Контактная импровизация как средство инклюзивного сопровождения детей дошкольного возраста




Галянт И.Г.

доцент кафедры ТМиМ дошкольного образования

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет

Секерина Е.В.

студентка 3 курса факультета дошкольного образования

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет

г. Челябинск, Россия

Контактная импровизация как средство инклюзивного сопровождения детей дошкольного возраста

В дошкольных образовательных организациях в настоящее время уделяется особое внимание многообразию вариантов протекания периода дошкольного детства, определяемые индивидуальными особенностями детей, их психофизиологическими особенностями, ограниченными возможностями здоровья.

Получение доступного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и обеспечение полноценной реализации прав детей в образовательных учреждениях является заботой инклюзии. Независимо от социального положения, физических и умственных способностей инклюзивное образование дает возможность каждому ребенку удовлетворить свою потребность в развитии. При переходе дошкольных образовательных организаций к вариативности и индивидуализации образовательных программ возникла необходимость инклюзивного сопровождения в детских садах [3].

Инклюзивное сопровождение определяется как организованная деятельность, в процессе которой формируются социально-психологические условия для успешного психологического развития ребенка в дошкольной среде. К варианту инклюзивного сопровождения детей дошкольного возраста с проблемами социальной коммуникации, с аутичными чертами поведения можно отнести контактную импровизацию [3].

Контактная импровизация – танец, в котором импровизация осуществляется вокруг точки контакта с партнером. Применение контактной импровизации в психолого-педагогической работе с детьми позволяет решить проблемы контакта детей с родителями, развить навыки коммуникации у детей, научиться доверять друг другу и многое другое. В импровизационном движении ребенок учится чувствовать и изучать возможности своего тела. Происходит соединение разума и тела. В контактной импровизации ребенок чувствует себя полностью свободным в самовыражении [4].

По нашему мнению, контактная импровизация может использоваться как средство инклюзивного сопровождения детей дошкольного возраста, так как в перечень выполняемых ею задач входят задачи инклюзивного характера: укрепление здоровья; развитие динамической стороны общения: легкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению, умения доверять людям; развитие позитивного самоощущения: состояние раскрепощенности, формирование умения расслабляться, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе; выражение чувств и эмоций через движения; получение удовольствия [4].

Можно выделить оздоровительный аспект контактной импровизации, используя ее как вид танцевально-двигательной терапии. Танцевально-двигательная терапия – направление психотерапии, в котором танец и движение используются как процесс, который способствует эмоциональной и физической интеграции индивида.

Переход танца в терапевтическую деятельность чаще всего связывают с именем американской педагога-хореографа и танцовщицы Мэриан Чейс. Ее последователями стали: Мэри Уайтхаус, Бланш Эван, Труди Шуп. Развитием танцевально-двигательной терапии как способа психологической коррекции, творческого развития, личностного роста и оздоровления детей и взрослых в России занимается Ассоциация танцевально-двигательной терапии.

Контактная импровизация и танцевально-двигательная терапия тесно связаны друг с другом, так как имеют общие цели: расширение сферы осознания собственного тела, его особенностей и возможностей; развитие глубокого доверия себе и к другим, повышение самооценки путем развития более положительного образа тела; совершенствование социальных умений в безопасном пространстве терапевтических отношений; интеграция внутреннего состояния – установления связи между эмоциями, мыслями и движением; создание глубокого группового состояния [1].

Чтобы выполнить цели и достичь определенных результатов, необходимо использовать в своей работе специальные упражнения на контактную импровизацию и музыкальные игры:

1. «Лоскутки». Каждый участник выбирает желтый, красный, голубой или зеленый лоскут и кладет его себе на голову (на руки, плечи, кисти рук и т.д.). Когда зазвучит музыка, все начинают танцевать, следя за тем, чтобы лоскуты не упали [2].

2. «Единство». Один ребенок встает в «позу кошки», второй ложится перпендикулярно животом на спину того, кто находится в «позе кошки». Задача найти равновесие и двигаться медленно в разных направлениях под музыку.

3. «Релаксация». Контактная импровизация направлена на массаж внутренних органов при упражнениях на релаксацию. Например, один ребенок лежит на животе, его партнер проползает сверху, начиная с головы, перпендикулярно лежачему (движения плавные). Это упражнение можно делать группой, где несколько детей лежат в ряд, и каждый по очереди проползает сверху.

4. «Доверие». Дети делятся на пары. Один ребенок в каждой паре закрывает глаза. Партнер должен вести его в пространстве. Вначале это следует делать медленно. Если позволяют условия, ведущий может вести своего партнера смелее, например, бегом, кружась, садясь и вставая. Два ведущих в любой момент могут поменяться партнерами. Ведомые должны оставаться с закрытыми глазами так, чтобы не знать, кто ведет их в данный момент. Можно вести друг друга и менять положение тела, опускать вниз, поднимать руки и т.д. [4].

Использование аналогичного материала является важнейшим направлением коррекционной работы с детьми, так как этот материал является доступным и в то же время привлекательным, вызывающим яркие позитивные эмоции. Особенность упражнений и игр на контактную импровизацию содержится в несложных движениях, включающих элементы невербального общения, смену партнеров, игровые задания и т.д. Движения и фигуры в таких движениях очень просты, доступны для выполнения даже маленьким детям.

Такие упражнения и игры помогают ребенку понять, что из себя представляет его тело и что он может делать с его помощью. Представление о собственном теле необходимо для эмоционального развития, так как оно предшествует развитию представлений о своем внутреннем мире.

 

Литература:

1. Бирюкова И.В. Танцевально-двигательная терапия: тело как зеркало души. 2001, №1-2

2. Бин Дж. Волшебная дудочка. 78 развивающих музыкальных игр.– учеб. эл. издание / А. Оулдфилд, пер.: О.Ю. Попова, Дж. Бин.– 2-е изд. (эл.).– М.: Теревинф, 2015.

3. Галянт, И.Г. Тьюторское сопровождение как новая философия дошкольного образования [Текст] / И.Г. Галянт. – сб. материалов XV международной науч.-практ. конф. – Челябинск: Изд-во Челябинского гос.пед.ун-та, 2017.

4. Галянт И.Г., Секерина Е.В. Контактная импровизация в психолого-педагогической работе с детьми [Текст] / И.Г. Галянт, Е.В. Секерина – сб. материалов XV международной науч.-практ. конф. – Челябинск: Изд-во Челябинского гос.пед.ун-та, 2017.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: