Указательный палец убирается из-под рукоятки и накладывается на нее сверху Б.




Одновременным движением указа­тельным пальцем от себя и средним — к себе, кинжал переводится в положение клинком вниз В, большой палец обхва­тывает рукоятку, фиксируя конечное положение Г

Рис. 53

 

Традиционный жесткий хват клин­ком вниз (рис. 53 А) меняется на мягкий хват для ударов из нижнего сектора.

 

Из положения А рука движется вниз, кистью разворачивая кинжал вперед


ручкой. Одновременно с этим указательный палец переводится в поло­жение над рукояткой Б.

Надавливая на конец рукоятки, указательный палец переводит кин­жал в положение клинком вверх В.

Большой палец обхватывает рукоятку, фиксируя конечное положе­ние хвата на указательном пальце Г.

Рис. 54

/

Оптимальный вариант смены жесткого положения кинжала показан на рисунке 54. Перехват проводится в технике, показанной на рисунках 51 и 53, тремя способами.

1. Кинжал вращается да счет перебора пальцами, без изменения по­ложения руки.

Перехват сопровождается вспомогательным движением кисти.

Вся рука участвует в проведении перехвата.

На рисунке 55 показан перехват, схожий с комбинацией на рис. 48.


Рис. 55

 

В исходном положении кинжал берется полным хватом клинком вниз А.


Пальцы разгибаются, выбрасывая кинжал вперед Б. Рукоятка ору­жия зажимается у основания большого и указательного пальцев. Кин­жал продолжает вращение до тех пор, пока рукоятка не коснется указа­тельного пальца. Тогда оружие перехватывается снизу и плотно сжима­ется всей ладонью в положении клинком вперед В.

Прямые удары удобно проводить хватами с внешним положением клинка. В тех случаях, когда в комбинации прямой удар сменяется бо-

Рис.56

ковым или нижним, можно пользоваться перехватом, показанным на рисунке 56.

В начальном положении А кинжал плотно зажат между средним и указательным пальцами клинком вперед.

Одновременно с началом вращения кинжала в руке, пальцы разги­баются. При этом средний палец направляет движение клинка вниз, а указательный подхватывает снизу поднимающуюся рукоятку Б.

Поддерживая вращение, указательный палец давит на рукоять, а мизинец и безымянный сгибаются, позволяя кинжалу вращением вый­ти в положение клинком вверх В.

Пальцы одновременно сжимаются в кулак, фиксируя хват на указа­тельном пальце.

Хват на указательном пальце с разными вариантами положения большого пальца (рис. 57, Г,Д) обслуживает практически все траекто­рии и считается универсальным. Поэтому в системе кинжального фех­тования любое положение оружия в руке связано с ним соответствую­щим перехватом или переводом. На рисунке 57 показан один из таких перехватов.


Рис.57

Из начального положения А средний палец давлением на рукоятку посылает клинком вверх Б, где рукоятка подхватывается указательным пальцем.

Вращение кинжала поддерживается на указательном пальце, пока клинок, совершив полный круг, не опустится вниз В.

Большой палец подхватывает рукоятку снизу и фиксирует ее в ко­нечном положении с обхватом у гарды Д, либо с упором Г.

Внешний центральный хват универсален. Вывод оружия в это поло­жение показан на рисунке 58.

Исходное положение А предназначено для ударов из нижнего и бо­кового секторов. Техника перехвата аналогична комбинации, показан­ной на рисунке 57.

Указательный палец начинает вращение кинжала внутрь Б. Рукоят­ка попадает между средним и безымянным пальцами В, указательный палец перехватывает ее сверху и все пальцы плотно сжимаются в кулак Г, заканчивая перехват.

Для отработки техники перехватов используются упражнения, раз­вивающие скорость и легкость вращения кинжалов между пальцами.


Рис. 58

 

Рис.59

На малом круге вращения оружия пальцами в переборе участвуют все пальцы, кроме мизинца (рис. 59). Из на­чального хвата А указательный палец задает вращение движением внутрь. Бы­стрым перебором пальцами, как это по-


казано на рисунке в последовательности А-Б-В-Г-Д-Е совершает один оборот, возвращаясь в исходное положение.

Все движение делается без остановки, на одном импульсе. Необходи­мо добиться вращения, при котором пальцевый перебор не мешал бы движению кинжала.

В полном круге вращения кинжала участвуют все пальцы руки (рис. 60). Из начального положения оружие совершает два оборота, возвращаясь в исходную точку, как показано на рисунке в последова­тельности А-Б-В-Г-Д-Е-Ж-З. Так же, как и на малом круге, движение


 





Рис. 61

Техника вращения кинжалов в руке позволяет останавливать их в любом необходимом положении. На рисунке 61 (в последовательности А-Б-В-Г-Д-Е-Ж-З) показан пример того, как практически в любой фазе вращения оружие может быть остановлено для проведения необходи­мого приема.

 


делается безостановочно. Вращение необходимо проводить как можно ближе к основанию пальцев.





Рис. 62

Подготовка оружия для броска проводится перехватом из любого по­ложения: из центрального хвата (рис. 62), из полного хвата (рис. 63), из хвата на указательном пальце (рис. 64) и др.

Хват оружия в районе гарды для проведения броска можно делать как клинком вверх (рис. 64 В), так и клинком вниз (рис. 64 Г).


Рис 63


Рис. 64


 




ИСКУССТВО УДАРА

Все удары, используемые в кинжальном фехтовании, от простого до самого сложного, сочетают в себе пять компонентов техники.

1. Траектория движения руки.

2. Техника рук при выполнении ударов.

3. Направление удара и связанные с этим особенности работы опор­
но-двигательного аппарата.

4. Положение кинжала в конечной фазе удара.

5. Техника возврата руки после удара.

ТРАЕКТОРИЯ

Различаются два типа движений, условно разделяемых по сложно­сти выполнения.

Движения простой траектории проводятся в один такт, в одной пло­скости и, как правило, без смены хвата кинжала. Иногда допускается смена положения клинка переводом в пределах одного хвата. Смена хвата в ударах этого типа возможна лишь в тех случаях, когда перехват оружия проводится в одной плоскости с ударом, вписываясь в ритм и об­щий динамический рисунок всего движения.

Удары сложной траектории требуют значительно большего умения контролировать положение оружия в руке. Разные части руки могут двигаться в разных плоскостях и направлениях, смена положения ору­жия проводится независимо от общего движения руки. Все движение до момента фиксации конечного положения обычно проводится в два так­та, но на основе одного общего импульса. Сложность траектории не ли­шает удары их основного достоинства — неожиданности и непредсказу­емости. Многие удары этого типа составляют раздел "секретной" техни­ки фехтования.

Наиболее распространенные траектории: прямая, круговая, скручи­вающая, раскручивающая и обводная.

ТЕХНИКА РУК

Традиционно существует несколько подходов к описанию техники движения рук: энергетический — различает движения по способу энер­гетического включения; ментальный — по условной степени участия сознания; эмоционально-образный — по доминирующему эмоциональ­ному состоянию, сопутствующему удару; механический — учитывает только физику и механику движения тела человека.

В старых школах единоборств обычно придерживаются смешанной классификации описания техники. По ней отдельные движения, при­емы и целые серии движений получают названия в зависимости оттого,


что считается принципиально важным для их выполнения. В одном слу­чае — это абстрактный образ, в другом — конкретное действие.

Современный механистический подход к описанию движений ориен­тируется на спортивные цели и во многом проигрывает по сравнению с традиционным подходом, так как изменяет изначальную систему ак­центов, скрывая тем самым оригинальную суть приемов.

В кинжальном фехтовании различают несколько техник удара: пальцевая, кистевая, локтевая, рывковая, толчковая, маховая и техни­ка плети.

ПАЛЬЦЕВАЯ ТЕХНИКА особенно важна для эффективных дейст­вий кинжалами. В отличие от фехтования другими видами оружия, кинжалы требуют автономной работы пальцами, независимо от движе­ния рук. Большое количество неожиданных и резких ударов проводится только в этой технике. Основная ее сложность состоит в плотном обхва­те и контроле оружия во время перевода или перехвата. В большинстве случаев пальцевая техника сочетается с движением всей руки, прида­вая удару резкость, хлесткость и законченность.

КИСТЕВАЯ ТЕХНИКА позволяет наносить удары резким измене­нием положения кисти руки с одновременным переводом или без него. Применяется для колющих и режущих ударов. Движение руки в подго­товительной фазе кистевого удара может быть любым.

ЛОКТЕВАЯ ТЕХНИКА позволяет делать резкие выбросы руки без включения силы корпуса. При этом локтевой сустав может служить не-подвижной точкой опоры для разгибания руки или смещаться в любом направлении для увеличения скорости удара. Большая часть ударов требует совмещения в одном импульсе трех сил: локтя, запястья и пальцев, причем основу составляет движение локтя. Особенно важна локте­вая техника в ударах сложной траектории, где допускается сочетание разнонаправленных движений и, соответственно, требуется особая четкость.

РЫВКОВАЯ ТЕХНИКА применяется в тех случаях, когда ударная рука сильно отведена в сторону, противоположную направлению атаки. Плечо начинает движение и рывком "вытягивает" руку на удар. При этом техника самого удара может быть любой.

ТОЛЧКОВАЯ ТЕХНИКА так же, как и рывковая, легко совмещается с любой другой в процессе удара. Основу толчковой техники составляет сильное движение плечом в направлении атаки. Толчок может быть резким и импульсивным, либо продолжительным и давящим. В обоих случаях участие в ударе спины и поясницы обязательно. Эффек­тивный толчок, в отличие от рывка, возможен только тогда, когда в на­чальном положении удара предплечье направлено в сторону атаки. Отвод руки назад потребует использования рывковой техники.


МАХОВАЯ ТЕХНИКА основана на силовом вращательном движе­нии прямой рукой. Эта техника используется в основном при ударах полным хватом оружия, когда кинжал плотно лежит в руке. Большая амплитуда движения в маховой технике затрудняет одновременное применение переводов и перехватов оружия из-за сильного центробеж­ного ускорения. Начало удара в маховой технике такое же, как и в рывковой, но рука не сгибается. Раскручиваясь., она наносит удары сверху или сбоку. Большая амплитуда движений при маховой технике требует особенной устойчивости и пружинистости стойки, способной служить надежной опорой для маховых ударов.

ТЕХНИКА ПЛЕТИ — одна из самых эффективных в системе вос­точных единоборств. Это, в то же время, один из самых сложных разде­лов динамики ударов. Если все остальные техники усваиваются относи­тельно свободно, то плеть требует постоянной внимательной отработки всего движения и отдельных его компонентов. Несмотря на сложность выполнения, большая часть ударов типа "плеть" относится к движениям простой траектории, когда все части руки работают в одном направле­нии, в одной плоскости и по кратчайшей траектории.

Техника плети сочетает в себе все описанные нами техники. При этом основа всех ударов — совмещение ритмов движения рук, ног, кор­пуса с начальным импульсом из области живота и поясницы — остается неизменной.

Образ движения "плеть" ассоциируется с принципами нанесения удара длинным бичом: роль рукоятки выполняют стойка и корпус, а в роли рабочей части бича выступает рука. В ударе бичом резкость и хле­сткость зависят не только от силы выброса, но и от силы создаваемого рукой обратного момента. Это означает, что в заключительной фазе удара ручка бича резко отдергивается назад. Удар плеть полностью ко­пирует эту технику: сильный импульс из корпуса передается в руку и дойдя до кисти руки встречается с силой обратного момента, создавае­мого коротким, но мощным отводом плеча в сторону или назад во время фиксации конечного положения удара.

Слаженность выполнения последовательности движений в технике плети зависит от правильности распределения силы начального импульса. В качестве начального положения может быть выбрана любая стойка. Рука также может начинать движение из любого положения, техника включения мышц рук будет зависеть от того, какое движение выполняется в технике плети: толчок, рывок или мах. Для рывкового плетевого удара удобно начи­нать движение руки от живота, а для толчкового плетевого оружие должно быть выведено вперед, в направлении предполагаемой атаки.

В исходном положении позвоночник должен быть слегка согнут. Рез­кое распрямление позвоночника в области поясницы вместе с сокраще-


нием мышц живота дает единый импульс всему движению, распростра­няющийся из поясничной области в руки и ноги, одновременно с под­ключением спины и плечевого пояса. Часть потока, направленная в но­ги, позволяет сделать пружинистый рывок вперед. Часть потока, на­правленная в спину, передается в руки. Последовательная передача волны импульса — необходимое условие плетевой техники. Основная особенность заключается в создании обратного момента движения. Для этого необходимо начать возврат руки до момента окончания удара. Об­ратный импульс придает удару дополнительную силу и резкость.

Расслабление руки во время выполнения удара в технике плети создает условия для свободной манипуляции кинжалом в процессе движения.

НАПРАВЛЕНИЕ УДАРА.

По направлению движения все удары описываются традиционной китайской системой пяти первоэлементов: прямые, сверху, снизу, боко­вые раскручивающие, боковые скручивающие.

ПОЛОЖЕНИЕ КИНЖАЛА.

Любой удар завершается четким положением оружия в руке. Допу­скается четыре варианта: колющий (для прямых ударов), режущий (для рассекающих ударов), давящий (для ударов всей плоскостью клин­ка), рукояткой вперед (при ударах рукояткой).

ТЕХНИКА ВОЗВРАТА

Возврат оружия после удара имеет огромное значение. Основное правило возврата: клинок всегда должен быть развернут в сторону уда­ра. Это исключит возможность получения случайной травмы из-за не­организованного завершения удара. Смена положения кинжала во вре­мя его возврата после удара допускается только в том случае, если в за­ключительном положении клинок будет ориентирован от себя.

Различные варианты сочетания этих характеристик в одном ударе рождают все многообразие фехтовальной техники. Механическое разу­чивание всех вариантов практически невозможно, поэтому в восточных школах единоборств применяют два метода тренировки для усвоения системы. Первый метод — формальный. Адепт разучивает многочис­ленные традиционно сложившиеся комплексы формальных упражне­ний, позволяющих перейти на качественно новый этап свободного фех­тования в любой технике. Этот метод работает на подсознательном уровне. Второй метод — медитативный, позволяющий создать и закре­пить в сознании необходимые динамические структуры. Соединение этих двух методов тренировки дает возможность контролировать и сво­бодно менять ритмику и технику фехтования.


Рис. 65

Прямой удар — самый распространенный в технике кинжального фехтования. Он проводится из любой стойки и в любой удобной технике работы рук. В начальном положении клинок, а по возможности — и все предплечье, должен быть направлен в сторону предполагаемой атаки. При выполнении прямого удара отведенной назад рукой (рис. 65) сле­дует сильно развернуть корпус вперед в конечном положении. При этом необходима сильная и пружинистая стойка, позволяющая удерживать равновесие независимо от силы и скорости удара. Пружинистость тре­буется для быстрого возврата корпуса и руки в исходное положение.

Рис. 66

Внешние хваты (рис. 66) чаще остальных используются в прямых ударах. Наружное положение клинка позволяет работать рукой так же,


 

Рис. 68

Рис.67

как при обычных прямых ударах без оружия. Использование других хватов для прямых ударов потребует специальной тренировки рук на разворот клинка в сторону атаки.

Прямой удар выведенной вперед рукой позволяет наносить удары по

кратчайшей траектории (рис. 65). В начальном положении предплечье

месте с клинком должно быть направлено вперед, локоть смотрит вниз.

Удар проводится одновременно с выпадом вперед. В качестве исходного

положения используются две стойки: узкая, в которой нога, выведенная

рперед, расслаблена (рис. 68 А), и стойка, в которой весь вес перенесен

на переднюю ногу (рис. 68 Б). Второй вариант предпочтительнее, так

как позволяет сделать резкий толчок отведенной назад ногой.


Рис.69

Одновременно с выпадом можно проводить перевод или перехват, если в момент начала атаки оружие находится в неудобном для прямого



удара положении. Если в начальном положении клинок развернут вниз, как это показано на рисунке 69 А, можно обычным переводом развер­нуть его вперед во время выпада (рис. 69 В).

Рис. 70

Выполнение прямого удара с одновременным переводом позволяет наносить прямые колющие удары практически из любого положения руки. Прямой удар с переводом показан по фазам на рисунке 70. Вра­щение кинжала в кисти следует выполнять как можно глубже к основа­ниям пальцев для облегчения контроля оружия во время движения. В исходном положении кинжал можно брать любым из внешних хватов с ориентацией клинка вниз (рис. 71) или вверх.

Возврат оружия после удара можно делать простым отводом руки назад (клинок направлен вперед) либо с переводом в исходное положе­ние (клинок направлен вниз). При воз­врате оружия с одновременным переводом кин­жала в исходное положение рука должна двигаться по той траекто­рии, по которой проводился удар. Это иск­лючает воз­можность попа­дания кинжа­лом в себя. Рис.71


Рис. 72

Навесной удар обычно применяется с одновременным уходом в сто­рону или вниз с линии атаки (рис. 72), При этом рука совершает дуго­образное движение с завершающим положением клинка вперед или вниз.

Навесной удар так же, как и прямой, можно проводить с фик­сированным положением клинка в руке, либо с одновременным переводом. Наиболее распрост­раненный вариант перевода для этого типа ударов показан на ри­сунке 73 в последовательности А-Б-В. Возврат оружия необхо­димо делать в обратной последо­вательности В-Б-А по траекто­рии проведенного удара.

Рис. 73

При движении кисти руки по дуге увеличивается возможность выпадения оружия под воздейст­вием центробежных сил. Поэто­му выполнение навесного удара с одновременной сменой положения кинжала требует специаль-


 





ного контроля рукоят­ки пальцами. Не до­пускается их распрям­ление в промежуточ­ной (разе движения. Пальцы должны быть постоянно согнуты. Разворот клинка вниз в конечной фазе на­весного удара делает­ся за счет сильного движения кистью руки.

 

Навесной удар с одновременным переводом кинжала в хвате на указательном пальце показан на рисунке 74. Использование слабого хвата
требует проведения перевода уже в начальной фазе удара. Для этого
необходимо сильное скручивающее.движение указательным пальцем
внутрь. Навесной удар требует сильного разворота руки локтем вверх.
При использовании слабого хвата это поможет сохранять контроль за
вращением кинжала в пальцах


Техника перехвата показана на рисунке 75.

Рис. 76

На высших ступе­нях овладения техни­кой кинжального фех­тования допускается использование пере­хвата во время выпол­нения ударов. Это значительно сложнее перевода, и тем более "-- ударов с фиксиро­ванным положением оружия. Тем не ме­нее, при быстрой сме­не защит и ударов в свободном перемеще­нии часто требуется

Рис.77

 

умение использовать инерцию вращающегося в руке оружия. В таких случаях применение сложной техники перехвата во время выполнения ударов оказывается достаточно эффективным.


Возврат кинжала после удара с перехватом можно делать в обратной последовательности либо с переводом клинка в другое положение.

Использование перехвата во время удара из статического положе­ния, без предварительного движения, не имеет смысла.

Пофазное выполнение навесного удара с одновременным перехватом кинжала в руке показано на рисунке 76. Техника перехвата показана на рисунке 77.

Прямые и навесные удары удобно проводить в толчковой технике.
При многих ударах из
нижнего, верхнего и боковых секторов может
использоваться кистевая
техника. Кистевая техника позволяет проводить удары с фиксированным положением кинжала, либо с одновре­менным переводом. Пе­рехват в кистевой технике возможен только при
идеальном владении оружием.

Рис78.

Рис.79

На рисунке 78 показано пофазное выполнение кистевого удара снизу с одновременным переводом кинжала из нижнего положения в верхнее'. Подробно перевод показан на рисунке 79.


На рисунке 80 кистевой удар из нижнего сектора представлен фрон­тально. В начальном положении кли­нок может быть развернут вверх или вниз. Освоив эти положения, можно переходить к выполнению нижнего кистевого удара из любого положения кисти руки.

Рис, 81

Крученый кистевой удар сбоку (рука в исходном положении распо­ложена у живота) по технике выполнения похож на кистевой снизу. Однако, если при нижнем ударе локоть руки, наносящей удар, может быть направлен вбок, то удар изнутри тре­бует сильного разворота руки внутрь С обязательным положением локтя вниз. Предплечье во время удара совершает сильное раскручивающее движение, а пальцы не распрямляясь


 

 

Рис. 80



контролируют вра­щение кинжала в кисти.

Техника испол­нения кистевого удара изнутри по­казана на рисунке 81.

Рис. 62

Кистевой удар от груди с одновре­менным переводом показан на рисунке 82. Перед ударом рука отведена к груди. Кинжал, взятый любым внешним хватом, развернут в сторо­ну,

противополож­ную направлению

предполагаемой атаки. Локоть смотрит вперед. Удар проводится в тех­нике плети с последовательным включением плеча, локтя и запястья.

Техника перевода при кистевом ударе от груди показана на рисунке 83.

Скручивающий боковой удар (рис. 84) начинается так же, как и прямой удар с переводом, но в отличие от него заканчивается сильным скручиванием кисти руки внутрь. Кинжал при этом наносит укол сбо­ку. Разворот кисти, как и весь перевод, можно делать в начальной либо


 

в конечной фазе уда­ра. Перевод в середи­не удара или в послед­ний момент движения требует уверенного контроля вращения оружия пальцами. При недостаточной отработке техники контроля кинжал бу­дет вылетать из руки на резких разворотах

Скручивающий бо­ковой удар наносится из-за головы, с уровня плеч или бедер.

Рис.84

Техника перевода при скручивающем боковом ударе показа­на на рисунке 85.

Кистевой удар сверху (рис. 86) наносится рукой, поднятой над голо­вой. Клинок в начальном положении развернут в сторону, противопо­ложную направлению атаки. Перевод в процессе удара проводится в стандартной технике кистевого разворота (рис. 88).

Все кистевые удары можно проводить в сочетании с любой из описанных в нашей книге техник: локтевой, маховой, толчковой и плете-


 




 


 



Рис.85



Рис. 86

Рис.87

вой. Скручивающее движение запястья и пальцев в конечной фазе лю­бого удара придает ему дополнительную резкость и силу.

Кистевой удар за спину — один из самых неожиданных. Удар может наноситься от груди, как это показано на рисунке 87, либо из-за спины. Техника перевода кинжала в положение клинком вверх — стандартная кистевая. В средней фазе удара вращающийся кинжал направлен клин­ком вниз. Эта повышает вероятность потери оружия при быстром вы-


 

полнении приема. Чтобы этого не произошло, необ­ходимо особенно сильно контроли­ровать рукоятку оружия, либо про­водить перевод в начале удара.

Рис. 89

Кистевой удар за спину применя­ется в ситуациях, когда противник находится сзади, либо при уходе с линии атаки вбок или вниз, как это показано на рисун­ке 89.

В кинжальном фехтовании часто применяются специфические уда­ры с одновременной сменой положения клинка, проводимые за счет вы­броса оружия вперед в направлении атаки. Выброс кинжала сверху по­казан на рисунке 90. Такие выбросы обычно применяются для обычной смены положения оружия при выборе атаки и проводятся в технике пе­ревода (рис.91).

Изменение последней фазы перевода позволяет превратить выброс в сильный и неожиданный секущий удар. На рисунке 92 показана техни­ка удара-выброса от груди. В начальном положении кинжал взят внут-


 





 


 


Рис.88


Рис, 90





Рис. 91

Рис. 92


ренним хватом клинком вниз (рис. 93 А). Вместе с движением руки вперед делается перевод клинка (рис. 93 Б), а в ко­нечной фазе удара кинжал закрепля­ется в отличие от обычного перевода (рис. 93 В) большим или указа­тельным пальцами (рис. 93 Г,Д).

Такой способ контроля кинжала позволяет плотно зажать его в руке для сильного рас­секающего удара. Контроль большим* и указательным пальцами можно делать в средней фазе удара.

Боковой ' секу­щий удар выбро­сом кинжала из-за головы показан на рисунке 94. Вместе с разворотом кор­пуса кинжал вы­брасывается впе­ред с переводом (рис. 95). Большой палец фиксирует положение оружия так, как это пока­зано на рисунке 93 Г либо со сторо­ны удара.


Рис. 93

Рис. 94

Секущие удары выполняются на большой скорости в плетевой или толчковой технике.





 


 



Рис.95

Секущие удары без изменения положения кинжала в руке просты в исполнении, не требуют тренировки сложной техники переводов и пе­рехватов и вместе с тем быстры, неожиданны и эффективны. На рисун­ке 96 показана техника бокового секущего удара с фиксированным по­ложением оружия в руке. Кинжал может быть взят любым из удобных

внешних хватов (рис.97).

В начальном по­ложении рука под­нята вверх на уров­не головы и сильно отведена назад. В технике плети и толчка наносится секущий удар сбо­ку, после которого рука переводится на другую сторону, откуда проводится такой же секущий удар, но в обратной последовательности.

Такое движение
можно легко пере­
вести в сложный
подсекающий удар
вперед. Для этого
достаточно в сред-

Рис.96

 

 


ней фазе движе­ния перевести секущий удар в колющий. По­следовательное совмещение в одном ударе двух разных техник позволя­ет делать не­предсказуемые атаки сложной траектории. Вы­полнение пере­водов в ударах сложной траек­тории не реко­мендуется.


Рис.97

 

 

Рис.99


 

Рис. 98



Рис. 100

Рис. 101

Секущий удар хватом на указательном пальце (рис. 98). один из са­мых резких и эффективных. Универсальность свободного хвата указательным пальцем позволяет легко переводить этот удар в любой другой без изменения положения кинжала в руке. Этот удар может также вы­полняться хватами, показанными на рисунке 99.

Маховые удары проводятся прямой рукой. В начальном положении рука должна быть опущена вниз. Рывком плеча вперед или назад рука отводится к плечу и амплитудным вращением наносит удар сверху, как это поэтапно показано на рисунке 100 и 101.

Амплитудность движения при маховых ударах усложняет одновре­менное использование перехватов и переводов.

Маховая техника позволяет наносить удары в любом направлении одним из хватов с внешним положением клинка.


Нет такого по­ложения в кин­жальном фехтова­нии, из которого нельзя было бы провести бросок, однако хваты, при­меняемые в метании, ограничены.

В положении готовности рука выведена вперед, оружие берется любым хватом (рис. 102). Для броска рука отво­дится в одно из трех положений (к груди, к животу или за голову) с од­новременным пе-


Рис. 103


Рис. 102


рехватом в технике, показанной на рисунке 103. Центр тяжести в райо­не гарды контролируется кистью. Выброс проводится редким разгибани­ем руки до конца в стойке на месте либо с выпадом (рис. 104).



СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие 3

Традиция стиля 4

Гармония трех потоков 17

Положения кинжала в руке 23

Техника переводов 30

Техника перехватов 36

Искусство удара 48


Рис. 104



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: