Отечественная история налогов весьма интересна. Для древнейшего этапа истории характерны личные повинности и натуральные сборы.
После крещения Руси, князь Владимир возвел в Киеве церковь Святой Богородицы и передал ей десятину от всех доходов. В летописи тех лет интересно следующее сообщение: «Создав церковь Святой Богородицы и дав ей десятину по всей земле Русской: из княжения в Соборную церковь, от всего княжа суда десятую долю, а с торгу каждую десятую неделю, а и с домом на всяко лето от всякого стада и от всякого жита десятину».
Итак, первоначальной ставкой налога от всех полученных доходов было 10%.
По мере объединения Древнерусского государства, т. е. с конца IX в., стала складываться финансовая система Руси. Основным источником доходов княжеской казны была дань. Это, по сути дела, сначала нерегулярный, а затем все более систематический, прямой налог. Князь Олег (912г.), как только утвердился в Киеве, занялся установлением дани с подвластных племен. Население Новгорода было обязано ежегодно платить князю 300 гривен. Гривной назывался слиток серебра различной формы (обычно продолговатой), служивший самым крупным меновым знаком на Руси вплоть до XIV в. Это был целевой сбор на содержание наемной дружины для обороны северных границ. В Древней Руси было известно и поземельное обложение.
Непродуманные шаги в части налогообложения завершались весьма болезненно. В 945 г. исторически зафиксирован первый случай крупного налогового конфликта: киевский князь Игорь при попытке повторного сбора дани с древлян был убит ими, за что древлян ожидала суровая кара – карательный поход дружины княгини Ольги.
Косвенное налогообложение существовало в форме торговых и судебных пошлин. Пошлина «мыт» взималась за провоз товаров через заставы, пошлина «перевоз» — за перевоз через реку, «гостиная» — за право иметь склады, «торговая» — за право устраивать рынки. Пошлины «вес» и «мера» устанавливались соответственно за взвешивание и измерение товаров, что было достаточно сложным делом. Судебная пошлина «вира» взималась за убийство, «продажа» — штраф за прочие преступления. Судебные пошлины составляли обычно от 5 до 80 гривен. Например, за убийство чужого холопа без вины убийца платил господину цену убитого в возмещение убытков, а князю — пошлину 12 гривен. Если убийца скрылся, то виру платили жители округа, верви (общины), где было совершено убийство. Обязанность верви схватить убийцу или платить за него виру способствовала раскрытию преступлений, предотвращению вражды, ссор и драк. Общественную виру не платили в случае убийства при разбойном нападении. Возникнув и просуществовав несколько веков как обычай, эти порядки были узаконены в Русской Правде князя Ярослава Мудрого (ок. 978—1054г.г.).
|
Во время татаро-монгольского нашествия основным налогом стал «выход», взимавшийся баскаками — уполномоченными хана, а затем, когда удалось освободиться от ханских чиновников, самими русскими князьями. Налог взимался с каждой души мужского пола и со скота.
После татаро-монгольского нашествия основным налогом, выплачиваемым Русью захватчикам, был «выход» (согласно завещанию Чингиз-хана обычно на уровне десятины – максимально допустимого, по его мнению, размера). Сбор выхода производился достаточно часто – русскими князьями - не бескорыстно: каждый удельный князь собирал дань в своем уделе в два–три раза (в некоторых случаях – в шесть–семь раз) в большем объеме, чем это требовалось Ордой. Выход взимался с каждой души мужского пола и со скота.
|
Далее история налогообложения сложилась так, что главным источником внутренних доходов стали пошлины. Особенно крупными источниками дохода являлись торговые сборы. Они существенно возросли при князе Иване Калите (1296—1340г.г.) вследствие присоединения к Московскому княжеству новых земель.
Сборщик пошлин в XII в. в Киеве назывался осьмеником. Он взимал осмничее — сбор за право торговли. С XIII в. на Руси входит в обиход название «таможник» для главного сборщика торговых пошлин. У таможника имелся помощник, именовавшийся мытником.
Не однократны случаи, когда размер выхода удавалось временно сокращать по соглашениям с ханами. Кстати, завершившийся на Куликовом поле конфликт князя Дмитрия Донского с темником Мамаем (фактическим правителем Золотой Орды) начался с того, что Мамай отступил от соглашения с князем и стал требовать дань, которая ранее платилась ханам Узбеку и Чанибеку.
Уплата «выхода» была прекращена Иваном III (1440—1505г.г.) в 1480г., после чего началось создание новой финансовой системы Руси. Главным прямым налогом являлись данные деньги (дань) с черносошных крестьян и посадских людей. Был введен ряд налогов: ямские, пищальные — для производства пушек, сборы на городовое и засечное дело, т. е. на строительство «засек» — укреплений на южных границах Московского государства.
|
Именно ко времени правления Ивана III относится древнейшая переписная окладная с подробным описанием всех погостов. В каждом погосте описывается прежде всего церковь с ее землей и дворами церковнослужителей, потом оброчные волости, села и деревни великого князя, далее — земли, количество высеваемого хлеба, скашиваемых копен сена; доход в пользу землевладельца; «корм», шедший наместнику, и т.д.
Описание земель имеет важное значение, поскольку на Руси еще в период татаро-монгольского владычества образовалась и получила развитие посошная подать, включавшая и поземельный налог. Последний определялся не только количеством земли, но и ее качеством. Земля делилась на десятины, чети и выти. В выти было хорошей земли 12 четей (1 четь — около 0,5 десятины), средней — 14, худой — 16. Размер налога определяло «сошное письмо». Оно предусматривало измерение земельных площадей, в том числе застроенных дворами в городах, перевод полученных данных в условные податные единицы «сохи» и определение на этой основе налогов. Соха измерялась в четях, ее размер в различных местах был неодинаков, он зависел от области, качества почвы и принадлежности земель.
Косвенные налоги взимались через систему пошлин и откупов, главными из которых были таможенные и винные.
Иван Грозный (1530—1584г.г.) существенно умножил государственные доходы, введя несколько иные способы собирания налогов. Земледельцы при нем были обложены определенным количеством сельскохозяйственных продуктов и деньгами, что записывалось в особые книги.
Итак, при взимании прямых податей главным объектом обложения служила земля, а раскладка велась на основании писцовых книг. Книги описывали количество и качество земель, их урожайность и населенность. Время от времени писцовые книги повторялись и проверялись.
Во времена правления Ивана Грозного в промышленных местах раскладка податей стала производиться не по «сохам», а «по животам и промыслам». Прямая подоходная подать взималась только с восточных инородцев: каждый работоспособный мужчина был обложен меховой или пушной данью, известной под названием ясака. Многие натуральные повинности в это время были заменены денежным оброком. Кроме прямых податей широко практиковались целевые налоги. Такими были ямские деньги, стрелецкая подать для создания регулярной армии, полоняничные деньги — для выкупа ратных людей, захваченных в плен, и русских, угнанных в полон.
Главными из косвенных налогов оставались торговые пошлины, взимаемые при любом передвижении, складировании или продаже товаров; таможенные пошлины, которые были в правление Ивана Грозного упорядочены; судебные пошлины. Раскладка и взимание податей производились земскими общинами, посредством выборных окладчиков. Они наблюдали, чтобы налоговые тяготы были разложены равномерно «по достатку», для чего составлялись так называемые окладные книги.
При царствовании Романовых налоговая система все более совершенствовалась.
Полоняничная подать, которая собиралась время от времени, по особому распоряжению, в царствование Алексея Михайловича (1629—1676г.г.) стала постоянной и собиралась ежегодно «со всяких людей». Стрелецкая подать при Иване Грозном была незначительным налогом, а при Алексее Михайловиче стала одним из основных прямых налогов и уплачивалась как натурой, так и деньгами. Развивались пошлины с различных частных сделок, с просьб в административные учреждения, с выдаваемых оттуда грамот — неокладные сборы.
Зачастую при Алексее Михайловиче прибегали к экстренным сборам. С населения взимали сначала двадцатую, потом десятую, затем пятую деньгу. То есть прямые налоги «с животов и промыслов» поднялись до 20%. Увеличивать прямые налоги стало сложно, поэтому была предпринята попытка поправить финансовое положение государства с помощью косвенных налогов. В 1646г. был повышен акциз на соль с 5 до 20 коп. на пуд. Расчет был на то, что соль потребляют все слои населения и налог разложится на всех равномерно. Однако на деле оказалось, что наиболее тяжело пострадавшей стороной оказалось беднейшее население. Оно кормилось главным образом рыбой из Волги, Оки и других рек. Выловленная рыба тут же солилась дешевой солью. После введения указанного акциза солить рыбу оказалось невыгодно. Возник недостаток основного пищевого продукта. К тому же у людей, занятых тяжелым физическим трудом, солевой обмен наиболее интенсивен, и соли им требуется больше, чем в среднем для человека. Соляной налог пришлось отменить после московского (соляного) бунта в 1648г., после чего началась работа по упорядочению финансов на более разумных основаниях.
Царь Алексей Михайлович создал в 1655г. Счетный приказ, который впервые довольно точно определил бюджет государства (в 1680 г. доход – 1,2 млн.руб.; расходы – 1,1 млн.руб.).
Примерно в это же время введена таможенная система вместо случайных таможенных пошлин и льгот. В 1653г. был издан Торговый устав. В целом для иностранцев таможенная пошлина составляла 12—13 %, для русских 4—5 %. Таким образом, Торговый устав имел протекционистский характер.
В 1667г. ставки были уточнены Новоторговым уставом. Сохранилась пошлина в 8 и 10 денег с рубля для русских и 12 денег с рубля для иностранных купцов. Но добавилось положение, что при проезде в глубь страны иностранцы должны платить еще по гривне с рубля или дополнительно 10 %.
Активное распространение получил введенный налог на имущество. Он взимался в размере 3 коп. с четверти переходившей по наследству земли со всех без исключения, даже с наследников по прямой линии.
В царствование Петра I (1672 — 1725 г.г.) преобразовательные реформы в сочетании с непрерывными войнами требовали крупных финансовых ресурсов. В этот период, помимо стрелецкой подати, вводятся военные налоги: деньги драгунские, рекрутские, корабельные, подать на покупку драгунских лошадей. Царь учредил особую должность — прибыльщиков, обязанность которых — «сидеть и чинить государю прибыли». Так был введен гербовый сбор, подушный сбор с извозчиков — десятая часть доходов от их найма, налоги с постоялых дворов, печей, плавных судов, арбузов, орехов, продажи съестного, найма домов, ледокольный и другие налоги и сборы. Облагались даже иноверцы за другие церковные верования. Например, раскольники были обязаны платить двойную подать. Усилиями прибыльщиков в январе 1705г. была наложена пошлина на усы и бороды.
В дальнейшем, прибыльщики предложили коренное изменение системы налогообложения, а именно: переход к подушной подати. До 1678г. единицей налогообложения была соха, устанавливаемая сошным письмом. С 1678г. такой единицей стал двор. Немедленно возник и способ уклонения от налогов: дворы родственников, а порой и просто соседей стали огораживаться единым плетнем. Прибыльщики предложили перейти от подворной системы обложения к поголовной, единицей обложения вместо двора стала «мужская душа».
В итоге – в конце царствования Петра Русь «не сделала ни копейки долгу» и обладала достаточно прогрессивной налоговой системой, в которой основная роль принадлежала прямому налогу – подушной подати.
В конце XVII — начале XVIII в. начинает создаваться наука о налогообложении как важнейшая часть экономической науки и вообще наук о природе и обществе. В России идеи Адама Смита и других западных экономистов развивал Николай Иванович Тургенев (1789— 1871г.г.) в книге «Опыт теории налогов», где особо выделены пять основных правил взимания налогов.
В практическом налогообложении в России крупные преобразования происходили в период царствования Екатерины II (1729 — 1796г.г.). Прежде всего, она внесла кардинальные изменения в налогообложение купечества. Были отменены промысловые налоги и подушная подать с купцов и установлен гильдейский сбор. Купцы были распределены в зависимости от имущественного положения по трем гильдиям. Для того чтобы попасть в третью гильдию, нужно было иметь капитал более 500 руб. Имевшие меньший капитал считались не купцами, а мещанами и уплачивали подушную подать. При капитале от 1 тыс. до 10 тыс. руб. купец входил во вторую гильдию, а с большим капиталом — в первую. Объявлял о своем капитале каждый купец сам, «по совести». Проверки имущества не производились, доносы на его утайку не принимались. Первоначально налог взимался в размере 1 % от объявленного капитала. Через 10 лет было утверждено «Городовое положение», которое повысило размеры объявляемых капиталов для зачисления в ту или иную гильдию. Ставка осталась прежней. Однако в дальнейшем она росла и в конце царствования Александра I составляла 2,5% для купцов третьей гильдии и 4% для купцов первой и второй гильдий.
Подушный налог на основное население России при Екатерине II сохранился, но это был не совсем тот налог, который ввел Петр I. По Указу от 3 мая 1783г. «подати с мещан и крестьян по числу душ полагаются единственно для удобности в общем государственном счете». Такой счет не должен стеснять плательщиков «в способах, ими полагаемых удобнейшему и соразмерному платежу податей». Община могла разверстать положенный ей подушный налог между своими членами так, как считала необходимым. Дело в том, что Петр I в своих указах не разъяснил порядок разверстки нового налога. Подушная подать была понята в буквальном смысле: ее просто рассчитывали в податных росписях, но и при самом сборе раскладывали прямо по ревизским душам, не учитывая, сколько в семье фактически работников. С 1797г. российские губернии были разделены на четыре класса в зависимости от плодородия почвы и их хозяйственного значения и для каждого класса были назначены отдельные подушные оклады.
В это время в России прямые налоги в бюджете уже играли второстепенную роль по сравнению с налогами косвенными. Так, подушной подати собиралось в 1763г. 5667 тыс.руб., или 34,4 % всех доходов, а в 1796г. — 24721 тыс. руб., или 36% доходов. В свою очередь косвенные налоги давали 42% в 1764г. и 43 % — в 1796г. Почти половину этой суммы приносили питейные налоги.
На протяжении XIX в. главным источником доходов оставались государственные налоги. Основным прямым налогом была подушная подать. Количество плательщиков определялось по ревизским переписям.
Наряду с основными ставками по прямым налогам вводились надбавки целевого назначения, например: надбавки на строительство государственных больших дорог, на устройство водных сообщений, временные надбавки для ускорения уплаты государственных долгов (действовали с 1812г. по 1820г.).
Существовали специальные государственные сборы. Таков, например, введенный в 1834 г. сбор с проезда по дороге, соединяющей Санкт-Петербург и Москву. К 1863г. сбор распространился на 23 шоссейные дороги. Взимались сборы с пассажиров железных дорог, пароходств, железнодорожных грузов, перевозимых большой скоростью, а также сборы в морских портах. Действовали пошлины с имущества, переходящего по наследству или по актам дарения. В то время ими облагались только лица, не имеющие прямого права наследования. Имелись паспортные сборы, в том числе с заграничных паспортов. Облагались налогом полисы по страхованию от пожара.
Кроме государственных налогов, взимались и местные.
В 1863г. в налоговой системе России произошли изменения, связанные с экономическими реформами Александра II. По случаю восхождения на престол Александра II в 1856г. впервые были списаны недоимки по налогам.
С мешан вместо подушной подати стал взиматься налог с городской недвижимости. Им облагались жилые дома, заводы, фабрики, бани, складские помещения, сады, огороды, оранжереи, другие строения, пустующие земли. Окончательная отмена подушной подати произошла лишь в 1882 г. и связана с именем министра финансов Н.Х. Бунге (1823 — 1895). Чтобы осуществить это, пришлось увеличить налог на городскую недвижимость, поземельный налог, гербовый сбор, установить налог с наследств и налог на доходы от денежных капиталов. Через четыре года оброчная подать с крестьян была преобразована в выкупные платежи. Предполагалось, что крестьяне будут выкупать землю в течение 44 лет. До 1882г. налог с наследств составлял 6%, но взимался он по узаконению 1801 г. только с лиц, не имеющих права на законное наследование. Он был введен со всех наследств, а его ставка устанавливалась в зависимости от степени родства пропорционально оценочной стоимости наследуемого имущества.
По «Городовому положению» 1870г. органы городского управления получили право взимать государственный квартирный налог. Однако разработка его надолго затянулась. Он вступил в действие только в 1894г. Ставка налога была дифференцирована в зависимости от наемной цены квартиры. Облагался содержатель квартиры независимо от того, являлся он собственником или арендатором.
От квартирного налога освобождались: духовенство христианского вероисповедания, дипломатические представители, члены императорского дома. Не облагались налогом также жильцы при промышленных предприятиях.
Налог вносился в местное казначейство и контролировался местными Казенными палатами, но целиком шел в государственный бюджет. Поступления от него росли достаточно высокими темпами. В 1885г. получено квартирного налога 2,8 млн руб., в 1900г. — 3,9 млн руб., в 1908г. — более 6 млн.руб. Идея о передаче этого налога в бюджеты городов не нашла воплощения. Лишь в бюджет Санкт-Петербурга уже в XX в. передавалась некоторая часть от него.
Наиболее крупными из местных налогов, взимаемых в городах, был налог с недвижимых имуществ. Ставка налога определялась городской Думой в процентах с чистого дохода, получаемого от данных имуществ. При невозможности оценки чистого дохода за основу обложения бралась стоимость имущества. Ставка налога по «Городовому положению» не могла превышать 10 % от чистого дохода или 1 % от стоимости имущества.
Перед началом Первой мировой войны финансовое положение России было довольно устойчивым. По бюджетной росписи на 1914 г. доходы государства были определены в сумме 3522 млн.руб., расходы — 3303 млн руб. В общегосударственных доходах одной из наиболее крупных статей был доход от казенной винной монополии — 935,8 млн.руб. Казенные имущества и капиталы приносили 805 млн.руб., среди них наибольшие доходы обеспечивали железная дорога и леса.
Налоги планировались по трем подразделениям: прямые налоги — 264,5 млн.руб., косвенные налоги — около 710 млн.руб. и пошлина — более 230 млн.руб. Среди прямых общегосударственных налогов выделялся промысловый налог — 145,8 млн.руб., который возрос к 1913г. на 12,2 млн.руб., или на 9,1 %, что говорит о развитии промышленности в России. Поземельный налог, имущественный налог и подати вместе должны были принести казне 83 млн.руб.
Из косвенных налогов почти половину — 351,9 млн.руб. — составляли таможенные сборы, 150 млн.руб. — акциз на сахар, 98,4 млн.руб. — акциз на табачные изделия и спички.
В начале ХХ в. в России существовала достаточно прогрессивная налоговая система, включающая прямые и косвенные налоги, имеющая систему контроля за сбором налогов и учитывающую способность населения уплачивать налоги в полной мере.
В результате войны с Германией финансовые источники почти иссякли, нарастали темпы инфляции. Хозяйство страны разваливалось, и выдержать бремя новых налогов вряд ли кто был в состоянии. Эмиссия бумажных денег полностью разладила финансовую систему страны.
После Февральской революции 1917г. положение дел еще более ухудшилось. Временное правительство не сумело справиться с экономическими и финансовыми трудностями.
Октябрьская революция 1917г. прервала поступательное развитие российской налоговой системы и на многие годы приостановила ее формирование.
После провозглашения новой экономической политики, когда были сняты запреты на торговлю, местный кустарный промысел, налоговая система несколько улучшилась. Появились иностранные концессии. Была разработана система налогов, займов, кредитных операций, приняты меры по укреплению денежной единицы.
В период нэпа существовали различные формы собственности, действовали экономические законы, что являлось одним из главных условий функционирования налоговой системы. Опыт 1920-х гг. показал, что нормальное налогообложение возможно лишь при определенном построении отношений собственности, которые обеспечивали бы правовую обособленность предприятий от государственного аппарата управления. Это обособление необходимо Для создания не только правильного налогообложения, но и нормального механизма перелива капитала между отраслями и предприятиями, для формирования рынка капиталов.
В это время делались попытки организовать национализированные предприятия, например акционерные общества, работавшие на основе государственного капитала, но успехом они не увенчались.
Финансовая система во время нэпа хотя и имела много специфических особенностей, но тем не менее отталкивалась от налоговой системы дореволюционной России как от исходного пункта и воспроизводила ряд ее черт. Складывающаяся система налогообложения имела слабо налаженный податной аппарат и характеризовалась почти полным отсутствием данных для определения финансового положения различных категорий налогоплательщиков, что предопределяло весьма примитивные способы обложения.
Существовали следующие виды налогов:
- прямые налоги — сельскохозяйственный, промысловый, подоходно-поимущественный, рентные налоги с земель, изъятых из сельскохозяйственного оборота, гербовый сбор, наследственные пошлины;
- косвенные налоги — акцизы и таможенное обложение; акцизы были установлены на продажу чая, кофе, сахара, соли, алкогольных напитков, табачных изделий и некоторых других потребительских товаров.
Прямые налоги являлись орудием финансовой политики — рычагом перераспределения накапливаемых в процессе хозяйствования капиталов. В то же время они становились существенным фактором роста доходов бюджета. В 1922—1923г.г. прямые налоги составляли около 43% от всех налоговых поступлений в бюджет, в 1923-1924г.г. - 45%, в 1925-1926г.г. - 82%.
Промысловым налогом облагались торговые и промышленные предприятия, а также единоличные ремесла и промысловые занятия. Он состоял из двух частей: патентного и уравнительного сборов.
Плата за патент зависела от разряда предприятия и его местонахождения.
Уравнительный сбор устанавливался с суммы торгового (или вообще хозяйственного) оборота. Первоначально он был определен в 7%, из которых 3% шли в государственный бюджет, 3% — в местный и 1% — в пользу голодающих. Однако очень скоро это налогообложение было признано чрезмерным. Налог снизился в среднем в два раза с дифференциацией его по отраслям. Так, в пищевой промышленности он составлял 1,5—2%, а на предметы роскоши доходил до 6%. Государственные предприятия платили уравнительный сбор в два раза ниже, чем частные.
Уравнительный сбор представлял собой налог с оборота, позволяющий относительно равномерно облагать все товары, улавливать и аккумулировать в бюджете излишки доходов. В общемировой практике налог с оборота в конечном счете эволюционировал в налог на добавленную стоимость. В экономике России эволюция была обратной — в сторону сближения налога с оборота с акцизами — определенной фиксированной надбавкой к цене товара в пользу государственной казны.
Другим важнейшим налогом был подоходно-поимущественный. Им облагались как физические, так и юридические лица (акционерные общества и т.п.). Поимущественное обложение представляло собой прежде всего налог на капитал. Государственные предприятия были освобождены от поимущественного обложения, но платили подоходный налог в размере 8 %. Физические лица привлекались к уплате налога, если имели годовой доход от 300 руб. и выше или имущество стоимостью более 300 руб. Поимущественное обложение прогрессивно возрастало по мере увеличения размера имущества. В результате всякое слияние капиталов — создание товариществ, акционерных обществ — вело к удвоению и утроению обложения. Дважды облагались и доходы участников акционерных обществ: сначала как совокупный доход акционерного общества, затем как выплаченные дивиденды. Подобный налоговый гнет толкал частных предпринимателей на путь быстрой наживы, спекуляции, препятствовал рациональной концентрации и накоплению капитала даже на самом примитивном уровне.
Существовавший сельскохозяйственный налог рассчитывался в зависимости от количества земли и голов скота на одного едока. Скот приравнивался к пашне в соотношении: одна голова рабочего скота равнялась 0,8 десятины пашни. Налог соответствовал классовой политике, осуществляемой в деревне, приводил к сокращению зажиточных хозяйств, не стимулировал повышения эффективности труда.
В дальнейшем финансовая система России эволюционировала в направлении перехода к административным методам изъятия прибыли предприятий и перераспределения финансовых ресурсов через бюджет страны. Полная централизация денежных средств при отсутствии какой-либо самостоятельности предприятий лишала хозяйственных руководителей всякой инициативы и постепенно подводила страну к финансовому кризису.
Так, в 30-х гг. ХХ века большинство налогов было ликвидировано, бюджет формировался в основном с налога с оборота.
В период существования СССР формирование бюджета осуществлялось в основном посредством изъятия средств у государственных предприятий, когда и значение налогов в данном процессе была не существенна.
Новый этап становления налоговой системы России связан с проблемами эффективного функционирования хозяйства страны в условиях рыночной экономики.