Тема 2: Процесс развития личности. Возрастная периодизация




План

1.Развитие личности.

2.Сущность социализации и её стадии.

3.Воспитание и формирование личности.

4.Сущность понятия «возраст», «возрастная периодизация».

5.Попытки классификации периодов человеческой жизни.

6.Особенности различных возрастных групп.

7.Акселерация (изучить самостоятельно).

8.Неравномерность развития (изучить самостоятельно).

Литература: Подласый И.П. Педагогика. Кн.1. – С.71-127.

Фіцула М.М. Педагогіка. – С.45-76.

 

В переводе с латинского «процесс» означает «изменение», «движение вперёд». Понятие «развитие» - это процесс количественных и качественных изменений в организме человека. Результат развития – становление человека как биологического вида и как социального существа. Биологическое в человеке характеризуется физическим развитием. А социальное развитие находит выражение в психическом, духовном, интеллектуальном росте.

Если человек достигает такого уровня развития, который позволяет считать его носителем сознания и самосознания, способным на самостоятельную, преобразующую деятельность, то такого человека называют личностью. Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе развития.

Понятие «личность» в отличие от понятия «человек» - социальная характеристика человека, указывающая на те его качества, которые формируются под влиянием общественных отношений, общения с другими людьми. Чтобы стать личностью, человек должен в деятельности (любой) раскрыть свои внутренние свойства, заложенные природой и сформированные в нём жизнью и воспитанием.

В педагогике и психологии по проблеме личности и её развития имели место три основных направления: биологическое, социологическое, биосоциальное.

Представители биологического (наследственного) направления всё поведение человека объясняют действием присущих ему от рождения потребностей, влечений, инстинктов (З.Фрейд). Требованиям общества он вынужден подчиняться.

Представители социологического направления считают, что человек как биологическое существо от рождения в процессе своей жизни постепенно социализируется: на него влияют социальные группы, с которыми он общается. Чем ниже, считают они, уровень развития личности, тем ярче и резче проявляется в нём биологическое.

Представители биосоциального направления считают, что психические процессы (ощущение, восприятие, мышление и др.) имеют биологическую природу, а вот интересы, способности, направленность формируются как явления социальные. Такое деление личности не может объяснить ни её поведение, ни её развитие.

Современная педагогическая наука рассматривает личность как единое целое, в котором биологическое неотделимо от социального. Изменения в биологии личности сказывается на особенностях её деятельности, на образе жизни.

Развитие личности – сложный, длительный, противоречивый процесс – происходит на протяжении всей жизни.

Движущей силой развития является борьба противоречий:

- противоречия между новыми потребностями, порождаемые деятельностью и возможностями их удовлетворения (новые потребности и старые возможности);

- противоречия между растущими требованиями со стороны общества и имеющимся наличным уровнем развития личности (привычные нормы поведения и новые требования).

Есть типичные пары, выражающие наши постоянные противоречия: хочу – могу, знаю – не знаю, можно – нельзя.

В результате борьбы противоречий происходит шаг в развитии ребёнка.

Взаимодействие человека с обществом (среда) обозначается понятием «социализация». Смысл социализации раскрывается на пересечении таких её процессов, как адаптация, интеграция, саморазвитие, самореализация. Самореализация – непрерывный процесс, длится в течение всей жизни. Он распадается на этапы, на каждом из которых определены свои задачи. Считается, что процесс социализации происходит более продуктивно в трудовой деятельности. Исходя из этого, выделяют такие стадии:

- дотрудовая (ранняя социализация – от рождения ребёнка до поступления в школу, юношеская – обучение в школе, вузе);

- трудовая (охватывает период зрелости человека);

- послетрудовая (пожилой возраст).

На дотрудовой стадии А.Петровский выделяет макрофазы социализации:

- детство (адаптация индивида, которая выражается в овладении нормами социальной жизни);

- отрочество (индивидуализация, выражающаяся в потребности быть личностью);

- юность (интеграция, выражающаяся в приобретении черт и свойств личности, отвечающих необходимости и потребности группового и собственного развития.

О достаточно хорошем уровне социализации свидетельствует способность человека входить в различные социальные группы органично, без демонстративности и без самоуничижения.

Социализация происходит в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой.

Воспитание же рассматривается как процесс целенаправленной и сознательно контролируемой социализации (семейное, школьное воспитание).

Воспитание - механизм управления процессом социализации. Именно воспитание как главная сила способна дать обществу полноценную личность. Эффективность воспитания заключается в том, что оно целенаправленно, систематично, осуществляется квалифицированными работниками.

Но на процесс воспитания порой смотрят по-разному: одни считают его бессильным и бессмысленным, а другие считают его чуть не единственным средством изменения человеческой природы.

(Сравнить некоторые мнения:

«Воспитание может всё» - Гельвеций.

«От всякого воспитания, друг мой, спасайся на всех парусах» - Вольтер.

«Воспитание может сделать многое, но оно не безгранично» - Белинский.)

Правильно организованное воспитание – это выявление склонностей и дарований, развитие в соответствии с индивидуальными особенностями человека, его способностями и возможностями.

Но воздействуя на развитие личности, воспитание само зависит от его развития. Оно постоянно опирается на достигнутый уровень развития. В этом состоит сложная диалектика взаимоотношений развития и воспитания как цели и средства.

Факторы развития личности (наследственность, среда, воспитание) являются всё-таки внешними по отношению к личности. Ведь каждая личность развивается по своему пути. Значит четвёртым фактором выдвигается саморазвитие личности. И.Кант писал по этому поводу: «В человечестве заключено много задатков, и наша задача – пропорционально развивать природные способности и раскрывать свойства человека из самих зародышей, делая так, чтобы человек достигал своего назначения» (Трактаты и письма. М., 1980).

Но ни сила влияния всех названных факторов, ни их изменчивость, ни их тесная взаимосвязь не обеспечивает развития и формирования личности без её активной деятельности. Их влияние реализуется лишь в процессе деятельности самой личности. Это главнейшее условие развития личности, т.е.человека как члена общества.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: