А зачем горе-антиквары иной раз перекраивают полотна известных и хорошо продаваемых художников? Таких случаев на антикварном рынке тоже немало.
— Вы правы. Такая история приключилась с картиной Генриха Семирадского «Утром на рынок». Эта картина была похищена из таганрогского музея, — продолжает свой рассказ антиквар Н. — Последний раз картину видели в 1998 году, когда один из искусствоведов составлял каталог экспонатов. Потом петербургское издательство «Золотой век» решило составить альбом Семирадского. Они-то и запросили музей в Таганроге. Сотрудники музея отправились в запасники, но картины и след простыл.
В журнале «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования» в разделе «Внимание: розыск!» удалось опубликовать фотографию полотна Семирадского. И откликнулись честные антиквары. Они и сообщили, что картина проходила через них. И назвали фамилию покупателя.
— Покупатель картину вернул. Но она была «перелицована», — продолжает антиквар Н. — На той картине мальчик был в сандалиях. А возле храма были ступеньки. На новом полотне у мальчика нет обуви, он бос. А у храма отсутствуют ступеньки. Почему мошенники это делают? А чтобы была возможность выдать картину за авторскую копию. Получается, и оригинал как бы сохранили, и авторскую копию сделали.
***
Оригинал этого материала (оригинал удален)
© "Аргументы Недели", 23.03.2011, Индюк с "антикварной" камеей
Надежда Попова
[…] Итак, продолжаем тему. Мои собеседники — руководитель проекта, издатель Каталога подделок и Каталога предметов искусства, антиквариата и редких книг, находящихся в розыске, — Владимир Рощин и антиквар Н., который согласился разговаривать с журналистом на условиях анонимности.
|
Фрейд, Бэкон и Абрамович
— Открою вам такую тайну: рынок подделок на Западе имеет несравненно большие обороты, чем рынок подлинного антиквариата, — говорит антиквар Н. — Продажа вещи через солидный аукцион не гарантирует приобретения подлинного шедевра. Экспертные комиссии перед проведением аукционных торгов еще на стадии подготовки к продаже могут разоблачить подделку. Но, увы, не всегда. Как заявил в Лондоне на конференции «Проблемы преступности в сфере искусства» ведущий научный сотрудник Британского музея Пол Крэддок, «количество настоящего материала на рынке очень невелико. И большая часть древностей либо краденая, либо поддельная».
— Рынок антиквариата по своим доходности и обороту сравним, пожалуй, с торговлей лекарствами и алкоголем, — считает издатель Каталогов подделок Владимир Рощин. — Но сегодня почти 70% на рынке антиквариата — по мнению экспертов — подделки. Росохранкультура пытается бороться с этим явлением, которое образно называют «арт-чумой». Именно для этого и выпущены Каталоги подделок произведений живописи. И благодаря каталогам «Внимание, розыск!» в Россию уже вернули более 10 шедевров. И это блестящий результат.
Тем временем на известных аукционах теперь появляются «знакомые все лица». Говорят, с недавних пор аукционами «Сотбис» и «Кристи» увлекся Роман Абрамович. Он уже вошел в десятку крупнейших коллекционеров антиквариата. В его коллекции — немало редких предметов, таких как картины Фрэнсиса Бэкона и Люсьена Фрейда, а также бронзовая статуэтка работы Альберто Джакометти. Будем надеяться, что все, что приобрел г-н Абрамович на аукционах, — вещи подлинные.
|
Одалиска в трауре
А вот известному собирателю произведений искусства Виктору Вексельбергу повезло куда меньше: в его раритетной коллекции вдруг появилась подделка. И попала она в коллекцию с аукциона «Кристи» (ноябрь 2005 г.). Это полотно Бориса Кустодиева «Обнаженная в интерьере». В Каталоге подделок работа названа «Одалиска» (стоимость — 2,9 млн. долларов). Она снабжена тремя отрицательными экспертизами. […]
Но кто же дал поддельной картине положительную экспертизу? Картина была продана без экспертизы и имела якобы хороший провенанс (история продаж — «АН»).
— Главные виновники криминализации арт-рынка сегодня не арт-дилеры, а эксперты, превращающие их в подлинники, — считает Владимир Рощин.
Комод Андре Буля
Но как, какими окольными путями приходят на аукционы и в частные коллекции фальшивки и подделки?
— Тут интересно будет проследить, к примеру, появление раритетной мебели придворного мастера Андре Буля, — рассказывает антиквар Н. — Буль — это шкафы, комоды, консоли, столы, стойки для часов. Они очень узнаваемы — среди растительных узоров появляются крылатые ангелочки. Первые комоды, выполненные в стиле «Буль», были изготовлены из красного дерева. Мода на комоды Буля в Европе появилась не так давно. Но при своей жизни Буль не был широко известен. Да и его маленькая «фабрика» работала исключительно для нужд королевского двора. И вдруг на мебель работы Буля возникает ажиотажный спрос. И почти в каждой обеспеченной парижской семье появляются комоды Буля. Откуда же? Искусствоведы провели расследование и выяснили: лет 120 назад в Париже работала фабрика, производившая мебель «под Буля». И мебели этой она настругала огромное количество.
|
Фантазеры из Неаполя
У индустрии фальшивок — своя давняя и долгая история, порой весьма фантастическая. В производстве фальсифицированных предметов старины засветились многие страны мира.
Чем прославилась Голландия? Голландцы занимались изготовлением и продажей фальшивого китайского фарфора.
Не остались в стороне и итальянцы. Черные антиквары в Венеции специализировались на фальсификации старинных предметов с инкрустациями из слоновой кости. Город Неаполь стал европейской столицей фабрикации поддельных античных камей. Вот только вырезанные из камня камеи имели очень уж легкомысленно-свежий вид. Черные антиквары придумали выход из положения: на помощь они призвали... индюков. И заставили птицу глотать камеи. На выходе из индюшачьего желудочно-кишечного тракта произведение искусства стало выглядеть вполне «древним».
"Русские торги" на "Кристи" и "Сотбис"
А когда проявились первые русские коллекционеры? Они появились на известных аукционах во время перестройки. И русское искусство вмиг стало высоколиквидным товаром. Именно высокая покупательная способность новых русских подогревает цены на предметы отечественного искусства на известных аукционах.
Наибольший темп продаж на аукционах наблюдается последние шесть лет. В 2004-м общая стоимость русских лотов, ушедших с молотка на «Кристи», составила 23 млн. долл., а на «Сотбис» — 51 млн. долларов. В 2005 г. показатели «Сотбис» удвоились. У «Кристи» возросли на 77%. И достигли 40,7 млн. долларов. В 2006-м сумма оплаченных чеков на «Кристи» вновь возросла, уже до 70 млн. долларов. Но годом рекордов для обоих аукционных домов стал 2007-й. «Русские торги» принесли «Сотбис» 80 млн., а «Кристи» — 92 млн. долларов. [...]
https://www.compromat.ru/page_31879.htm