Однако научного доказательства небытия Бога не существует и принципиально не может существовать, по меньшей мере, по следующим трем причинам.
Во-первых, религия своим "объектом" познания имеет мир трансцендентный, духовный, Самого Бога. Наука же (естествознание в целом), по определению, занимается изучением лишь этого, посюстороннего мира. [Великий французский ученый и христианин Пастер ( 1895 г.), говоря о науке и своих научных выводах, писал: "Здесь нет ни религии, ни философии, ни атеизма, ни материализма, ни спиритуализма. Это вопрос фактов и только фактов". (Цит. по: Васильев Л. Внушение на расстоянии. М., 1962. С. 18.)] Поэтому все основные истины религии в принципе не могут быть предметом научного опровержения.
Во-вторых, каждая из наук, исключая смежные, имеет свою собственную область изучения и потому не может опровергать выводы других наук. Религия - это совершенно особая наука, наука Богопознания. Тем более она находится вне поля суждений каких-либо отдельных или всех вместе взятых естественных наук. (Это не относится к т.н. научному богословию, которое может касаться любых проблем этого мира и тем самым вступать в соответствующие отношения с другими науками. Например, те или иные попытки научно-богословской интерпретации происхождения и развития мира могут, естественно, оказаться научно не корректными.)
В-третьих, знать по существу о том, что доказывает и что опровергает наука, могут лишь люди науки, ученые. Поэтому факт наличия огромного числа крупнейших ученых, прежних и современных, верующих в Бога и во Христа, является очевидным доказательством того, что наука по меньшей мере не опровергает бытия Божия. Достаточно привести лишь некоторые имена всемирно известных верующих ученых: каноник Н.Коперник ( 1543 г.), совершивший переворот в астрономии; И.Кеплер ( 1630 г.), обосновавший гелиоцентрическую систему; Б.Паскаль ( 1662 г.) - физик, математик, религиозный мыслитель, основоположник классической гидростатики; И.Ньютон ( 1727 г.) физик, математик, астроном; М.Ломоносов ( 1765 г.) - ученый-энциклопедист; Л.Гальвани ( 1798 г.) - физиолог, один из основоположников учения об электрическом токе; А.Ампер ( 1856 г.) - один из основоположников электродинамики; А.Вольта ( 1872 г.) - также один из основателей учения об электричестве; Г.Мендель ( 1884 г.) - августинский монах, основоположник генетики; Ж.Дюма ( 1884 г.) основоположник органической химии; С.Ковалевская ( 1891 г.) - математик; Л.Пастер ( 1895 г.) - основоположник современной микробиологии и иммунологии; А.Попов ( 1906 г.) изобретатель радио; Д.И.Менделеев ( 1907 г.) создатель периодической системы химических элементов; И.Павлов ( 1936 г.) - отец физиологии; П.Флоренский ( 1937 г.) - священник, богослов, ученый-энциклопедист; В.Вернадский ( 1945 г.) - основоположник геохимии, биогеохимии, радиологии и учения о биосфере; Э.Шредингер ( 1955 г.) - один из создателей квантовой механики; Б.Филатов ( 1956 г.) - офтальмолог; Л.Бройль ( 1987) - один из создателей квантовой механики; Ч.Таунс ( 1988 г.) - один из создателей квантовой электроники; и многие другие.
|
В-четвертых, с точки зрения современной науки, "на любом уровне развития цивилизации наши знания будут представлять лишь конечный островок в бесконечном океане непознанного, неизвестного, неизведанного" [ Наин Г. Бог, Библия, бесконечность // Наука и религия. 1959. №3. С. 23.]
|
. Но если научные знания никогда не смогут дать человеку возможность охватить все бытие в целом, следовательно, никогда в принципе нельзя будет научно утверждать и небытие Божие (даже если бы Бога не было). Атеизм, таким образом, оказывается концепцией, прямо противоречащей одному из самых элементарных научных выводов.
Мы Его не видим
Это утверждение по меньшей мере наивно, ибо мы верим в существование очень многого, что никто из людей непосредственно не видел и не может видеть, например: субатомный мир, бесконечную Вселенную, психический мир человека (мышление, эмоции, волевые движения) и т.д. Бог же явился в мир в лице Иисуса Христа, о чем сохранилось много исторических свидетельств. Познали с несомненной достоверностью бытие Божие и очень многие "чистые сердцем" (Мф. 5, 2) люди в своем личном опыте. Поэтому вопрос должен ставиться не о факте ведения Бога, а об условиях этого видения.