Тема: «Сказочные герои в музыке»
Ход урока:
1.Организационный момент. Сегодня наш урок необыкновенный, он волшебный. Мы с вами отправимся в путешествие. А вы любите путешествовать? А куда мы сегодня отправимся, вы узнаете послушав подсказку. В некотором царстве в некотором государстве
Ну что, ребята, догадались?
Да, ребята мы сегодня отправимся в мир сказок, сказочных героев, которые звучат в музыке
А каких сказочных героев вы знаете?
Изучение теоретического материала
Сказка родилась в глубокой древности и до сих пор живёт среди нас, передаваясь из поколения в поколение. Причудливый, волшебный мир сказок по-разному находил своё выражение в музыке.
Благодаря музыке мы узнаём, что в сказке все звуки особенные, волшебные; необычно шуршат падающие снежинки, по особенному пляшут в воде золотые рыбки, оживают чудесные цветы. Сказка могла стать основой сюжета оперы или балета.
Встреча со Снегурочкой.
- Ой, ребята! Слышите, кто-то идет к нам навстречу, послушайте внимательно, чей же это голос?
(Слушание арии Снегурочки из оперы Римского-Корсакова)
- Кто её сочинил? (Николай Андреевич Римский-Корсаков)
- Что такое опера? (музыкальный жанр, сочетающий в себе разные виды искусств (театр, музыка, живопись), где герои не говорят, а поют
У. На этом прекрасном примере мы убедились, что благодаря музыке, любимые сказки обогащаются музыкальным звучанием. Н.А.Римский –Корсаков как добрый волшебник – только прикоснулся к сказке, своей волшебной палочкой музыканта и она сразу ожила.
Какие чувства вызывает в вас эта музыка?
Для того, чтобы продолжить наше путешествие мы должны выполнить задание, которое, оставила нам Снегурочка
|
«Великие композиторы России»
На экране портреты композиторов. Вы их узнали? Ответы детей. (С.С. Прокофьев, П.И. Чайковский, Н.А. Римский – Корсаков)
2. В сказках сверхестественость могут приобретать не только люди, но и животные, птицы, разные персонажи. И когда слушаешь музыку, то невольно хочется взять в руки карандаш и нарисовать свою картинку. Вот и сейчас, слушая следующую музыкальную пьесу, попытайтесь мысленно использовать свои краски для передачи этого волшебного образа- героя.
(слушание «Избушка на курьих ножках» М.Мусоргский)
• (ответы детей: краски мрачные, серые, тёмные) 1.Какие картины представляются вам в музыке «Избушка на курьих ножках» (Баба-Яга) М.Мусоргского?
• 2. На сколько частей мысленно можно разделить музыку?
• 3. Можно ли сказать, что в музыке есть контраст?
• 4. Какое выразительное средство использует композитор для создания контраста в музыке?
Вывод: Музыка без слов тоже может рассказывать сказки, но не словами, а звуками-добрыми и таинственными.
Для того, чтобы нам познакомиться со следующим сказочным персонажем, нам нужно отгадать кроссворд
3.Дети разгадывают кроссворд.
По вертикали
1.Русский струнный щипковый инструмент с корпусом треугольной формы и тремя струнами.
2.Большой коллектив музыкантов, играющих на различных инструментах и совместно исполняющих написанные для данного состава произведения.
3.Одновременное сочетание нескольких звуков различной высоты, воспринимаемых слухом как звуковое единство.
4.Немецкий композитор, сочинивший "Лунную сонату".
|
5.Вид концертно-эстрадного коллектива.
6.Струнный ударно-клавишный музыкальный инструмент.
7.Музыкальная группа из четырёх исполнителей.
8.Высокий мужской певческий голос.
9.Русский композитор, автор романсов "Соловей", "Я вас любил".
10.Деревянная трость с натянутым пучком конских волос, служащая для извлечения звука.
11.Духовой музыкальный инструмент.
12.Композитор, основоположник русской классической музыки, автор оперы "Руслан и Людмила".
13.Человек, занимающийся творчеством в какой-либо области искусства.
Если все слова будут вписаны правильно, то буквы в выделенной горизонтальной строке образуют слово, которое означает "музыкальное сопровождение".
Приложение(1)
7
Встреча с Золушкой.
Учитель: Какой красивый замок!Посмотрите, ребята, здесь слово какое-то необычное, зашифрованное, наверное – это имя следующей героини, как вы думаете - кто это? (УШКОЗАЛ – Золушка)
Русский композитор Сергей Сергеевич Прокофьев по этой сказке сочинил балет «Золушка». А что такое балет? (Балет – это музыкальный жанр, сочетающий разные виды искусств (театр, музыку, живопись), где герои выражают свои чувства, мысли, переживания при помощи танцев).
1.У него рубашка в складку,
Любит он плясать вприсядку,
Он и пляшет, и поет —
Если в руки попадет.
Сорок пуговиц на нем
С перламутровым огнем
Весельчак, а не буян
Голосистый мой …(баян)
2. Первые марши играют военные,
Дяденьки дуют лишь в них здоровенные.
А вот вторые на крышах стоят,
Дружно зимою все сильно дымят. (трубы)
3. Треугольная доска,
А на ней три волоска.
Волосок - тонкий,
Голосок - звонкий. (балалайка)
|
4. В лесу вырезана,
Гладко вытесана,
Поёт-заливается.
Как называется? (скрипка)
1. Я стою на трёх ногах,
Ноги в чёрных сапогах.
Зубы белые, педаль.
Как зовут меня?(рояль)
2. В руки ты её возьмёшь,
То растянешь, то сожмёшь.
Звонкая, нарядная,
Русская, двухрядная. (гармонь)
7.Со мной в поход легко идти,
Со мною весело в пути,
И я крикун, и я буян,
Я звонкий, круглый... (барабан)
Подведение итога урока.
Но мне кажется, что-то мало испытаний сегодня вам выпало?
Что объединяет ваши рисунки? Их объединяет, в первую очередь, музыка – о каждом герое есть музыкальное произведение, есть мультфильмы и кинофильмы, в которых либо звучит музыка, либо сами сказочные герои исполняют что-то. Кроме музыки, их объединяет изобразительное искусство - нарисовано огромное количество картин и рисунков. Ну, и, конечно, литература, поскольку, все эти герои пришли к нам из сказки.
Дома на альбомном листе нарисуйте иллюстрацию к одному из музыкальных произведений, с которым познакомились на уроке.
У кого получится, можно сочинить четверостишье о своем любимом сказочном герое.
К сожалению, наше путешествие подошло к концу. Но волшебство не заканчивается, ведь все вы маленькие волшебники и постарайтесь оставаться ими, делайте добро, любуйтесь красотой, умейте восхищаться прекрасным!!!!!