Особенности взаимодействия с сенсорной средой, с предметным миром. Невыраженность исследовательской активности.




Известно, что для определенного периода нормального развития младенца (до 8-9 месяцев) характерны многократные однообразные действия с предметами, провоцируемые их сенсорными свойствами, - прежде всего трясение и стучание. Это так называемые циркулярные реакции, направленные на повторение определенного сенсорного эффекта, с их помощью младенец начинает осваивать окружающий мир. Еще до года они закономерно начинают сменяться более сложными формами обследования, в которых уже учитываются функциональные свойства игрушек, других предметов.

Ребенок с благополучным эмоциональным развитием с удовольствием включает взрослого в свою активность. Он получает больше радости, и его занятия продолжаются дольше, если взрослый помогает ему, подыгрывает, эмоционально реагирует на его действия. Так, он скорее предпочтет прыгать на коленях у мамы, а не в одиночестве в манеже, с большим удовольствием будет гулить, повторять звуки в присутствии взрослого, манипулировать какой-либо игрушкой или предметом, привлекая его внимание.

Ребенок с нарушенным аффективным развитием бывает настолько захвачен определенными сенсорными ощущениями, что его циркулярные реакции надолго фиксируются: он, например, не пытается возить, нагружать машинку, а продолжает однообразно вращать колеса или держать заведенную игрушку в руках; не строит башенку из кубиков, а стереотипно раскладывает их в однообразный горизонтальный ряд, без конца листает или рвет страницы книги и т.п.

Близкому практически не удается подключаться к впечатлениям и действиям, поглощающим ребенка. Чем больше малыш выглядит захваченным ими, тем сильнее он противостоит попыткам взрослого вмешаться в его особые занятия, предложить свою помощь, а тем более переключить его на что-либо другое. Он часто может выдержать лишь пассивное присутствие кого-то из близких (а в ряде случаев и настоятельно этого требует), но активное вмешательство последнего очевидно портит ему удовольствие от получаемых ощущений. В результате родители нередко начинают думать, что они действительно мешают своему малышу, что предлагаемые ими занятия не так интересны ему как собственные, не всегда понятные, однообразные манипуляции.

Таким образом, если при нормальном эмоциональном развитии удовольствие от сенсорной стимуляции становится важной составляющей контакта ребенка с близким взрослым, то в случае раннего искажение этого развития, особые стереотипные увлечения малыша начинают поглощать его и отгораживать от взаимодействия с родителями, а значит препятствовать развитию и усложнению отношений с окружающим миром.

В норме после года, при овладении ходьбой, ребенок настолько активно начинает осваивать пространство, что у взрослых возникают реальные трудности регуляции его поведения. Побежать за тем, что движется, залезть в коробку или выдвигать ящики стола, играть с дверью и т.п. становится для него важнее, чем находится на руках у мамы, и занимает большую часть времени.

В условиях недостаточной сформированности эмоционального контакта малыша с близкими, сложностей организации его внимания, этот закономерный возрастной период может проходить особенно остро.

Часто в это время у родителей возникает ощущение резкой смены характера ребенка: он может становиться неосторожным, неудержимым, непослушным, неуправляемым. Особенно заметны происходящие с малышом изменения, если раньше он был крайне спокоен, "удобен", покорно подчинялся всем режимным требованиям, ничего не тащил в рот, никуда не лез. Именно в это время становится заметным, что ребенок может «не слышать» обращения, не реагировать на собственное имя, игнорировать запреты.

И, напротив, у ранимого и сверхчувствительного ребенка в это время особенно заметными становятся чрезмерная осторожность и брезгливость: ребенок не хочет вылезать из коляски, не решается наступить на снег, не станет копаться в песке и залезать в лужи, как большинство его сверстников.

От полутора до трех лет

После полутора лет, ближе к двум годам признаки неблагополучия эмоционального развития малыша становятся все более очевидными.

Родителям на заметку    

 

- Остаются и закономерно нарастают в ситуациях повышения требовательности со стороны родителей к ребенку трудности произвольной организации его поведения: сложно привлечь его внимание, переключить на какие-то действия, предлагаемые взрослым; не формируется подражание близким и детям, хотя избирательно малыш может имитировать какой-либо механический звук или копировать яркое действие персонажа любимого мультфильма; не усложняются его манипуляции с игрушками (а в ряде случаев они и не привлекают его внимание) – он не обучается играть, а продолжает стереотипно разбрасывать или, наоборот, тщательно раскладывать в ряды машинки, кубики, карандаши, или просто постоянно держит в руках какие-то предпочитаемые предметы (коробочки, палочки, веревочки и т.д.).

- Становится более выраженным отставание в речевом развитии и его своеобразие: ребенок может не набирать активного словарного запаса и часто не реагировать на обращенную к нему речь; могут появляться отдельные слова, словосочетания и даже возможно раннее появление достаточно сложных – «взрослых» фраз, но они не носят характера обращения, не направлены на коммуникацию, не всегда понятна их связь с реальной ситуацией.

- Не появляется интерес к другим детям (ребенок либо «не замечает» их, либо старается держаться в стороне).

- Могут появиться необычные стереотипные движения или действия с предметами, которые усиливаются в ситуациях, когда ребенок переживает какое-то сильное впечатление (как позитивное, так и негативное).

- Появляются и усиливаются выраженные проблемы поведения (тревожность, пугливость, страхи, которые могут сочетаться с периодам повышенной возбудимости, расторможенности; негативизм; агрессия и самоагрессия; заметные трудности принятия всего нового, в том числе и появление ограничений в еде, сложности смены привычной одежды, маршрута прогулок и т.д.)

При благополучном развитии в этом возрасте малыш тоже стремится к повторению и поддержанию сложившихся в его каждодневных взаимодействиях с близкими привычек; он тоже может становиться упрямым и демонстрировать протест агрессией, капризами, и в норме в этот период родители начинают замечать первые страхи (в том числе и ночные). Однако, эти возрастные особенности поведения не препятствуют развитию и усложнению эмоционального взаимодействия ребенка с близкими. Мама может успокоить испугавшегося малыша, уговорить его, отвлечь, заинтересовать чем-то новым.

При признаках нарушения эмоционального развития отмечается особая легкость возникновения у ребенка аффективного дискомфорта (прямым знаком которого является самоагрессия), крайне длительная его фиксация на негативных впечатлениях. При этом малыш может не жаловаться, не обращаться к маме за помощью и, напротив, еще больше отгораживаться от контакта с близкими и прибегать к своим способам успокоения (в эти моменты и могут появляться особые двигательные разряды, раскачивания, закрывание ушек руками).

- Могут наблюдаться и признаки регресса развития, когда теряется тот минимум эмоциональных связей, форм контакта, начинавших складываться навыков ребенка (в том числе и речевых), которые он стал приобретать до того, как научился ходить.

 

Таким образом, признаки аффективного неблагополучия ребенка раннего возраста проявляются, прежде всего, в трудностях эмоционального контакта с близкими, в малой активности во взаимодействии с окружением и стремлении ограничить и стереотипизировать формы этого взаимодействия; в особой чувствительности, ранимости, лежащих в основе легко возникающих проблем поведения.

Чем раньше будет оказана такому малышу и его близким специальная помощь в налаживании и развитии эмоционального взаимодействия, тем более гибкими, разработанными и эмоционально адекватными будут его способы адаптации к окружению.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: