Политическая философия Аристотеля




В философии Аристотеля государство признаётся высочайшей целью нравственной деятельности человека. Первоосновой государства является семья. Муж и жена состоят в свободном нравственном союзе, которым должен руководить мужчина, но так, чтобы и женщина не теряла при этом бытовой свободы. Власть отца над детьми должна быть шире, чем над женой. Рабам Аристотель вменяет в обязанность беспрекословно повиноваться господину. То, что греки держат варваров в рабстве, справедливо, ибо дикие племена являются существами низшей природы. Отношение между ними и эллинами – то же, что между телом и духом.

Семьи, размножаясь, образуют общину, а из соединения ряда общин возникает государство. Высшая цель этого института – счастье всех его членов. Счастье же основано на добродетели, поэтому первой задачей государства следует признать обязанность делать своих граждан добродетельными людьми. Таким образом, государство – союз людей для общей нравственной деятельности с целью выработки совершенного устройства жизни.

Аристотель полагает, что это совершенное устройство не должно основываться на крайнем идеализме, как в «Государстве» Платона. В своей «Политике» Аристотель отстаивает те же средние, умеренные принципы, что и в «Этике». Он отвергает призывы Платона к общности женщин и имуществ, отстаивает семью и частную собственность, лишь с некоторым государственным вмешательством в экономические отношения и в дело воспитания юношества. Для выработки добродетели необходим досуг. Поэтому полноправных граждан следует освободить от физической работы, переложив её на рабов и неполноправных метеков.

В трактате «Политика» Аристотель даёт также обзор форм государственного правления, сводя их к трём: монархии (правление одного лица), аристократии (правление немногих лиц) и демократии (общенародное правление; законную, умеренную демократию Аристотель чаще именует «политией»). Каждая из этих трёх политических форм имеет свои преимущества и недостатки. Когда последние получают преобладание над первыми, три возможных формы государства переходят в свои «испорченные» разновидности – тиранию, олигархию и охлократию (власть буйной толпы). Аристотель затрудняется отдать ясное предпочтение одному из трёх типов государственности, ратуя лишь за то, чтобы они не впадали в испорченность. Наилучшим ему кажется некое сочетание аристократии с демократической политией, где власть принадлежит не тёмным низам, а разумному среднему сословию.

Разделяя общегреческий взгляд, Аристотель считает наилучшим небольшое по размеру государство – ограничиваемое одним городом и соседней с ним областью, где все граждане знают друг друга.

 

 

«Поэтическая философия» Аристотеля

Трактат Аристотеля «Риторика» состоит из трёх книг, посвящённых трем видам ораторских речей: политическим, судебным и праздничным (эпидиктическим).

Трактат «Поэтика» не сохранился полностью. Он посвящён более всего искусству драмы. Согласно Аристотелю, трагедия должна возбуждать в зрителях чувства ужаса и сострадания, чтобы путём сильных впечатлений производить катарсис (очищение) души. В греческих пьесах действие обычно охватывало краткий период времени. Это обстоятельство склонило Аристотеля проповедовать необходимость «трех драматургических единств» – времени, места и действия. В Новое время теория аристотелевская «трёх единств» легла в основу искусства классического стиля, однако в европейском театре он господствовал не всегда, а лишь время от времени.

 

 


 

15. Политическая философия Аристотеля.

Аристотель –греческий философ, ученик Платона. Он стремился преодолеть платоновский разрыв между миром чувственных вещей и миром идей. Он стал самым известным учеником Платона и достойным продолжателем его дела.

Политические взгляды Аристотеля изложены в “Политике”, примыкающей к его “Этике”. Обе работы составляют единое целое. О политике и политических устройствах Аристотель говорит уже в “Этике”. В “Политике” же он возвращается к вопросу о добродетелях и рассматривает нравственные задачи политики и государства.

По Аристотелю, человек — политическое существо, то есть социальное, и он несёт в себе стремление к «совместному сожительству». Согласно Аристотелю государство возникает только тогда, когда создаётся общение ради совершенной и достаточной для жизни между семьями и родами.

Цель политики

Согласно Аристотелю, люди могут жить только в обществе, в условиях политической системы. Чтобы правильно устроить общественную жизнь людям необходима политика.Политика — наука, знание о том, как наилучшим образом организовать совместную жизнь людей в государстве. Политика представляет собой искусство и умение государственного управления.

Сущность политики Аристотель раскрывает через ее цель, а она состоит в том, чтобы придать гражданам хорошие качества и сделать их людьми, поступающими прекрасно. Иначе говоря, “цель политики —общее благо” Поэтому политик должен искать наилучший метод управления государства.

Государство — продукт естественного развития, но и одновременно высшая форма общения. Человек - существо политическое и в государстве (политическом общении) завершается процесс этой политической природы человека.

Аристотель отмечает, что понятие государства определяется разнообразно и что существует много форм государства с различными политическими устройствами. Политика Аристотеля начинается словами: Всякое государство представляет собою некоторую форму общежития. Но общежитие - это род, государство лишь один, хотя и главный вид общежития; государство есть форма общежития граждан, пользующихся известным политическим устройством.

Аристотель подчеркивает, что государство состоит из многих частей, причем друг другу неподобных. Первое - это люди, потому что из людей одинаковых государство образоваться не может. Каждый должен быть знатоком своего дела, ибо один человек наилучшим образом может исполнить только одно дело. Второе - состоит из семей, которые также отличаются друг от друга. Аристотель выделяет в государстве благодарных и неблагодарных, богатых и бедных, воспитанных и невоспитанных, свободных и рабов. Он описывает элементы, необходимые для существования государства, различая элементы качества и элементы количества: под элементами качества он имеет ввиду свободу, воспитание и благородство рождения, а под элементами количества - численное превосходство массы.

Власть в государстве - это продолжение и развитие власти главы семьи. Так как власть главы семьи монархическая, царская, то и первая форма политического устройства - патриархальная монархия (царство): Подобно тому, как любой семьей управляет старейший в роде в качестве царя, так и дальнейшее расселение семьи вследствие родства ее членов между собою находится под управлением царя. Однако существуют и другие формы политического устройства.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: