Информационные ресурсы - это рекламно-справочная информация, представляющая собой совокупность организационно-технических, экономических, эстетических и психологических средств и методов, используемых для объективной информации потребителей об имеющихся в продаже товарах, их свойствах и качестве, размещении торговых предприятий, формах торгового обслуживания.
Задачами торговой рекламы являются:
- стимулирование спроса и формирование потребностей населения;
- освоение и расширение рынка сбыта товаров;
- ускорение товарооборачиваемости, достижение сбалансированности спроса и предложения;
- формирование культуры потребления и развитие эстетических вкусов населения.
Рекламное сообщение - это информация о предмете рекламы. Для его составления используют текст, изображение, цвет, свет, звук и т.д. Рекламное сообщение может распространяться с помощью различных средств и носителей информации (газеты, журналы, упаковка товаров). Рекламные средства, применяемые в торговле, классифицируют по ряду признаков [3].
По месту использования: внутримагазинные (указатели, ценники и т.д.) и наружные (вывески, рекламные шиты и т.д.). По характеру применения (витринно-выставочные, печатные, световые, демонстрационные, живописно-графические, радио- и телевизионная реклама). По способу воздействия на органы чувств человека (зрительные, слуховые, зрительно-слуховые, зрительно-обонятельные, зрительно-вкусовые).
По характеру воздействия на адресата (объект рекламы) бывают: индивидуальные (каталоги, брошюры) и массовые (объявления, листовки). В зависимости от предмета рекламы различают рекламу товаров и рекламу предприятия. При наличии на товаре товарного знака обе эти задачи решаются одновременно. С учетом задач, решаемых в процессе рекламной акции: реклама, стимулирующая спрос на товары и формирующая его.
Очень важный информационный ресурс - наружная реклама. Каждый день наружную рекламу видят 1000, а тои более потребителей. Сейчас этот вид рекламы стал очень разнообразен:
) Вывески
) Световые короба (лайтбоксы)
) Объемные буквы
) Рекламные щиты (билборды)
) Реклама на щитах
) Крышные конструкции (крышные установки)
) Видеоэкраны
) Наружная вывеска
) Призматрон
) Скроллер
) Перетяжки
) Офисные таблички
) Указатели
) Шеврон
) Штендер
) Оформление витрин
) Оформление фасадов
Рассмотрим подробнее каждый вид наружной рекламы.
) Наиболее распространенным видом наружной рекламы является обычная вывеска магазина или торгового центра. Согласно данным социологических исследований, именно вывеска является тем эффективным инструментом, который способен привлечь в торговое заведение достаточно большой поток потенциальных покупателей и клиентов.
) В последнее время достаточно широкое распространение на улицах городов получил такой вид наружной рекламы, как световые короба.
Световые короба являются отличными передатчиками рекламной информации в любое время суток. Особенно это актуально в период короткого светового дня, когда уже в пять часов вечера на улицах городов достаточно темно для того, чтобы рассматривать рекламные щиты и крышные конструкции.
) Объемные буквы стали появляться в наружной рекламе сравнительно недавно. Объемные буквы могут быть простые, с подсветкой, вращаемые буквы, использоваться при оформлении вывесок и на крышных конструкциях. Являются достаточно редко распространенным видом наружной рекламы.
) Рекламные щиты (билборды) - это самый распространенный и самый востребованный вид наружной рекламы. Информация, которая поступает с рекламных щитов, в большой степени в последнее время формирует не только покупательский спрос, но и участвует в образовании стандартов поведения. По заявлениям специалистов рекламных и маркетинговых компаний, именно рекламные щиты дают наибольший приток потенциальных покупателей и клиентов.
Обычно рекламные щиты крепятся на специализированные стойки, которые устанавливаются стационарно в бетонированные выемки
) Реклама на щитах - это самый распространенный, популярный, и, пожалуй, один из наиболее эффективных видов наружной рекламы. Преимущество такого рекламного инструмента очевидно - это огромное количество контактов с самой разнообразной ежедневной аудиторией. Причем, что особенно важно в условиях городов, жители которых утомлены бесконечными телевизионными роликами, щиты продвигают товар или услугу ненавязчиво, тем самым, формируя положительный образ в магазина.
Такая реклама визуально воздействует на аудиторию уже благодаря своему размеру, а также цвету и освещению.
Суперсайты - это относительно новый вид рекламы на щитах, который только набирает популярность. Их отличает большой формат рекламного поля 5х12 и даже 5х15 м, а высота опоры варьируется от 12 до 25 м. При таких габаритах суперсайты просто доминируют над окружающей наружной рекламой и «ветровой зоной». При этом обычно они делаются двух- или трехсторонними.
Особенности суперсайтов состоят в постоянном вращении конструкции (что, при площади изображения минимум 60 кв. м, привлекает максимум внимания), а также в возможности внутренней подсветки (то есть реклама работает и в темное время суток).
И еще один довольно популярный вид рекламы на щитах - сити-формат. Устанавливают в пешеходных зонах, на загруженных магистралях, на оживленных улицах. Их стандартный размер - 1,2х1,8 м. Их особенность - наличие внутренней подсветки.
Щиты сити-формата бывают отдельно стоящими или встроенными (например, на остановках общественного транспорта). При этом в центре города щиты сити-формата часто устанавливаются как отдельные конструкции, а ближе к окраинам - на остановках.
Существуют различные варианты таких конструкций - в виде тумбы, на «ножке» и т.д. Для этих щитов также есть возможность создания трехгранной рекламной поверхности, что увеличивает их эффективность. Также сити-формат может быть оснащен роллерным механизмом, что позволяет демонстрировать даже 5 различных рекламных изображений.
Помимо таких привычных рекламных щитов, существуют еще и мобильные. В основном, они устанавливаются на различном транспорте. Это может быть реклама на грузовиках - например, щиты для специальных акций. Для их создания используется очень яркое освещение и различные приемы, которые привлекают внимание потребителя, но которые не выйдет использовать в стандартных щитах. Получается своего рода реклама на колесах.
Существуют мобильные щиты, схожие по размеру и дизайну со стандартными. Просто они крепятся на борт грузовика.
) Крышные конструкции (установки) Чаще всего для крышных конструкций используются объемные буквы, но иногда в качестве этого вида наружной рекламы используются и световые короба. При этом короба изготавливаются таким образом, что тыловая часть светового короба оставляется непрозрачной. Три лицевые стороны могут нести на себе рекламную информацию.
) Видеоэкраны - одно из самых новых и динамично развивающихся направлений наружной рекламы. Их основная задача - донести динамичную визуальную информацию максимально широкой аудитории. Такие видеоэкраны могут воспроизводить информацию в реальном масштабе времени, а значит, обеспечивать прямую трансляцию новостей, повтор крупным планом наиболее интересных моментов спортивных мероприятий, концертов и т.д. Постепенно наращиваются и их звуковые функции. По сути, их возможности не уступают другим средствам массовой информации.
Видеоэкраны бывают нескольких видов:
- светодиодный экран - это видеосистема показа динамических изображений, которая позволяет отчётливо различать изображение с расстояния от 5 до 70 метров, причем общая площадь экрана может варьироваться от 12 до 300 и более кв. метров. Светодиодные экраны могут быть мобильными и закрепляться, например, на борту грузового транспорта.
- ламповый экран. Это стационарная видеосистема, позволяющая хорошо различать изображение с расстояния от 50-70 метров даже при прямом солнечном освещении на экране, при этом общая площадь до 200 кв. метров.
) Вывеска - это самый древний вид наружной рекламы. В основном вывески делятся на световые и несветовые. В каждой из этих двух групп можно выделить более мелкие.
Несветовые вывески - очень простые. Как правило, используются в информационных целях. Бывают они обычно в виде прямоугольной таблички из пластика или металла, на которую нанесены текст или графические компоненты.
На таких вывесках указывается название предприятия, размещается его логотип или торговый знак, информация о сфере его деятельности. Также может указываться контактная информация и местонахождение фирмы. Чаще всего несветовые вывески можно встретить у небольших торговых павильонов или офисов.
Световые вывески - это наиболее распространенная наружная реклама, ведь она работает в любое время суток. Световые вывески бывают разных видов. Самый популярный - световые короба, толщиной 150-200 мм, они могут быть как односторонними, так и двусторонними. Геометрическая форма таких вывесок может быть самой разнообразной, углы - прямыми или скругленными.
Следующий тип световых вывесок - неоновые. Бывают очень яркие и красочные картины, из множества различных цветов, любых форм. Обычно они украшают вход в ночной клуб, бар или развлекательный центр. В чистом виде неоновые вывески встречаются редко, чаще в комбинации с другими видами.
Еще один из видов световых вывесок - объемные буквы. Они бывают любых размеров, буквально от одного сантиметра до нескольких метров.
) Среди различных видов наружной рекламы особое место занимают призматроны, благодаря своей динамичности и дополнительным возможностям. По сути, это разновидность щита, плоскость которого составляют наборные трехгранные сегменты. Но, в отличие от стандартных билбордов, призматрон снабжен электрическим приводом, который позволяет поочередно (согласно заранее заданной программе) показывать разные грани сегментов, демонстрируя изображения, размещенные на них.
В этом и заключаются основные преимущества призматрона, ведь он позволяет размещать сразу три рекламных плаката. Поскольку конструкция динамична, ее элементы поворачиваются, периодически возникают новые картины, то она привлекает внимание и вызывает больший интерес, чем обычная статичная реклама, привнося даже определенную интригу в сам процесс ее восприятия - человек смотрит на щит в ожидании «а что дальше?».
) Один из самых интересных видов наружной рекламы - это скроллер (или роллерный дисплей), то есть установка с внутренней подсветкой и динамически меняющимися рекламными сообщениями (до 10 и даже иногда 15 постеров). Ее преимущества состоит именно в подвижности изображения, поэтому по уровню запоминаемости она в 1,5-2,5 раза эффективнее обычной статичной рекламы. Это обусловлено психологическими факторами. Человек со временем просто перестает замечать привычную картинку, и чтобы привлечь его внимание нужно его заинтересовать или даже заинтриговать. А лучший способ для этого - динамичная смена изображения.
) Как только не называют этот вид наружной рекламы - и растяжки, и перетяжки, и транспарант. Он представляет собой полотнище с нанесенной информацией и изображениями, монтаж которого осуществляется при помощи тросовой или веревочной системы натяжения. Обычно такая конструкция закрепляется на специально установленных опорах или между двумя зданиями. Бесспорное преимущество этого вида - его высокая эффективность, ведь он всегда находится в поле зрения множества людей.
Дизайн перетяжки обычно лаконичен: это меткий слоган плюс минимальная информация. Это можно сравнить с бегущей строкой в новостях: ее основная цель - сжатая и четкая подача самой важной информации, которая интересует читателя. Это просто для запоминания и восприятия человека.
) Офисные таблички - это своего рода визитная карточка компании, именно с них потенциальные клиенты начинают знакомство с фирмой. Наиболее простой вариант - это пластик стандартной толщины, чаще всего 3 мм.
) Среди прочих видов наружной рекламы указатели выделяются своей функциональностью. Они привлекают внимания множества людей, ведь, по сути, служат ориентирами в больших городах. С этим фактом и связаны их рекламные преимущества. Благодаря своей функциональности, они не вызывают у потребителей раздражения, в отличие от более навязчивой рекламы, а главное - большинством людей они воспринимаются как более достоверные, поскольку размещены по соседству с действительно правдивой информацией. Содержание указателя всегда точно и лаконично, оно хорошо запоминается, а размещение на нем рекламы подчеркивает стабильность и респектабельность компании-рекламодателя, ведь в таком случае у потребителя фирма ассоциируется с участием в муниципальных программах по благоустройству города.
В зависимости от наличия подсветки, указатели могут быть несветовыми или световыми. Естественно, последний вариант (с внутренней подсветкой) наиболее предпочтителен, так как такая реклама работает в любое время суток. Наиболее эффективно использование этого вида для больших дорожных указателей.
Для несветовых указателей может использоваться внешняя подсветка или нанесение изображение с помощью светоотражающих пленок, как это делается на дорожных знаках (тогда они будут хорошо видны в свете фар). Этот вариант чаще всего используется для домовых знаков.
) Особый вид рекламы - это шеврон. Это элемент фирменного стиля, предполагающий нашивку логотипа компании или аналогичной символики на различную одежду.
) Штендер - это небольшая выносная рекламная конструкция, имеющая одну или две плоскости для нанесения изображения. В таком виде могут выполняться указатели расположения фирмы или офиса, реклама конкретной услуги или товара. Особенно это актуально для крупных деловых или торговых центров - в этом случае такие щиты помогают выделить компанию среди ее многочисленных «соседей».
Преимущества штендеров - их мобильность (такую рекламу легко установить, убрать или перенести в другое место). Для размещения штендеров на улице существуют определенные правила, устанавливаемые обычно администрацией города (их цель - создать максимально безопасные условия для пешеходов и транспорта). На установку таких рекламных конструкций необходимо получать разрешение в соответствующих инстанциях, чаще всего это берут на себя рекламные агентства или фирмы-изготовители.
) Особый вид наружной рекламы - устройство витрин. Это очень эффективный вид рекламы, ведь часто потенциальные потребители принимают решение о покупке практически подсознательно, пока разглядывают витрину.
Витрины могут оформляться различными способами, в зависимости от их размещения на фасаде, в фирменном стиле магазина.
) Рекламное оформление фасадов. Здесь может использоваться множество инструментов - вывески, таблички, указатели, установка световых коробов и т.д.
Фасад оформлен в едином стилистическом направлении, основанном на определенной концепции, соответствующей корпоративному стилю фирмы. Дизайн учитывает и архитектурные особенности здания, а также его окрестностей. Фасад гармонирует с окружающим городским ландшафтом, но при этом выделяется и запоминается среди других магазинов или кафе.
Оформлению фасада включает: облицовку стен различными композитными материалами или нержавеющей сталью, или алюминием, панелями из натурального или искусственного камня. Установку на фасад дополнительных рекламных элементов: световых коробов, объемных букв, неоновых трубок и т.д. Помимо этого, комплексное оформление фасада включает размещение различных вывесок - как простых, так и технически сложных, с различными видами подсветки. И, наконец, это применение разнообразных светодинамических конструкций и даже видеоэкранов [2].