Д) Трудолюбие. Посильный труд для себя и близких. Твоё отношение к труду.




Вопрос. Предмет этики.

Предметом этики является нравственность.

Мировоззрение человека формируется обществом, поэтому истоки нравственности следует искать в отношениях между людьми.

Совместная жизнедеятельность людей требует различных способов регуляции их поведения. Именно в этом истоки происхождения и права, и религии, и нравственность здесь не исключение.

Нравственность – это один из подобных регулятивов, которая определяет поведение людей с помощью представления о ценном (об идеалах, о принципах, о нормах) и о должном (об обязанностях, об ответственности).

Нравственность как предмет этики не является чем-то застывшим, а, как любое историческое явление, является развивающимся элементом, как правило, отражая прогрессивную динамику общественной жизни.

Современные тенденции развития нравственности:

1. Усиление роли нравственности в системе общественных отношений, а, следовательно, и в жизни каждого конкретного человека. Если ранее нравственность, как правило, являлась составной частью иного доминирующего в обществе регулятивного (экономического, религиозного и так далее), то в настоящее время нравственность выделяется в чистом виде, как особая фора общественного сознания. Более того, её влияние на все иные регулятивы (права, религия и так далее) постоянно усиливается.

2. Изменение самого содержания нравственности. Оно гуманизируется. Если раньше её законодателями являлись государство или Господь Бог (хотя скорее церковь) и именно они являлись целью нравственного требования, то теперь на их место приходит человек, то есть человек становится не средством, а целью нравственного процесса. Это прослеживается во всей истории этики и это её прогрессивная эволюция.

3. Рост эффективности нравственных форм регулирования. Более того, именно эти формы представляются и наиболее прогрессивными. В отличие от правовых норм и религиозных догм, которые в большей степени ограничивают поведение человека, нормы нравственности действуют на других основаниях. Исходя из того, что человек не средством, а цель нравственного процесса, то априори форма не может быть репрессивным, оно апеллирует к нравственному сознанию, к его чести, достоинства уважающего себя человека. Мы можем прогнозировать повышение статуса отдельной личности, а, следовательно, будет возрастать и роль морали, потому что нравственная регуляция является наиболее адекватной формой саморегуляции личности.

3.Основные этапы исторического развития этическх учений.

В истории развития этики как науки можно выделить этапы, длякаждого из которых характерно свое представление о сущности морали:

− предэтика,

− античная этика,

− средневековая этика,

− этика Нового времени,

− современная этика

Предэтика

Уже в поэмах Гомера Гесиода, отражающих высшую стадию имущественного расслоения первобытного общества, обнаруживается оченьважное противоречие.

Античная этика

Наметившийся в 5 в. до н.э. поворот философии к проблемамчеловека имел решающее значение для становления этики. В античной этике можно выделить два основных направления:

− первое - софисты и аморалисты, отрицавшие обязательностьнравственных требований;

− второе - учения крупнейших мыслителей Древней Греции - Сократа, Платона (5в. до н.э.), Аристотеля (4в. до н.э.), Эпикура (Зв. дон.э.), заложивших основы этики как науки о нравственности.

Средневековая этика

Суть средневековой этики состоит в том, что она стала религиозной. Ее исторические судьбы на многие столетия оказались сопряженными с христианством.

Этика Нового времени.

Наиболее развернутую и типичную для этой эпохи концепциюморали создал Т. Гоббс. По его мнению, не мораль нуждается в объяснении, а мир рассматривается с точки зрения моральной оценки.

Современная этика.

Среди теорий морали 20 века следует обратить особое внимание на этику ненасилия, которая находит все большее количествоприверженцев во всем мире.Исторически существовала и до сих пор продолжает свое существование традиция разрешения различных государственных, национальных, межличностных проблем с позиций силы.

Этика ненасилия - это совершенно иной подход к разрешениюконфликтов, исключающий насилие.

4 вопрос. Понятие и содержание основных категорий этики

Категории этики — это основные понятия этической нау­ки, отражающие наиболее существенные элементы морали.

Категории этики — не только теоретические конструк­ции. То, что образует формальный аппарат теории, в то же время существует в стихийно формирующемся сознании об­щества. К примеру, категория справедливости, содержание которой получило истолкование еще у Аристотеля, существу­ет в сознании каждого человека, сознании любого общества, социальной группы.

При всем разнообразии подходов к определению системы этических категорий можно выделить общепризнанные, наибо­лее важные в теоретическом и практическом отношении кате­гории:

добро и зло,

благо,

справедливость,

долг,

совесть,

ответственность,

достоинство и честь.

К категориям этики относят также смысл жизни, счастье и др.

Добро – категория этики, объединяющая все, имеющее положительное нравственное значение, отвечающее требованиям нравственности, служащее отграничению нравственного от безнравственного, противостоящего злу.

Зло – категория этики, по своему содержанию противоположная добру, обобщенно выражающая представление о безнравственном, противоречащем требованиям морали, заслуживающем осуждения. Это общая абстрактная характеристика отрицательных моральных качеств.

В этике справедливость – категория, означающая такое положение вещей, которое рассматривается как должное, отвечающее представлениям о сущности человека, его неотъемлемых правах, исходящее из признания равенства между всеми людьми и необходимости соответствия между деянием и воздаянием за добро и зло, практической ролью разных людей и их социальным положением, правами и обязанностями, заслугами и их признанием[2].

Долг – категория этики, означающая отношение личности к обществу, другим людям, выражающееся в нравственной обязанности по отношению к ним в конкретных условиях.

Долг может быть социальным: патриотический, воинский, долг врача, долг судьи, долг следователя и т. п. Долг личный: родительский, сыновний, супружеский, товарищеский и пр.

Совесть – категория этики, характеризующая способность человека осуществлять нравственный самоконтроль, внутреннюю самооценку с позиций соответствия своего поведения требованиям нравственности, самостоятельно формулировать для себя нравственные задачи и требовать от себя их выполнения.

Честь как моральный феномен есть в первую очередь внешнее общественное признание поступков человека, его заслуг, проявляющееся в почитании, авторитете, славе. Поэтому чувство чести, внутренне присущее личности, связано со стремлением добиться высокой оценки со стороны окружающих, похвалы, известности.

Достоинство — это, прежде всего, внутренняя уверенность в собственной ценности, чувство самоуважения, проявляющиеся в сопротивлении всяким попыткам посягнуть на свою индивидуальность и определенную независимость. И только потом достоинство человека нуждается в общественном признании.

5. Общечеловеческие начала этики.

Добро и зло.Совесть. Правдивость. Справедливость. Честность. Любовь к близким: матери, отцу, бабушке, дедушке, брату, сестре; к друзьям и близким знакомым, к слабым, ко всем, кто в нас нуждается, ко всему живому. Любовь к природе (живой и неживой) как умение понимать, беречь и заботиться о природе. Кого и что ты любишь?

Г) Дружба и товарищество. Законы дружбы. Верность и самоотверженность в дружбе, бережное отношение к тем, кого мы «приручили». Твои друзья. Отношения мальчиков и девочек между собой.

д) Трудолюбие. Посильный труд для себя и близких. Твоё отношение к труду.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: