Мастер сшила круглый нагрудный сарафан на «вздержке»




 

С.А. Спиридонова


Для пошива сарафана Светлана Александровна использовала набивной ситец 60-х годов

 

Верх сарафана заложен в мелкую складку, а впереди завязывается на вздержку. На спинке - "лягушка" (место скрепления лямок с задней частью сарафана), напоминавшая по форме лягушку - символ плодородия, рождения новой жизни. Снизу сарафан подшит полосой другой ткани, который называется «пыльник».

Такие сарафаны были широко распространены в конце XIX — начале XX века в различных волостях Сольвычегодского уезда.

 

На Каргополье во второй половине XIX века бытовал еще один вид крестьянского костюма. «Подгрудный сарафан» по крою был прямой, с виду похож на юбку на узких и длинных пришивных лямках. Лямки такого сарафана обшивались тесьмой или узкими бейками из ткани. Верхняя часть сарафана собиралась в мелкие сборки или защипы, а подол украшался шелковыми лентами, кружевом или тесьмой.
Традиционный подгрудный сарафан есть в коллекции мастера -
Медведевой Татьяны Николаевны.

Мастер рассказывает: «Шить я начала ещё в школе на уроках труда. Мне это было интересно, да и очень выручало в период дефицита. Кроме шитья занималась и вязанием. Позже интересны стали игрушки, связанные крючком. А после выхода на заслуженный отдых появилось свободное время и желание освоить новые виды декоративно-прикладного искусства. Знакомая рассказала о существовании творческой мастерской «На крыльях времён» под руководством Л.А.Кузнецовой. На занятиях мы изучаем и шьем различные элементы традиционного костюма: головные уборы, сумочки-лакомники, сарафаны, передники. Кстати, головные уборы очень комфортные, и их вполне можно носить в современной жизни. А сумочки-лакомники – просто находка. Они красивы, удобны и очень практичны. Занимаясь в мастерской, я сшила себе традиционный костюм».

Традиционный подгрудный сарафан сшит из фабричной современной «пестряди». Лямки окантованы бордовым ситцем. К внутренней части подола пришит «пыльник».

 

 

Любовь к народной культуре, традициям, ткачеству Татьяна Ивановна получила в стенах Сольвычегодской школы-мастерской при Сольвычегодском историко-художественном музее в 90-х годах.

«Моими наставниками и учителями была Валентина Никифировна Земцова и Мехреньгина Зинаида Николаевна. Именно они меня научили познавать традиционную народную культуру. Валентина Никифоровна обучила меня владеть многими техниками плетения и ткачества поясов…Низкий им поклон!» - отмечает мастер.

Татьяна Ивановна рассказывает нам: «Когда я закончила школу-мастерскую, я там поработала 5 лет мастером-педагогом по белой вышивке и ткачеству поясов, со временем я переехала в город Котлас возглавив работу Дома ремесел. На его базе была открыта мастерская по ткачеству, куда ходили как взрослые, так и дети. В 2008 году закрыли Дом ремесел и все мастерские перевезли в Центр народного творчества. Там вела занятия по традиционной кукле и ткачеству». Традиционной куклой я занимаюсь для души. Мне очень нравится посещать занятия и мастер-классы по кукле Кузнецовой Любовь Александровны. Это мастер с большой буквы! В этом году, благодаря Любовь Александровне, я стала вплотную заниматься традиционным костюмом. Я очень люблю традиционную народную культуру, с большим удовольствием ношу традиционный костюм».

Татьяна Ивановна в совершенстве владеет всеми способами ткачества поясов, но чаще использует тканье на ниту («на сволочках»). Это более трудоемкий и старинный способ. Как правило, им ткут браные праздничные пояса. Сволочок – это гладкая палочка (чурочка), на которую накручиваются нити основы. Кроме этого делаются нитницы – петельки, через которые проходят нити основы. Узор при тканье выбирается так же, как на бердышке, но строится по-другому. Пояса на ниту обычно двухсторонние, где узор читается с обеих сторон.

 

«Сегодня ткачество поясов - это моё хобби и самое любимое занятие! Процесс ткачества поясов завораживает, да и готовое изделие обладает уникальной энергетикой» - рассказывает Татьяна Ивановна.

 

Браные пояса Татьяны Ивановны Вохминцевой

 

Сегодня тканый пояса не так часто используют в быту, но приятно видеть в современной жизни применение ткачества в элементах декора одежды и аксессуаров.

Сегодня в рубрике #КотласМастеровой у нас руководитель творческой мастерской «На крыльях времен» - Кузнецова Любовь Александровна.

В 2005 году она случайно попала на занятие к Вохминцевой Татьяне Ивановне в Центре народного творчества и с этого времени у нее появился интерес к традиционной народной культуре. Основными видами творчества, которыми Любовь Александровна занимается на сегодняшний день – это традиционная кукла, традиционный костюм, текстильные украшения с элементами лоскутного шитья, этностиль в современной моде.

Сегодня, говоря о традиционных головных уборах и украшениях, мы представляем ее как мастера этого уникального вида ремесла.

«Первый головной убор – кокошник я сшила в 2012 году в г. Архангельск, когда учавствовала в межрегиональном семинаре-практикуме «Головные уборы русского Севера». На этом семинаре проводили занятия: преподаватель студии традиционного костюма "РУССКИЕ НАЧАЛА" Т. Р. Валькова (г. Москва), заслуженный работник культуры, авторкниги «Поморский традиционный костюм» Т.А. Левачева (г. Архангельск), художник-реставратор по ткани Архангельского филиала Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И.Э. Грабаря, автор книги «Головные уборы Русского Севера в собраниях музеев Архангельской области» Г. А. Григорьева. После обучения и общения с мастерами, специалистами, профессионалами своего дела и появилась любовь к головным уборам. Далее я продолжила обучение у мастера Вологодской области М.А. Голышевой» - рассказывает нам Любовь Александровна.

Работая в Котласском краеведческом музее, у мастера появилась возможность изучить головные уборы из фондов не только Котласского, но и Красноборского, Черевковского, Сольвычегодского музеев. Так были созданы многие ее работы.

 

Девичья повязка. Реплика на экспонат Сольвычегодского историко-художественного музея. Она выполнена из кумача, расшита бисером и цветными нитями.

Головной убор замужней женщины. Северодвинский сборник сшит по этнографическому образцу под руководством Т.Р. Вальковой. Для украшения очелья использованы цветные камни, пайетки, бисер и жемчуг.

Чем старше становилась женщина, тем темнее был ее головной убор. Кокошник типа «повоя» сшит из жаккардовой ткани и украшен «бусом.

Повойник Пинежского уезда. Женский головной убор в виде шапочки с круглым донцем и высоким очельем. Донце сшито из узких полос позумента, очелье - из старинной красной тафты.

Ожерелок. Шейное украшение изготовлено из галуна, расшитое бисером и цветными камнями. Внутренняя часть украшения сделана из красного кумача. Длинные кружевные серьги из жемчуга выполнены в технике низанья. Все эти украшения дополняли девичий наряд.

Нагрудными украшениями были и янтарные и жемчужные бусы, которые украшали праздничный наряд. Их носили «рядками» — от одной до пяти нитей.

Завершением праздничного костюма был головной убор и шейные украшения. Выходила русская красавица в таком наряде на гуляния «хороводы водить» и открывалось в ней все ее очарование. Словно быстрая северная речка лились и завивались жемчужные струйки в сережках, и как солнце сияли цветные камни в ее головном уборе. Ведь не зря в старину говорили: «Девка в наряде, что икона в окладе».

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: