ДАУНШИФТИНГ КАК ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА




Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж № 1»

Кафедра психолого-педагогических дисциплин

Лысенко Мария Сергеевна

 

 

ДАУНШИФТИНГ КАК ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

 

 

РЕФЕРАТ

 

Реферат защищен   Специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах
с оценкой ____________ Курс: 2, группа: 23
«» ___________ 201_ года Руководитель: Зуева И.Ф.,
  преподаватель МДК 01.01.
  Теоретические основы организации обучения в начальных классах Высшей квалификационной категории
   

Челябинск, 2018


ОГЛАВЛЕНИЕ  
ВВЕДЕНИЕ  
ГЛАВАI. ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ДАУНШИФТИНГА КАК ПРОБЛЕМЫСОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА  
1.1. Возникновение феномена «дауншифтинг»  
1.2. Воззрение на понятие «дауншифтинг» в современной науке  
1.3. Рост проблемы дауншифтинга в мировом сообществе на основе научных исследований  
1.4. Формирование ценностно — смысловых ориентации у подрастающего поколения  
Выводы по главе I.  
ЗАКЛЮЧЕНИЕ  
ГЛОССАРИЙ  
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ  

 

ВВЕДЕНИЕ

Постиндустриальная эпоха сделала мир глобальным, небывало прогрессивным, располагающим бесчисленным количеством возможностей для каждого из нас. Для достижения своих целей сегодня нужно истратить изрядное количество нервных клеток, сил физических и моральных, а также, возможно, пожертвовать некоторыми собственными увлечениями. Тем не менее, существуют люди, считающие, что такая жизнь — сущий ад на Земле, состоящий из рутины и монотонности, и сходят с «дистанции» этой сумбурной, навязанной обществом «погони» за материальными благами. Встречайте — дауншифтеры, о них мы и поговорим.

Постановка проблемы: анализ определение феномена «дауншифтинг» и разобрать часть встречающихся заблуждений и мнений о данном социальном явлении в мире. Идеология и термин дауншифтинг распространились на рубеже XX-XXI веков в странах Запада (США, Великобритания, Австралия). Это явление проникает и в Россию, но не дальше мегаполисов Москвы и Петербурга, а сам термин «даyншифтинг» теряет своё изначальное значение и трактуется с искаженным смыслом.

Целью исследования является определение феномена дауншифтинга, влияние социальных факторов на формирование дауншифтинга, выявление различий.

Сегодня уже традиционным стало использование в научном дискурсе словосочетаний «социальные изменения», «информационное общество», «общество потребления», «постиндустриальная эпоха» при описании состояния социума. Все эти характеристики, будучи отнесенными к нашей реальности, охватывают ее на большом уровне и являются в теоретическими концептуализациями. В то же время на малом уровне социального взаимодействия обобщению подлежат некоторые явления, получившие свое практическое развитие в условиях современного общества, например, феномен дауншифтинга.

 

 

ГЛАВА I.

1.1. Возникновение феномена «дауншифтинг»

Слово дауншифтинг представляет собой буквальный перевод с английского языка которого звучит так: «добровольно отказаться от деятельности, связанной со стрессом, ответственностью». Так же, это термин XX-XXI века, западный феномен, очень часто встречающийся в зарубежных СМИ и литературе, обозначает философию жизни ради своего душевного спокойствия и психологического благополучия. Для них пишут книги, создают интернет-сайты [см., напр.: Дрейк, 2007; Дауншифтинг в России]. С определенной долей вероятности можно говорить о том, что дауншифтинг постепенно начинает представлять собой социальное движение, а дауншифтеры – большую группу, образующую новую социальную страту [Лисова, 2008].

Степень выраженности феномена дауншифтинга в определенном смысле призывает широкие социальные массы к переосмыслению содержательной стороны ценности достижения, так как эта группа определяет успешную жизнь по-новому, пока еще находясь в меньшинстве.

Дауншифтинг как социально-психологический феномен представляет собой вариант профессиональной ресоциализации. Соответственно, изучение этого явления может вестись с позиций социальной психологии личности, и тогда на первое место выходят ценности и установки. Одна из причин дауншифтинга – расхождение между индивидуальными ценностями и теми, которые навязывает человеку социум, в частности, то место, где он осуществляет свою трудовую деятельность. В то же время, для осуществления столь сильных изменений необходимы определенные установки, которых зачастую либо не существует, либо являются слабыми оправданиями о не действии. Интерес представляет тот факт, почему среди людей, обладающих сходными ценностными ориентациями и социальными установками, связанными с потенциальным «дауншифтерством», одни меняют образ жизни, а другие не делают этого.

Ключевой момент, касающийся дауншифтинга — это ценностный конфликт между целями, навязываемыми обществом (карьера, богатство, статус) и внутренними ценностями (самопознание, хобби, общение с близкими)

Дауншифтинг является очень сложным и многогранным явлением, содержащее в себе множество оттенков, противоречий и особенностей. Неверно думать, что это глобальный шаг в безделие.

Очевидны некоторые идеологические параллели дауншифтинга с культурой хиппи. Движение хиппи (англ. «понимающий, знающий») возникло в США в 90-е годы. Хиппи проповедовали уход из обеспеченного дома и общества для жизни среди единомышленников в мире, основанном на любви, дружбе и взаимопомощи, отказываясь от многих материальных и бытовых благ.

Считается, что термин «дауншифтинг» был впервые использован в печати американской журналисткой Сарой Бен Бреатна. По другому предположению автором термина является Джеральд Селенти, руководитель нью-йоркского Института по изучению трендов. В разных источниках можно найти оба варианта авторства термина.

Попробуем разобраться с проблемой неравенства. Если рассматривать неравенство как положение, при котором люди не имеют равного доступа к социальным благам, то получается, что дауншифтеры равноположены высше-среднему классу, к которому они принадлежали ранее, по многим пунктам, кроме экономического. А это в свою очередь делает неактуальными первостепенные стратификационные критерии – доход и род деятельности, но увеличивает вес культурной и эмоциональной составляющих, неудобных для анализа.

Итак, в рамках нашего анализа можно зафиксировать, что данная страта обладает достаточным социальным, культурным, человеческим и экономическим капиталами. Необходимо указать на относительность эффектов дауншифтинга. Многие представители этой страты как были, так и остаются в среднем классе, более того, дауншифтинг отчасти стимулирует развитие последнего, создавая основу для самостоятельных решений и самореализации.

У детей выражена тенденция уходить из ситуаций которые им не нравятся, в них проявляется эмоциональная сниженность («скучно»), небрежность в деятельности (индивидуальной), отсутствие направленности на получение продукта.

Часто можно услышать, как дауншифтингом называют длительный отпуск или даже просто поездку за город или выходные, посвященному любимому хобби, но никак не отказ от высокой умственной деятельности ради других жизненных приоритетов. В своих выступлениях Р.Фрумкина говорила, что дауншифтинг по-русски имеет мало общего с основной версией этого западного культурного образца. Сюда чаще всего относят резкие перемены в стиле жизни, проявляющиеся на первой фазе в чисто пространственном перемещении. Это может быть переезд из мегаполиса в глухую провинцию, из города средних размеров – в деревню, из любого места России – в другие, чаще всего развивающиеся страны Азии. Другими словами, при сохранении внешней формы содержание явления видоизменилось, в данном случае скорее имеет место горизонтальная социальная мобильность при сохранении прежнего социального статуса, не нисходящая вертикальная мобильность, как это зародилось на Западе.

Дауншифтинг представляется его последователям протестом против идеалов общества потребления, и приверженность к дауншифтингу оправдывается рядом «недостатков», присущих обществу потребления – главным образом, отрицанием необходимости развития человека как личности.

 

1.2. Воззрение на понятие «дауншифтинг» в современной науке

Мнения психологов располагаются на двух противоположных берегах, как это часто бывает. Первые считают, что дауншифтинг — это с психологической точки зрения правильный выбор. Ведь удовлетворение от жизни не наступит, если человек трудиться без всякого удовольствия, каждый день для него — пытка, а перспектив — нет. И если дауншифтинг даст человеку счастье и спокойствие — а статистика показывает, что 90% дауншифтеров довольны своим выбором — то это прекрасная перемена. К тому же этот выбор даст толчок к самопознанию, самоанализу, изучению в себе творческих способностей, наличие времени для саморазвития, а также для семьи. Примерно так считает Софья Макеева, написавшая вполне вдохновляющую книгу «Дауншифтинг, или как трудиться в удовольствие, не зависеть от пробок и заниматься тем, чем хочется», которая является итогом беседы с людьми, вставшими на путь дауншифтинга и дышащими полной грудью, при этом не имеющими финансовых трудностей.

Другие уверены, дауншифтинг — это усталость или даже лень, эгоизм и самообман. Приверженцы этой точки зрения считают, что дауншифтерами становятся люди, испытывающие временные трудности и присущие абсолютно всем людям стрессовые состояния, пессимистичное настроение. Выбирая дауншифтинг, они бегут от временных проблем и ответственности, доходя до крайних мер — уход от социальной жизни как таковой и покидание места проживание на дом в глуши леса. А люди, которые отрывают детей от привычной городской среды, едут, например, на Бали, сидят дома и не приносят деньги в семью под предлогом того, что хорошая школа или ВУЗ — это навязанные обществом ценности, — и вовсе преступники.

Сегодня материалов по дауншифтингу медленно становится все больше и больше. Однако, как и 4-5 лет назад, когда понятие только пришло в русский язык, в большинстве своем люди вкладывают в него собственный смысл и фобии. Мы собираемся разобрать основные теории и высказывания о таком явлении как дауншифтинг.

Ученые выделяют три основных способа дауншифтинга: снижение трудовых часов, прекращение деятельности или изменения в ней, с сопутствующим снижением развития.

Согласно данным, люди становятся дауншифтерами по 4 основным причинам. Первая связана с желанием иметь более сбалансированную жизнь, уменьшить количество стрессовых факторов. Вторая причина связана с тем, что дауншифтинг становится реакцией на противоречие между личностными ценностями и верованиями и ценностями, проповедуемыми в организации. Третья причина дауншифтинга в Австралии связана с поиском более удовлетворяющей человека жизни. Наконец, четвертая причина связана со здоровьем.

Исследование, проведенное в Великобритании, придало гласности факту существования достаточно большого количества людей, которые отвергают материальные ценности. Все респонденты сходятся во мнении о том, что чрезмерная погоня за благами дается им и их близким слишком большой ценой.

Исследование привнесло в научный дискурс новое понятие – «Синдром отсроченного счастья». Речь идет о людях, которые упорно продолжают годами работать в состоянии стресса, постоянно твердя себе, что они готовятся к будущему, когда смогут найти способ жизни, который сделает их жизнь насыщенной.

Существует много точек зрения о самом понятии определения «дауншифтинг»:

® Дауншифтинг - это сленговый термин, который обозначает определенную жизненную философию.

® Дауншифтинг - это сугубо западное модное веяние, появившееся недавно.

® Дауншифтинг - всего лишь модное развлечение "золотой" молодежи

Некоторые ученые, предлагая иной подход, рассматривают дауншифтинг как процесс изменения культуры потребления, духовную революцию, в том числе в виде отказа от экономических благ, ухода от материалистических ценностей: образ жизни, основанный на балансе жизненных и духовных потребностей.

Существует теория что дауншифтеры объединены в собственные организациях, а проживают они в общинах с секстанской структурой. Первое утверждение – неверно. Ведь все, что объединяет дауншифтеров – несколько интернет-форумов. Дауншифтеры – люди-отшельники, склонные к религиозному фанатизму и с психическими отклонениями. Такая картина рисуется довольно часто СМИ, рассказывающими о дауншифтерах как о кришнаитах, поселившихся в Сибири. Надо четко себе уяснить – религия не имеет никакого отношения к дауншифтингу.

Говоря же о дауншифтерах вообще неуместно применять слово отшельник. Ведь это – человек, рвущий с обществом, его благами, предпочитающий жить в одиночестве. Обычный дауншифтер – обычный человек со здоровой психикой, который обычно не впадает в крайности и не близок к скандалам. Просто однажды он решил переключиться с гонки за успехом на комфорт и внутреннюю свободу.

Запад так понимает дауншифтинг: “сброс оборотов”, “снижение уровня потребления”, “упрощение жизни”.

Явление дауншифтинга первоначально развивалось в западных странах. Есть наблюдения, что чем выше уровень жизни в стране, тем больше людей начинают спокойно относиться к карьере и размерам заработка. В России ситуация несколько иная: здесь дауншифтеров, по понятным причинам, пока не очень много – 4-5% от всего населения, и их состав качественно иной.

Говорить о научной разработанности данной проблемы не приходится, ведь даже её название варьируется от страны к стране. Так, в Европе больше распространён термин дауншифтинг, в США «добровольная простота», а в Австралии – «резкое изменение». Подобное противоречие – малая изученность весьма распространённого явления – ученые (те немногие, которые занимаются данной проблематикой) объясняют тем, что в развитых странах дауншифтинг является скорее укорененной социальной практикой, нежели предметом научных дискуссий. Действительно, об этом явлении практически нет не только научных, но и публицистических статей.

 

1.3. Рост проблемы дауншифтинга в мировом сообществе на основе научных исследований

Теоретические основы исследования феномена «дауншифтинг» заложены в трудах российских и зарубежных учёных-классиков. К их числу относятся, Казаков А., Лисова Е.В., Д. Энгин., С. Бен Бреатна., Шор Дж., Селенти Дж., Фрумкина Р.М. и другие исследователи.

Следует отметить, что дауншифтинг – явление, в большей степени характерное для Европы, США и Австралии. В России такая страта общества – дауншифтеры – еще не сформировалась, несмотря на возрастающее количество обсуждений феномена в СМИ и появление в продаже бестселлера Дж. Дрейка под одноименным названием [Дрейк, 2007]. Более того, научных исследований этого феномена и за рубежом крайне мало, в основном они проводятся в рамках социологии и экономики. На мой взгляд, психологическая составляющая дауншифтинга велика и требует обсуждения с позиций, в первую очередь, формирования ценностно — смысловых ориентаций. Однако прежде чем обсудить возможные формирования и общую идею, остановимся на данных уже проведенных исследований.

Идеологически дауншифтинг связан с культурой нью эйдж и хиппи. Именно в 60-е годы прошлого столетия стала развиваться идея, что человек должен жить для познания себя, а не просто для материального поддержания своего тела. Начиная с 90-х годов это социальное и культурное явления стало активно распространяться во всём мире, особенно много дауншифтеров в Австралии, США, Великобритании.

Дауншифтинг в Великобритании

Результаты изучения дауншифтинга в Великобритании показали, что 87% британцев считают свое общество слишком материалистичным, «уделяющим большое внимание деньгам вместо тех вещей, которые действительно имеют значение» [Hamilton, 2003]. В то же время все большее число жителей Великобритании начинают отказываться от норм консьюмеризма в стремлении обрести контроль над собственными жизнями. Согласно результатам опроса, 25% британцев в возрасте от 30 до 59 лет осуществляли дауншифтинг в течение 10 лет. Выяснилось, что женщины чаще «снижают передачу», чем мужчины, а 30-летние чаще становятся дауншифтерами, чем люди, которым исполнилось 40 и 50 лет. Исследование показало, что дауншифтерами становятся не только богатые люди среднего возраста, могущие себя обеспечить: дауншифтерами могут стать представители различных социальных групп. Эти цифры позволяют нам говорить об обширности данного явления и заставляют обратить на это более пристальное внимание социологов, психологов и менеджеров.

Изучение австралийских дауншифтеров

Еще одно исследование феномена дауншифтинга было проведено в Австралии [Breakspear, Hamilton, 2004]. В отличие от предыдущего исследования, ни один из опрошенных австралийцев не сожалел о своем выборе. Единственное сожаление касалось того, что они не поменяли работу раньше. В Австралии доля дауншифтеров составляет 26%, а к 2015 году по некоторым прогнозам она достигнет 50%. Авторы исследовательского сайта «The Australia Institute» Клайв Гамильтон и Элизабет Мэйл в своей статье «Downshifting in Australia» (2003 год) приводят статистику — почти 30% людей в возрасте от 30 до 59 лет последние 10 лет занимались дауншифтингом (статистика в США и Великобритании является похожего характера).

Таковы основные результаты исследований дауншитифнга, проведенных в Великобритании и Австралии. Следует отметить, что в США дауншифтинг чаще называют «добровольной простотой», однако название не меняет сути явления. С нашей точки зрения, дауншифтинг представляет собой один из феноменов, возникших в новейшей истории Западного общества. При этом сама идея дауншфитинга не нова, она берет начало в 60–70-х гг. 20 века, уже тогда американец Д. Элджин ввел термин «добровольная простота». Под ней подразумевался стабильный образ жизни, построенный на балансе духовных и жизненных потребностей человека. Однако потребовалось время для того, чтобы члены постиндустриального общества ощутили потребность в изменениях. В некотором смысле можно говорить о том, что дауншифтинг – один из механизмов перехода к обществу третьей волны в терминологии Э. Тоффлера, закономерный этап преодоления кризисного этапа развития цивилизации.

Немаловажная составляющая возможных исследований может быть связана с изучением мотивации дауншифтеров с научной точки зрения. Дело в том, что для людей, осуществляющих отказ от карьеры, характерна внутренняя мотивация в большей степени, чем внешняя. Проведенное нами исследование, объектом которого стали российские ученые в период кризиса науки, показало, что наиболее благополучными чувствуют себя те ученые с высокой внутренней мотивацией к научной деятельности. Обращаясь к явлению дауншифтинга, можно предположить, что внутренняя мотивация в принципе связана с психологическим благополучием, которое может стать еще одной личностной диспозицией при изучении дауншифтеров.

Представляется, что исследование дауншифтинга должно быть связано и с изучением эмоциональной сферы. В названиях книг и статей, посвященных дауншифтингу, часто можно увидеть такие слова, как: счастье, радость, отсутствие стресса, снижение тревожности. Дауншифтеры говорят о том, что чувствуют себя лучше в целом, становятся более спокойными, испытывают больше позитивных и меньше негативных эмоций, а также ощущают собственную независимость от социального давления. Таким образом, интерес представляет тот факт, какова эмоциональная составляющая процесса отказа от карьеры, действительно ли большинство дауншифтеров чувствуют себя более счастливыми, чем те люди, которые не делали подобного выбора. Следует отметить, что на сегодняшний день исследования счастья и подобных ему позитивных эмоций становятся все более популярными. В частности, изучается то, какова структура счастья, можно ли стать более счастливым человеком, какие личностные и факторы влияют на счастье человека, как оно связано с самоуважением и многое другое (Luybomirsky, Sheldon, Schkade, 2005; Lucas, 2007; Otake, Shimai, Tanaka-Matsumi, Otsui, Fredrickson, 2006; Sheldon, Luybomirsky 2007).

Возвращаясь к ситуации с дауншифтингом в России, следует отметить важность социальной идентификации. В нашей стране, на сегодняшний день, дауншифтеров значительно меньше, чем в странах Запада. Это связано, в первую очередь, с социально-экономическими причинами. В этой связи, можно предположить, что отечественные дауншифтеры принадлежат к категории людей, имеющих высокий уровень идентификации с жителями других стран. Считается, что виной этому, прежде всего, экономические факторы: россияне в отличие от жителей развитых стран сравнительно недавно стали жить более менее достойно и ещё не успели насытиться плодами общества потребления. Кроме того, уровень жизни в России значительно ниже, чем в странах, лидирующих по количеству дауншифтеров, уверенность в завтрашнем дне отсутствует практически у всех социальных слоёв. Наряду с материальными преградами и отрицательным общественным мнением, в России есть территориальные проблемы с дауншифтингом — всё-таки русские деревни это совсем не цивилизованные европейские сёла. Но, несмотря на все перечисленные препятствия, дауншифтинг в России набирает обороты, причём среди мотивации к смене образа жизни важную роль играет желание больше времени уделять саморазвитию и воспитание детей вдали от пороков цивилизации. Многие россияне выезжают в Индию и Таиланд, чтобы заниматься духовными практиками или просто жить в своё удовольствие. Очевидно, что понятие «дауншифтинг» потеряло в России свой первоначальный смысл. Если в США или Австралии – это совершенно сознательный отказ от карьеры, денег, престижа ради душевного спокойствия и простой жизни, то для россиян порой это способ ухода от нелегких условий жизни, путь не «к», а «от».

Вообще границы явления дауншифтинга установить достаточно трудно и во многом они зависят от специфики конкретной страны. Например, в Великобритании дауншифтинг тесно связан с экологическим движением (выращивание и потребление экологических продуктов), причём проявляется не только на индивидуальном, но и на корпоративном уровне — использование вторсырья, передача старой офисной мебели в замен её уничтожения и т.д. В США и Европе дауншифтинг проявляется в переезде из городов в деревню к размеренной и спокойной жизни в кругу семьи. Отказ женщин от карьеры в пользу ведения домашнего хозяйства — тоже распространённая форма дауншифтинга.

В России дауншифтинг находится в зачаточной стадии. Однако, дауншифтеры существовали в России уже довольно долгое время. Здесь мы вспоминаем девятнадцатый, когда в европейском искусстве господствовал романтизм. Для романтической литературы одной из самых характерных черт был так называемый принцип «двоемирия», в основе которого — бегство от реального прозаичного мира в мир мечты. Но писатели того времени придерживались данной концепции не только в отношении своих героев. Так, романтики бежали из мира серых будней, чего желают и дауншифтеры, в экзотические страны, прежде всего страны Востока. Например, Братья Шлегели первыми начинают изучать индийскую культуру, санскрит, и находить именно там прекрасный мир чужих.

Примеры дауншифтинга далеко не всегда являются историями успеха. Во-первых, люди часто хорошо понимают от чего они хотят убежать, но очень смутно - к чему стремятся. Другой аспект заключается в том, что дауншифтинг многими воспринимается как бегство от себя, но от себя, по понятным причинам, убежать невозможно. Через некоторое время человек может обнаружить, что нерешённые проблемы, с которыми он сталкивался ранее, снова возникают на новом месте.

По данным ещё докризисного опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), почти половина россиян (45 %) предпочла бы, чтобы их дети жили в крупном городе – в Москве (17 %), Санкт-Петербурге (10 %) или другом (18 %). Треть (33 %) выбрала бы небольшой город (25 %) или сельскую местность (8 %).

Только при формировании нормального среднего класса в России дауншифтинг примет классическую западную форму. Условно говоря, должен возникнуть протест против состояния, когда все есть, т.е. «сытости». Но для этого должна быть «сытость».

Но откуда вообще выходит такая вещи как дауншифтинг? От чего он возникает? Ведь понятно, что люди хотят убежать от себя, но зачем, почему, ведь лучше пройти сквозь препятствия. Тут становится понятно, что возможно внутри, или же в голове, что-то возможно могло пойти не так. Как же можно защитить младшего школьника от этой напасти, и существует ли защита вообще?

 

1.4 Формирование ценностно - смысловых ориентации у подрастающего поколения

В процессе социализации личность усваивает ту систему ценностей, которую транслирует ей общество, поэтому вопрос становления «ядра» личности – ценностно-смысловой сферы, напрямую зависит от состояния «здоровья» общества, в котором эта личность развивается. Особенно актуальной эта проблема представляется в свете серьезных социальных изменений, когда отмечается некоторая «размытость» общественной ценностной структуры, многие ценности оказываются порушенными, исчезают социальные структуры норм, в позиционируемых обществом идеалах и ценностях появляются противоречия.

Ценностные ориентации младших школьников представляют собой определенную систему представлений о нравственных нормах и правилах социального взаимодействия и общения, ведь человек не рождается с готовыми ценностными представлениями, а вырабатывает их в процессе социального опыта. В неблагоприятных условиях система ценностных ориентаций личности может не развиться в должной мере, но, напротив, данные условия, по мнению С.Ф. Анисимова, приобщают ребенка к миру антиценностей. В настоящее время многие исследователи отмечают, что под влиянием информационного потока, включающего в себя и индустрию детских информационных средств, происходит искажение ценностных ориентаций подрастающего поколения.

Ценностно-смысловая сфера личности, ее роль в жизнедеятельности человека достаточно хорошо исследована и в отечественной, и в зарубежной психологии. Психологические аспекты ценностно-смысловой сферы личности и смыслового понимания разрабатывались в работах К. А. Абульхановой, А. Г. Асмолова, Б. С. Братуся, A. B. Брушлинского, Ф. Е. Василюка, Л. С. Выготского, Е. А. Климова, Д. А. Леонтьева, В. Г. Морогина, Г. Олпорта, М. Рокича, С. Л. Рубинштейна, A. B. Серого, Б. А. Сосновского, В. Франкла, М. С. Яницкого и др. Ценностно-смысловая сфера, по мнению ряда авторов, представляет собой базовое ядро личности и включает в себя различные компоненты. В качестве структурных компонентов ценностно-смысловой сферы выделяются различные феномены: ценностные ориентации, смысл жизни, личностные смыслы и установки, смысловые образования, ценностно-смысловые образования, ценности, ценностные отношения, ценностные переживания, ценностные представления, идеалы, мотивы.

Сегодня, когда современное общество вступило в эпоху высоких технологий, открывающих широкие возможности в разных областях науки и техники, в том числе и в образовании, создаются условия для возвращения российской школы к традициям духовно-нравственного воспитания детей. Это не случайно, поскольку при всех позитивных инновационных технологиях ученые констатируют резкое падение нравственных и ценностных установок. Современное общество стремительно теряет культурные традиции, являющиеся регуляторами действий человека в обществе и базирующиеся на морально-нравственном кодексе.

Оформление ценностей в «психологическую систему», по мнению Л. С. Выготского, происходит в период раннего юношеского возраста, однако начальный этап своего становления данная система претерпевает в период дошкольного детства. Если также принять во внимание идею А. Н. Леонтьева о том, что периодом «первоначального фактического склада личности» является дошкольный возраст, то очевидно, что данная возрастная ступень может быть рассмотрена как начальная и в построении личностью системы ценностей. Вместе с тем становится вполне закономерным присвоение именно младшему школьному возрасту статуса возраста оформления предпосылок и определения более четких тенденций в становлении основных компонентов ценностно-смысловой сферы. Конечно, отношение к ценностям у младшего школьника весьма субъективно и эмоционально окрашено. Здесь нет ещё тех развитых форм, которые мы можем наблюдать к концу школьного возраста. Однако именно в младшем школьном возрасте уже могут быть обнаружены те начатки ценностей, идеалов и стремлений, которые возникают и развиваются согласованно с возникновением и развитием личности на данной ступени развития. Особое внимание мы придаем становлению в этом возрасте ценностных отношений к себе и окружающим людям, так как ценностное отношение к миру, а в первую очередь, к миру людей, - есть первый, ближайший результат процесса присвоению человеком ценностей. Именно сформированность отношений к родовой человеческой сущности, прежде всего к другому человеку, по теории Б. С. Братуся, считается определяющим собственно личностное в становлении человека.

Ценностные ориентации младших школьников напрямую зависят от ценностных ориентаций учителей начальных классов. Именно он, как личность и профессионал, обеспечивает вхождение подрастающего поколения в мир культуры, социальных отношений, приобщает детей к духовному наследию прошлого и новейшим достижениям человеческой цивилизации. Ценностные ориентиры деятельности учителя выражаются в образовательных результатах деятельности учащихся – это еще одна причина, по которой данная проблема является актуальной. Выявление ценностных ориентаций педагогов при помощи эмпирического исследования позволяет сформировать наиболее точный образ современного учителя младших классов, приоритетные и наименее значимые ценностные ориентации. Психолого-педагогические исследования показывают, что ценностные ориентации педагога играют важную роль в формировании ценностных ориентаций детей.

Особое значение мы придаем становлению ценностного отношения ребенка к себе, рассматривая его не только в традиционном подходе, но и пытаясь оценить его с точки зрения отношения ребенка к своему представления о себе во временной перспективе. Такой подход к изучению самосознания и самоотношения, заложенный в трудах В. С. Мухиной, позволяет более полно оценить возможности становления ценностно-смысловой сферы личности в младшем школьном возрасте и выстроить пути ее возможного формирования.

С момента, когда ребенок пошел в школу, его эмоциональное развитие больше, чем раньше, зависит от того опыта, который он приобретает вне дома. В целом, младшие школьники очень эмоциональны. Это сказывается в том, что восприятие, наблюдение, воображение, умственная деятельность, поведение младших школьников обычно очень сильно проявляют эмоции. Дети 7–8 лет совершают положительные моральные поступки, чаще всего следуя прямым указаниям старших, в частности, учителя; ученики 3–4 классов гораздо в большей степени могут совершать такие поступки по собственной инициативе, не дожидаясь указаний со стороны. Для учащихся первых классов приоритетными являются материальные ценности, которые удовлетворяют личные эгоистические потребности. Наряду с этим, для первоклассников не важна забота об окружающих людях, дети не стремятся к построению компромиссных взаимоотношений. У детей недостаточно развиты нравственные представления, суждения, понятия; нет осознанности общественно принятых норм поведения, своей ответственности; не сформированы нравственные установки ребёнка на другого человека как самостоятельную ценность. Мышление ребенка в начале обучения в школе отличается эгоцентризмом, особой умственной позицией, обусловленной отсутствием знаний, необходимых для правильного решения определенных проблемных ситуаций. К 10-11-ти годам необходимо, чтобы ребенок умел учитывать состояние окружающих людей, и его присутствие не только не мешало им, но и было бы приятным. Если же этого не произойдет, можно ожидать серьезные последствия: от легкой формы дауншифтинга до самых тяжёлых случаев.

Благодаря исследованиям, проведенным швейцарским психологом Жаном Пиаже в 20-30-е годы, мы имеем представление о том, как дети разного возраста судят о нормах морали, каких нравственно-оценочных суждений они придерживаются. Им установлено, что в период жизни от пяти до двенадцати лет представления ребенка о нравственности меняются от нравственного реализма к нравственному релятивизму. Нравственный реализм, в понимании Пиаже, - это твердое, непоколебимое и весьма однозначное понимание добра и зла, разделяющее все существующее на две категории - хорошее и плохое - и не усматривающее никаких полутеней в нравственных оценках. Нравственный релятивизм основан на убеждении, что каждый человек имеет право на справедливое и уважительное отношение к себе и в каждом его поступке можно усмотреть оправданное и осуждаемое.

Развитие гаммы разнообразных чувств, в первую очередь чувства сопереживания и способности оценивать, создает условия для становления эмоционально-оценочного отношения к миру. Младший школьник учится правильно проявлять чувства, эмоционально реагировать на ситуации, опираясь на собственную адекватную оценку поведения и действий других людей. Вследствие этого можно утверждать, что младший школьный возраст – наиболее комфортный период для воспитания, развития личности ребёнка. Именно в младшем школьном возрасте закладываются основные общественные нормы, начинается процесс социализации личности ребёнка, в связи с этим можно говорить о развитии ценностно-смысловой сферы личности младшего школьника, как одной из основных характеристик личности. Основываясь на исследованиях Л.С. Выготского, Л.И. Божович, мы полагаем, что сензитивность младшего школьного возраста к присвоению ценностей, в том числе и духовно-нравственных, обусловлена такими возрастными особенностями младших школьников, как произвольность психических явлений, конкретный характер познавательных процессов, внутренний план действий, сознательная постановка цели достижения успехов и волевая регуляция поведения; способность к обобщению переживаний, рефлексия, интенсивное формирование моральных чувств, безграничное доверие взрослым, самооценка, чувство компетентности, доминирование познавательной потребности, развивающееся самосознание, способность к разграничению игры и труда, выделение труда (в том числе и учебного) в самостоятельную, ответственную деятельность.

Анализ психолого-педагогической литературы (В.А. Караковский, Б.Т. Лихачѐв, Н.Д. Никандров, В.А. Сухомлинский, Н.Е. Щуркова и др.) позволил нам выделить внешние (социум, среда, культура) и внутренние (интересы, свойства личности, потребности) условия формирования ценностных ориентаций. Современные исследования в области психологии ценностей показывают уверенную тенденцию выбора главных ценностей детей и подростков в сторону материально обеспеченной жизни, развлечений, а такие нравственные позиции, как совершенствование духовных качеств, красота природы, искусство, как правило, ставятся подрастающим поколением на последние места. Налицо негативное отношение и оторванность молодого поколения от ценностей и традиций предшествующих поколений. Таким образом, сегодня одной из главных задач школьного об



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: