Понятие и виды сельскохозяйственных коммерческих организаций (предприятий) в условиях рынка.




ЗаконРСФСР от 22 ноября 1990 г. "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", с последующими изменениями и дополнениями рассматривает крестьянское хозяйство в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта с правами юридического лица, представленного отдельным гражданином, семьей или группой лиц, осуществляющих производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции на основе использования имущества и земельных участков, находящихся в их пользовании, в том числе в аренде, в пожизненном наследуемом владении или в собственности (п. 1 ст. 1).

Крестьянское хозяйство как субъект аграрных, гражданских, земельных, финансовых правоотношений и самостоятельная организационно-правовая форма аграрного предпринимательства характеризуется следующими признаками. Оно:

во-первых, представляет сумму трех компонентов: имущественный комплекс, земельный участок и граждан, объединившихся для сельскохозяйственной и связанной с ней иной деятельности;

во-вторых, выступает в качестве односубъектного формирования — самостоятельного хозяйствующего субъекта и носителя прав и обязанностей; в-третьих, субъект предпринимательской деятельности, поскольку в законе говорится о его правосубъектности, об осуществлении им определенных прав и обязанностей.

В деятельности крестьянского хозяйства преобладают не только хозяйственные задачи, связанные с сельскохозяйственной и связанной с ней иной деятельностью, но и коммерческие задачи, направленные на получение прибыли. Поэтому закон наделяет крестьянское (фермерское) хозяйство всем комплексом прав и обязанностей, необходимых для осуществления частной предпринимательской деятельности.

Формой предпринимательской деятельности крестьянина выступает семейное, индивидуальное предприятие, правосубъектность которого характеризуется совокупностью прав и обязанностей в различных областях сельскохозяйственной и связанной с ней иной деятельностью. Правда, Закон РСФСР от 25 декабря 1990 г. "О предприятиях и предпринимательской деятельности", утративший силу с 1 января 1995 г. в связи с принятием нового Гражданского кодекса Российской Федерации, не предусматривал такой формы предпринимательства, как крестьянское хозяйство. Не внес ясности в решение вопроса о правовом статусе крестьянского хозяйства и Гражданский кодекс, который предусматривает применение лишь таких организационно-правовых форм предпринимательства, как хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные предприятия, и не признает семейные и индивидуальные предприятия, если они не облечены в форму хозяйственного товарищества и общества, производственного кооператива. В связи с этим в последнее время широко распространилось мнение, будто крестьянское хозяйство занимает промежуточное положение между организационно-правовыми формами предпринимательства, известными ранее Закону РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности", а в настоящее время Гражданскому кодексу Российской Федерации, и физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность.

Если исходить из того, что крестьянское хозяйство представляет собой особую организационно-правовую форму предпринимательства, урегулированную самостоятельным законом, можно заключить, что к организации и деятельности крестьянских хозяйств не должны применяться нормы, содержащиеся в гл. ГУ "Юридические лица" Гражданского кодекса Российской Федерации. Ранее на основе этой исходной позиции необоснованно считалось, что на отношения, связанные с организацией и деятельностью крестьянских хозяйств, не распространяется Закон РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности". Существовала и другая точка зрения, согласно которой на крестьянское хозяйство, являющееся по экономическим и юридическим признакам индивидуальным или семейным предприятием, должны распространяться не только специальные нормативные акты, но и общие законы, регламентирующие предпринимательскую деятельность.

При всем, однако, различии обе указанные позиции объединяет тот общий момент, что они опираются на теорию физических и юридических лиц, и потому крайне важно приспособить эти институты гражданского права к потребностям аграрного предпринимательства и рынка. Вместе с тем необходимо обратить внимание на то, что понятие крестьянского хозяйства как особого хозяйствующего объекта, данное в п. 1 ст. 1 Закона РСФСР от 22 ноября 1990 г., является разновидностью общего понятия предприятия, сформулированного ранее в п. 1 ст. 4 Закона о предприятиях и предпринимательской деятельности.

В той мере, в какой крестьянское хозяйство выступает в качестве субъекта гражданского и аграрного права, т.е. действует в качестве частного сельскохозяйственного предприятия, ему присущи все признаки, характеризующие любое частное предприятие. Действующее законодательство не содержит существенных отличий в имущественном статусе крестьянского хозяйства и любого иного частного предприятия. В крестьянском хозяйстве правовой режим имущества подчиняется нормам об общей совместной собственности, хотя закон не исключает и иные варианты закрепления имущества за гражданами — субъектами права общей долевой собственности (п. 1 ст. 257 ГК РФ).

Частное предприятие как собственник отвечает по долгам предприятия в тех пределах, которые определены его уставом. По обязательствам крестьянского хозяйства несет, однако, ответственность не крестьянское хозяйство, а его члены. Ввиду того, что имущество крестьянского хозяйства признается общей собственностью членов крестьянского хозяйства, юридическая конструкция ст. 24 Закона РСФСР от 22 ноября 1990 г., в которой говорится о полной имущественной ответственности крестьянского хозяйства, является фикцией.

Особая природа крестьянского хозяйства выражается также в наделении его правами юридического лица. Такая искусственная юридическая конструкция, закрепленная п. 1 ст. 1 Закона РСФСР от 22 ноября 1990 г., породила массу недоразумений и казусов о степени имущественной ответственности крестьянского хозяйства по сделкам и правонарушениям отдельных членов крестьянского хозяйства и подверглась обоснованной критике в юридической литературе. Одновременно она повлекла за собой ряд неблагоприятных последствий в области налогообложения крестьянского хозяйства и его членов. В современных условиях в теории гражданского права и на практике свойство юридического лица за крестьянским хозяйством отрицается. Это нашло отражение и в Гражданском кодексе Российской Федерации, и в проекте нового Закона Российской Федерации "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", которые не признают за такими хозяйствами статуса юридического лица.

Совпадение базовых норм ныне отмененного Закона о предприятиях и предпринимательской деятельности (п. 1 ст. 4) и Закона РСФСР от 22 ноября 1990 г. (пп. 1 и 2 ст. 1) обнаруживалось и в решений главного вопроса — об основных правах и обязанностях частного предприятия и крестьянского хозяйства как самостоятельного хозяйствующего субъекта, осуществляющего в качестве самостоятельного товаропроизводителя сельскохозяйственную и связанную с ней иную деятельность.

То, что Закон о предприятиях и предпринимательской деятельности отказывал крестьянскому хозяйству в предоставлении статуса частного предприятия, закреплял за ним некую промежуточную правоспособность (и не предприятие, и не физическое лицо), нужно рассматривать как результат юридико-технического несовершенства законодательства.

Крестьянское хозяйство — это хозяйственная организация особого рода, которая ведется, по общему правилу, либо отдельным гражданином, либо семьей. Крестьянская семья — наиболее простая, широко распространенная организационно-правовая форма крестьянского хозяйства. - Легальным определением подчеркивается, что крестьянское хозяйство, с одной стороны, основано на семейно-родственных связях лиц, ведущих совместную сельскохозяйственную деятельность, с другой — это семейно-трудовое объединение лиц, занятых частнопредпринимательской сельскохозяйственной деятельностью. Тем самым при определении круга лиц, участвующих в сельскохозяйственной деятельности, закон придает решающее значение не только родственным, но и трудовым связям членов крестьянской семьи.

На такой основе создавались крестьянские хозяйства в дореволюционной России, законодательство которой рас сматривало крестьянский двор не только в качестве родственного, но и трудового союза. Право на семейное имущество или его долю определялось кровным родством и трудовым началом.

Земельный кодекс РСФСР 1922 года характеризовал крестьянский двор как семейно-трудовое объединение лиц, совместно ведущих сельское хозяйство.

Современная юридическая практика содержит много доводов в пользу юридической конструкции крестьянского хозяйства как имущественно-хозяйственного объединения крестьян, занятых частным предпринимательством в сфере агробизнеса. На основе такой конструкции вопросы, связанные с регулированием земельных, имущественных, трудовых отношений, возникающих на почве совместной трудовой деятельности членов крестьянской семьи, должны быть отнесены к сфере законодательства о крестьянском хозяйстве. Право членов крестьянского хозяйства по отношению к имуществу определяется нормами права, учитывающими начало как семейного родства, так и трудовые отношения.

Вместе с тем закон допускает существование крестьянских хозяйств, которые ведутся группой лиц, не связанных семейно-родственными связями, но объединившихся для совместной сельскохозяйственной деятельности. При таком широком понимании состава крестьянского хозяйства возникает вопрос, чем отличаются эти коллективы от иных сельскохозяйственных предприятий, которые могут выступать по законодательству, участниками рыночных аграрных отношений. Крестьянское хозяйство в том виде, в каком оно представлено в ст. 1 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве, который выделяет группу лиц в качестве организационно-правовой формы предприятия, есть по существу не что иное, как сельскохозяйственное товарищество или кооператив.

При неполном правовом регулировании деятельности крестьянских хозяйств, созданных группой граждан, участники гражданского оборота не имеют представлений, с кем они должны иметь дело в гражданском обороте, кто является собственником имущества, на каких основаниях оно закреплено за группой граждан, когда в состав крестьянского хозяйства входят лица, не связанные между собой семейно-родственными отношениями?

Положения, касающиеся социальной и юридической природы крестьянских хозяйств, дополнены, уточнены, видоизменены в проекте Закона Российской Федерации "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", подготовленном в 1994 году Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации и специалистами по аграрному праву Института государства и права РАН. Здесь обоснованно предлагается закрепить традиционный взгляд на крестьянское хозяйство как на семейно-трудовое объединение лиц, совместно ведущих сельское хозяйство.

При этом не исключается возможность использования и иных юридических конструкций группы граждан, в частности совместной деятельности без создания юридического лица на основе договора. Наряду с этим п. 1 ст. 259 ГК РФ предусматривает создание членами крестьянского хозяйства на базе имущества хозяйства хозяйственного товарищества или производственного кооператива.

Понятие "крестьянское хозяйство" законодательство связывает не только с формой сельскохозяйственного предприятия, но и с земельной собственностью, арендой сельскохозяйственных земель, земельным оборотом, организацией земельной территории. Вопрос о правовом режиме земель крестьянского хозяйства решен в сущности ст. 1 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве. В этой статье говорится о таких титульных земельных правах граждан, ведущих крестьянское хозяйство, как право аренды, пожизненного наследуемого владения или собственности на земельный участок. Земельный участок может входить в состав недвижимого имущества крестьянского хозяйства по различным правовым основаниям: одна часть земли — в качестве частной собственности гражданина, которому выдано свидетельство о праве собственности на землю, -другая — в качестве пожизненного наследуемого владения, третья — по договору аренды.

Аналогичные и нередко измененные нормы содержатся в других земельно-правовых актах, изданных в 1991 — 1993 годах, которые отказались от юридически неопределенной конструкции пожизненного наследуемого владения землей граждан. В соответствии с этим современное законодательство выдвигает новые признаки и уточнения к правовому понятию крестьянского хозяйства, которое осуществляет частную предпринимательскую деятельность на основе двух правовых институтов: права частной собственности граждан на землю и права аренды земли.

Такие права предоставляются законодательными актами, принятыми на первом этапе земельной реформы, не крестьянскому хозяйству как односубъектному земледельческому хозяйству, не семье крестьянина, которая не признается субъектом права вообще и права частной собственности на землю в частности, а гражданину, получившему свидетельство на право собственности на землю. Ответ на вопрос, почему именно гражданин, изъявивший желание создать крестьянское хозяйство и обратившийся с заявлением в соответствующие органы о предоставлении земельного участка, признается собственником земельного участка, содержится в ст. 7 Земельного кодекса 1991 года. Она предусматривает, что граждане имеют право на получение в частную собственность земельных участков для ведения крестьянского хозяйства. Если оставаться на позициях действующего законодательства, надо признать обоснованным запрет на выдел земельного участка при выходе из состава крестьянского хозяйства, передачу в наследство земли наследникам, не являющимся членами крестьянского хозяйства (ст.ст. II, 26 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве).

Дореволюционное правовое регулирование земельно-имущественных отношений периода П.А. Столыпина также базировалось на теории личной собственности домохозяина на имущество семьи. Закон признавал земельные участки, находящиеся в подворном владении, а также усадебные участки при общинном владении личной собственностью домохозяина'. Таким образом, российское законодательство еще в начале XX века отказалось от семейной собственности и коллективной формы землевладения, закрепив право личной собственности домохозяина и общей собственности в качестве основных институтов гражданского и земельного права.

На втором этапе современной земельной реформы по требованию V съезда АККОР в новый проект Закона Российской Федерации "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" были внесены изменения, относящиеся к правовому режиму фермерских земель. Эти изменения заключаются в закреплении права собственности на земельный участок не за главой, а за всеми членами крестьянского хозяйства, объединившимися для осуществления частнопредпринимательской деятельности в сельском хозяйстве. И каким бы ни было окончательное решение данного вопроса законодателем, совершенно очевидно, что существует настоятельная необходимость выравнять земельные права членов крестьянского хозяйства, устранить неравное распределение собственности на землю, которое является серьезным препятствием для развития фермерского движения.

Содержание трудовой правосубъектности крестьянского хозяйства как частного сельскохозяйственного предприятия определяется группой прав и обязанностей, предоставленных для организации сельскохозяйственного труда. Речь идет прежде всего о хозяйствах, основанных на собственном труде самого крестьянина и членов его семьи.

Однако положение о трудовом характере землевладения не может рассматриваться в качестве безусловного принципа организации труда в крестьянском хозяйстве. Владелец земли (собственник, арендатор), занятый частным сельскохозяйственным предпринимательством, как любой предприниматель, зарегистрированный в качестве предприятия, может осуществлять свою деятельность с привлечением наемного труда (ст.ст. 23, 257ГК РФ).

Применение наемного труда в крестьянском хозяйстве имеет ряд особенностей, которые закреплены ст. 22 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве. Хозяйству разрешается использовать наемный труд в случае производственной необходимости в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Условия применения наемного труда определяются договорами крестьянского хозяйства с гражданами об использовании их труда.

 

Законодательство, регулирующее договорные отношения сельскохозяйственных коммерческих организаций.

Правовые нормы, регулирующие договорные отношения сельскохозяйственных коммерческих организаций (предприятий), можно разделить на несколько групп.

Во-первых, нормы общегражданского законодательств; о юридических лицах, сделках, о договорах и об ответст венности. На их основе формируются специальные нормы, относящиеся к отдельным видам договоров. Кроме того, они являются основным правовым регулятором при заключении договоров, не ставших предметом специального законодательства. В этих случаях Гражданский кодекс Российской Федерации признает значение источников права также за обычиями цехового оборота и опубликованными в печати, хотя бы и не имеющими официального одобрения примерными договорами (ст. 427).

Во-вторых, специальные нормы, содержащиеся и в общегражданском законодательстве, и в специальных законодательных и подзаконных нормативных актах, и посвященные отдельным договорным институтам: контрактации, купле-продаже, аренде и т.д. Это относится в первую очередь к договорам купли-продажи сельскохозяйственной продукции, к купле-продаже различных материально-технических ресурсов, например оборудования и техники, кормов для сельскохозяйственных предприятий. При заключении договоров купли-продажи в этих случаях используются общие нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о купле-продаже, поскольку никаких специальных нормативных актов (положений, типовых или примерных договоров), посвященных купле-продаже названных видов имущества, не издано.

В число норм первой и второй групп входят и императивные, и диспозитивные, хотя, как правило, специальные подзаконные акты содержат в основном императивные нормы, а общегражданское законодательство и специальные законодательные акты включают относительно больше диспозитивных норм.

В-третьих, нормы рекомендательные. Они прежде всего характерны для сохраняющего пока важное место в аграрной экономике кооперативного сектора. Традиционно используются рекомендательные акты для регулирования внутрихозяйственных и трудовых отношений в сельскохозяйственных коммерческих организациях (предприятиях), а также в сфере регулирования приватизационных процессов.

В правоприменительной практике центральное место занимают специальные нормы, ориентированные на регулирование важнейших видов договоров, используемых сельскохозяйственными коммерческими организациями (предприятиями) в своей деятельности.

Среди этих актов следует назвать Федеральные законы от 8 декабря 1995 г. "О сельскохозяйственной кооперации", от 9 января 1996 г. "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей", а также имеющие рекомендательное значение, но широко используемые в практике Гражданский и Земельный кодексы; Положения о поставках продукции и товаров; Положение о порядке заключения и исполнения договоров на выполнение работ по производственно-техническому обслуживанию колхозов, совхозов и других предприятий и организаций ремонтно-техническими предприятиями, утвержденное приказом Госагропрома СССР от 6 июля 1987 г. № 523; Положение о договорах на создание (передачу) научно-технической продукции, утвержденное Государственным комитетом СССР по науке и технике 19 ноября 1987 г. № 435'. По всем упомянутым договорам разработаны соответствующие Типовые и Примерные формы договоров, которые практически близки по значению к источникам права.

Материально-правовые нормы, созданные в порядке специального правового регулирования, содержатся, в частности, в Федеральном законе от 2 декабря 1994 г. "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд. Большое развитие специальное законодательное регулирование получило в области материально-технического обеспечения АПК.

По некоторым договорам типовые и примерные формы выступают в роли основного акта специального значения. Так, закупка продукции в личных подсобных хозяйствах граждан осуществляется на основе Типового договора на закупку излишков сельскохозяйственной продукции в личных подсобных хозяйствах граждан, членов садоводческих товариществ.

Договоры по закупкам и поставкам сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, для государственных нужд, их характерные черты, особенности.

 

Реализация сельскохозяйственной продукции может опосредоваться несколькими видами договоров. Это контрактация, закупка, поставка, купля-продажа и комиссия. По договорам контрактации, закупки реализуется основная часть продукции, произведенной сельскохозяйственными коммерческими организациями (предприятиями), и значительное количество продукции крестьянских (фермерских) хозяйств и личных подсобных хозяйств граждан, членов садоводств и огородничеств, сельскохозяйственных товариществ.

В нашей стране с 1961 и до 1994 года государственные закупки сельскохозяйственной продукции у колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий производились по договорам контрактации, представлявшим собой заказ на необходимую государству продукцию, заключаемым хозяйствами с заготовительными организациями. До начала рыночных экономических реформ, т.е. до начала 1990-х годов договоры контрактации были в основном плановыми, базировались на обязательных для хозяйств планах государственных закупок. При этом министерства, ведомства, предприятия и организации, закупавшие сельскохозяйственную продукцию, отвечали за организацию закупок и обеспечение бесперебойного приема всей продукции, предъявляемой хозяйствами.

Сохраняет свою роль этот договор и сейчас. Ему посвящены ст.ст. 535—538 ГК РФ, в которых определено содержание договора контрактации как одного из видов договора купли-продажи, наряду с поставкой товаров, розничной куплей-продажей, энергоснабжением и другими разновидностями этого обязательства.

Согласно ст. 535ГК РФ, по договору контрактации производитель сельскохозяйственной продукции обязуется передать выращенную или произведенную им сельскохозяйственную продукцию заготовителю такой продукции (контрактанту), т.е. лицу, осуществляющему закупки такой продукции для переработки или продажи.

К отношениям, оформляемым договором контрактации, применяются в субсидиарном порядке нормы о договорах поставки (ст.ст. 506—524 ГК РФ), а также в соответствующих случаях ~ о поставке продукции для государственных нужд. Исторически сложилось так, что отношения по договору контрактации регулировались соответствующими положениями, утверждаемыми в ведомственном порядке.

Так, 15 ноября 1983 г. Министерством заготовок СССР и Министерством сельского хозяйства СССР были утверждены Положение о порядке заключения и исполнения договоров контрактации сельскохозяйственной продукции и Типовые договоры контрактации этой продукции. В последующем эти документы неоднократно дополнялись, изменялись и уточнялись.

Положение регламентировало общие для всех хозяйств и заготовителей вопросы заключения и исполнения договоров контрактации. Оно предусматривало, что договор контрактации — основной документ, определяющий права и обязанности сторон.

Каждая из сторон при заключении договора контрактации обязана соблюдать интересы другой стороны, исполнять обязанности наиболее экономичным образом, принимать необходимые меры к предотвращению или уменьшению ущерба, который мог возникнуть в связи с ненадлежащим исполнением обязательств, и своевременно информировать другую сторону об этих мерах; содействовать ей в исполнении обязанностей.

Договор считался выполненным в том случае, если стороны обеспечили исполнение всех принятых на себя обязательств. Неисполнение обязательств по договору контрактации считалось нарушением государственной дисциплины и влекло за собой имущественную ответственность заготовителя и хозяйства, допустивших нарушение. Причем предусмотренные законодательством или договором санкции за нарушение договорных обязательств должны были применяться в обязательном порядке без взаимных зачетов. Отказ от предъявления санкций, а также соглашение сторон об ограничении ответственности, если размер ее точно определен законодательством, не допускались.

Договор контрактации — плановый хозяйственный договор. Он заключался на основе и во исполнение планового задания на государственную закупку сельскохозяйственных продуктов, доведенного до хозяйства в установленном порядке и в соответствии с планом развития сельскохозяйственного производства в данном хозяйстве. При этом хозяйства-производители в административном порядке прикреплялись к заготовителям сельскохозяйственной продукции исходя из необходимости развития прямых связей.

Договоры контрактации заключались сроком на пять лет, с разбивкой по годам, и на один год. Договор признавался заключенным с момента регистрации его в государственной инспекции по закупкам и качеству сельскохозяйственных продуктов по району. Ассортимент, количество продукции, сроки продажи, а также другие условия ежегодно уточнялись. В свою очередь заготовительная организация обязывалась обеспечить хозяйство действующими стандартами, техническими условиями, правилами приемки и оценки закупаемой продукции и расчетов за нее, по требованию хозяйства консультировала его работников по этим вопросам.

Все это было необходимо в период господства в стране командно-административной системы с ее жестким, централизованным плановым руководством.

Переход Российской Федерации от административно-командной к рыночной экономике обусловил возникновение новых общих правовых и экономических принципов в формировании, размещении и исполнении на договорной основе заказов на закупку и поставку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд предприятиями, организациями и учреждениями, расположенными на территории Российской Федерации, независимо от форм собственности.

Федеральный закон Российской Федерации от 2 декабря 1994 г. "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд" ^ не предусматривает заключения в дальнейшем договоров контрактации и не употребляет само понятие этого договора как правового института.

В данном Федеральном законе речь идет о правовом регулировании и исполнении договоров на закупку либо договоров на поставку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд.

В данном Законе неоднократно подчеркивается значение договоров закупки и поставки как основных документов, обеспечивающих государственные нужды сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием. Установлено два уровня формирования и размещения заказов на закупку и поставку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия: федеральный и региональный. Это предполагает разработку целевых федеральных программ развития агропромышленного производства, других экономических и социальных программ, направленных на снабжение населения продовольствием. Договоры закупки и поставки выступают также как инструмент государственного регулирования экспорта сельскохозяйственной продукции, формирования государственных резервов, обеспечения необходимого уровня продовольственного снабжения для обороны и государственной безопасности. Можно назвать другие функции договоров закупки и поставки, например их ориентацию на удовлетворение потребностей в сельскохозяйственной продукции, сырье и продовольствии районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

При переходе к рыночной аграрной экономике договоры закупки и поставки приобрели еще одну функцию, а именно функцию охраны прав сельскохозяйственных коммерческих организаций (предприятий). В п. Зет. 2 Закона особо подчеркивается, что сельскохозяйственная продукция, сырье и продовольствие являются собственностью товаропроизводителя и реализуются им по своему усмотрению, исходя из экономической выгоды.

Расширение хозяйственной и юридической самостоятельности сельскохозяйственных коммерческих организаций (предприятий) связано с созданием системы государственного регулирования сельского хозяйства, усилением влияния его органов на формирование сети оптовых продовольственных рынков как необходимого атрибута рыночной аграрной экономики.

Это позволяет решить две взаимосвязанные задачи: во-первых, создать альтернативные каналы реализации продукции, упростить процедуру поиска продавца и покупателя; во-вторых, установить систему ценового паритета между сторонами договоров закупки и поставки сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Данная функция договора достаточно полно отражена в ценовой политике государства, ориентированной на применение свободных рыночных цен в сочетании с государственной поддержкой сельскохозяйственных товаропроизводителей и взвешенной протекционистской политикой. Этим целям в определенной мере служат и договоры закупки и поставки, устанавливающие приемлемый и достаточный для защиты интересов сельскохозяйственных коммерческих организаций (предприятий) уровень паритета.

Одновременно с помощью договора обеспечивается постепенный переход к минимальным гарантированным ценам на сельскохозяйственную продукцию, закупаемую в федеральный и региональные продовольственные фонды. Программа аграрной реформы предусматривает в связи с этим возмещение сельскохозяйственным товаропроизводителям среднеотраслевых производственных затрат в зонах товарного производства, а также уровень доходности, достаточный для простого воспроизводства. Тем самым эта функция хозяйственного договора обеспечивает контроль контрагентов и органов государственного управления сельским хозяйством за корректировкой и установлением согласованных цен в зависимости от изменения паритета.

Для удовлетворения федеральных потребностей и потребностей субъектов Федерации в сельскохозяйственной продукции, сырье и продовольствии устанавливается государственный заказ. Это позволяет сформировать федеральный и региональные фонды сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

Закупки и поставки в федеральный фонд гарантируют продовольственную обеспеченность районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, экологически загрязненных территорий, спецпотребителей независимо от их размещения, городов Москвы и Санкт-Петербурга. За счет федерального фонда формируются государственные продовольственные резервы, оперативный резерв Правительства Российской Федерации, обеспечиваются экспортные поставки. Региональные фонды гарантируют продовольственную обеспеченность субъектов Российской Федерации.

Правовое основание закупки и поставки образует сложный юридический состав: государственный заказ и договор, который служит средством выражения хозяйственной самостоятельности сельскохозяйственных коммерческих организаций (предприятий) как юридически и экономически обособленных друг от друга субъектов рыночных аграрных отношений, их равенства в гражданском обороте.

Субъектами договора закупки и поставки сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд могут быть как граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, так и сельскохозяйственные коммерческие организации (предприятия). Специфика субъектного состава договора закупки и поставки состоит в том, что реализацию сельскохозяйственной продукции по договору осуществляет только ее производитель: сельскохозяйственное акционерное общество или товарищество, образованное на базе реорганизованного совхоза или колхоза, колхоз, совхоз, фермерское хозяйство, сельскохозяйственный кооператив и т.д. Субъектами таких договоров могут выступать и граждане, если они имеют личное подсобное хозяйство или являются членами садоводства или иного сельскохозяйственного товарищества.

Главная особенность субъектного состава этого обязательства состоит в том, что реализует продукцию не просто собственник (или субъект права хозяйственного ведения) сельскохозяйственной продукции, а ее производитель. Никакие посреднические звенья не могут быть субъектами договоров закупки и поставки. Они реализуют закупленную продукцию по договорам купли-продажи или используют комиссионную торговлю и т.д.

Вторая сторона договора закупки и поставки — потребитель (покупатель) принимает и оплачивает сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие в процессе их реализации в федеральный и региональный фонды. В роли потребителей (покупателей) выступают предприятия различных организационно-правовых форм: хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы, другие предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности.

На рынке продовольствия, начиная с 1995 года, введена система лицензирования на осуществление деятельности в сфере закупок и поставок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Потому торгово-закупочной деятельностью, связанной с формированием федерального и региональных фондов продовольствия, может заниматься лишь та коммерческая организация, которая имеет лицензию на осуществление соответствующей деятельности, выданную в установленном порядке. Порядок выдачи и аннулирования лицензий на осуществление закупки, поставки, переработки, хранения и реализации сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд устанавливается Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Как уже отмечалось, договор закупки и поставки является средством организации хозяйственных связей между сельскохозяйственными товаропроизводителями и специализированными коммерческими организациями и заключается во исполнение государственного заказа, которым определяется перечень и объемы закупок и поставок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в федеральный и региональные фонды продовольствия. Функции государственного заказчика возлагаются на федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, коммерческие (хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия) и некоммерческие организации (потребительские кооперативы).

В настоящее время функции государственного заказчика по закупке и поставке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд возлагаются на продовольственные корпорации, которые создаются на основе соглашений между субъектами Российской Федерации. Правовой статус Федеральной продовольственной корпорации определен постановлением Правительства Российской Федерации от 3 октября 1994 г. № 1121 "О создании Федеральной продовольственной корпорации и системы оптовых продовольственных рынков"'. Федеральная продовольственная корпорация наделяется специальной правосп<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: