Заголовок-лид-первый абзац




Зачем нужен редактор? А он не нужен

 

Редактор вчера

В доинтернетовскую эпоху, при госмонополии на информацию редактор входил в обязательный комплект, прилагался к любому каналу трансляции. Газета, журнал, телеканал, книжное издательство – автора везде встречал редактор. Царь и бог.

Зачем он был нужен:

1) Давал доступ к тиражу/аудитории. 2) Разделял с автором ответственность за содержание (политическая и профессиональная цензура, отсекал как нелояльность, так и графоманию). Отсюда -- престиж, деньги, спрос на профессию.

Редактор сегодня

Эпоха user generated content, UGC. Госмонополии на трансляцию/публикацию больше нет. Автор сам пишет, сам публикует, сам несет ответственность. И вообще он теперь не автор, а блогер. И модель заработка другая, напрямую от подписчика или рекламодателя, без непосредственной санкции государства.

Нужен ли редактор блогеру? Зачем редактор Юрию Дудю?

Нет, все-таки нужен. Вот зачем:

Источник: https://t.me/dramatizator

Первый канал, продюсеры – Эрнст, Цекало.

Справка: бывший император Николай Второй был расстрелян не в 1911, а в 1918 году.

 

Другие функции, чем раньше. Как минимум -- фактчекинг, корректура, как максимум – режиссура текста. Но это уже комплексная история, не просто текст, а – картинка+звук+текст.

Вокруг все меньше текста, больше картинок. Прогноз Google: в ближайшие годы пользователями мобильных гаджетов станет 1,5 млрд человек, не умеющих читать. Уже сейчас на iPad при наборе текста программа сначала, первым выбором, предлагает клавиатуру с эмодзи, а уже потом -- с буквами.

 

Денег здесь больше нет

Где сегодня нужен именно текстовы й редактор? СМИ. Телевидение. Книгоиздание. PR. Но теперь это не больно-то престижно и денежно. Свежая вакансия издательства ЭКСМО: редактор бизнес-текстов. Оплата: 1000-1500 рублей за 40 тысяч знаков; срочный заказ – 2000 знаков.

Самая знаменитая ошибка в русской литературе

« Небольшая комната, в которую прошел молодой человек, с желтыми обоями, геранями и кисейными занавесками на окнах, была в эту минуту ярко освещена заходящим солнцем. "И тогда, стало быть, так же будет солнце светить!.." - как бы невзначай мелькнуло в уме <героя>, и быстрым взглядом окинул он всё в комнате, чтобы по возможности изучить и запомнить расположение. Но в комнате не было ничего особенного. Мебель, вся очень старая и из желтого дерева, состояла из дивана с огромною выгнутою деревянною спинкой, круглого стола овальной формы перед диваном, туалета с зеркальцем в простенке, стульев по стенам да двух-трех грошовых картинок в желтых рамках, изображавших немецких барышень с птицами в руках, - вот и вся мебель. В углу перед небольшим образом горела лампада. Всё было очень чисто: и мебель, и полы были оттерты под лоск; всё блестело. "Лизаветина работа", - подумал молодой человек. Ни пылинки нельзя было найти во всей квартире».

Вопрос: Где в этом тексте ошибка? Ошибка ли это?

Издатель ее заметил и предлагал исправить. Писатель подумал и сказал: «оставьте так».

Но: в любом случае нужен тот, кто ее заметит. Внимательный читатель, редактор. Даже для гения.

Кто такой редактор? Автор чужих текстов.

Его задача – отнеститсь к чужому тексту как к своему, полюбить его.

Два подхода:

- Максимально сохранять чужой текст, если он живет сам, «без капельницы».

- Писать свой собственный текст на месте чужого, если чужой – совсем уж труп. Тогда сохраняем всю инфу, по потребности добавляем свою -- и пишем свою инфодраму.

Никто не обязан читать!

Не заставляйте читателя работать. Наша задача – победить не другие тексты, а всю окружающую среду. Наши конкуренты – соцсети, мессенджеры, немедийные занятия.

Три задачи на работу с вниманием читателя: привлечь, удержать, управлять

Цель: сделать текст, который невозможно не прочитать.

Как добиться? Передаем не информацию, а энергию. Говоря одно, сообщаем другое. Глубинный сюжет.

 

Если кто-то бывал на автомобильных салонах или хотя бы видел репортажи с них:

 

Зачем на автосалонах нужны девушки-модели?

 

Рабочий инструмент -- змоция/интонация. А для этого надо чтобы самого сначала «торкнуло». Редактор работает сначала нервами и лишь потом – буквами.

Главное правило – правил нет.

Можно всё, главное – убедительно. Что точно срабатывает?

Начало

«При знакомстве у вас не будет второго шанса произвести первое впечатление».

Заголовок -- 70% успеха, после него или начали читать, или нет.

Школа заголовка газеты “Коммерсантъ”: стеб, каламбур.

Два заголовка, которые разделяет больше 25 лет:

1. «Ханука: праздник получился какой-то еврейский» -- об иудейском религиозном празднике. 1991 год.

2. «Французы толкаются на русских дорогах» – о том, что в России новая модель Renault вытесняет популярную прежде модель Peugeot-Citroen. 2017 год.

 

Между этими заголовками – четверть века. Есть эволюция, но при этом -- безусловная преемственость. Стилистика продолжает работать. Информация спрятана в эмоцию. Работает.

 

Вопрос: действительно работает? Вам интересно, что будет дальше в тексте?


Вопрос открытый.

NB: вас читает робот

Если в онлайне просто шутить и стебаться, ставить исключительно игровые заголовки, то шутки до читателя могут и не дойти – буквально: поисковый робот не распознает тему и не поставит текст в поисковую выдачу. Поэтому – комбинация шутки с точным вхождением возможного поискового запроса. Не только метафора, но и определение. Не «черное золото», а обязательно -- «нефть».

Заголовок-лид-первый абзац

Триединство. Система «крючков», втягивающих в текст. Интрига. Как «воронка продаж» в интернет-магазине, «воронка найма» в рекрутинге. Покупатель зашел – неизбежно должен в итоге нажать на кнопку «оформить заказ». Появился кандидат на открытую вакансию – должен пройти процедуру отбора. Читатель увидел заголовок – должен кликнуть на ссылку и прочитать текст, по возможности – до конца.

Для короткого текста (пресс-релиз, новость, служебная записка):

-- Композиция «перевернутая пирамида». Все важное – в начало, второстепенное – в конец. Еще с газетно-бумажных времен, «рубить хвосты». В современных терминах – «два экрана». До второго могут не добраться.

Для более или менее лонгрида:

Любыми средствами удержать внимание. Чтобы читатель не успел заскучать. Смена планов, смена интонаций, временн а я инверсия (начать с конца истории, например). Хотя шансов, что прочтут, все равно немного. Светлое больше не носят. Длинное почти не читают.

Как заставить? Заговорить «не о том». Не о том, что нужно, а о том, что увлекательно. Эмоционально увлечь – и «под шумок» впихнуть в читателя, то, что тебе нужно.

Пример

Начало текста: «...Он был вдвое младше меня и в полтора раза легче. Но именно от него я узнал, что такое нокдаун. Только что мы стояли с ним друг против друга, работали в спарринге, и вдруг -- как в кино, мгновенная смена кадра -- спортзал почему-то повернут набок, пол стоит вертикально и прижат к щеке. И все твои тренировки, честно заработанные пояса – мимо. Не твой уровень, другая лига. Ты любитель, а он -- профессионал. Чемпион Москвы.

С Lexus RC F, оказалось, похожая история. Но это выяснилось не сразу».

Текст на самом деле – не про то, как автора побили, а про автомобиль. И дальше – впечатления от вождения спорткара.

Концовка: «Прости, Lexus RC F, в этот раз спарринга не получилось, я в нокдауне. До следующей встречи – на треке. Но сначала мне надо потренироваться. Уровень не мой».

Почему -- восточные единоборства? Тема – автомобильная, «мальчиковая». Поэтому – соперничество, спорт. Ну и автомобиль – японский: смысловая рифма.

Вопрос: Если бы тема и аудитория была «девочковая», каким мог бы быть внутрениий сюжет?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: