.
Нам предстоит рассмотреть такие вопросы, как: Доходы граждан и прожиточный минимум. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки населения.
Вопрос о доходах граждан и прожиточном минимуме можно изучить, сконцентрировав внимание на раскрытии понятий: «совокупный доход», «прожиточный минимум», «потребительская корзина»
«уровень бедности».
Усвоению учащимися понятия «совокупный доход» призвана помочь при
веденная в учебнике схема (с202) и обращение к знаниям о доходах граждан, полученным на уроках в 7 классе. Желательно ее запомнить
Сущность трех других понятий можно раскрыть на основе соответствующего фрагмента текста учебника, акцентируя внимание на их связи. Так, целесообразно подчеркнуть, что прожиточный минимум есть стоимость того, что входит в потребительскую корзину, а величина доходов
граждан, равная прожиточному минимуму, представляет собой уровень (черту) бедности.
Те, чей совокупный доход ниже этого уровня, не в состоянии приобрести необходимые
продукты питания, а также непродовольственные товары и услуги, входящие в потребительскую корзину. Они оказываются за чертой бедности.
Чтобы понять, вопрос неравенство доходов полезно ответить себе на следующие вопросы:
1) С чем связана для людей возможность получать доходы?
2) Какую роль в этом может сыграть образование?
3) Может ли сам человек повлиять на ценность и объем находящихся в его собственности факторов производства? Каким образом?
4) Как влияют на величину доходов такие факторы производства, как труд,
земля, капитал?
5) Почему люди используют факторы производства с разной степенью успешности?
В случае затруднения при ответе на эти вопросы следует прочитать с. 203-204.
Обратить внимание на то, что стремление увеличить свои доходы толкает некоторых людей к использованию средств, лежащих вне закона. Понятно, что общество не может приветствовать грабежи, кражи, мошенничество. В то же время есть много законных способов добиться такого уровня доходов, который обеспечит достойную жизнь.
Вспомните собственные примеры таких способов и в целом того, как ваша активная позиция повлияла на размер ваших доходов.
Каковы иные причины неравенства людей в получаемых ими доходах. Например, одной из таких причин является место проживания человека. В ряде стран оно оказывается главным фактором социального неравенства. Ни образование, ни здоровье, ни профессиональные квалификационные характеристики человека, а именно то, где он живет, определяет уровень его дохода. У человека, который живет в крупном городе или в районе экономического развития, шансы на достижение достаточно приличного уровня жизни гораздо выше, чем у человека с такими же характеристиками интеллекта, с тем же наследством, с такой же профессией, но живущего в экономически отсталом регионе. Именно этот факт побуждает большое количество людей переезжать из сельской местности в город или из своего города в другой город либо в другой регион. В дальнейшем эти знания помогут вам осознанно изучать вопросы социальной мобильности. Другая причина — структура экономики. Экономисты утверждают, что любая экономика, ориентированная в основном на добывающие отрасли, обречена на высокий уровень неравенства. (Исключением из этого правила называют Кувейт, где численность населения и количество рабочих мест в добывающих отраслях сбалансированы.) Добыча нефти и газа — это так называемые фондоемкие производства, где большую прибыль обеспечивает очень небольшое число людей (в отличие, например, от сферы услуг, где в основном себестоимость продукции формируется за счет вложенного труда).
При освещении вопроса поляризации доходов важно подчеркнуть специфику неравенства доходов граждан России. Основной вклад в него вносят так называемые крайние группы — самые бедные и самые богатые. Уровень жизни граждан, относящихся к среднему слою, различается весьма незначительно.
Говоря о поляризации доходов, можно обратиться к данным Фонда общественного мнения. В России в 2005 г. состоялся опрос, участниками которого стали полторы тысячи человек. Респондентам был задан вопрос: «Материальное положение Вашей семьи за последний год улучшилось, ухудшилось или не изменилось?» По полученным данным, 17 процентов опрошенных отметили улучшение материального положения своей семьи, 27 процентов указали, что их материальное положение ухудшилось. Основная же часть опрошенных (53 процента) не заметили изменений в материальном положении. Учащимся можно предложить оценить результаты проведенного опроса и предположить, какими были бы его результаты, если бы он состоялся сегодня и был бы проведен среди их ближайшего окружения.
Завершая изучение вопроса, важно понять, что в целом ряде случаев человек не может противостоять социальной ситуации, вызывающей и обостряющей неравенство доходов. Помочь ему призвано государство, проводящее перераспределение доходов.
Приступая к характеристике перераспределения доходов, полезно акцентировать свое внимание на социальных последствиях обострения проблемы бедности. Предлагаем использовать с этой целью прием исторической аналогии и обратиться к событиям. Вспомним о восстании 1648 г. в Москве? Как он связан с темой урока? Содержание политики перераспределения доходов, направленной на обеспечение сохранности стабильности в обществе, целесообразно раскрыть, следуя логике учебного текста.
В ходе изложения важно отметить, что, как бы ни старалось государство снизить разницу в доходах, оно не может и не должно уравнять доходы всех людей. Доходы тех, кто производит блага, никогда не будут равны доходам людей, которые ничего не производят, но имеют законное право произведенные в стране блага потреблять. Если бы было наоборот, то, наверное, не нашлось бы людей, которые хотели бы что-либо производить. Производители затрачивают огромные усилия, средства, идут на различные риски, и все эти затраты должны компенсироваться высокими доходами. В то же время государственные выплаты, получаемые людьми в течение длительного срока, могут отбить желание трудиться. К примеру, зачем
искать работу, если получаешь пособие по безработице, а оплата труда низкооплачиваемых рабочих примерно такая же, как и это пособие? В этой связи чрезвычайно актуален вопрос о целесообразных мерах государственной политики перераспределения доходов.
Тому, что делает государство, чтобы снизить разницу в доходах различных групп населения и обеспечить социальную защиту малоимущих, посвящен завершающий пункт урока. Работаем с тексту учебника, сверяя при этом свои мысли с развернутым планом ответа. Как бы вы дополнили его?
Экономические меры социальной поддержки населения
1. Социальные выплаты:
а) стипендии;
б) пенсии (по старости, инвалидности, за выслугу лет и др.);
в) пособия нуждающимся;
г) льготы (на проезд в транспорте, приобретение лекарств, оплату коммунальных услуг);
д) компенсации.
2. Социальное обслуживание (для инвалидов, престарелых, многодетных семей, беженцев, беспризорных) на дому или в специальных учреждениях.
3. Помощь малоимущим гражданам в увеличении заработков:
а) регулирование заработной платы (установление минимального размера оплаты труда, определение надбавок к заработной плате, установление условий ее изменения в связи с ростом цен);
б) обеспечение льготных условий для ведения малого и среднего бизнеса, поддержки предприятий, на которых работают инвалиды, молодежь;
в) помощь безработным (материальные выплаты, меры по повышению занятости, дотации на оплату жилья, коммунальных услуг, общественного транспорта, услуг здравоохранения, общественного питания и др.).
В дополнение к тексту учебника вы вспомнили, какие меры предпринимает государство по повышению занятости: проводит профессиональное обучение и переобучение людей, потерявших работу, выплачивает стипендии в период профессиональной подготовки и переподготовки, создает рабочие места, помогает в открытии собственного дела.
Реальные доходы граждан России за предыдущие 8 лет выросли в 2,5 раза, пенсии также почти в 2,5 раза. Безработица и уровень бедности уменьшились более чем в 2 раза.
Перед Россие стоят следующие задачи следующие: «Россия должна стать лучшей по возможностям для карьерного роста, для значительного повышения социального и материального статуса в течение жизни. Лучшей — в поощрении таланта и успеха. Все, кто готов работать, должны иметь возможность хорошо зарабатывать. В том числе накопить достаточно средств и для сохранения достигнутого уровня жизни после завершения трудовой деятельности».
• «Очень важно, чтобы сегодняшние пенсионеры и инвалиды получали достойные пенсии и пособия».
Домашнее задание
Проработать § 24, ответить на вопросы из рубрики «Проверь себя», выполнить задания из рубрики «В классе и дома».
На основе изученной темы, опираясь на материал учебника, письменно поразмышлять над высказыванием испанского писателя Мигеля де Сервантеса (1547 — 1616): «Богатство — не в самом обладании богатством, а в умении целесообразно пользоваться им».