Упражнение на поиск ресурсов




Вариант 3

Визуализация.

Цель: Исследовать особенности протекания возрастных кризисов и отношения к ним.

Расположитесь поудобнее для проведения визуализации.

… Представь себе, что вся твоя жизнь, с рождения и по сей день – это длинная дорога, и ты идешь по ней беспрерывно и постоянно. Иногда она бывает прямой и легкой, над головой светит солнце, на тебе удобная обувь и у тебя нет ноши… Иногда вдруг начинается крутой подъем, за которым следует не менее крутой спуск, и погода не на твоей стороне, и обувь неподходящая… Ты идешь и меняется ландшафт. Ты идешь, и меняется погода, и времена года следуют своей чередой. Иногда тебе не хочется идти, хочется, чтобы кто-то подвез или вообще сесть на обочину и никуда не двигаться. Иногда тебе попадаются на пути развилки, и ты стоишь в нерешительности, и топчешься на месте, пока не свернешь в какую-нибудь сторону. Каждый прожитый тобою год отмечается верстовым столбом, и сейчас их позади именно столько, сколько тобою прожито лет.. Представь себе, что ты можешь оглянуться назад и увидеть весь пройденный тобою путь – дорогу твоей жизни.

Мысленно проделай это и перенеси себя в то место пути, где верстовой столб с цифрой 20. И так, тебе 20 лет, или немногим меньше, или – больше. Вспомни, как проходило твое путешествие по жизни в этот период? Какие поступки были совершены, какие решения приняты? Где пролегала дорога твоей жизни в это время? Чьи дороги шли рядом, с чьими дорогами пересекался твой путь? Вспомни свои ощущения от путешествия по жизни в этот период. Может быть, в твоей памяти всплывут детали, которые ты включишь в картинку этого отрезка пути….

Твое 30-летие. Или чуть раньше, или чуть позже… Что изменилось в этот период? Как поменялась дорога твоей жизни и в связи с какими событиями? К чему ты стремишься, куда прокладываешь свой путь? Или у тебя нет стремлений, и все идет так, как идет само? Представь себе отрезок этого пути и запомни ландшафт, погоду, свои ощущения от этого периода путешествия…

Где-то впереди, или позади то место, которое отмечено, как середина жизни. Если оно тобой уже пройдено, или ты находишься как раз на этом перевале – посмотри, что тебя окружает и каков твой путь? Что с тобой происходит в это время? И как поменялась твоя дорога? Какие события твоей жизни отразились на этом участке пути? И как меняешься ты?

Может быть, твое путешествие по жизни достигло отметки 50… Какие чувства связаны с этим отрезком пути? Как изменилась твоя дорога, и как поменялось все вокруг? Где пролегает теперь твой путь? Запомни все ощущения и детали этого места своей жизни…

Дорога твоей жизни. Она может быть длиннее или короче. Ты прокладываешь её самостоятельно. Чем руководствуешься ты, выбирая маршрут? Опытом тех, кто прошел его до тебя – твоих родителей. Или идешь в обратную сторону, туда, где не ходили твои предки. Что ты несешь с собой, как ценный, необходимый груз? Часто ли ты его пересматриваешь? Что помогает тебе на этом пути и что мешает? Мысленно поставь себя в то место, где ты сейчас находишься…Что-то еще впереди… Что-то уже пройдено.

2 Предложите участникам нарисовать «Линию жизни» — ту дорогу, которая представилась ими в разные возрастные периоды.

Рефлексия:

1 Что из себя представляет линия вашей жизни?

2 В виде чего вы изобразили разные возрастные этапы и почему?

3 Как вы ощущали себя в разные этапы жизни?

4 Какой возрастной этап оказался для вас самым сложным?

5 Как вы оцениваете свои жизненные достижения и какие уроки вами пройдены?

 

 


 

Н.А.Карасева Метод поиска ресурсов

Метод разработан и апробирован шведскими учеными и социальными работниками.
Основан на использовании внутренних ресурсов человека и ресурсах его социального окружения.
Хорошо использовать как в целях решения проблемы ребенка, коррекции его взаимоотношений с окружающими, изменения поведенческих стереотипов, так и в работе с родителями в целях восстановления детско-родительских отношений, улучшении ситуации при семейном неблагополучия. На основе этого метода можно строить работу с немотивированным клиентом.
Суть этого метода заключается в следующем. Клиенту не предлагается решить совместно с педагогом, социальным работником его проблему сейчас и немедленно, используя помощь педагога или социального работника, а предлагается подумать, как жизненная ситуация выглядела бы, если бы проблема уже была решена. Затем, опираясь на его позитивный опыт, наиболее сохранные положительные качества его личности, навыки и привычки, что, в целом, можно назвать его внутренними ресурсами, о которых вы узнаете в процессе беседы с клиентом, строится программа реабилитации этого клиента. Кроме того, в процессе работы по методу поиска ресурсов вы должны будете выяснить его позитивные контакты с ближайшим окружением (родственники, друзья, соседи и коллеги). Возможно, будет необходим поиск партнеров для реабилитационной работы с этим клиентом среди общественных или государственных организаций (к которым ранее этот клиент обращался) с целью выяснения, кто еще может оказать ту или иную поддержку клиенту. Можем назвать это внешними ресурсами. Здесь важно только учесть, что считает для себя возможным использовать сам клиент, на какие свои внутренние и внешние ресурсы он может положиться, чтобы решить свою проблему. А наша задача – помочь ему осознать эти ресурсы, найти их в себе или рядом с собой.
Деятельность, в фокусе которой поиски решений, а именно, краткосрочный терапевтический метод заключается в том, чтобы сосредоточиться на жизни, которую воображает себе клиент после того, как проблема будет преодолена. Путеводные нити, ведущие к решению проблемы, часто находятся там, где эта проблема, в отличие от прочих ситуаций, не является столь острой. Как поступит клиент в этом случае, о чем он будет думать, что почувствует? Можно ли еще что-то извлечь из этого, может быть, в другой связи. Другими словами, этот метод включает в себя стремление извлечь как можно больше пользы из того, что работоспособно, сохранно и вместе с клиентом добиться хотя бы небольших перемен, которые позднее можно развить и изыскать успеха. В работе с неблагополучными семьями, специалисты всегда должны находиться в поиске ресурсов и возможностей, компенсирующих недостатки, потому что на недостатки можно косвенно повлиять, будучи нацеленным на поиск ресурсов. Недостатки проявляются как противоположность достоинству, когда клиент чувствует себя в безопасности, тогда он сам обнаруживает то, чего ему не достает.
Таким образом, работа с клиентом по методу поиска ресурсов может выглядеть следующим образом: в центре круга клиент может прописать несколько предложений, поясняющих, как могла бы выглядеть его жизнь через 5 лет (через 3 года, через год), а на лучиках записывать, каким путем он собирается этого достигнуть. Прежде, чем начать беседу по методу поиска ресурсов, помните о том, что необходимо несколько минут посвятить созданию атмосферы доверительных отношений с клиентом.

 

 






 

 

Вопросы:

1. Как бы вы хотели, чтобы Ваша жизнь (работа) выглядела через 5 лет?

2. За что вы смогли бы поблагодарить себя?

3. Кому бы вы еще сказали «спасибо» за оказание помощи Вам?

4. Что конкретное (пусть даже самое малое) Вы могли бы предложить себе, чтобы желаемое стало действительным?

Упражнение на поиск ресурсов

Упражнение, которое поможет составить список таких восполняющих ресурсов. Это своеобразная «копилка», к которой можно возвращаться по мере необходимости в сложные моменты жизни, когда вы ощущаете, что необходимо чем-то «подпитаться».


Закройте глаза и спросите себя:
Как я восполняю себя? Какие люди, места или занятия связаны с хорошими чувствами, мне нравятся, придают мне силы?
Представьте, как вы наслаждаетесь этими восполняющими элементами в своей жизни. Постарайтесь вспомнить и испытать эмоции счастья, любви, комфорта и т.д., которые связаны с этими людьми, местами, вещами, занятиями.


Разделите страницу на три столбика. Сделайте следующие заголовки для каждого из них:
«Ресурсные люди» - «ресурсные места» - «ресурсные занятия»
В каждый столбик впишите пункты из своей жизни, подходящие под каждую категорию. Не забывайте пополнять свою «копилку ресурсов» и обращаться к ней по мере необходимости.

 

Дыхательные упражнения для снятия напряжения:

1. Исходное положение – сидя или стоя. Человек обустраивается в удобное положение с ровной вытянутой спиной. Важно, чтобы грудная клетка была ровной, расправленной, и ничто не мешало спокойному дыханию.

 

2.Закрытые глаза помогают отстраниться от происходящего вокруг. Проводится упражнение дома, на работе или в общественном транспорте.

 

3. Первый вдох медленный и глубокий. Во время вдоха человек считает про себя до пяти. Воздух проходит через легкие, живот постепенно округляется.

 

4.Медленный выдох. Выдыхать следует постепенно, напрягая мышцы живота, затем освобождая легкие. Комплекс вдохов и выдохов похож на волну, которая сначала заполняет человека, а затем освобождает.

 

5.Следует вдыхать через нос, а выдыхать через рот.

 

6.Между вдохом и выдохом проводится задержка дыхания на несколько секунд.
Источник: https://alfastroy-n.ru/uprazhneniya-snyatiya-nervnogo-napryazheniya/

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: