Обществознание 8классТема: Распределение доходов




.

Нам предстоит рассмотреть такие вопросы, как: Доходы граждан и прожиточный минимум. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки насе­ления.

Вопрос о доходах граждан и прожиточном минимуме можно изучить, сконцентрировав внимание на раскрытии понятий: «совокупный доход», «прожиточный минимум», «потребительская корзина»
«уровень бедности».

Усвоению уча­щимися понятия «совокупный доход» призвана помочь при­
веденная в учебнике схема (с202) и обращение к знаниям о доходах граждан, полученным на уроках в 7 классе. Желательно ее запомнить

Сущ­ность трех других понятий можно раскрыть на ос­нове соответствующего фрагмента текста учебника, акцен­тируя внимание на их связи. Так, целесообразно подчерк­нуть, что прожиточный минимум есть стоимость того, что входит в потребительскую корзину, а величина доходов
граждан, равная прожиточному минимуму, представляет собой уровень (черту) бедности.

Те, чей совокупный доход ниже этого уровня, не в состоянии приобрести необходимые
продукты питания, а также непродовольственные товары и услуги, входящие в потребительскую корзину. Они оказы­ваются за чертой бедности.

Чтобы понять, вопрос неравенство доходов полезно ответить себе на следующие вопросы:

1) С чем связана для людей возмож­ность получать доходы?

2) Какую роль в этом может сыг­рать образование?

3) Может ли сам человек повлиять на ценность и объем находящихся в его собственности фак­торов производства? Каким образом?

4) Как влияют на ве­личину доходов такие факторы производства, как труд,
земля, капитал?

5) Почему люди используют факторы производства с разной степенью успешности?

В случае затруднения при ответе на эти вопросы сле­дует прочитать с. 203-204.

Обратить внимание на то, что стремление увеличить свои доходы толкает некоторых людей к ис­пользованию средств, лежащих вне закона. Понятно, что общество не может приветствовать грабежи, кражи, мо­шенничество. В то же время есть много законных спосо­бов добиться такого уровня доходов, который обеспечит достойную жизнь.

Вспомните собственные примеры таких способов и в целом того, как ваша активная по­зиция повлияла на размер ваших доходов.

Каковы иные причины неравенства людей в получае­мых ими доходах. Например, одной из таких причин яв­ляется место проживания человека. В ряде стран оно ока­зывается главным фактором социального неравенства. Ни образование, ни здоровье, ни профессиональные квалифи­кационные характеристики человека, а именно то, где он живет, определяет уровень его дохода. У человека, кото­рый живет в крупном городе или в районе экономическо­го развития, шансы на достижение достаточно прилично­го уровня жизни гораздо выше, чем у человека с такими же характеристиками интеллекта, с тем же наследством, с такой же профессией, но живущего в экономически отс­талом регионе. Именно этот факт побуждает большое ко­личество людей переезжать из сельской местности в город или из своего города в другой город либо в другой реги­он. В дальнейшем эти знания помогут вам осознан­но изучать вопросы социальной мобильности. Другая при­чина — структура экономики. Экономисты утверждают, что любая экономика, ориентированная в основном на до­бывающие отрасли, обречена на высокий уровень нераве­нства. (Исключением из этого правила называют Кувейт, где численность населения и количество рабочих мест в добывающих отраслях сбалансированы.) Добыча нефти и газа — это так называемые фондоемкие производства, где большую прибыль обеспечивает очень небольшое число людей (в отличие, например, от сферы услуг, где в основ­ном себестоимость продукции формируется за счет вло­женного труда).

При освещении вопроса поляризации доходов важно подчеркнуть специфику неравенства доходов граждан Рос­сии. Основной вклад в него вносят так называемые край­ние группы — самые бедные и самые богатые. Уровень жизни граждан, относящихся к среднему слою, различа­ется весьма незначительно.

Говоря о поляризации доходов, можно обратиться к данным Фонда общественного мнения. В России в 2005 г. состоялся опрос, участниками которого стали полторы ты­сячи человек. Респондентам был задан вопрос: «Матери­альное положение Вашей семьи за последний год улучши­лось, ухудшилось или не изменилось?» По полученным данным, 17 процентов опрошенных отметили улучшение материального положения своей семьи, 27 процентов указали, что их материальное положение ухудшилось. Основная же часть опрошенных (53 процента) не замети­ли изменений в материальном положении. Учащимся можно предложить оценить результаты проведенного оп­роса и предположить, какими были бы его результаты, если бы он состоялся сегодня и был бы проведен среди их ближайшего окружения.

Завершая изучение вопроса, важно понять, что в целом ряде случаев человек не может противостоять социальной ситуации, вызывающей и обостряющей неравенство доходов. Помочь ему призва­но государство, проводящее перераспределение доходов.

Приступая к характеристике перераспределения до­ходов, полезно акцентировать свое внимание на со­циальных последствиях обострения проблемы бедности. Предлагаем использовать с этой целью прием историчес­кой аналогии и обратиться к событиям. Вспомним о восстании 1648 г. в Москве? Как он связан с темой урока? Содержание политики перераспределения доходов, направленной на обеспечение сохранности стабильности в обществе, целесообразно раскрыть, следуя логике учебно­го текста.

В ходе изложения важно отметить, что, как бы ни ста­ралось государство снизить разницу в доходах, оно не мо­жет и не должно уравнять доходы всех людей. Доходы тех, кто производит блага, никогда не будут равны дохо­дам людей, которые ничего не производят, но имеют за­конное право произведенные в стране блага потреблять. Если бы было наоборот, то, наверное, не нашлось бы лю­дей, которые хотели бы что-либо производить. Произво­дители затрачивают огромные усилия, средства, идут на различные риски, и все эти затраты должны компенсиро­ваться высокими доходами. В то же время государствен­ные выплаты, получаемые людьми в течение длительного срока, могут отбить желание трудиться. К примеру, зачем

искать работу, если получаешь пособие по безработице, а оплата труда низкооплачиваемых рабочих примерно та­кая же, как и это пособие? В этой связи чрезвычайно ак­туален вопрос о целесообразных мерах государственной политики перераспределения доходов.

Тому, что делает государство, чтобы снизить разни­цу в доходах различных групп населения и обеспечить со­циальную защиту малоимущих, посвящен завершающий пункт урока. Работаем с тексту учебника, сверяя при этом свои мысли с развернутым планом ответа. Как бы вы дополнили его?

Экономические меры социальной поддержки населения

1. Социальные выплаты:

а) стипендии;

б) пенсии (по старости, инвалидности, за выслугу лет и др.);

в) пособия нуждающимся;

г) льготы (на проезд в транспорте, приобретение ле­карств, оплату коммунальных услуг);

д) компенсации.

2. Социальное обслуживание (для инвалидов, престаре­лых, многодетных семей, беженцев, беспризорных) на до­му или в специальных учреждениях.

3. Помощь малоимущим гражданам в увеличении за­работков:

а) регулирование заработной платы (установление ми­нимального размера оплаты труда, определение надбавок к заработной плате, установление условий ее изменения в связи с ростом цен);

б) обеспечение льготных условий для ведения малого и среднего бизнеса, поддержки предприятий, на которых работают инвалиды, молодежь;

в) помощь безработным (материальные выплаты, меры по повышению занятости, дотации на оплату жилья, ком­мунальных услуг, общественного транспорта, услуг здра­воохранения, общественного питания и др.).

В дополнение к тексту учебника вы вспомнили, какие меры предпринимает государство по повышению занятости: проводит профессиональное обуче­ние и переобучение людей, потерявших работу, выплачи­вает стипендии в период профессиональной подготовки и переподготовки, создает рабочие места, помогает в от­крытии собственного дела.

Реальные доходы граждан России за предыдущие 8 лет выросли в 2,5 раза, пенсии так­же почти в 2,5 раза. Безработица и уровень бедности уменьшились более чем в 2 раза.

Перед Россие стоят следующие задачи следующие: «Россия должна стать лучшей по возможностям для карьерного роста, для значительного повышения социально­го и материального статуса в течение жизни. Лучшей — в поощрении таланта и успеха. Все, кто готов работать, долж­ны иметь возможность хорошо зарабатывать. В том числе накопить достаточно средств и для сохранения достигнуто­го уровня жизни после завершения трудовой деятельности».

• «Очень важно, чтобы сегодняшние пенсионеры и ин­валиды получали достойные пенсии и пособия».

Домашнее задание

Проработать § 24, ответить на вопросы из рубрики «Проверь себя», выполнить задания из рубрики «В клас­се и дома».

На основе изученной темы, опираясь на материал учебника, письменно поразмышлять над высказыванием ис­панского писателя Мигеля де Сервантеса (15471616): «Бо­гатство — не в самом обладании богатством, а в умении целесообразно пользоваться им».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: