ПОЛОЖЕНИЕ КИНЖАЛА В РУКЕ




К И Н Ж А Л Ы

Рисунки

Манько Ольги Николаевны

 


ПРЕДИСЛОВИЕ

Эта книга познакомит читателя с редкой и оригинальной техникой фехтования,

пожалуй самым "хладнокровным" из всех видов холодного оружия — кинжалом.

Когда говорят о восточных единоборствах,

то чаще всего имеют в виду их практическую

или состязательную сторону и все реже вспоминают о том,

какой значительный пласт в многослойном пироге

Восточного Духовного Уклада составляют боевые искусства.

В системе боевых искусств кинжалам отводится особая роль.

По масштабам абстрактности им не сравниться с таким оружием, как лук или меч.

Кинжалы всегда конкретны

и в этом они символизируют доминанту

восточного образа мышления.

Кинжалы всегда индивидуальны,

и в этом состоит их роль

в раскрытии личности.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Предисловие 3

Традиция стиля 4

Гармония трех потоков 17

Положения кинжала в руке 23

Техника переводов 30

Техника перехватов 36

Искусство удара 48


Книга представляет оригинальную систему боевого фехтования кинжалами, получившую распространение в странах Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии.

Предназначена для обучающихся боевым искусствам Востока в спортивных школах и секциях, а также как пособие по самообороне.

(С) Рисунки О. Н. Манько


ТРАДИЦИЯ СТИЛЯ

ПУТЬ

История развития холодного оружия и соответствующих фехтоваль­ных техник в странах Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии богата живописными легендами о мастерах многочисленных тайных школ еди­ноборств, носителях изотерической традиции фехтования разными ви­дами холодного оружия. Не менее богата и сама система строевого и не­строевого вооружения, во все века служившего на Востоке не только на­дежным аргументом в решении вопросов жизни и чести, но и прекрас­ным средством психофизической тренировки.

И действительно, вряд ли найдется такой человек, которого не уди­вило бы разнообразие фехтовального оружия, составляющего традици­онный боевой арсенал Востока. Кухонная утварь и предметы незамыс­ловатого монашеского туалета, одежда и письменные принадлежности, мебель и сельскохозяйственные орудия, веера, метлы, плети и другие многочисленные "виды оружия" на равных правах входили в "универ­сальную весовую категорию", наряду с таким убедительным вооруже­нием, как мечи, пики, топоры. Было бы удивительно не обнаружить в столь разнообразном арсенале такого распространенного и удобного средства нападения и обороны, как обычный нож или кинжал.

Объединение всего многообразия холодного оружия в рамках одной универсальной системы имело целый ряд взаимосвязанных причин. Из­вестная в настоящее время система фехтовального оружия, распростра­ненного в странах восточного региона, сформировалась в своеобразных культурных и социально-политических условиях. Безусловно, главным, хотя далеко не единственным, центром распространения боевых ис­кусств в древности и средние века являлся Китай, ставший благодатной почвой для расцвета не одной сотни боевых школ. Уже в древности, со времен первых памятников китайской иероглифической письменности, прослеживается устойчивая тенденция китайской культуры к системно­му пониманию мирового процесса и роли человека в нем. При таком взгляде на мир любое культурное явление, будь то живопись, мастерст­во рукопашного боя или получение шелковичного кокона — все увязы­валось в единое целое и рассматривалось как космические сущности. Это в некоторой степени объясняет феномен монастырского, отшельни­ческого кун-фу. Своеобразие этого феномена состоит в том, что основ­ным источником развития фехтовальных и других боевых систем вы­ступила не армия, а, казалось бы, далекие от военной подготовки буд­дийские и даосские монашеские общины либо кланово-семейные шко­лы. Только в них физическая тренировка вместе с мощным психотренингом позволяла максимально раскрывать возможности чело-


веческого менталитета и доводить технику единоборств до уровня ис­кусства, высшей степени мастерства, когда тип используемого оружия не имеет большого значения.

Традиционное стремление китайской историографии возводить ис­торию развития любого культурного явления китайской культуры ко времени Золотого века древнекитайской философии (5-4 вв. до н.э.) не оказывается чересчур тенденциозным, когда речь идет об истории фех­тования на Востоке. Описания ритуальных военных танцев эпохи Чжоу (11-3 вв. до н.э.) в древних текстах свидетельствуют о действительно давней традиции включения фехтования в общий культурный процесс, не ограниченный рамками чисто практического, военного применения. Если ранее формирование государственности на территории Китая обеспечило системное становление базового строевого вооружения, то основными центрами развития боевых искусств служили монастыри, где и речи не могло быть о применении приемов кулачного боя и фехто­вания. Именно монастырская школа, несовместимая с идеей насилия и основанная на нравственно-этических принципах была способна сохра­нять необходимую меру сочетания духовного и физического совершен­ствования. Именно монастырская традиция, основанная на духовной психо-энергетической практике, позволяла боевым искусствам сущест­вовать в наиболее чистом виде. Превосходство этого способа существо­вания монахи и отшельники неоднократно доказывали на государственной службе в периоды смут и кровопролитии.

Окончательное становление системы фехтовального оружия прихо­дится на конец нового времени. При этом, развитие огнестрельного оружия в странах Востока не имело того сильного влияния на использо­вание и модификацию холодного оружия, какое было в Европе. Причи­ной этому служило освещенное традицией понимание фехтования, как необходимого вспомогательного средства в системе психофизического тренинга. Тем не менее, бурное развитие экономических отношений в странах Востока в начале двадцатого века не могло не отразиться на ограничении применения таких видов традиционного оружия, как меч, пика, алебарда, цеп и другие.

Единственным типом холодного оружия, сохранившим свою значи­мость в конкуренции с огнестрельным, было короткое оружие кинжаль­ного типа, а также различные виды нестандартного короткого и сверх­короткого колющего, режущего и метательного оружия. Поэтому не удивительно, что вытеснению многих традиционные техник сопутство­вал новый мощный импульс развития кинжального фехтования. Это, в то же время, не меняло основного принципа боевого фехтования, со­гласно которому главенствующее значение имело умение вести поеди­нок без оружия.

с.


истоки

Наиболее значительным центром распространения культуры для наро­дов стран дальневосточного региона с древних времен выступал Китай. Самым ярким памятником письменной традиции древнего Китая не без основания считается Книга Перемен (И-цзин), составлявшаяся в 8-7 вв. до Р.Х. В ней в наиболее общем виде отразилась натурфилософская диалек­тика восточного понимания мира. Именно Книге Перемен отводится зако­нодательная роль в китайской культуре на протяжении всех последующих веков со времени ее составления. Совершенно естественно, что боевые ис­кусства также претерпели сильнейшее влияние Книги Перемен.

Логика, символика я нумерология (манипуляция сакральными чис­лами) составляли основу категориального аппарата многих боевых, оз­доровительных и медитативных школ, независимо от стиля и направле­ния. Во многих случаях категории И-цзина символизировали основную концепцию стиля, определяя тем самым его название. К ним, безуслов­но, относятся стили БА-ГУА, ТАЙ-ЦЗИ, У-СИН и СИН-И.

БА-ГУА — "восемь триграмм" — символ цикличного, дискретно-не­прерывного процесса, охватывающего все явления, название одного из стилей "внутреннего" направления кун-фу (рис. 1).

Рис.2 Символ Великого Предела ТАЙ-ЦЗИ-ТУ

ТАЙ-ЦЗИ — "Великий Предел", регламентирующий систему отноше­ний между противоположными началами, явлениями. ТАЙ-ЦЗИ является названием целой группы стилей "внутреннего" направления кун-фу (рис. 2).

Рис.1 Цикл восьми триграмм БА-ГУА-ТУ

Рис.3

Схема пяти первоэле­ментов У-СИН-ТУ

 

У-СИН — "пять первоэлементов", символизирующих ис­черпывающий харак-

тер связей и закончен-

ность системы, У-СИН называет не­сколько стилей "внутреннего" и "внешнего"кун-фу, а также оздоровитель­ное направление "пя­ти зверей" (рис. 3).

 

СИН-И-"единст­во мысли и формы" — понятие, описываю­щее сознание как фор­му существования ма­терии, а также назва­ние одного из самых популярных стилей кун-фу.Единство фор­мы и значения, внут-


Рис.4

Каллиграфически выполненный иероглиф лун

"дракон". Несколькими движениями кистью

каллиграф создает образ дракона,

без нарушения правил

написания иероглифа.


реннего и внешнего проявляются в каллиграфии, когда значение иерог­лифа передается формой его написания (рис. 4,8).

По символике Книги Перемен основу динамики, любого изменения, составляют отношения, в которые вступают противоположные начала Инь (тьма) и Ян (свет). Графически эти начала представляются сочета­нием непрерывной (напряженной) и прерывистой (податливой) линия­ми (рис. 5), подобно тому, как различаются техники владения цельным и секционным (или парным) оружием любой длины.

Рис. 5 Графическая символика начал ИНЬ и ЯН


 

 


Такое сочетание линий представляет собой идеально сбалансирован­ную систему, оптимальную меру сочетания противоположностей. Вы­ход системы из состояния равновесия, начало движения, обозначаются добавлением одной черты с положительным или отрицательным знаком в любую из трех возможных позиций: сверху, снизу или в центре. Это добавление порождает восемь комбинаций цельной и прерывистой черт, называемых Ба-гуа (восемь триграмм).



Рис. 7

Каждый пит цельного оружия любой длины предполагает наличие двух корот­ких вариантов для парного фехтования двумя руками или одного секционного. Поэтому техники-работы с цельным, парным и секционным оружием тесно связаны друг с другом. Более подробно эта схема показана на рис. 9.

Каждая триграмма представляет собой процесс, как один из вариан­тов дисбаланса. Все восемь триграмм, в свою очередь, являются замкну­той, уравновешенной системой со своей внутренней логикой изменения.. Максимально возможное число сочетаний триграмм в паре дает 64 гек­саграммы-ситуации. Каждая такая гексаграмма имеет свое индивиду­альное развитие и является одновременно результатом развития пред­ыдущей и причиной развития следующей ситуации. Графическое пред­ставление процесса формирования триграмм и гексаграмм путем после­довательного деления показано на рисунке 6.

Сравнение схемы порождения гексаграмм со схематическим пред­ставлением системы традиционного фехтовального оружия в Китае (рис. 7) показывает, какое сильное влияние оказывало на развитие фехтовальных систем Востока соответствующее видение мира.


Рис.6

Схема порождения гексаграмм императора Фу-си


КИНЖАЛЫ

Все традиционное оружие, используемое в практике восточных еди­ноборств, по длине и технике фехтования обычно делится на пять клас­сов. Вес оружия не имеет значения.

1. Длинное оружие:

шесты, плети, цепы 180 — 220 см.

2. Среднее оружие:

цепы, палки 160 — 180 см.

3. Короткое оружие:
все разновидности мечей,
секир, палок от 120 до 140 см.

4. Сверхдлинное оружие:

шесты, плети свыше 220 см,

5. Сверхкороткое оружие:

любое оружие, длина которого меньше 50 см


Кинжалы относятся к разряду сверхкороткого оружия. Определяя их место в общей системе восточного фехтовального арсенала, необходимо помнить, что кинжальная техника впитала в себя техники владения всеми другими типами оружия.


 

Кинжальное фехтование входит составной частью в широкую об­ласть боевой подготовки, основу которой составляет умение вести пое­динок без оружия. В известном военном трактате эпохи Мин (14-17 вв.) говорится: "Для изучения искусства боя в первую очередь следует овла­деть боем без оружия (цюаньфа), затем необходимо изучить фехтова­ние на шестах, и только соеди­нив обе техники воедино можно переходить к овладению любым другим видом оружия". Тради­ционная методика обучения бою с оружием предписывает начи­нать с длинного шеста, так как упражнения с шестом вырабаты­вают правильное передвижение, устойчивость и навыки одновре­менной работы двумя руками. Для кинжального фехтования эти навыки имеют первостепен­ное значение, большее, чем про­сто знание и выполнение при­емов.

Следующий этап обучения — короткое оружие. Наибольшим авторитетом в школах боевых искусств Востока пользуются ме­чи, как обоюдоострые, так и с односторонней заточкой. Вряд ли можно найти другой тип ко­роткого оружия, который мог бы сравняться с мечом богатством траекторий и скоростью движе­ния.

Рис. 9
ДАО—ПУТЬ. ДАО—центральное понятие в древнекитайской натурфилософии, символизирует единство мира, а также является основ­ным этическим Законом Вселенной. В названиях стилей единоборств ДАО обозначает 'Путь, соответствующий Закону Вселенной'.

Иероглиф Дао выполнен в каллиграфическом стиле "изо­бражение смысла" в образе ста­рика-странника, идущего по из­вилистой дороге. Ветер треплет одежды, в руке посох, дорога те­ряется в горной лощине. Один. Надпись сбоку вторит: "Пусть всегда один, и не иначе".


Рис. 8 Фехтовальщик парными кинжалами (по китайской гравюре)

 




ТИПЫТРАДИЦИОННОГО КИТАЙСКОГО ОРУЖИЯ:

1. Длинный шест (гунь)

2. Трехсекционный цеп (сань цзе гунь)

3. Девятизвенные плети (цзю цзе бянь)

4. Крюки (гоу)

5. Короткие пики

6. Широкий меч

7. Обоюдоострый меч (цзянь)

8. Костыли (гуай)

9. Короткий разнозвенный цеп (шоу шаоцзы)

 

10. Короткий симметричный цеп (лян цзе гунь)

11. Кинжалы (бишоу)

Все другие виды короткого оружия, какими бы оригинальными они не были, в основном повторяют технику работы мечом, особенно при парном использовании. Кинжалы по технике работы двумя руками так­же схожи с мечами, но имеют дополнительные возможности из-за воз­можности переводов и перехватов оружия в кисти руки.

Рис.11 Фехтование веерами

Рис. 10 Монах, фехтующий палочками для еды

Бой оружием, фехтование длинным шестом и мечом составляют дина­мическую основу практики боевых искусств.


Рис.12 Типы традиционного китайского оружия.



Фехтовальные кинжалы


В настоящее время распространены два стиля кинжального фехтова­ния: жесткий и мягкий. В каждом стиле используются разные типы кинжалов (см. рис. 13).

В жестком фехтовании применяются три основных сильных положе­ния оружия в руке. Хват меняется редко. При этом используются два типа кинжалов. Первый тип происходит от широкого меча дао и почти полностью повторяет его форму. Второй тип имеет форму наконечника копья, заимствованную у коротких метательных дротиков. В современ­ном спортивном у-шу к концам рукояток копьевидных кинжалов кре­пятся небольшие легкие платки. Они не только имеют эстетическую функцию, но также позволяют следить за неуловимыми, молниеносны­ми движениями кинжалов во время выступления спортсмена. Кроме этого платки служат стабилизаторами полета кинжала при метании.

Мягкое фехтование, в отличие от жесткого, предполагает частую и достаточно сложную смену положения оружия в руке вслед за динамич­ным передвижением при атаках и защитах. Кинжалы для мягкого фех­тования значительно отличаются от кинжалов, применяемых в жестком стиле. Такие кинжалы носились в широких рукавах национальных кос­тюмов типа кимоно, распространенных во всех странах Дальнего Восто­ка. Тонкая рукоятка постепенно сужается от конца к основанию, рас­трубом переходя в гарду. Обоюдоострый свод, либо односторонняя за­точка, начинаются не менее, чем в пяти сантиметрах от гарды для рас­ширения возможностей перехватов и предохранения пальцев от порезов и травм. Выбор формы заточки клинка и его форма зависят от индиви­дуальной техники адепта.

Рукоятка лишена привычного для европейского оружия утолщения в середине. Такое утолщение удобно лишь для жестких хватов. Самое тонкое место рукоятки расположено рядом с гардой и соответствует центру баланса оружия. Правильная балансировка очень важна для техничного и быстрого выполнения приемов. Для индивидуального под­бора необходимого типа балансировки, а также для отработки различ­ных аспектов техники фехтования, используются сменные утяжелите­ли, крепящиеся на концах рукоятки и смещающие центр тяжести ору­жия. При правильной балансировке оружия любые, даже самые слож­ные перехваты, легко выполняются на максимальной скорости.

ФЕХТОВАЛЬНЫЕ КИНЖАЛЫ:

1. Нож типа дао

2. Кинжал для ношения в рукаве

3. Копьевидный кинжал

4. Кинжал с симметричной двусторонней заточкой

5. Кинжал с несимметричной двусторонней заточкой

' 15



6. Колющий кинжал

7. Нож с односторонней заточкой

8. Кинжал с усиленной гардой

9. Кинжал с проточенным клинком

10 Кинжал с балансирами разной формы

Кроме описанных типов кинжалов существуют другие виды коротко-

го оружия. Основные из них показаны на рисунке 14

Нестандартное короткое фехтовально-метательное оружие

Рис 14

 

 


l. Сай

2. Фехтовальный металлический веер шань-цзы с заостренными
концами

3. Металлические фехтовальные палочки для еды куай-цзы

4. Металлические шпильки бяо с декоративными стабилизаторами
для метания

5. Металлическая кисть би

6. Парные складывающиеся ножи, рукоятка каждого из пары одно­
временно служит ножнами для второго.

7. Эмэйские вращающиеся иглы эмэйцы

8. Трехглавые кастеты саньтоудин

9. Метательные иглы

Форма рукоятки в поперечном сечении элиптичсская. Гарда любого кинжала, предназначенного для мягкого фехтования, должна быть не­большой, чтобы не мешать технике перехватов. Длина рукоятки подби­рается индивидуально: ее конец при полном хвате оружия всеми пятью пальцами должен выступать на два-три сантиметра. Вес кинжала мо­жет быть любым, а клинок должен быть несколько длиннее рукоятки.

ГАРМОНИЯ ТРЕХ ПОТОКОВ

Практически все школы психофизической тренировки и биоэнергетической коррекции следуют триединой схеме отношений человека с природой, составившей методическую основу духовной практики Вос­тока. Кинжальное фехтование в этом смысле не составляет исключе­ния. Практика этого метода правильно организует тренировку и позво­ляет существенно ускорить или закрепить прогресс в индивидуальной технике фехтования.

В медитативной и дыхательной практике оздоровительных и боевых школ, а также во многих семейно-родовых системах продления жизни и биоэнергетической регуляции часто выполняется упражнение, имею­щее в силу своего широкого распространения множество названий. Вот некоторые из них: сань-юань-ши "положение трех кругов", сань-юань-фа "метод циркуляции энергии Ци по трем орбитам", сань-цзяо-и-ци-фа "метод трехуровневой трансформации энергии". Можно еще долго перечислять названия, которыми различные школы именуют одну из наиболее почитаемых практик Востока, но в данном случае дело не в названии, а в сути.

САНЬ-ЮАНЬ "три круга" — сложное понятие, объединяющее це­лый комплекс представлений о биоэнергетической структуре человече-


ского организма и его месте в системе "небо — земля — человек". Этот
термин используется для, обозначения сбалансированного состояния
адепта при физической, психической, биоэнергетической и других
практиках.

Различные варианты этого упражнения признают во всех направле­ниях боевых и оздоровительных систем (рис. 15),

Сань-юань — это положение для статической психофизической тренировки. "Три круга" объединяют несколько уровней понимания гармонии личности.

В космологическом плане человек понимается как единство небесно­го (ментальная сфера), земного (ноги и нижняя часть корпуса), и собст­венно человеческого (средняя и верхняя части корпуса) уровней. Так, формальные упражнения динамической медитации стилей тайцзицю­ань делятся на соответствующие циклы: неба, земли и человека. Вы­полнение каждого из циклов всего формального упражнения требует равных способов сосредоточения и акцентирования внимания. На кос­мологическом уровне практикуется гармоничное сочетание духовного и. физического состояния человека с космическим процессом.

В морфологическом плане три круга воплощают сочетание движения и состояния "трех соединений" (сань-цзе) — суставных соединений костей на трех уровнях.

Первый уровень — руки.

Включает лучезапястный, локтевой и плечевой суставы.


Второй уровень — ноги.

Включает голеностопный, коленный и тазобедренный суставы.

Третий уровень — корпус.

Включает плечевой пояс, бедра и поясницу.

Общее, правило совмещения работы трех соединений требует, чтобы каждое соединение сочеталось с другими как внутри своего уровня (за­пястье — с движением локтя и плеча), так и соединениями других уров­ней (запястье — с голеностопным и тазобедренным суставами). Пояс­ница выполняет роль центра, управляющего движением соединений всех трех уровней (рис. 16).

В плане физиологии три круга увязывают в единую систему все процессы обмена человеческого организма с окружающей средой: поглоще­ние, усвоение, вывод. Биоэнергетическое представление практики трех кругов достаточно сложно. Разные системы цигун (умение управ­лять биоэнергетическими потоками) пользуются разными классифика­циями видов энергии Ци, составляющих биоэнергетический потенциал человека. Тем не менее, существуют базовые понятия культивации энергии Ци в организме. Они основываются на практике трех кругов, трех потоков. Энергетический обмен осуществляется так же в три цик­ла: ввод, преобразование и отдача.

Преобразование, в свою очередь, проходит три стадии: исходный поток энергии ЦЗИН техникой медитации и очищения преобразуется в энергию ЦИ. Циркуляция потоков ЦИ в организме человека в соедине­нии с соответствующей практикой приводит адепта в состояние духов-


 




Рис. 15

Положение Три круга" в разных традициях психической регуляции.1. Психо-

физическая балансировка в положении ма-бу школ шаолинского бокса 2. Прак-

тика Великого Предела в динамической медитации ТАЙ-ЦЗИ 3. Практика

биоэнергетического дыхания в системе ДАО-ИНЬ.


Рис. 16

Связь трех соединений на трех уровнях.


Рис.17

Объединение трех обителей ЦЗИН, ЦИ и ШЭНЬ.


ной чистоты ШЭНЬ. Достижение этого состояния позволяет совершить завершающее преобразование в состояние ШУ — полной пустоты.

Техника медитативной практики также пользуется тремя кругами циркуляции энергии внимания: ручной круг циркуляции, ножной круг циркуляции и "малый небесный круг контроля энергетического потока" — сяо-тянь-чжоу. Малый небесный круг проходит по спине и груди че­ловека, а вместе с ножным и ручным кругами составляет единую систе­му ментального управления движением ЦИ в организме — "большой небесный круг" циркуляции энергии, называемый "да-тянь-чжоу".

В древнем трактате так описывается единство трех сил Цзин, Ци и Шэнь в даосской алхимической практике бессмертия: "Тело, сердце и мысль — суть три обители (рис. 17), Вместе они составляют круг зача­тия. Цзин, Ци и Шэнь называются тремя источниками. Сливаясь вое­дино, они суть пилюля бессмертия. Единение трех начал — в пустоте. Очисти тело — и духовная сила Шэнь станет твоей сущностью, рас­слабь все тело — и духовная сила Шэнь войдет в твое природное нача­ло. Сила спокойной мысли позволит соединить три природные основы. Сущность и чувства едины, подобно элементам дерева и металла. Ду­ховная сила и природное начало связаны, как элементы огня и воды. Сила спокойной мысли объемлет все пять начал (все многообразие ми­ра). Из неподвижности тела природное начало вливается в пустоту, из неподвижности чувств энергия преобразуется в дух, из спокойствия мысли дух соединяется со вселенной".

Дыхательно-медитативная практика в положении сань-юань-ши — это сложный блок увязанных в одну систему представлений о человеке и его месте в этом мире. Различные практики энергетических преобра­зований в этом положении объединены в сань-юань-ши-чжань-чжу-гун — искусство неподвижной медитации в положении трех кругов. Неза­висимо от акцентов, которые адепт ставит в каждый конкретный сеанс медитации, знание принципа трех потоков и автоматическое следование ему необходимы при отработке любой техники кун-фу, включая кин­жальное фехтование.

Медитация в положении трех кругов сань-юань-ши для стабилиза­ции трех потоков особенно важна на начальных этапах усвоения техни­ки. Разминка перед каждой тренировкой также проводится по системе трех соединений. Она включает разминку суставов рук, ног, плечевого пояса, тазобедренного сустава и поясницы.

При разминке суставов рук необходимо широко развести руки в сто­роны в положении стоя. Не сгибая рук начните разминку с вращатель­ных движений пальцами во всех возможных направлениях. Затем вра­щение переводится на запястья, локтевые суставы и в заключение — на плечевой пояс. Разминка проводится как в режиме мягких, медленных

20'


движений, так и с максимально сильным, амплитудным вращением. Мягкость движений должна позволять синхронно совершать любые до­пустимые движения всеми суставами.

После разминки рук и плеч разминочные вращательные движения переводятся на шею, поясницу, бедра, колени и голеностопные суставы. Начинать разминку следует с каждого сустава в отдельности, а завер­шать — общим спонтанным движением во всех суставных объединени­ях с произвольным передвижением.

Г


Рис. 18 Разминка отделов позвоночника.

 

Для разминки позвоночника следует пользоваться упражнением, показанным на рисунке 18. Из начального положения, наклоном голо­вы вперед начните сгибать позвоночник. Внимание концентрированным последовательным движением прослеживает каждый сгибаемый позво­нок. Так, последовательно контролируется сгиб позвонков шейного, грудного и поясничного отделов (рис. 18, А, Б, В, Г). Разгибание можно


 


проводить двумя способами. Первый — в последовательности, обратной сгибанию (Г, В, Б, А на рис. 18). Второй способ — в последовательности Г, Д, Е, Ж, 3 на рис. 18, когда разгибание начинается с шейного отдела с прогибом в пояснице. В любой из последовательностей упражнение следует выполнять с максимальным контролем внимания за движением

каждого позвонка. Добивайтесь мягкости и волнообразности движе­ний.

Результатом практики гармоничного соединения трех потоков при­менительно к кинжальному фехтованию должно стать ощущение сла­женности выполняемых движений независимо от их сложности.

Соединение неподвижной медитативной практики трех кругов с раз­минкой по системе трех соединений позволяет добиться оптимального сплава мягкости и напряжения, расслабления и силы, скорости и нето­ропливости — качества, необходимые в динамическом кинжальном фехтовании. Расширяется и диапазон возможностей адепта.

Большое значение в кинжальном фехтовании придается мягкости движения рук. Возьмите кинжал любым хватом с наружным положением клинка (рис. 19). Движением кисти руки вверх, вправо, вниз и влево добейтесь мягкой работы всех суставов. Этим упражнением тренируют­ся две техники ударов: опережения и запаздывания клинка. В первой технике кисть и запястье следуют за движением клинка, во второй — мягкость создается за счет лёгкого запаздывания клинка, вслед за веду­щим запястьем. Техника опережения запястьем используется для ре­жущих, а техника опережения клинком — для колющих ударов. Есть и сложные совмещенные техники.


Рис. 19

Рис. 20 Траектории вращательных дви­жений руками,

 

Следующее упражнение вырабатывает умение свободно выполнять движения рукой с кинжалом по всем возможным траекториям. Схемы


движения рук как в единоборствах без оружия, так и в фехтовальных системах, исторически восходят к известному символу Тай-цзи-ту — "схеме Великого Предела" (см. рис. 2). В философском смысле эта схема символизирует различные аспекты отношений противоположных начал Инь и Ян. Для техники фехтования важно лишь графическое представ­ление этого символа. Схема траекторий движения рук в усложненном виде (рис. 20) повторяет Тай-цзи-ту. Упражнение заключается в том, чтобы движением руки повторить все траектории схемы в любом на­правлении в колющей, режущей или любой другой технике.

 

ПОЛОЖЕНИЕ КИНЖАЛА В РУКЕ

 

Искусство фехтования кинжалами требует сочетания мягкой, эла­стичной работы пальцами и запястьем во время движения с четким, на­сыщенным положением кисти и всей руки в начальном и конечном по­ложениях каждого приема. Такое сочетание позволяет овладеть эффек­тивным сильным и пластичным стилем выполнения приемов одной и двумя руками.

Многочисленные варианты положений кинжала в руке основаны на достаточно небольшом количестве базовых хватов, позволяющих быст­ро менять ориентацию оружия для выполнения разнотипных ударов. Каждый базовый хват может включать от одного до четырех положений кинжала, обслуживающих свой сектор ударов и защит.

Положение оружия в руке описывается тремя основными характеристиками.

Рис. 22

Рис, 21

 

1. Положение кинжала в ладони. При внутреннем положении кли­нок меняет положение со стороны ладони (рис. 21 А), а при внешнем — с противоположной стороны (рис. 21 Б).


Внешние положения клинка имеют больший диапазон возможно­стей, чем внутренние, используемые в основном для секущих ударов.

2. Ориентация клинка. Применяются два основных варианта: ориентация вверх (рис. 22 А) и вниз (рис. 22 Б). Для прямых ударов используется положение клинка вверх с легким разворотом кисти. При внеш­нем положении клинка в руке оба типа ориентации одинаково эффективны.

3. Положение в пальцах. Определяет силу хвата и возможности его
смены. Самое распространенное положение — центральное, между
средним и безымянным пальцами, позволяющее эффективно контроли­ровать оружие при любой ориентации клинка.

БАЗОВЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Скрытый хват (рис. 23) используется в качестве начального или ко­нечного положения при выполнении формальных упражнений. Удобен для броска. Часто применяется как переходное положение контроля оружия при смене хвата или как начальное положение при боковых се­кущих ударах.

Хват в районе гарды (рис. 24) позволяет контролировать центр тяже­сти кинжала. Используется при метании оружия. Выбор положения клинком вверх или вниз зависит от расстояния до цели, либо от хвата, из которого кинжал переводился в положение для метания. Расположе­ние большого и указательного пальцев позволяет быстро переводить оружие в любое необходимое положение.


Жесткое положение полным хватом клинком вверх или от себя (рис. 25) широко используется в различных европейских системах кин­жального фехтования. Этот хват является основным в китайских шко­лах фехтования парными перьевидными кинжалами. Часто применяет­ся для метания, особенно на короткой и средней дистанциях.

Сильное положение оружия, взятого полным хватом — безусловное преимущество при силовых ударах и защитах, либо при амплитудных режущих и колющих атаках с вращением корпуса. С другой стороны, полный хват существенно сужает возможности смены положения кин­жала во время движения руки.

Полный хват используется в основном при ударах из нижнего и боко­вого секторов. Жесткое положение клинка вверх не позволяет исполь­зовать его при длинных выпадах на прямых линейных атаках. Наиболее эффективен этот хват при защите.

Значительно большими возможностями обладает мягкий вариант полного хвата клинком вперед (рис. 26), позволяющий наносить удары практически в любом направлении. Этот хват универсален, обслужива­ет все секторы атак и защит, позволяет делать движения по любой тра­ектории. Указательный палец должен быть слегка выведен вперед для облегчения смены положения кинжала в кисти.

Полный хват клинком вниз (рис. 27) относится к жестким положе­ниям. Удобен для ударов сверху и в боковых секторах.

Для эффективного использования хвата необходимо плотно сжимать конец ручки кинжала основаниями большого и указательного пальцев с


 






 


 


Рис.23


Рис, 24


Рис.25


Рис.26


Рис.27


 





обеих сторон. При удобной форме оконечности рукояти большой палец можно накладывать на нее сверху.

Главный недостаток хвата клинком вниз состоит в невозможности проводить прямые колющие удары. Для прямого удара хват необходимо, сменить.

Внутренние положения клинка обычно применяются для легких рас­секающих и колющих боковых ударов. Прямые удары внутренним хва­том трудновыполнимы.

В



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: