Известно, что для определенного периода нормального развития младенца (до 8-9 месяцев) характерны многократные однообразные действия с предметами, провоцируемые их сенсорными свойствами, - прежде всего трясение и стучание. Это так называемые циркулярные реакции, направленные на повторение определенного сенсорного эффекта, с их помощью младенец начинает осваивать окружающий мир. Еще до года они закономерно начинают сменяться более сложными формами обследования, в которых уже учитываются функциональные свойства игрушек, других предметов.
Ребенок с благополучным эмоциональным развитием с удовольствием включает взрослого в свою активность. Он получает больше радости, и его занятия продолжаются дольше, если взрослый помогает ему, подыгрывает, эмоционально реагирует на его действия. Так, он скорее предпочтет прыгать на коленях у мамы, а не в одиночестве в манеже, с большим удовольствием будет гулить, повторять звуки в присутствии взрослого, манипулировать какой-либо игрушкой или предметом, привлекая его внимание.
Ребенок с нарушенным аффективным развитием бывает настолько захвачен определенными сенсорными ощущениями, что его циркулярные реакции надолго фиксируются: он, например, не пытается возить, нагружать машинку, а продолжает однообразно вращать колеса или держать заведенную игрушку в руках; не строит башенку из кубиков, а стереотипно раскладывает их в однообразный горизонтальный ряд, без конца листает или рвет страницы книги и т.п.
Близкому практически не удается подключаться к впечатлениям и действиям, поглощающим ребенка. Чем больше малыш выглядит захваченным ими, тем сильнее он противостоит попыткам взрослого вмешаться в его особые занятия, предложить свою помощь, а тем более переключить его на что-либо другое. Он часто может выдержать лишь пассивное присутствие кого-то из близких (а в ряде случаев и настоятельно этого требует), но активное вмешательство последнего очевидно портит ему удовольствие от получаемых ощущений. В результате родители нередко начинают думать, что они действительно мешают своему малышу, что предлагаемые ими занятия не так интересны ему как собственные, не всегда понятные, однообразные манипуляции.
|
Таким образом, если при нормальном эмоциональном развитии удовольствие от сенсорной стимуляции становится важной составляющей контакта ребенка с близким взрослым, то в случае раннего искажение этого развития, особые стереотипные увлечения малыша начинают поглощать его и отгораживать от взаимодействия с родителями, а значит препятствовать развитию и усложнению отношений с окружающим миром.
В норме после года, при овладении ходьбой, ребенок настолько активно начинает осваивать пространство, что у взрослых возникают реальные трудности регуляции его поведения. Побежать за тем, что движется, залезть в коробку или выдвигать ящики стола, играть с дверью и т.п. становится для него важнее, чем находится на руках у мамы, и занимает большую часть времени.
В условиях недостаточной сформированности эмоционального контакта малыша с близкими, сложностей организации его внимания, этот закономерный возрастной период может проходить особенно остро.
Часто в это время у родителей возникает ощущение резкой смены характера ребенка: он может становиться неосторожным, неудержимым, непослушным, неуправляемым. Особенно заметны происходящие с малышом изменения, если раньше он был крайне спокоен, "удобен", покорно подчинялся всем режимным требованиям, ничего не тащил в рот, никуда не лез. Именно в это время становится заметным, что ребенок может «не слышать» обращения, не реагировать на собственное имя, игнорировать запреты.
|
И, напротив, у ранимого и сверхчувствительного ребенка в это время особенно заметными становятся чрезмерная осторожность и брезгливость: ребенок не хочет вылезать из коляски, не решается наступить на снег, не станет копаться в песке и залезать в лужи, как большинство его сверстников.
От полутора до трех лет
После полутора лет, ближе к двум годам признаки неблагополучия эмоционального развития малыша становятся все более очевидными.
Родителям на заметку |
- Остаются и закономерно нарастают в ситуациях повышения требовательности со стороны родителей к ребенку трудности произвольной организации его поведения: сложно привлечь его внимание, переключить на какие-то действия, предлагаемые взрослым; не формируется подражание близким и детям, хотя избирательно малыш может имитировать какой-либо механический звук или копировать яркое действие персонажа любимого мультфильма; не усложняются его манипуляции с игрушками (а в ряде случаев они и не привлекают его внимание) – он не обучается играть, а продолжает стереотипно разбрасывать или, наоборот, тщательно раскладывать в ряды машинки, кубики, карандаши, или просто постоянно держит в руках какие-то предпочитаемые предметы (коробочки, палочки, веревочки и т.д.).
|
- Становится более выраженным отставание в речевом развитии и его своеобразие: ребенок может не набирать активного словарного запаса и часто не реагировать на обращенную к нему речь; могут появляться отдельные слова, словосочетания и даже возможно раннее появление достаточно сложных – «взрослых» фраз, но они не носят характера обращения, не направлены на коммуникацию, не всегда понятна их связь с реальной ситуацией.
- Не появляется интерес к другим детям (ребенок либо «не замечает» их, либо старается держаться в стороне).
- Могут появиться необычные стереотипные движения или действия с предметами, которые усиливаются в ситуациях, когда ребенок переживает какое-то сильное впечатление (как позитивное, так и негативное).
- Появляются и усиливаются выраженные проблемы поведения (тревожность, пугливость, страхи, которые могут сочетаться с периодам повышенной возбудимости, расторможенности; негативизм; агрессия и самоагрессия; заметные трудности принятия всего нового, в том числе и появление ограничений в еде, сложности смены привычной одежды, маршрута прогулок и т.д.)
При благополучном развитии в этом возрасте малыш тоже стремится к повторению и поддержанию сложившихся в его каждодневных взаимодействиях с близкими привычек; он тоже может становиться упрямым и демонстрировать протест агрессией, капризами, и в норме в этот период родители начинают замечать первые страхи (в том числе и ночные). Однако, эти возрастные особенности поведения не препятствуют развитию и усложнению эмоционального взаимодействия ребенка с близкими. Мама может успокоить испугавшегося малыша, уговорить его, отвлечь, заинтересовать чем-то новым.
При признаках нарушения эмоционального развития отмечается особая легкость возникновения у ребенка аффективного дискомфорта (прямым знаком которого является самоагрессия), крайне длительная его фиксация на негативных впечатлениях. При этом малыш может не жаловаться, не обращаться к маме за помощью и, напротив, еще больше отгораживаться от контакта с близкими и прибегать к своим способам успокоения (в эти моменты и могут появляться особые двигательные разряды, раскачивания, закрывание ушек руками).
- Могут наблюдаться и признаки регресса развития, когда теряется тот минимум эмоциональных связей, форм контакта, начинавших складываться навыков ребенка (в том числе и речевых), которые он стал приобретать до того, как научился ходить.
Таким образом, признаки аффективного неблагополучия ребенка раннего возраста проявляются, прежде всего, в трудностях эмоционального контакта с близкими, в малой активности во взаимодействии с окружением и стремлении ограничить и стереотипизировать формы этого взаимодействия; в особой чувствительности, ранимости, лежащих в основе легко возникающих проблем поведения.
Чем раньше будет оказана такому малышу и его близким специальная помощь в налаживании и развитии эмоционального взаимодействия, тем более гибкими, разработанными и эмоционально адекватными будут его способы адаптации к окружению.