К И Н Ж А Л Ы
Рисунки
Манько Ольги Николаевны
ПРЕДИСЛОВИЕ
Эта книга познакомит читателя с редкой и оригинальной техникой фехтования,
пожалуй самым "хладнокровным" из всех видов холодного оружия — кинжалом.
Когда говорят о восточных единоборствах,
то чаще всего имеют в виду их практическую
или состязательную сторону и все реже вспоминают о том,
какой значительный пласт в многослойном пироге
Восточного Духовного Уклада составляют боевые искусства.
В системе боевых искусств кинжалам отводится особая роль.
По масштабам абстрактности им не сравниться с таким оружием, как лук или меч.
Кинжалы всегда конкретны
и в этом они символизируют доминанту
восточного образа мышления.
Кинжалы всегда индивидуальны,
и в этом состоит их роль
в раскрытии личности.
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 3
Традиция стиля 4
Гармония трех потоков 17
Положения кинжала в руке 23
Техника переводов 30
Техника перехватов 36
Искусство удара 48
Книга представляет оригинальную систему боевого фехтования кинжалами, получившую распространение в странах Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии.
Предназначена для обучающихся боевым искусствам Востока в спортивных школах и секциях, а также как пособие по самообороне.
(С) Рисунки О. Н. Манько
ТРАДИЦИЯ СТИЛЯ
ПУТЬ
История развития холодного оружия и соответствующих фехтовальных техник в странах Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии богата живописными легендами о мастерах многочисленных тайных школ единоборств, носителях изотерической традиции фехтования разными видами холодного оружия. Не менее богата и сама система строевого и нестроевого вооружения, во все века служившего на Востоке не только надежным аргументом в решении вопросов жизни и чести, но и прекрасным средством психофизической тренировки.
И действительно, вряд ли найдется такой человек, которого не удивило бы разнообразие фехтовального оружия, составляющего традиционный боевой арсенал Востока. Кухонная утварь и предметы незамысловатого монашеского туалета, одежда и письменные принадлежности, мебель и сельскохозяйственные орудия, веера, метлы, плети и другие многочисленные "виды оружия" на равных правах входили в "универсальную весовую категорию", наряду с таким убедительным вооружением, как мечи, пики, топоры. Было бы удивительно не обнаружить в столь разнообразном арсенале такого распространенного и удобного средства нападения и обороны, как обычный нож или кинжал.
Объединение всего многообразия холодного оружия в рамках одной универсальной системы имело целый ряд взаимосвязанных причин. Известная в настоящее время система фехтовального оружия, распространенного в странах восточного региона, сформировалась в своеобразных культурных и социально-политических условиях. Безусловно, главным, хотя далеко не единственным, центром распространения боевых искусств в древности и средние века являлся Китай, ставший благодатной почвой для расцвета не одной сотни боевых школ. Уже в древности, со времен первых памятников китайской иероглифической письменности, прослеживается устойчивая тенденция китайской культуры к системному пониманию мирового процесса и роли человека в нем. При таком взгляде на мир любое культурное явление, будь то живопись, мастерство рукопашного боя или получение шелковичного кокона — все увязывалось в единое целое и рассматривалось как космические сущности. Это в некоторой степени объясняет феномен монастырского, отшельнического кун-фу. Своеобразие этого феномена состоит в том, что основным источником развития фехтовальных и других боевых систем выступила не армия, а, казалось бы, далекие от военной подготовки буддийские и даосские монашеские общины либо кланово-семейные школы. Только в них физическая тренировка вместе с мощным психотренингом позволяла максимально раскрывать возможности чело-
веческого менталитета и доводить технику единоборств до уровня искусства, высшей степени мастерства, когда тип используемого оружия не имеет большого значения.
Традиционное стремление китайской историографии возводить историю развития любого культурного явления китайской культуры ко времени Золотого века древнекитайской философии (5-4 вв. до н.э.) не оказывается чересчур тенденциозным, когда речь идет об истории фехтования на Востоке. Описания ритуальных военных танцев эпохи Чжоу (11-3 вв. до н.э.) в древних текстах свидетельствуют о действительно давней традиции включения фехтования в общий культурный процесс, не ограниченный рамками чисто практического, военного применения. Если ранее формирование государственности на территории Китая обеспечило системное становление базового строевого вооружения, то основными центрами развития боевых искусств служили монастыри, где и речи не могло быть о применении приемов кулачного боя и фехтования. Именно монастырская школа, несовместимая с идеей насилия и основанная на нравственно-этических принципах была способна сохранять необходимую меру сочетания духовного и физического совершенствования. Именно монастырская традиция, основанная на духовной психо-энергетической практике, позволяла боевым искусствам существовать в наиболее чистом виде. Превосходство этого способа существования монахи и отшельники неоднократно доказывали на государственной службе в периоды смут и кровопролитии.
Окончательное становление системы фехтовального оружия приходится на конец нового времени. При этом, развитие огнестрельного оружия в странах Востока не имело того сильного влияния на использование и модификацию холодного оружия, какое было в Европе. Причиной этому служило освещенное традицией понимание фехтования, как необходимого вспомогательного средства в системе психофизического тренинга. Тем не менее, бурное развитие экономических отношений в странах Востока в начале двадцатого века не могло не отразиться на ограничении применения таких видов традиционного оружия, как меч, пика, алебарда, цеп и другие.
Единственным типом холодного оружия, сохранившим свою значимость в конкуренции с огнестрельным, было короткое оружие кинжального типа, а также различные виды нестандартного короткого и сверхкороткого колющего, режущего и метательного оружия. Поэтому не удивительно, что вытеснению многих традиционные техник сопутствовал новый мощный импульс развития кинжального фехтования. Это, в то же время, не меняло основного принципа боевого фехтования, согласно которому главенствующее значение имело умение вести поединок без оружия.
с.
истоки
Наиболее значительным центром распространения культуры для народов стран дальневосточного региона с древних времен выступал Китай. Самым ярким памятником письменной традиции древнего Китая не без основания считается Книга Перемен (И-цзин), составлявшаяся в 8-7 вв. до Р.Х. В ней в наиболее общем виде отразилась натурфилософская диалектика восточного понимания мира. Именно Книге Перемен отводится законодательная роль в китайской культуре на протяжении всех последующих веков со времени ее составления. Совершенно естественно, что боевые искусства также претерпели сильнейшее влияние Книги Перемен.
Логика, символика я нумерология (манипуляция сакральными числами) составляли основу категориального аппарата многих боевых, оздоровительных и медитативных школ, независимо от стиля и направления. Во многих случаях категории И-цзина символизировали основную концепцию стиля, определяя тем самым его название. К ним, безусловно, относятся стили БА-ГУА, ТАЙ-ЦЗИ, У-СИН и СИН-И.
БА-ГУА — "восемь триграмм" — символ цикличного, дискретно-непрерывного процесса, охватывающего все явления, название одного из стилей "внутреннего" направления кун-фу (рис. 1).
Рис.2 Символ Великого Предела ТАЙ-ЦЗИ-ТУ |
ТАЙ-ЦЗИ — "Великий Предел", регламентирующий систему отношений между противоположными началами, явлениями. ТАЙ-ЦЗИ является названием целой группы стилей "внутреннего" направления кун-фу (рис. 2).
![]() |
Рис.1 Цикл восьми триграмм БА-ГУА-ТУ |
Рис.3
Схема пяти первоэлементов У-СИН-ТУ
У-СИН — "пять первоэлементов", символизирующих исчерпывающий харак-
тер связей и закончен-
ность системы, У-СИН называет несколько стилей "внутреннего" и "внешнего"кун-фу, а также оздоровительное направление "пяти зверей" (рис. 3).
СИН-И-"единство мысли и формы" — понятие, описывающее сознание как форму существования материи, а также название одного из самых популярных стилей кун-фу.Единство формы и значения, внут-
Рис.4
Каллиграфически выполненный иероглиф лун
"дракон". Несколькими движениями кистью
каллиграф создает образ дракона,
без нарушения правил
написания иероглифа.
реннего и внешнего проявляются в каллиграфии, когда значение иероглифа передается формой его написания (рис. 4,8).
По символике Книги Перемен основу динамики, любого изменения, составляют отношения, в которые вступают противоположные начала Инь (тьма) и Ян (свет). Графически эти начала представляются сочетанием непрерывной (напряженной) и прерывистой (податливой) линиями (рис. 5), подобно тому, как различаются техники владения цельным и секционным (или парным) оружием любой длины.
Рис. 5 Графическая символика начал ИНЬ и ЯН
Такое сочетание линий представляет собой идеально сбалансированную систему, оптимальную меру сочетания противоположностей. Выход системы из состояния равновесия, начало движения, обозначаются добавлением одной черты с положительным или отрицательным знаком в любую из трех возможных позиций: сверху, снизу или в центре. Это добавление порождает восемь комбинаций цельной и прерывистой черт, называемых Ба-гуа (восемь триграмм).
![]() |
Рис. 7
Каждый пит цельного оружия любой длины предполагает наличие двух коротких вариантов для парного фехтования двумя руками или одного секционного. Поэтому техники-работы с цельным, парным и секционным оружием тесно связаны друг с другом. Более подробно эта схема показана на рис. 9.
Каждая триграмма представляет собой процесс, как один из вариантов дисбаланса. Все восемь триграмм, в свою очередь, являются замкнутой, уравновешенной системой со своей внутренней логикой изменения.. Максимально возможное число сочетаний триграмм в паре дает 64 гексаграммы-ситуации. Каждая такая гексаграмма имеет свое индивидуальное развитие и является одновременно результатом развития предыдущей и причиной развития следующей ситуации. Графическое представление процесса формирования триграмм и гексаграмм путем последовательного деления показано на рисунке 6.
Сравнение схемы порождения гексаграмм со схематическим представлением системы традиционного фехтовального оружия в Китае (рис. 7) показывает, какое сильное влияние оказывало на развитие фехтовальных систем Востока соответствующее видение мира.
Рис.6
Схема порождения гексаграмм императора Фу-си
КИНЖАЛЫ
Все традиционное оружие, используемое в практике восточных единоборств, по длине и технике фехтования обычно делится на пять классов. Вес оружия не имеет значения.
1. Длинное оружие:
шесты, плети, цепы 180 — 220 см.
2. Среднее оружие:
цепы, палки 160 — 180 см.
3. Короткое оружие:
все разновидности мечей,
секир, палок от 120 до 140 см.
4. Сверхдлинное оружие:
шесты, плети свыше 220 см,
5. Сверхкороткое оружие:
любое оружие, длина которого меньше 50 см
![]() |
Кинжалы относятся к разряду сверхкороткого оружия. Определяя их место в общей системе восточного фехтовального арсенала, необходимо помнить, что кинжальная техника впитала в себя техники владения всеми другими типами оружия.
![]() |
Кинжальное фехтование входит составной частью в широкую область боевой подготовки, основу которой составляет умение вести поединок без оружия. В известном военном трактате эпохи Мин (14-17 вв.) говорится: "Для изучения искусства боя в первую очередь следует овладеть боем без оружия (цюаньфа), затем необходимо изучить фехтование на шестах, и только соединив обе техники воедино можно переходить к овладению любым другим видом оружия". Традиционная методика обучения бою с оружием предписывает начинать с длинного шеста, так как упражнения с шестом вырабатывают правильное передвижение, устойчивость и навыки одновременной работы двумя руками. Для кинжального фехтования эти навыки имеют первостепенное значение, большее, чем просто знание и выполнение приемов.
Следующий этап обучения — короткое оружие. Наибольшим авторитетом в школах боевых искусств Востока пользуются мечи, как обоюдоострые, так и с односторонней заточкой. Вряд ли можно найти другой тип короткого оружия, который мог бы сравняться с мечом богатством траекторий и скоростью движения.
Рис. 9 |
ДАО—ПУТЬ. ДАО—центральное понятие в древнекитайской натурфилософии, символизирует единство мира, а также является основным этическим Законом Вселенной. В названиях стилей единоборств ДАО обозначает 'Путь, соответствующий Закону Вселенной'. |
Иероглиф Дао выполнен в каллиграфическом стиле "изображение смысла" в образе старика-странника, идущего по извилистой дороге. Ветер треплет одежды, в руке посох, дорога теряется в горной лощине. Один. Надпись сбоку вторит: "Пусть всегда один, и не иначе".
Рис. 8 Фехтовальщик парными кинжалами (по китайской гравюре) |
ТИПЫТРАДИЦИОННОГО КИТАЙСКОГО ОРУЖИЯ:
1. Длинный шест (гунь)
2. Трехсекционный цеп (сань цзе гунь)
3. Девятизвенные плети (цзю цзе бянь)
4. Крюки (гоу)
5. Короткие пики
6. Широкий меч
7. Обоюдоострый меч (цзянь)
8. Костыли (гуай)
9. Короткий разнозвенный цеп (шоу шаоцзы)
10. Короткий симметричный цеп (лян цзе гунь)
11. Кинжалы (бишоу)
Все другие виды короткого оружия, какими бы оригинальными они не были, в основном повторяют технику работы мечом, особенно при парном использовании. Кинжалы по технике работы двумя руками также схожи с мечами, но имеют дополнительные возможности из-за возможности переводов и перехватов оружия в кисти руки.
Рис.11 Фехтование веерами |
Рис. 10 Монах, фехтующий палочками для еды |
Бой оружием, фехтование длинным шестом и мечом составляют динамическую основу практики боевых искусств.
Рис.12 Типы традиционного китайского оружия.
![]() |
Фехтовальные кинжалы
В настоящее время распространены два стиля кинжального фехтования: жесткий и мягкий. В каждом стиле используются разные типы кинжалов (см. рис. 13).
В жестком фехтовании применяются три основных сильных положения оружия в руке. Хват меняется редко. При этом используются два типа кинжалов. Первый тип происходит от широкого меча дао и почти полностью повторяет его форму. Второй тип имеет форму наконечника копья, заимствованную у коротких метательных дротиков. В современном спортивном у-шу к концам рукояток копьевидных кинжалов крепятся небольшие легкие платки. Они не только имеют эстетическую функцию, но также позволяют следить за неуловимыми, молниеносными движениями кинжалов во время выступления спортсмена. Кроме этого платки служат стабилизаторами полета кинжала при метании.
Мягкое фехтование, в отличие от жесткого, предполагает частую и достаточно сложную смену положения оружия в руке вслед за динамичным передвижением при атаках и защитах. Кинжалы для мягкого фехтования значительно отличаются от кинжалов, применяемых в жестком стиле. Такие кинжалы носились в широких рукавах национальных костюмов типа кимоно, распространенных во всех странах Дальнего Востока. Тонкая рукоятка постепенно сужается от конца к основанию, раструбом переходя в гарду. Обоюдоострый свод, либо односторонняя заточка, начинаются не менее, чем в пяти сантиметрах от гарды для расширения возможностей перехватов и предохранения пальцев от порезов и травм. Выбор формы заточки клинка и его форма зависят от индивидуальной техники адепта.
Рукоятка лишена привычного для европейского оружия утолщения в середине. Такое утолщение удобно лишь для жестких хватов. Самое тонкое место рукоятки расположено рядом с гардой и соответствует центру баланса оружия. Правильная балансировка очень важна для техничного и быстрого выполнения приемов. Для индивидуального подбора необходимого типа балансировки, а также для отработки различных аспектов техники фехтования, используются сменные утяжелители, крепящиеся на концах рукоятки и смещающие центр тяжести оружия. При правильной балансировке оружия любые, даже самые сложные перехваты, легко выполняются на максимальной скорости.
ФЕХТОВАЛЬНЫЕ КИНЖАЛЫ:
1. Нож типа дао
2. Кинжал для ношения в рукаве
3. Копьевидный кинжал
4. Кинжал с симметричной двусторонней заточкой
5. Кинжал с несимметричной двусторонней заточкой
' 15
![]() |
6. Колющий кинжал
7. Нож с односторонней заточкой
8. Кинжал с усиленной гардой
9. Кинжал с проточенным клинком
10 Кинжал с балансирами разной формы
Кроме описанных типов кинжалов существуют другие виды коротко-
го оружия. Основные из них показаны на рисунке 14
Нестандартное короткое фехтовально-метательное оружие
Рис 14
l. Сай
2. Фехтовальный металлический веер шань-цзы с заостренными
концами
3. Металлические фехтовальные палочки для еды куай-цзы
4. Металлические шпильки бяо с декоративными стабилизаторами
для метания
5. Металлическая кисть би
6. Парные складывающиеся ножи, рукоятка каждого из пары одно
временно служит ножнами для второго.
7. Эмэйские вращающиеся иглы эмэйцы
8. Трехглавые кастеты саньтоудин
9. Метательные иглы
Форма рукоятки в поперечном сечении элиптичсская. Гарда любого кинжала, предназначенного для мягкого фехтования, должна быть небольшой, чтобы не мешать технике перехватов. Длина рукоятки подбирается индивидуально: ее конец при полном хвате оружия всеми пятью пальцами должен выступать на два-три сантиметра. Вес кинжала может быть любым, а клинок должен быть несколько длиннее рукоятки.
ГАРМОНИЯ ТРЕХ ПОТОКОВ
Практически все школы психофизической тренировки и биоэнергетической коррекции следуют триединой схеме отношений человека с природой, составившей методическую основу духовной практики Востока. Кинжальное фехтование в этом смысле не составляет исключения. Практика этого метода правильно организует тренировку и позволяет существенно ускорить или закрепить прогресс в индивидуальной технике фехтования.
В медитативной и дыхательной практике оздоровительных и боевых школ, а также во многих семейно-родовых системах продления жизни и биоэнергетической регуляции часто выполняется упражнение, имеющее в силу своего широкого распространения множество названий. Вот некоторые из них: сань-юань-ши "положение трех кругов", сань-юань-фа "метод циркуляции энергии Ци по трем орбитам", сань-цзяо-и-ци-фа "метод трехуровневой трансформации энергии". Можно еще долго перечислять названия, которыми различные школы именуют одну из наиболее почитаемых практик Востока, но в данном случае дело не в названии, а в сути.
САНЬ-ЮАНЬ "три круга" — сложное понятие, объединяющее целый комплекс представлений о биоэнергетической структуре человече-
ского организма и его месте в системе "небо — земля — человек". Этот
термин используется для, обозначения сбалансированного состояния
адепта при физической, психической, биоэнергетической и других
практиках.
Различные варианты этого упражнения признают во всех направлениях боевых и оздоровительных систем (рис. 15),
Сань-юань — это положение для статической психофизической тренировки. "Три круга" объединяют несколько уровней понимания гармонии личности.
В космологическом плане человек понимается как единство небесного (ментальная сфера), земного (ноги и нижняя часть корпуса), и собственно человеческого (средняя и верхняя части корпуса) уровней. Так, формальные упражнения динамической медитации стилей тайцзицюань делятся на соответствующие циклы: неба, земли и человека. Выполнение каждого из циклов всего формального упражнения требует равных способов сосредоточения и акцентирования внимания. На космологическом уровне практикуется гармоничное сочетание духовного и. физического состояния человека с космическим процессом.
В морфологическом плане три круга воплощают сочетание движения и состояния "трех соединений" (сань-цзе) — суставных соединений костей на трех уровнях.
Первый уровень — руки.
Включает лучезапястный, локтевой и плечевой суставы.
Второй уровень — ноги.
Включает голеностопный, коленный и тазобедренный суставы.
Третий уровень — корпус.
Включает плечевой пояс, бедра и поясницу.
Общее, правило совмещения работы трех соединений требует, чтобы каждое соединение сочеталось с другими как внутри своего уровня (запястье — с движением локтя и плеча), так и соединениями других уровней (запястье — с голеностопным и тазобедренным суставами). Поясница выполняет роль центра, управляющего движением соединений всех трех уровней (рис. 16).
В плане физиологии три круга увязывают в единую систему все процессы обмена человеческого организма с окружающей средой: поглощение, усвоение, вывод. Биоэнергетическое представление практики трех кругов достаточно сложно. Разные системы цигун (умение управлять биоэнергетическими потоками) пользуются разными классификациями видов энергии Ци, составляющих биоэнергетический потенциал человека. Тем не менее, существуют базовые понятия культивации энергии Ци в организме. Они основываются на практике трех кругов, трех потоков. Энергетический обмен осуществляется так же в три цикла: ввод, преобразование и отдача.
Преобразование, в свою очередь, проходит три стадии: исходный поток энергии ЦЗИН техникой медитации и очищения преобразуется в энергию ЦИ. Циркуляция потоков ЦИ в организме человека в соединении с соответствующей практикой приводит адепта в состояние духов-
![]() |
![]() |
![]() |
Рис. 15
Положение Три круга" в разных традициях психической регуляции.1. Психо-
физическая балансировка в положении ма-бу школ шаолинского бокса 2. Прак-
тика Великого Предела в динамической медитации ТАЙ-ЦЗИ 3. Практика
биоэнергетического дыхания в системе ДАО-ИНЬ.
Рис. 16
Связь трех соединений на трех уровнях.
Рис.17
Объединение трех обителей ЦЗИН, ЦИ и ШЭНЬ.
ной чистоты ШЭНЬ. Достижение этого состояния позволяет совершить завершающее преобразование в состояние ШУ — полной пустоты.
Техника медитативной практики также пользуется тремя кругами циркуляции энергии внимания: ручной круг циркуляции, ножной круг циркуляции и "малый небесный круг контроля энергетического потока" — сяо-тянь-чжоу. Малый небесный круг проходит по спине и груди человека, а вместе с ножным и ручным кругами составляет единую систему ментального управления движением ЦИ в организме — "большой небесный круг" циркуляции энергии, называемый "да-тянь-чжоу".
В древнем трактате так описывается единство трех сил Цзин, Ци и Шэнь в даосской алхимической практике бессмертия: "Тело, сердце и мысль — суть три обители (рис. 17), Вместе они составляют круг зачатия. Цзин, Ци и Шэнь называются тремя источниками. Сливаясь воедино, они суть пилюля бессмертия. Единение трех начал — в пустоте. Очисти тело — и духовная сила Шэнь станет твоей сущностью, расслабь все тело — и духовная сила Шэнь войдет в твое природное начало. Сила спокойной мысли позволит соединить три природные основы. Сущность и чувства едины, подобно элементам дерева и металла. Духовная сила и природное начало связаны, как элементы огня и воды. Сила спокойной мысли объемлет все пять начал (все многообразие мира). Из неподвижности тела природное начало вливается в пустоту, из неподвижности чувств энергия преобразуется в дух, из спокойствия мысли дух соединяется со вселенной".
Дыхательно-медитативная практика в положении сань-юань-ши — это сложный блок увязанных в одну систему представлений о человеке и его месте в этом мире. Различные практики энергетических преобразований в этом положении объединены в сань-юань-ши-чжань-чжу-гун — искусство неподвижной медитации в положении трех кругов. Независимо от акцентов, которые адепт ставит в каждый конкретный сеанс медитации, знание принципа трех потоков и автоматическое следование ему необходимы при отработке любой техники кун-фу, включая кинжальное фехтование.
Медитация в положении трех кругов сань-юань-ши для стабилизации трех потоков особенно важна на начальных этапах усвоения техники. Разминка перед каждой тренировкой также проводится по системе трех соединений. Она включает разминку суставов рук, ног, плечевого пояса, тазобедренного сустава и поясницы.
При разминке суставов рук необходимо широко развести руки в стороны в положении стоя. Не сгибая рук начните разминку с вращательных движений пальцами во всех возможных направлениях. Затем вращение переводится на запястья, локтевые суставы и в заключение — на плечевой пояс. Разминка проводится как в режиме мягких, медленных
20'
движений, так и с максимально сильным, амплитудным вращением. Мягкость движений должна позволять синхронно совершать любые допустимые движения всеми суставами.
После разминки рук и плеч разминочные вращательные движения переводятся на шею, поясницу, бедра, колени и голеностопные суставы. Начинать разминку следует с каждого сустава в отдельности, а завершать — общим спонтанным движением во всех суставных объединениях с произвольным передвижением.
![]() |
Г |
![]() |
![]() |
Рис. 18 Разминка отделов позвоночника. |
Для разминки позвоночника следует пользоваться упражнением, показанным на рисунке 18. Из начального положения, наклоном головы вперед начните сгибать позвоночник. Внимание концентрированным последовательным движением прослеживает каждый сгибаемый позвонок. Так, последовательно контролируется сгиб позвонков шейного, грудного и поясничного отделов (рис. 18, А, Б, В, Г). Разгибание можно
проводить двумя способами. Первый — в последовательности, обратной сгибанию (Г, В, Б, А на рис. 18). Второй способ — в последовательности Г, Д, Е, Ж, 3 на рис. 18, когда разгибание начинается с шейного отдела с прогибом в пояснице. В любой из последовательностей упражнение следует выполнять с максимальным контролем внимания за движением
каждого позвонка. Добивайтесь мягкости и волнообразности движений.
Результатом практики гармоничного соединения трех потоков применительно к кинжальному фехтованию должно стать ощущение слаженности выполняемых движений независимо от их сложности.
Соединение неподвижной медитативной практики трех кругов с разминкой по системе трех соединений позволяет добиться оптимального сплава мягкости и напряжения, расслабления и силы, скорости и неторопливости — качества, необходимые в динамическом кинжальном фехтовании. Расширяется и диапазон возможностей адепта.
Большое значение в кинжальном фехтовании придается мягкости движения рук. Возьмите кинжал любым хватом с наружным положением клинка (рис. 19). Движением кисти руки вверх, вправо, вниз и влево добейтесь мягкой работы всех суставов. Этим упражнением тренируются две техники ударов: опережения и запаздывания клинка. В первой технике кисть и запястье следуют за движением клинка, во второй — мягкость создается за счет лёгкого запаздывания клинка, вслед за ведущим запястьем. Техника опережения запястьем используется для режущих, а техника опережения клинком — для колющих ударов. Есть и сложные совмещенные техники.
![]() |
Рис. 19 |
Рис. 20 Траектории вращательных движений руками, |
Следующее упражнение вырабатывает умение свободно выполнять движения рукой с кинжалом по всем возможным траекториям. Схемы
движения рук как в единоборствах без оружия, так и в фехтовальных системах, исторически восходят к известному символу Тай-цзи-ту — "схеме Великого Предела" (см. рис. 2). В философском смысле эта схема символизирует различные аспекты отношений противоположных начал Инь и Ян. Для техники фехтования важно лишь графическое представление этого символа. Схема траекторий движения рук в усложненном виде (рис. 20) повторяет Тай-цзи-ту. Упражнение заключается в том, чтобы движением руки повторить все траектории схемы в любом направлении в колющей, режущей или любой другой технике.
ПОЛОЖЕНИЕ КИНЖАЛА В РУКЕ
Искусство фехтования кинжалами требует сочетания мягкой, эластичной работы пальцами и запястьем во время движения с четким, насыщенным положением кисти и всей руки в начальном и конечном положениях каждого приема. Такое сочетание позволяет овладеть эффективным сильным и пластичным стилем выполнения приемов одной и двумя руками.
Многочисленные варианты положений кинжала в руке основаны на достаточно небольшом количестве базовых хватов, позволяющих быстро менять ориентацию оружия для выполнения разнотипных ударов. Каждый базовый хват может включать от одного до четырех положений кинжала, обслуживающих свой сектор ударов и защит.
Положение оружия в руке описывается тремя основными характеристиками.
![]() |
Рис. 22 |
Рис, 21 |
1. Положение кинжала в ладони. При внутреннем положении клинок меняет положение со стороны ладони (рис. 21 А), а при внешнем — с противоположной стороны (рис. 21 Б).
Внешние положения клинка имеют больший диапазон возможностей, чем внутренние, используемые в основном для секущих ударов.
2. Ориентация клинка. Применяются два основных варианта: ориентация вверх (рис. 22 А) и вниз (рис. 22 Б). Для прямых ударов используется положение клинка вверх с легким разворотом кисти. При внешнем положении клинка в руке оба типа ориентации одинаково эффективны.
3. Положение в пальцах. Определяет силу хвата и возможности его
смены. Самое распространенное положение — центральное, между
средним и безымянным пальцами, позволяющее эффективно контролировать оружие при любой ориентации клинка.
БАЗОВЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Скрытый хват (рис. 23) используется в качестве начального или конечного положения при выполнении формальных упражнений. Удобен для броска. Часто применяется как переходное положение контроля оружия при смене хвата или как начальное положение при боковых секущих ударах.
Хват в районе гарды (рис. 24) позволяет контролировать центр тяжести кинжала. Используется при метании оружия. Выбор положения клинком вверх или вниз зависит от расстояния до цели, либо от хвата, из которого кинжал переводился в положение для метания. Расположение большого и указательного пальцев позволяет быстро переводить оружие в любое необходимое положение.
Жесткое положение полным хватом клинком вверх или от себя (рис. 25) широко используется в различных европейских системах кинжального фехтования. Этот хват является основным в китайских школах фехтования парными перьевидными кинжалами. Часто применяется для метания, особенно на короткой и средней дистанциях.
Сильное положение оружия, взятого полным хватом — безусловное преимущество при силовых ударах и защитах, либо при амплитудных режущих и колющих атаках с вращением корпуса. С другой стороны, полный хват существенно сужает возможности смены положения кинжала во время движения руки.
Полный хват используется в основном при ударах из нижнего и бокового секторов. Жесткое положение клинка вверх не позволяет использовать его при длинных выпадах на прямых линейных атаках. Наиболее эффективен этот хват при защите.
Значительно большими возможностями обладает мягкий вариант полного хвата клинком вперед (рис. 26), позволяющий наносить удары практически в любом направлении. Этот хват универсален, обслуживает все секторы атак и защит, позволяет делать движения по любой траектории. Указательный палец должен быть слегка выведен вперед для облегчения смены положения кинжала в кисти.
Полный хват клинком вниз (рис. 27) относится к жестким положениям. Удобен для ударов сверху и в боковых секторах.
Для эффективного использования хвата необходимо плотно сжимать конец ручки кинжала основаниями большого и указательного пальцев с
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Рис.23
Рис, 24
Рис.25
Рис.26
Рис.27
![]() |
обеих сторон. При удобной форме оконечности рукояти большой палец можно накладывать на нее сверху.
Главный недостаток хвата клинком вниз состоит в невозможности проводить прямые колющие удары. Для прямого удара хват необходимо, сменить.
Внутренние положения клинка обычно применяются для легких рассекающих и колющих боковых ударов. Прямые удары внутренним хватом трудновыполнимы.
В