Школа поведенческих наук
Форсированное развитие после Второй мировой войны таких наук, как психология и социология, способствовало формированию школы поведенческих наук в управлении. Представители этой школы изучали поведение людей на работе, различные аспекты их социального взаимодействия, мотивации трудовой деятельности, характер власти и лидерства и другие аспекты управления.
Среди наиболее крупных представителей поведенческого направления можно отметить Криса Арджириса, Ренсиса Лайкерта, Дугласа Мак-Грегора, Фредерика Герцберга, Абрахама Маслоу. Мотивами поступков людей, по их мнению, являются не экономические силы, как считали сторонники и последователи школы научного управления, а различные потребности, которые могут быть лишь частично и косвенно удовлетворены с помощью денег.
Изучались различные аспекты социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, организационной структуры, коммуникации в организации, лидерства, изменение содержания работы и качества трудовой жизни.
Поведенческий подход почти полностью охватил весь менеджмент в 60-е годы прошлого столетия и отстаивал «единственный наилучший путь» решения управленческих проблем. Его исходное положение состояло в том, что правильное применение науки о поведении будет всегда способствовать повышению эффективности работника и организации в целом.
Основополагающие принципы управления, сформулированные поведенческой школой которые широко используются в кадровом менеджменте современной организации:
· лояльность к работающим;
· ответственность как обязательное условие успешного менеджмента;
· создание психологического климата, способствующего раскрытию способностей работников организации;
|
· установление долевого участия каждого сотрудника в общих результатах;
· использование методов работы с людьми, обеспечивающих их удовлетворенность работой;
· умение менеджера слушать всех, с кем он сталкивается (исполнителей, покупателей, поставщиков и т.п.);
· соблюдение менеджером этических норм в бизнесе;
· честность и доверие к персоналу, высокое качество личной работы менеджера и ее постоянное совершенствование.
Школа «Науки управления» – количественные (экономико-математические) методы, исследование операций
Школа научного управления сформировалась работами американских менеджеров Ф.У.Тейлора (1856-1915), Френка и Лилии Гилбретов, Г. Гантта (1861-1919), Г. Форда (1863- 1947), Г. Эмерсона (1853-1931) и др.
Ф. Тейлора считают основоположником научного управления производством.
Принципы и методы рациональной организации
Ф. Тейлора:
- метод наблюдений, анализ трудовых процессов;
- замеры, хронометраж, фиксации движений рабочих
- специальная киносъемка и фотографии трудовых операций;
- внимание к человеческому фактору в форме материальной заинтересованности работника;
- управление – это самостоятельная область научных исследований;
- определение разумных норм труда и плата за их перевыполнение, «лучше и больше производишь – больше получаешь»;
- подбор людей, которые физически и интеллектуально подходили к выполняемым работам и операциям;
- обучение и подготовка кадров;
- управление как функция – это особая профессия.
|
Вклад П.Друкера в развитие менеджмента
Питер Фердинанд Друкер является одним из самых известных ученых в области менеджмента и автором многих книг по проблемам управления.
По Друкеру можно выделить следующие принципы управление:
· Управление – неотъемлемая часть человеческого бытия. Без него
невозможна никакая совместная деятельность людей. Управление позволяет сделать сильные стороны людей эффективными, а слабости – не имеющими значения.
· Управление глубоко вошло в культуру любой страны. И здесь большое
значение имеет обратная связь: воздействие культурных и исторических традиций на управление.
· Задача управления – установить в организации такую систему ясных и
простых целей и ценностей, которая сделала бы всех работников союзниками в их достижении.
· В задачу управления также входит: предоставление предприятию и
каждому его работнику возможности расти и развиваться. Непрерывные подготовки и переподготовки должны войти в плоть и кровь любой организации на всех уровнях.
· Выполнение работы каждым сотрудником должно базироваться на личной
ответственности за порученное дело. Каждый должен четко представлять свои обязанности и иметь возможность оценивать свой личный вклад в общее дело.
· От управления также зависит контроль за всеми параметрами