ТЕМА ТВОРЧЕСТВА И ЕЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ В РОМАНЕ В.В. НАБОКОВА «ДАР»




 

Роман «Дар» В.В. Набокова (датируемый 1937-1938 г.г.) – последний русскоязычный роман Владимира Набокова, который традиционно называют вершиной русскоязычного периода творчества. В повествовании о творческом становлении русского эмигранта Федора Годунова-Чердынцева заложена одна из самых волнующих автора тем- тема творчества, развития истории русской литературы.

В Предисловии к американскому изданию В.В. Набоков определяет главного героя романа Дар: «Так как мир «Дара» стал теперь таким же призрачным, как большинство других моих миров, я могу говорить об этой книге до известной степени отвлеченно…Ее героиня не Зина, а русская литература». Набоков воспринимал искусство как форму мышления, как непрерывную психологическую связь человека и мира через призму творческого потенциала. Для понимания места темы творчества, раскрываемой нами в данной работе, следует разграничить понятия «дара», выведенного автором в название романа, и «творчества»[1].

Объяснить смысл названия нам помогут три формулы интерпретации произведения, предложенные самим Набоковым:

1. ”Дар” — это книга о писательском даре и труде.

2. ”Дар” — это книга о работе судьбы, на протяжении двух лет старательно сводившей героев романа — молодого писателя и поэта Федора Константиновича Годунова-Чердынцева и его возлюбленную Зину Мерц.

3. ”Дар” — это книга о самом ”Даре” — о том, как был задуман, писался и был написан этот роман[2].

Первая формулировка рассматривает «дар» как синоним слову «талант» или аллегорию «дара божественного», который проявляется в этом писательском «таланте». Второй тезис подразумевает «дар» как олицетворение «провидения». Дар - явление, действующая высшая сила, не подающаяся человеческому влиянию. «Дар» для писателя становится приобретением врожденным. Третья фраза - часть свойственной для автора шахматной партии с читателем, так как смыслом названия романа В.В. Набокова становится само название произведения, задуманного Федором Годуновым-Чердынцевым.

Данные интерпретации объединяет некоторая сакральность значения «дара». Этимологически слово «дар» происходит от общеславянского «дати», то есть «подарить». «Творчество» - понятие более узкое и ёмкое по значению, так как в первую очередь «творчество»- это процесс, но каждый процесс может подвергаться тем или иным деформациям. Именно определение «творчества», как создания материалов для духовной деятельности, является лишь частью «дара» русской литературы, то есть ее истории.

В ходе исследования были выдвинуты и доказаны тезисы, касаемые раскрытия темы творчества, воплощения идей Набокова в романе.

1. Сюжет - реальное действие и время романа. Творчество в сюжете - процесс становления Годунова-Чердынцева как писателя, связь его прошлого с настоящим, мировоззрения и воплощение идей в литературе.

Действие романа происходит в эмигрантской среде в Берлине в 1920-е гг. Герой издаёт книгу стихов, посещает литературные вечера, ходит по частным урокам, меняет две квартиры. К Фёдору приезжает мать из Парижа, и он задумывает написать роман об отце, пропавшем во время последней экспедиции. Переехав на новую квартиру, Фёдор знакомится дочерью квартирной хозяйки Зиной Мерц, живущей с мамой и отчимом, и влюбляется в неё. Он пишет роман не о любимом отце, а о нелюбимом писателе Чернышевском. Отношения с Зиной наконец обещают перейти в физическую стадию благодаря отъезду её родителей.

Тема творчества в сюжете раскрывается через анализ писательского пути главного героя Годунова-Чердынцева, молодого начинающего поэта. Этапы литературного труда Годунова-Чердынцева во многом сопоставимы с этапами самого Набокова. Происходит переход от поэзии- к прозе (во второй главе), от личного- к масштабному через индивидуальное восприятие мира). Сюжетный, то есть, как мы его называем, «реальный», план также делится на прошлое и настоящее. Прошлое - работы Мнемозины, памяти. Настоящее в романе - зачастую отголосок прошлого, результат.

2. Образы. Многогранность образов в романе во многом обуславливается желанием автора передать целостную картину исторического и творческого мира русской литературы через частное.

Особенностью построения образов в романе является отнесенность их к историческим реалиям. Образы в романе раскрывают тему творчества во многом шире, чем сюжет. Творчество выступает уже не просто как «процесс», но как «создание нового», которое складывается в индивидуальное, а затем в историческое.

Главным образом в романе является образ русской литературы, как главного героя романа, относится к понятию «историческая действительности». «Действительность» в «Даре» представлена в лицах сюжетного и внесюжетного, зеркального фона.

- Во второй главе, как отмечает В.В. Набоков, Годунов-Чердынцев, описывая «зоологические искания» отца, тяготеет к Пушкину. - В третьей главе представлено несколько главных образов: образ Гоголя, Зины Мерц, русской критики, России.

«Третья глава оборачивается к Гоголю, но настоящий ее стержень - любовное стихотворение, посвященное к Зине»[3] - пишет Набоков в Предисловии к американскому изданию «Дара». В данной главе творческое течение переходит от Пушкина к Гоголю. Третья глава - этап переосмысления, «взросления» Годунова-Чердынцева. В третьей главе присутствие духа Гоголя встречается нам и в русской лавке, где он встретил пожилого петербуржского литератора в пальто и «с загнутым волосом, растущим из крупной черной поры на широком носу», что больше всего запомнилось Федору. Далее мы встречаем образы литераторов, а точнее их наполеоновский силуэт и тихий хриплый голос. Федор «плыл» дальше по улицам Петербурга. Здесь же встречаем Кончеева с «ангельской улыбкой на круглом лице», пакетик инженера Керна, Марианну Николаевну Щеголеву с усатой дамой.

3. Многоуровневая композиция - связующее звено между. Именно композиция позволяет Набокову приравнять компонент «творчества» к «дару».

Мы уже сказали о том, что в романе представлено несколько параллельных временных планов:

- реальный план - это начало творческого пути Годунова-Чердынцева.

- исторический план - начало Золотого века. В мифологическом понимании «Золотой век» символизирует первобытное состояние гармонии с природой. В литературе «Золотым веком» называют первую треть XIX века.

- автобиографический план. Набоков буквально материализует работу памяти в текстах. Зарождение Годунова-Чердынцева как поэта очередной символизирует определенные процессы «Мнемозины» у Набокова, что, если не указывает на конкретный автобиографизм произведения, то указывает на подсознательный. «Владимир Набоков - самый большой писатель своего поколения, литературный и психологический феномен. Что-то новое, блистательное и страшное вошло с ним в русскую литературу»[4] - писала Зинаида Шаховская к комментариям к произведению.

Именно сложная многоуровневая композиция позволяет Набокову соединять реальный план (в рамках нашей темы - это творческое становление Годунова- Чердынцева) и план исторический, то есть связанный с развитием истории русской литературы. «Творчество» на данном уровне приравнивается к «дару». Набоков, будучи писателем, отстаивающим явление индивидуальности, приравнивает понятие «творчество» к более масштабному «дару». Благодаря композиционному решению «романа в романе» каждое событие в каждой из пяти глав становится результатом предыдущего. Например, первая и вторая части, отражающие творческое переосмысление героя, являются плодом памяти (сознательной, либо подсознательной) Набокова. В реальных действиях Годунова - Чердынцева отражен также и духовный расцвет России первой половины XIX века. Вторая и четвертая главы объединены эллипсом, т.е. преломлением в третьей главе Годунова-Чердынцева как писателя.

 

4. Наряду с композицией, природу творчества в романе Набоков выражает при помощи стилистического своеобразия. Поэтика (как совокупность художественно-эстетических и стилистических качеств) выступает в произведении как развитие творческого потенциала самого автора и его героя, так и отзывает к будущей эволюции русской литературы.

Для Набокова творчество – часть самой жизни, отражение индивидуальности, которое воплощается в целостный мир, поэтому для Федора писатель выбирает особый слог, длинный, тягучий, вбирающий в себя все мелкие детали, которые материализуют окружающую действительность.

Синкретизм в романе представлен в новаторской форме. Роман замкнут на сознании героя. С первой главы читатель, проникая в художественное пространство метаромана, как бы знакомится с повествователем, рассказчиком, описывающим Годунова-Чердынцева в третьем лице, но постепенно повествование склоняется к описанию субъективной реальности, то есть к повествованию от первого лица.

Особое внимания следует уделить личности Чернышевского. Мы говорили о том, что для Набокова искусство непосредственно связано с реальной жизнью, творчество предполагает вылавливание из жизни ее самых неоднозначных граней, оно - способ познания самого себя, окружающего. Четвёртая глава «Дара» написана Набоковым с невероятной публицистической страстностью. Идеи Чернышевского были раскритикованы в романе Набоковым при помощи художественного и композиционного решения «романа в романе». Годунов - Чердынцев пишет книгу «Жизнь Чернышевского», крайне категорично и даже физиологично обличая идеи Чернышевского-деятеля об общественном переустройстве, о «разумном эгоизме». Набоков, не раз упоминая, что герой в его творчестве лишь «марионетка», не зря наделяет Годунова-Чердынцева некоторой наивностью мышления. Дело в том, что для Набокова неотделимым от творчества, его первостепенным условием является эстетическое составляющее. Социалистическая идеологичность романа «Что делать?» Чернышевского была воспринята Набоковым как предпосылкой к духовному упадку литературы, притязанием на свободу Дара русских писателей.

Попытки Чернышевского, не наделенного ярким талантом, писать, вызывают насмешку автора: «Забавно-обстоятельный слог... застревание мысли в предложении и неловкие попытки ее оттуда извлечь... долбящий, бубнящий звук слов, ходом коня передвигающийся смысл в мелочном толковании своих мельчайших деталей, прилипчивая нелепость этих действий (словно у человека руки были в столярном клее, и обе были левые), серьезность, честность, вялость, бедность...»[5].

Таким образом, «Дар» - произведение о творческом процессе, о зарождении и возрастании творческого сознания, о становлении писателя, его творческой эволюции. Поддерживая концепцию индивидуализма, Набоков создает героя, который преодолевает границу между жизнью и искусством, его творчество становится частью истории, началом свободной от идеологических установок литературы, что позволяет говорить нам о роли судьи в лице Федора Годунова- Чердынцева. Герой романа становится автором этого романа, персонаж Федор с каждой главой все больше отождествляется самим Набоковым. Путь, пройденный Федором, является логичным завершением процесса, в котором формировалось и созревало творческое сознание поэта.

 

Список использованной литературы

1. Аверин, Б.В. Дар Мнемозины: Романы Набокова в контексте русской автобиографической традиции [Текст] / Б.В. Аверин.- СПб.: Амфора, 2003. С.398.

2. Бойд, Б. Владимир Набоков: Американские годы [Текст] / Б.Бойд.- М.: Симпозиум, 2001. С.950.

3. Бойд, Б. Владимир Набоков: Русские годы. Биография [Текст] / Б.Бойд.- М.: Симпозиум, 2001. С.695.

4. Шаховская, З.А. В поисках Набокова. Отражения [Текст]/ З.А. Шаховская.- М.: Книга, 1991. С.44-50.

5. Давыдов, С.С. Тексты-матрёшки Владимира Набокова. Роман в романе «Дар»: роман как «лента Мёбиуса» [Электронный ресурс] // nabokov-lit.ru: М.: NIV, 2000. URL: https://nabokov-lit.ru/nabokov/kritika/davydov-teksty-matreshki/dar-roman-kak-lenta-mebiusa.htm (дата обращения: 15.04.2020).

 

 


[1] Набоков В.В. Дар. М.: Азбука, 2016. С.379

 

[2] Набоков В.В. Дар. М.: Азбука, 2016. С.380

[3] Набоков В.В. Дар. М.: Азбука, 2016. С.381

[4] Шаховская З.А. В поисках Набокова. Отражения. М.: Книга, 1991. С.44

 

[5] Набоков В.В. Дар. М.: Азбука, 2016. С.202



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: