Философия природы, понимаемая как целостная система самых общих законов естествознания.




Основным принципом натурфилософии Шеллинга является единство. С точки зрения этого принципа вся природа представляет как быодин бесконечно разветвляющийся организм.

На исходном уровне природа обнаруживает себя в противоположности света и материи. Свет выступает как первичный идеальныйпринцип, своего рода «мировая душа», материя — как реальный.

Вслед за Лейбницем Шеллинг полагает, что сущность природы идеальная, а не материальная. Идея — духовная. Опираясь на это, ищет,что же является тем началом в природе, что дает начало природе живой и неживой. Электромагнитное излучение. ИсследованияГальвани, которые установили связь между животными и электричеством. Взаимодействие электромагнитных явлений с химическими(Вольта). Магнетизм. Идея развития природы

Единство природы — есть нечто, объединяющее живую и неживую природу. Заимствует у немецкого биолога Гельмейера идею, что все в природе пронизано противоречием противоположных сил — полюса магнита, щелочь и кислота, индивидуальность восприятий мираодним индивидом и родовая сущность индивидов, мышление и его объект, везде находит единство противоположных деятельных сил.Деятельные силы называются полярностями. Взаимодействие этих противоположных сил объявляется внутренним источником самодвижения в природе.

Борьба противоположностей — внутренний источник любой активности, «подлинная мировая душа» природы. Понятие души сантичных времен — принцип активности.

Понимание природы как органической целостности, как замкнутой в себе системы, причем «организация в качестве целого должнасуществовать раньше, чем ее части, – не целое возникает из частей, а части возникают из целого»

Движение от неорганического к органическому свидетельствует о победе идеального начала над реальным. В органическом мирематерия теряет самостоятельность и сводится к роли инструмента для жизни.

  1. Трансцендентальный идеализм

Натурфилософия, по Шеллингу, лишь одна из двух основных философских наук (“Система трансцендентального идеализма”)

Если натурфилософия переходит от природы к духу, то она должна именоваться уже не натурфилософией, а «философией духа» или идеальной философией.

Трансцендентальная философия начинает движение мысли с субъекта, чтобы таким образом вывести из него объект.

Трансцендентальная философия начинает с повального сомнения и в результате этого сомнения приходит к убежденности в существовании только субъекта, только мыслящего фихтевского "я", или кантовского трансцендентального разума. Здесь на первыхпорах Шеллинг рассуждает подобно тому, как рассуждал в свое время Фихте. Если для человека единственной достовернойреальностью является "Я", то философ в трансцендентальной философии начинает с положения, что "Я" полагает "Я". "Я" мыслит исозерцает только лишь себя. Но "Я" созерцает себя ограниченным и в этом ограничении себя оно понимает, что существует некоторое"не-Я".

Если существует "не-Я", то, значит, оно воздействует на "Я", а поскольку кроме "Я" ничего не существует, то значит это "не-Я" естьаффицирование* "Я" самим себя со стороны самого себя (самоаффицирование). То есть "не Я", объект познания возникает из самого жесубъекта, из самого познающего "Я". Поэтому "Я" созерцает себя ощущающим (когда сознается, что существует еще "не-Я"). Поэтомуследующий факт, который наблюдает мыслитель (трансцендентальный философ) – это факт уже не созерцания, а ощущения, ощущенияобъективного мира. Таким образом возникает представление о внешнем мире.

*Аффицирование — понятие философии Канта, означающее воздействие предметов на наши чувства

Исходным принципом трансцендентальной психологии является самосознание познающего субъекта. Поэтому следующий шагтрансцендентальной философии связан с его изучением.

Я содержит в себе две противоположно направленные деятельности, идеальную и реальную. Самосознание возможно только при их сосуществовании. Но они не могут существовать без третьей деятельности, соединяющей их и в то же время не дающей им уничтожить друг друга. Эта третья деятельность и есть собственно акт самосознания. Но такое подвижное равновесие противоположных деятельностей мыслимо только в виде бесконечного прогресса. И Шеллинг действительно говорит, что трансцендентальная философия, занимающаяся его реконструкцией, есть «история самосознания».

(Ее направленность задается тем, что в предельном случае созерцающее Я самосознания полностью тождественно созерцаемому Я. Однако вначале этого тождества нет. Бесконечное Я обнаруживает себя конечным, ограниченным, а значит, пассивным или ощущающим нечто, не-Я. Это первая эпоха самосознания. Далее Шеллинг постепенно раскрывает неявную идеальность не-Я, или объекта (чему соответствует дедукция уровней организации материи, аналогичных тем, которые были выведены в натурфилософии). Первая эпоха заканчивается продуктивным созерцанием, т. е. пониманием Я своей активности в пассивном на первый взгляд ощущении. Следующая эпоха завершается представлением Я самого себя в виде рефлексии, т. е. чистой мысли. Третья эпоха сводит Я к свободному акту воли. Это означает переход от теоретической к практической философии. Свобода может существовать только при условии наличия других субъектов, движение которых к идеальной цели порождает человеческую историю. Но исторический процесс обнаруживает себя как необходимость, противостоящая свободным решениям Я. Чтобы наконец осознать себя как бесконечное Я, Я должно каким-то образом помыслить тождество свободы и необходимости, сознательного и бессознательного.)

  1. Философия откровения

Религиозно-философское учение, разработанное в 1830–50-х гг.

Основная задача – философское обоснование и истолкование основ христианской религии Откровения. В соответствии с этим онаделится на две части – общую, где формулируются основоположения онтологии и антропологии, и специальную, где этиосновоположения находят применение в экзегетике Нового Завета.

Общая часть философии Откровения включает: учение о природе философии и обоснование разделения философии на«отрицательную» и «положительную»; философское учение о всеедином Боге; учение о творении; учение о всеедином человеке;учение об отпадении и его последствиях. В ней дается онтологическое обоснование необходимости Откровения. В специальной частирассматриваются соотношение мифологии и Откровения; вы что, реально это читаете, учение о мифологическом процессе;предсуществование Логоса-Христа; вочеловечение Христа; смерть и воскресение Христа; учение об ангелах и о дьяволе; эпохицерковной истории; общая и индивидуальная эсхатология.

Общеонтологическая часть философии Откровения дает развернутый ответ на вопрос «Почему есть нечто, а не ничто?» ипредставляет собой креационистское учение, тщательно разработанн на основе идеи о всеедином Боге. Всеединый Дух мыслитсякак неразличимое единство трех бытийных сил — потенций, образующих различные аспекты возможного его отношения к еще несотворенному бытию (в-себе-сущий Дух как «способность быть», для-себя-сущий Дух как «необходимость быть» и у-себя-сущий Дух как«долженствование»). В творении потенции по свободному решению Творца «напрягаются», их равновесие нарушается, и они выступаютв различии как космические демиургические* силы. Творение изображается как постепенный процесс восстановления гармоническогоравновесия потенций, имеющий два аспекта – теогонический (воссоединенные потенции становятся личностями и образуют триипостаси Троицы) и космогонический (разные взаимные положения потенций образуют различные компоненты природного идуховного миров).

*Демиург переводится как "творец" или "создатель"

Последняя и высшая твороение – всеединый первочеловек – содержит в себе всё мироздание и образует живую связь между мирозданипем и тремя лицами Троицы. Первочеловек целиком свободен по отношению как к Богу, так и к потенция м (Троице). Благодаря этому оказывается возможным расторжение теоантропокосмического (бог, человек и вселенная) единства актом свободного произволения (освобождения от бога и вселенной благодаря свободе воли) первочеловека, которым (свободной волей) он выводит потенции из равновесия и полагает основание нового процесса, тем самым «отпадая» от Бога и порождая внебожественный мир.

Отпадение делает необходимым восстановление единства Бога в сознании тварного существа (человека) и действительное воссоединение Бога и человека, обозначаемое понятием Откровения (соединение бога с человеком). Действительному Откровению предшествует приуготовляющий его мифологический процесс, в котором потенции, действующие теперь в сознании, постепенно распознаются как лики единого Бога.

 

44. «Философия духа» Гегеля. Философия истории.

 

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) — один из представителей немецкой классической философии (капельку подробнее проклассическую в 43-м билете)

Основные работы: "Феноменология духа", "Энциклопедия философских наук", "Лекции по философии”, “Философия права”

Термин "снятие" (Aufheben) - одно из самых сложных понятий гегелевской философии, означает оно такую операцию спротивоположностями, в которой противоречие в этих противоположностях не исчезает, но, переходя на другой уровень, как быразрешается. То есть снятие есть решение противоречия (почка, цветок, плод). Тезис/ антитезис.

(В целом кратко о философии) *Гегель в своей философской системе принимал те же три ступени в развитии познающей силы, но устранял из этогопроцесса всякий вид произвольной деятельности, считая весь процесс необходимым движением от одной ступени развития к другой – от бытия всебе чрез бытие вне себя к бытию в себе и для себя (идея, природа, дух). Необходимый процесс саморазвития совершается, по Гегелю, в чистом илиабсолютном разуме (идее), вследствие чего разум (мышление) оказывается единственным и действительно сущим, а все действительное необходиморазумным. Разум в этой системе есть, следовательно, единственная субстанция, но не реальная, а чисто идеальная и логическая (поэтому философиюГегеля часто именуют панлогизмом). Превратить эту субстанцию в субъект, т. е. первоначальный бессознательный разум в самостоятельный, в дух идаже в абсолютный Дух, так как субстанция есть абсолютный разум, составляет задачу мирового процесса. Выхождение субстанции из еёпервоначального вида существования, как логической идеи, в инобытие, как природы, и заключительное понимание себя самой, как единого иистинно действительного, понимание, что такое абсолютная идея, какова она есть в развитом своем существе, составляет ступени мирового процесса.

**(немного о наследии Канта) В значительной степени в философии Гегель продолжает линию расхождения с метафизикой, начатуюКантом, однако не следует Канту в полной мере. Например, решительно критикует метафизику за ограниченность ее представлений омышлении за то, что она догматическим образом переносила на действительность конечные определения и некритически пользоваласьприемами рассудочного мышления, которому он противопоставляет мышление, бесконечное в себе и разумное, которое мыслит нетолько предметы и ограничено ими, но и само себя: «Истинное познание предмета должно быть, напротив, таким, чтобы он самопределял себя из самого себя, а не получал свои предикаты извне»

  1. Философия духа

 

Разделяется на учение о субъективном, объективном и абсолютном духе.

1. Первый этап развития духа — субъективный, в конкретном индивиде, отдельном человеке (человек живёт как дитя, в естественномсостоянии, в подчинении инстинктам эгоизма и разнообразным влияниям природы, как пол, раса, возраст…). Субъективный дух изучаетантропология (у Гегеля она рассматривает душу как таковую, не связанную с другими).

2. Свобода стремится проявить себя в мире, объективировать себя, поэтому возникает отрицание субъективного духа и возникает второй этап — объективного духа — коллективной жизни людей. По мере развития разума, индивид признаёт в других индивидахравных себе, то есть духовные существа, которые он должен уважать и понимает, что его индивидуальная свобода ограничена свободойему подобных. В обществе человеческие влечения перестают быть слепыми инстинктами и превращаются в сознательные побуждения.

Первое объективное проявление свободного духа есть право.

Государство, по Гегелю, — высшее проявление объективного духа, совершенное воплощение разума в жизни человечества.

Оно есть осуществление свободной личной воли, во-первых, по отношению к внешним вещам — право собственности, во-вторых, поотношению к другой воле — право договора, и, наконец, по отношению к своему собственному отрицательному действию черезотрицание этого отрицания — в праве наказания.

3. Третий этап развития духа — абсолютный дух (или мировая душа) — есть единство субъективного и объективного. Дух становитсясовершенно свободным от всяких противоречий и примиряется с самим собою. Он достигает истинного знания о себе самом, проходя,по мнению Гегеля, три ступени: 1) созерцания в искусстве, 2) деятельности чувства и представления в религии и 3) жизни чистой мысли вфилософии.

 

Дух постигает идею в искусстве через её образное созерцание и чувственно-внешнее изображение; затем — в религии, осуществляя еёобразно-эмоциональное переживание; и, наконец, находит адекватную форму постижения идеи в мысли или в философии, котораяраскрывает абсолютную идею как мыслящее себя понятие

Ступени раскрытия Абсолютного духа, то есть ступени познания мира:

  • Субъективный дух (антропология, феноменология, психология)
  • Объективный дух (абстрактное право, мораль, нравственность)
  • Абсолютный дух (искусство, религия, философия)

Самораскрытие Абсолютного Духа в пространстве — это природа; самораскрытие во времени — история

Для Гегеля «пограничными сферами царства красоты, с одной стороны, является проза конечного знания и обыденного сознания, откудаискусство выбивается к истине, с другой стороны — более высокие сферы религии и науки, в которые искусство переходит дляпостижения Абсолюта в менее чувственных формах»

У религии и философии одно и то же содержание, но разные формы: религия постигает абсолютные истины в виде представлений, афилософия — в форме понятий.

  1. Философия истории

Как и в философии права, в философии всемирной истории Гегеля разумность торжествует. Внешне противоречивый ход историиобразует для философии лишь материал, свидетельствующий о превосходстве позиции разума, способного встать над интересамиособых участников исторического процесса и увидеть в качестве цели и результате всеобщее.

«Великое в мире не совершалось без страсти», но при этом благодаря разрозненным усилиям людей в целом в ходе всемирно-исторического процесса создается некий всеобщий результат, выражающий действие всемирного разума. То, что при этом конечныйрезультат отличается от того, к чему стремились и чего желали достичь своими действиями сами люди, Гегель называет «хитростью разума» (хитрость Мирового разума), который, используя людские стремления, заставляет их осуществлять в итоге именно свои,разумные цели.

Главное для истории — это именно деятельность людей, прокладывающая дорогу разуму и при этом позволяющая им осуществлятьсвою собственную свободу. «Всемирная история есть прогресс в сознании свободы, прогресс, который мы должны познать в егонеобходимости».

Это движение в истории требует от народа огромных усилий, прежде всего в достижении государственного состояния, ибо «вовсемирной истории может быть речь только о таких народах, которые образуют государство», но от всемирно-исторического народатребуется также участие во всестороннем развитии человеческого духа, с тем чтобы образовать своей деятельностью ступень вдвижении всемирного духа. Таких этапов, или ступеней духа, образующих в ходе истории свой особый исторический мир, Гегель выделяет четыре: восточный мир, греческий мир, римский мир и германский мир, под которым Гегель понимает мир, созданныйгерманскими народами на развалинах Римской империи, т. е. европейский, христианский мир.

Особенность Мирового духа состоит в том, что на каждом из этапов развития он воплощается в дух какого-то одного из народов. Еслидух народа и замысел мирового разума не совпадают, то народ застывает в своём развитии, а если совпадают, то народ являетсявыразителем мирового прогресса. От восточного деспотизма, где свободен только правитель, через Афины, где свободны многие, доГермании, где свободны все. В современной Гегелю Европе «свобода нашла себе опору, свое понятие о том, как осуществлять своюистину. В этом состоит цель всемирной истории...»

Свое дальнейшее развитие человеческий дух должен искать уже не в исторических деяниях, а в вечных творениях искусства, в религиикак такой области, «в которой народ выражает свое определение того, что он считает истинным», или же в философии, т. е. в области абсолютного духа

По Гегелю, существует три вида историографии:

  • Первоначальная история — когда люди просто видят и записывают какие-то факты (летопись)
  • Рефлективная — аналитический подход к историческим событями, начинается с Тита Ливия (различается дух времени и духавтора, историк различает своё повествование и себя)
  • Философская история — когда мыслитель философствует на тему исторического процесса, то есть рассматривает не самисобытия, а дух времени (начинается с Вольтера), анализ движущей силы исторчиеских событий. Джамбаттиста Вико ("Об общейприроде наций", спиралевидный характер истории”)

Для Гегеля характеристикой, наиболее глубоко определяющей облик той или иной культуры является религия (то, какая у данногонарода религия). Религия, по Гегелю – наиболее важная форма самосознания этого народа, «народного духа» (а «народный дух», духэтого народа – один из моментов существования Мирового духа).

Весь мир — это грандиозный исторический процесс развертывания и реализации возможностей некоего мирового разума, духа. Мировой дух есть совершенно объективное, безличное, идеальное начало, выступающее основой и субъектом развития, творцом мирав целом.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: