиц, дорог, площадей, бульваров, дворов и даже зданий, как в данном конкретном случае.
Входные группы - это малые формы чисто городской морфологии, основная их функция - организация комфортного и безопасного перехода из интерьерного пространства в городское, и наоборот. Кроме того, они осуществляют функции ориентации в городе, эстетического обогащения и информационного насыщения городской среды.
Чаще всего входная группа формируется из следующих элементов:
- входное крыльцо или приямок с лестницей (возможен и вход с уровня тротуара, однако в методических целях рекомендуется проектировать лестницу);
- навес над крыльцом или приямком;
- информационная надпись(логотип);
- витрина (по необходимости для объектов торговли и обслуживания);
Помимо необходимых элементов, входные группы могут быть оборудованы скамейками, урнами, осветительными приборами, элементами рекламы, озеленения.
Для проектирования в рамках данной курсовой работы предпочтительны входные группы магазинов среднего и малого размера, как продовольственных, так и промтоварных, небольших учреждений по обслуживанию населения, как то: кафе и ресторации, салоны - парикмахерские, студии различного направления, местные отделения банков и т.п.
Большую роль для подобных объектов среды играет организация прилегающей к ним территории, ее благоустройство и озеленение. Около входной группы возможно и желательно формирование своего рода зоны отдыха и (или) ожидания со скамьями, рассчитанной не только на посетителей, но и на обычных прохожих. В благоустройство могут входить различные виды мощения, цветочницы, озеленение, художественное освещение, рекламные и игровые элементы, малые автостоянки и т.д.
|
МЕТОДИКА ПРОЕКТИРОВАНИЯ:
1. Выбор объекта проектирования.
2. Формирование задания на проектирование. Любому проектированию, предшествует этап сбора информации и выработки четкой программы будущего объекта – технического задания.
3. Творческий поиск
4. Исполнение проекта
Любой объект средового дизайна должен отвечать своей функции, в данном случае обеспечивать безопасный и комфортный переход из экстерьера в интерьер и обеспечивать легкую ориентацию человека в городской среде;
Кроме того, он должен учитывать сложившееся окружение -
контекст;
И, наконец, как эстетический объект соответствовать
архитектурно-художественной программе дизайнера.
Архитектурно-художественная программа, как сложное и
многогранное представление творца о будущем объекте складывается из следующих составляющих:
-средства объемно-пространственной композиции (ритм, силуэт, пластика, тектоника и т.д.);
-эстетические свойства конструктивных и декоративных
материалов;
-цвет;
-элементы декоративно-прикладного искусства;
-средства ландшафтного благоустройства;
-элементы дизайна.
Большим разнообразием может отличаться постановка художественно-образной задачи, прежде всего желание и решение художника создать яркий объект, новый фокус уже сложившейся среды, или объект фона, органично врастающий в существующую городскую среду на правах рядового или подчиненного; и индивидуальный выбор средств выразительности объекта. На данном этапе студенту важно преодолеть поверхностное представление о дизайне формы, как чисто геометрической форме объекта. Сложение полноценного дизайн-объекта предполагает привлечение как средств объемно-пространственной композиции, так и активное использование различных конструктивных и декоративных материалов, способных при одной и той же геометрии объекта значительно изменить его целостный визуальный образ. Этому служит и целенаправленное использование цвета, элементов декоративно-прикладного искусства, дизайна, благоустройства.
|
Кроме того, одним из самых положительных качеств проекта будет считаться включение в архитектурно-образную разработку целостного фрагмента предметно-пространственной среды - благоустройство участка, непосредственно примыкающего к проектируемому объекту.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА
Процесс проектирования входной группы включает в себя 3 этапа:
1) Информационная подготовка. Данный этап включает в себя
- изучение аналогов, как в специальной периодической литературе, так и в городской среде;
- выбор реального места проектирования, его фото-фиксация, возможно обмеры и первичный самостоятельный анализ;
- выбор предполагаемого заказчика, т.е. определение функции здания или помещения, для которого проектируется входная группа (торговля, общественное питание, общественное обслуживание, административная деятельность и т.д.)
Итогом данного этапа должны стать выполненные студентом кальки или наброски аналогов – 10 листов формата А4; фоторазвертка места проектирования; схема генплана места проектирования М 1:100, 1:200.
2) Творческий поиск. Данный этап состоит из
выполнения клаузуры, в ходе которого студент должен самостоятельно графически сформулировать свою первичную идею о композиции объекта, любыми техническими средствами выразить основной замысел. Клаузурный набросок должен содержать лишь то, что необходимо для раскрытия идеи. Изображение должно быть обобщенным и выразительным. Размещение проекта на листе подчиняется общим компоновочным требованиям, однако основное место может получить перспективный рисунок или одна какая-либо проекция, наиболее ясно раскрывающая концепцию или образную характеристику объекта в окружающей среде.
3) Разработки эскиз-идеи, при котором студент выполняет логический анализ и преобразование в объемно-пространственные модели все мысли и идеи, представленные им в клаузуре. Эскиз- идея выполняется в графических набросках на формате А2 и рабочих макетах в масштабе 1:50, 1:100.
Цель данного этапа - формирование идеи и дальнейшие творческие поиски ее развития, по итогам которых студент совместно с преподавателями должен осуществить окончательный выбор наиболее удавшейся темы для дальнейшей разработки, адекватной ей конструктивной схемы, отделочных материалов, цветового решения.
4) Творческая разработка идеи подразумевает
выполнение эскиз-проекта, задачей которого является уточнение, согласованного на предыдущем этапе объемно-пространственного решения, конструктивной схемы объекта, отделочных материалов и цветового решения. По окончании эскиз-проекта студент представляет выполненную графическую часть, в состав которой входят: Проект включает в себя:
· генеральный план М 1:100, М 1:200;
· планы М 1:25, М 1:20;
· боковые фасады М 1:25, М 1:20;
· перспектива;
· чистовой макет.