От рождения до полутора лет




Особенности взаимодействия с близкими людьми, прежде всего, с матерью.

 

Уже с первых дней жизни младенец демонстрирует врожденные формы поведения, имеющие очевидный адаптивный смысл – вступить во взаимодействие с матерью (ведь именно она обеспечивает ему удовлетворение всех потребностей: и в питании, и в тепле, и в ощущениях физического и эмоционального комфорта и безопасности). На их основе происходит формирование более сложных индивидуальных форм общения с маленьким ребенком и организации его поведения.

Особенности поведения малыша могут быть замечены уже на самых ранних этапах его развития. Какие из них сигнализируют о возможных эмоциональных нарушениях ребенка и, прежде всего, о сложности развития его ранних контактов с ближайшим окружением?

1. Н евыраженность или отсутствие антиципирующей позы (протягивание ручек к наклонившемуся взрослому).

Чаще эта особенность соответствует отсутствию стремления быть на руках матери и неловкости этого положения, и свидетельствует о ранних признаках пассивности во взаимодействии с близким человеком.

 

2. Выраженные трудности приспособления к рукам матери, положения на руках.

При благополучном развитии малыша у мамы обычно не возникает проблем с тем, чтобы взять его на руки. Конечно, не всегда сразу определяется удобное положение, особенно когда ребенок – первый, но взаимное приспособление друг к другу и матери и младенца происходит достаточно быстро.

Трудности могут проявляться в том, что младенец не принимает естественной, комфортной позы: либо проявляет аморфность - как бы "растекается" на руках, либо, наоборот, чрезмерную напряженность, негибкость, неподатливость - держится "как столбик"; не пытается обхватывать маму за шею, цепляться за нее. Матери нередко бывает трудно найти какую-то удобную и для нее и для ребенка позицию при кормлении, при укачивании, сложно бывает его приласкать. Чаще такие проблемы возникают с детьми, которые проявляют особую чувствительность к тактильным стимулам (выражают неудовольствие при прикосновении, поглаживании, объятиях, тяжело переносят одежду и т.д.)

 

3. Н едостаточность фиксации взгляда на лице матери.

Как известно, в норме у младенца очень рано обнаруживается интерес к человеческому лицу, особенно говорящему, которое является для него самым сильным и эмоционально значимым раздражителем. Уже в первый месяц жизни ребенок может проводить большую часть бодрствования в глазном контакте с матерью. Общение с помощью взгляда является основой для развития последующих форм коммуникативного поведения.

При признаках неблагополучия эмоционального развития сложности установления глазного контакта, либо его непродолжительность отмечаются достаточно рано. Взгляд малыша трудно бывает поймать не потому, что он вообще его не фиксирует, а потому, что смотрит как бы "сквозь", мимо глаз, хотя иногда можно поймать на себе мимолетный острый взгляд. Это связано с особой чувствительностью такого ребенка к социальным стимулам (взгляду, голосу), более быстром наступлением пресыщения в глазном контакте, что и создает такое специфическое ощущение скользящего, непрямого взгляда. Характерно, что когда такой младенец находится на руках, он не стремится заглянуть в лицо взрослому, не ощупывает и не исследует его.

4. Задержка в появлении улыбки и/или ее ненаправленность на близкого человека.

Известный феномен «заражения улыбкой» наблюдается уже явно после двухмесячного возраста, и, примерно к трем месяцам, развивается в «комплекс оживления» - первое направленное коммуникативное поведение младенца, когда он не только радуется при виде взрослого (повышается двигательная активность, гуление, удлиняется продолжительность фиксации лица взрослого), но и активно требует общения, расстраивается, если взрослый недостаточно реагирует на его обращения.

При трудностях эмоционального развития улыбка может появляться вовремя, но адресоваться не столько близкому человеку, сколько вызываться другими приятными ребенку впечатлениями (тормошением, музыкой, светом лампы, красивым узором на халате матери и т.д.).

Может не возникать своевременно или вообще не быть выражено «заражение улыбкой». Обычно такой ребенок не инициирует непосредственного эмоционального общения, слабо поддерживает его или чрезмерное дозирует - быстро пресыщается, отстраняется от взрослого, который пытается продолжить взаимодействие. В связи с этим согласование ритма взаимодействия дается маме особенно трудно, Близкие научаются точно понимать и выполнять требования детей в "серьезных" ситуациях ухода и кормления, разрабатывают приемы, помогающие ребенку пережить дискомфорт, но не ощущают, насколько нужны ему тогда, когда все в порядке - для "игры", для поднятия эмоционального тонуса.

 

5. Н едостаточная активность в исследовании материнского лица и трудности в различении его выражения.

Поскольку близкий человек, ухаживающий за младенцем, постоянно является (и физически и эмоционально) посредником его взаимодействия с окружением, ребенок уже с раннего возраста хорошо дифференцирует выражение лица мамы.

При неблагополучии аффективного развития у ребенка отмечается затруднение в различении выражения лица близких, а в ряде случаев - неадекватная реакция на эмоциональное выражение другого. Например, ребенок может заплакать при смехе близкого взрослого или засмеяться при плаче другого человека. По-видимому, это происходит из-за ориентации в большей степени на интенсивность раздражения, а не на качественный критерий (знака эмоции - отрицательный или положительный), что характерно для самых ранних этапов нормального эмоционального развития.

 

6. Не умение выражать собственное эмоциональное состояние.

Также необходимо для адаптации малыша и умение выражать свое эмоциональное состояние, делиться им с близким. Обычно в норме оно появляется уже после двух месяцев. Мать прекрасно понимает настроение своего ребенка и поэтому может управлять его состоянием: утешить, снять дискомфорт, развеселить, успокоить.

В случае неблагополучия аффективного развития малыша даже опытная мама, имеющая старших детей, может затрудняться в понимании оттенков его эмоционального состояния, и в более старшем возрасте такой ребенок может продолжать однообразно хныкать и кричать и даже не пытаться пожаловаться иначе.

 

7. О собенности формирования привязанности.

Одним из наиболее значимых для нормального психического развития ребенка является феномен "привязанности ". Именно на основе его формирования налаживается и постепенно усложняется система отношений ребенка с миром.

Перечисленные выше особенности аффективного развития, безусловно, свидетельствуют о нарушении привязанности ребенка к матери. Однако наиболее значимыми с точки зрения нарушения формирования привязанности являются способность ребенка выделять среди окружающих людей "своих" и очевидное предпочтение одного ухаживающего лица, обычно – матери, переживание разлуки с ней.

Иногда это проявляется в таких тонких особенностях, что родители могут достаточно долго не замечать неблагополучия в складывающихся с малышом отношениях. Например, формально он может вовремя выделять близких и очевидно узнавать мать, предпочитать ее руки, требовать ее присутствия. Привязанность вроде бы налицо, однако, качество ее и характер преобразования в более сложные, активные и развернутые формы эмоционального контакта с матерью могут быть совершенно особыми.

Приведем ниже некоторые характерные варианты нарушения формирования привязанности.

- Возможно формирование сверхсильной привязанности к одному лицу - на уровне симбиотической связи, наблюдаемой и в норме в первые месяцы жизни младенца. При этом складывается впечатление, что ребенок физически неотделим от матери. Такая привязанность проявляется, прежде всего, только как негативное переживание отделения от матери. Часто малыш просто не в состоянии выпустить маму из своего поля зрения - она не может отойти в другую комнату или даже закрыть за собой дверь в туалете.

Малейшая угроза разрушения этой связи может спровоцировать у ребенка катастрофическую реакцию на соматическом уровне. Например, у семимесячного ребенка при уходе матери на полдня (при том, что он оставался с постоянно живущей с ними бабушкой) поднималась температура, возникали рвота и отказ от еды. Вместе с тем, при такой тяжелой реакции младенца даже на непродолжительную разлуку с матерью, он может не демонстрировать свою привязанность в комфортных условиях. Когда мама рядом, он не вызывает ее на общение, совместную игру, не пытается поделиться с ней положительными переживаниями, может не откликаться на ее обращения. Иногда такая симбиотическая привязанность выражается в выделении на какой-то период одного лица и неприятие остальных членов семьи. Затем единственным, кого допускает к себе ребенок, может стать и кто-то другой (например, бабушка вместо мамы и теперь малыш уже полностью отказывается от взаимодействия с матерью, "не замечает" ее).

- Другое также характерное проявление сложностей формирования привязанности - раннее выделение матери, по отношению к которой ребенок проявляет сверхсильную положительную эмоциональную реакцию, но очень дозированную по времени и возникающую только по его собственному побуждению. Малыш может проявить восторг, подарить матери «обожающий взгляд». Но такие кратковременные моменты страстности, выражения любви сменяются периодами индифферентности, когда ребенок не откликается на попытки матери поддержать с ним общение, эмоционально «заразить» его.

- Может также наблюдаться длительная задержка в выделении какого-то одного лица в качестве объекта привязанности (иногда ее признаки появляются значительно позже – даже после трех лет). Такой малыш может производить поверхностное впечатление очень общительного, спокойного, идущего ко всем на руки. Причем это происходит не только в первые месяцы жизни, когда в норме формируется и достигает расцвета «комплекс оживления», и такую реакцию ребенка естественно вызывает любой общающийся с ним взрослый, но и значительно позже, когда незнакомый человек обычно принимается с осторожностью либо смущением, со стремлением быть поближе к маме. Нередко у таких детей вообще не возникает характерного для возраста 7-8 месяцев «страха чужого», то есть не появляется избирательности в общении, и позднее такой малыш может легко уйти за руку с незнакомым человеком.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: