ФИЛОСОФИЯ ДЖОРДАНО БРУНО




 

Джордано Бруно (1548-1600)– представитель позднего Ренессанса, натурфилософ, мистик и поэт. Родился в семье мелкого дворянина в итальянском городе Нола в 1548г. (отсюда его прозвище – Ноланец. Стал монахом доминиканского монастыря, сбежал.

Он учился в Неаполитанском университете у довольно известного аверроиста-аристотелика и антигуманиста Джован Винченцо де Колле. В дальнейшем мы видим, что во всех его произведениях идет спор с современным ему гуманизмом. Сам Джордано Бруно писал на латыни, очень близкой к схоластической, средневековой монашеской латыни.

Примерно в 17 лет Бруно стал монахом в монастыре Святого Доминикана, в 24 года - католическим священником. В его сторону часто «падали» подозрения в прочтении запрещенных книг, обвинения в ереси.

Бруно очень противоречив и многообразен: он нападал и на косную клерикальную систему взглядов, насмехался над монашеством, пародировал его, но хранил в себе «монашескую идентичность». Как известно, изначально он был доминиканцем, потом вышел из ордена, но все его саморепрезентации оставались монашескими. Был отлучен от католической, кальвинистской и лютеранской церквей. Был человеком, который не укладывался ни в одну мировоззренческую или религиозную систему, существовавшую в его время.

Бруно преподавал в философию в Тулузе, Париже - в Сорбонском университете, где впервые публикует свои работы по мнемонике (совокупности правил и приемов, помогающих запоминать нужные сведения), называющиеся «Тени идей» и «Песнь Цирцеи». Жил в Лондоне и Оксфорде, в Лондоне издал ряд трудов, среди которых «О бесконечности, вселенной и мирах» (1584 год).

Пытался убедить общественность в истинности астрономических идей Коперника о том что Солнце, а не Земля находится в центре планетарной системы (Гелиоцентрическая теория), но практически не находил поддержки. Бруно высказывал ряд догадок, опередивших эпоху и обоснованных лишь последующими астрономическими открытиями: о том, что звёзды — это далёкие солнца, о существовании неизвестных в его время небесных тел в пределах нашей Солнечной системы о том, что во Вселенной существует бесчисленное количество тел, подобных нашему Солнцу. Бруно не первый задумывался о множественности миров и бесконечности Вселенной: до него такие идеи выдвигались античными атомистами, эпикурейцами, Николаем Кузанским.

Его концепции носили мистический, оккультный, в самом широком смысле религиозный характер. Несмотря на то, что Бруно опирался на астрономические расчеты, он использовал их как некий способ, как ключ для выхода в совершенно иное измерение. Но, главное, это был человек, который разрабатывал свой совершенно фантастический проект религиозной реформы в критической ситуации XVI века, когда Европа разделилась конфессионально, политически и культурно.

У него было собственное понимание учения о Пресвятой Троице — триадологии. Бруно возражает против аристотелевского разделения материи и формы и указывает, что не существует никакой первоматерии. Таким образом, В философии Бруно идеи неоплатонизма (а именно представления о едином начале и мировой душе как движущем принципе Вселенной) перекрещивались с сильным влиянием воззрений античных материалистов и пифагорейцев. У Николая Кузанского Бруно почерпнул идею «отрицательной теологии», исходящей из невозможности положительного определения Бога. Это дало ему возможность противопоставить схоластике (систематическая европейская средневековая философия, представляющая собой синтез католического богословия и логики Аристотеля) свою пантеистическую («Пантеизм» - религиозное и философское учение, объединяющее и иногда отождествляющее Бога и мир) натурфилософию (философию природы, понимаемую как целостную систему самых общих законов естествознания).

Мир, по мнению философа, не сотворен во времени, он так же бесконечен и вечен, как и Бог. Сам же Бог не находится вне вещей, он отождествлен с природой и содержится в этих вещах, Бог есть внутреннее начало мира, он не находится вне мира и над миром. Основной единицей бытия, по Бруно, является монада («единица», «простая сущность», согласно пифагорейцам, обозначала божество, или первое существо, единицу или единое, как неделимое), в деятельности которой сливаются телесное и духовное, объект и субъект. Высшая субстанция есть «монада монад», или Бог; как целое она проявляется во всём единичном — «всё во всём».

Под Святым Духом Бруно понимал душу Вселенной, от которого жизнь снисходит в материальное. Человек же, по версии мыслителя – это та часть мировой материи, в которой Бог приобретает способность мыслить – это микрокосм, который стягивает весь бесконечный макрокосм и является мыслящим. (Эта позиция повторяет рассуждения Николая Кузанского.) Джордано Бруно утверждал, что знания могут спасти человеческую душу, а кроме того они имеют еще и практическую цель: познавая мир, человек, по мнению философа, может создавать некую практическую магию и таким образом управлять природными явлениями и совершенствовать человеческую жизнь. Кроме того, Бруно предполагает, что в иных мирах тоже могут обитать разумные существа, подобные людям, что идет вразрез с мнениями мыслителей того времени. Все это потом послужит основанием для его осуждения инквизицией.

Однако, эти идеи Бруно оказали определённое влияние на развитие философии Нового времени: идея единой субстанции в её отношении к единичным вещам разрабатывалась Спинозой, идея монады — Лейбницем, идея единства сущего и «совпадения противоположностей» — в диалектике Шеллинга и Гегеля.

 

Как уже было сказано, философских работах Бруно содержатся как логические рассуждения, так и мистические элементы. Большое влияние на Бруно имели атомистические представления поэмы Лукреция «О природе вещей», идеи Платона, сочинение Николая Кузанского «Об учёном незнании». В Англии философу начинает симпатизировать Герметизм, позже, в своих произведениях Бруно часто обращался к имени Гермеса Трисмегиста. Сама по себе герметическая философия – это магико-оккультное учение эпохи эллинизма и поздней античности, изучавшее тексты с сокровенными знаниями, приписываемые мифической личности — олицетворению древнеегипетского бога мудрости и знаний Тота, звавшегося у греков богом Гермесом, — мудрецу Гермесу Трисмегисту, от имени которого и произошло название течения. Герметизм — это учение о высших законах природы, подчиняющейся принципу причинности (физический принцип, устанавливающий допустимые пределы влияния вещей и событий друг на друга) и принципу аналогии, которое стало доктриной европейских алхимиков. Учение носило эзотерический характер и сочетало элементы популярной древнегреческой философии, халдейской астрологии, персидской магии и древнеегипетской алхимии.

Первоначально философ пытался распространить свои взгляды в самом Риме, но в итоге был вынужден бежать из Италии. Далее мы видим его в лютеранской среде. Но ни в одой из других конфессий, к которым стремится присоединится Джордано, он не находит понимания. Кальвинисты его отвергают, затем следует ссора с лютеранами.

МИРОВОЗЗРЕНИЕ БРУНО

Традиционно Бруно называют философом-пантеистом. Конечно, в традиционном понимании он близок к пантеизму, но его учение по сути было очень мощной реформационной религиозной доктриной. Все его философские взгляды так или иначе в проектном отношении были устремлены в какую-то новую религиозную реальность. На это, собственно говоря, указывали и недоброжелатели Бруно, это утверждал Джованни Мочениго, который передал Бруно в руки инквизиции. Его обвиняли в том, что он пытался создать новую секту, которая ставила своей целью возродить некую «египетскую религию» и, возможно, даже называлась по его имени сектой «джорданистов».

КОСМОЛОГИЯ БРУНО

В области естественных наук больше всего известны его сочинения о бесконечности миров. Развивая гелиоцентрическую теорию Коперника и философию Николая Кузанского, Бруно высказывал ряд догадок: об отсутствии материальных небесных сфер, о безграничности Вселенной, о том, что звёзды — это далёкие солнца, вокруг которых вращаются планеты, о существовании неизвестных в его время планет в пределах нашей Солнечной системы. Планеты для него именно в герметической традиции — это живые божественные существа, которые вращаются по своей воле и имеют магические свойства.

Отвечая противникам гелиоцентрической системы, Бруно привёл ряд физических доводов в пользу того, что движение Земли не сказывается на ход экспериментов на её поверхности, опровергая также доводы против гелиоцентрической системы, основанные на католическом толковании Священного Писания. В противоположность бытовавшим в то время мнениям, он полагал кометы небесными телами, а не испарениями в земной атмосфере. Бруно отвергал средневековые представления о противоположности между Землёй и небом, утверждая физическую однородность мира (учение о 5 элементах, из которых состоят все тела, — земля, вода, огонь, воздух и эфир). Он предположил возможность жизни на других планетах. При опровержении доводов противников гелиоцентризма Бруно использовал теорию импетуса (натурфилософская теория, согласно которой причиной движения брошенных тел является некоторая сила (импетус), вложенная в них внешним источником.)

По мнению ряда авторов, энтузиазм, с которым Джордано Бруно приветствовал открытия Коперника, объяснялся его уверенностью в том, что гелиоцентрическая теория таит в себе глубокий религиозный и магический смысл (во время своего пребывания в Англии Бруно проповедовал необходимость возврата к магической религии Египта в том виде, как она изложена в трактате Гермеса Трисмегиста «Asclepius», которая содержит описание творения мира и иерархии богов.).

 

Сконструировать из его взглядов какую-то научную систему практически невозможно, потому что его мировоззрение прежде всего оккультное, мистически, а не эмпирически «научное» и, зачастую, совсем не математическое. Это, собственно говоря, ему инкриминировала инквизиция с церковной точки зрения.

ЗА ЧТО СОЖГЛИ ДЖОРДАНО БРУНО?

Согласно Шоппе, католика, публициста, Бруно инкриминировалось учение о множественности миров, об оправдании магии (Бруно и сам себя представлял магом; его учение о «сцеплениях» (контактах с демонами) и его мнемоника — все это имело явно магический характер), еретическое толкование лиц Пресвятой Троицы. Отстаиваемая им идея души мира довольно спокойно принималась в ренессансном неоплатонизме, но вот со Христом, со второй ипостасью Троицы, у Бруно были очень большие проблемы. Бруно говорил о том, что Моисей также был магом и творил чудеса, которые превосходили магию египтян, что, конечно же, с традиционной христианской точки зрения совершеннейшая ересь. С его точки зрения, Христос был благим магом и целителем в египетской традиции. Все это в более или менее явной форме содержится в сочинениях Бруно. С точки зрения церкви его воззрения были абсолютно еретическими, и он от них не отрекся. Бруно высказывал идеи о материальном единстве и бесконечности Вселенной во времени и пространстве. Назначение философии он видел в познании природы, божественной в своей сущности. В этом и многом другом взгляды Бруно противоречили официальному учению католической церкви. Свободомыслие Бруно чаще сталкивалось с неприязнью, чем с пониманием. В 1593г. инквизиция обвинила его в ереси. Отказавшись отречься от своих идей, Бруно был сожжен в 1600г. на Площади Цветов в Риме.

 

 


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: