Педагогическая культура офицера




Сегодня одним из важнейших путей повышения эффективности воспитания военных специалистов является деятельность офицера, его педагогическое мастерство, педагогическая культура. Анализ исторического опыта показывает, что чем выше педагогическая культура воспитателей, руководителей, тем качественнее решаются задачи обучения, воспитания, развития, перевоспитания и самосовершенствования личного состава части. Что такое педагогическая культура офицера, какова ее сущность и структура в современном понимании? В широком смысле - это все то лучшее, что накоплено, сохранено и применено на практике в области военно-профессионального образования, обучения и воспитания, а также процесс овладения данными ценностями.

В узком смысле слова - это совокупность высокоразвитых интеллектуальных, творческих, профессионально-этических, психолого-педагогических способностей и возможностей, сложившегося эффективного стиля воспитательной деятельности, устойчивого положительного образа жизни, которые сформированы на основе общей культуры, профессиональных и психолого-педагогических знаний, педагогического опыта и позволяют качественно решать воспитательные задачи.

В структуре педагогической культуры выделяют культуру познавательной деятельности, которая выражена в высокой степени развития познавательных процессов, в постоянном, целенаправленном, систематическом желании и стремлении работать над развитием необходимых навыков и умений. Эта деятельность связана с культурой педагогического мышления офицера, которая проявляется в умении творчески подходить к анализу различных явлений общественной жизни и военно-профессионального труда, выделять в них главное, сравнивать и делать логические выводы, определять тенденции их развития. В единстве с культурой педагогического мышления выступает культура речи офицера. Она представлена в таких свойствах и качествах, как обширный словесный запас; содержательность мысли и развитость всех видов речи (внешней и внутренней, пропагандистской и речи общения и др.); высокоморальное отношение к слову - верность данному обещанию, ответственность за соблюдение единства слова и дела (в дореволюционной российской армии был даже сформулирован своеобразный профессионально-этический закон: "Слово офицера - закон!"); владение эмоционально-выразительными средствами речи (интонация, темп, выразительность, эмоциональность, тембр, мимика, жестикуляция и др.).

Важным элементом педагогической культуры офицера является культура педагогических чувств. Ее конкретное выражение представлено в первую очередь в заботливом, чутком и гуманном отношении к личности военнослужащего, к его профессиональной подготовке, в умелом сочетании постоянной высокой требовательности с уважением личностного достоинства подчиненного. Высокая культура педагогических чувств офицера выступает как "инструмент" педагогического воздействия на эмоциональную сферу психики солдата.

Данный элемент педагогической культуры находится в тесной взаимосвязи с культурой педагогического общения офицера. Основу ее составляют личностные качества: гуманизм, наблюдательность, внимательность, доброжелательность, отзывчивость, тактичность, интеллигентность. Культура педагогического общения офицера непосредственно связана с его профессионально-этической культурой. Они при решении практических задач по обучению, воспитанию, развитию и психологической подготовке личного состава представлены в таких реальных педагогических явлениях, как культура внешнего выражения личности офицера и культура его поведения. Внимание подчиненных привлекает осанка, подтянутость офицера, его мимическая выразительность, доброжелательность, "строгая" доброта, дружеское соучастие и т.д. В культуре поведения представлена личность офицера в целом, его нравственный облик.

Составной частью педагогической культуры является культура рабочего места офицера. Она включает умение организации служебного и личного времени, технику работы с литературными источниками, фиксации и обработки необходимой информации, ее отбора и хранения, ведения картотеки.

Все вышеперечисленное представлено в педагогическом мастерстве. Это синтез высокоразвитого педагогического мышления, профессионально-педагогических знаний, навыков, умений, эмоционально-волевых средств выразительности, которые во взаимосвязи с личностными качествами позволяют офицеру эффективно и качественно решать воспитательные задачи, добиваться высоких и устойчивых результатов в подготовке специалистов необходимого профиля.

Педагогическое мастерство связано с уровнем развития конкретной личности офицера. Мастерам педагогического труда присущи высокоразвитый интеллект, умение нестандартно, творчески решать задачи по обучению и воспитанию военнослужащих при проведении занятий, организации воспитательных мероприятий, стремление к познанию нового, к изучению и использованию передовых и новаторских методов воздействия и взаимодействия.

Офицер приобретает высокий уровень педагогической культуры и профессионального мастерства в процессе жизни и целенаправленной деятельности под влиянием различных факторов, при реализации необходимых педагогических усилий.

Решающее значение в овладении педагогической культурой для офицера имеют периоды подготовки его в военно-учебном заведении и практической деятельности в войсках (на флотах).

Главным в этом процессе было и остается целенаправленное самосовершенствование офицера. Как только офицер перестает работать над собой, снижается его профессионально-педагогическое мастерство.

Эффективность формирования и развития различных элементов педагогической культуры находится в прямой зависимости от системы работы с офицерским составом в масштабе военно-учебного заведения, воинской части, конкретного коллектива подразделения. Очень важным является личный пример воспитателей. Они не только носители знаний, опыта и культуры прошлого, не только представители настоящего, но и прообраз будущего. Необходимым условием совершенствования педагогической культуры у офицеров является индивидуальная воспитательная работа. Знание индивидуальных особенностей конкретного офицера позволяет определить наиболее эффективные средства, методы, приемы формирования педагогической культуры в целом или отдельных ее элементов.

Необходимо вооружать офицеров знаниями из области обучения и воспитания военнослужащих, общей и военной педагогики и психологии, педагогической этики. Эти знания они получают в системе плановых учебных занятий, командирской и общественно-государственной подготовки, в часы специально проводимых лекториев, целенаправленных индивидуальных бесед, обмена опытом воспитательной деятельности.

На становление офицера как педагога, совершенствование его общей и профессиональной культуры существенное влияние оказывает морально-психологическая атмосфера, которая сложилась в части (корабле). Здесь важно все: господствующее коллективное и групповое мнение, настроение старших и младших, утвердившиеся традиции и авторитеты, состояние дисциплинарной практики, степень эффективности методов убеждения и внушения, организация жизни в коллективе, организация труда, службы офицеров и т.д.

В педагогическом плане самосовершенствование офицера отличается многоплановостью. Во-первых, оно является непременным условием профессионального роста, развития собственной педагогической культуры; во-вторых, офицер как учитель и воспитатель обязан учить подчиненных самостоятельно учиться, целенаправленно работать над собой; в-третьих, занимаясь самосовершенствованием, офицер показывает пример того, как надо повышать уровень собственной общей и профессиональной культуры.

Таковы некоторые пути и педагогические условия, связанные с формированием и совершенствованием педагогической культуры офицера, повышением его профессионализма в области воспитания подчиненных ему молодых людей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: