Домашнее задание сфотографировать и выслать сообщением в ВКонтакте Фомичеваой Алене Игоревне
адрес: https://vk.com/id365808862
(вопросы консультационного характера по выполнению и ведению домашнего задания пишите, пожалуйста, в личку!)
Тема: Сложный ритм в орнаментальной композиции со стилизованными элементами (фрукты, овощи, цветы, животные, птицы, насекомые и тд.) за основой геометрических фигур.
Цель: повторение изученных тем на уроках изобразительного искуссства. Закрепить знания о таком виде искусства, как декоративно-прикладное. Познакомить с понятием «орнамент» и его составляющие: симметрия, ритм. Научить выполнять ленточные орнаменты, составлять из них композицию.
Задание:
Разработать эскиз орнамента А4 любой из: фрукты, овощи, цветы, животные, птицы, насекомые и тд.
Перенести на формат А3 декоративную композицию, за компоновать.
3.
Закрепление теоретических основ и практических навыков станковой и декоративной композиции, графического дизайна.
Орна́мент [1][2] (лат. ornamentum — снаряжение, вооружение, от ornare — вооружать, снаряжать, снабжать необходимым [3]),
Узор — украшенье, прикраса, особенно в зодчестве[4], сложное переплетение, живописное расположение чего-либо, образующее или напоминающее рисунок, представляющий собою сочетание линий, красок, теней, отвлечённый, абстрагированный тип изображения, на чём-либо.
Орнамент заимствуется людьми, из изобразительных форм, из царства животных и растений или состоит из геометрических фигур и линий. Бывает различных стилей[5], например Меандр — один из древнейших линейных, или геометрических, орнаментов, явившийся впервые, по-видимому, в ткацком искусстве.
|
Орнаментальная композиция
По природе своей окружающий художника мир орнаментальный. Эту орнаментальность легко обнаружить в беспорядке растущих веток деревьев, несущихся облаков, падающих на землю листьев, фактуре коры деревьев и т. д. Не случайно великий Врубель неоднократно повторял, что настоящий подлинный художник должен чувствовать орнамент природы. Орнаментальность в различных ее проявлениях так или иначе связана с ритмом.
Любая трудовая деятельность связана с ритмичными движениями, то есть с повторами. Важнейшие признаки ритма – это повторяемость явлений, элементов или форм, закономерность их чередования. Ритм буквально означает «такт, мерность» (от греческого «рафмос»).
Временной ритм связан с качественными изменениями в человеке, его физическим состоянием, а также с повышением духовного и умственного уровня. Процесс усвоения ритма довольно сложен, он протекает как на уровне врожденных безусловных рефлексов, так и условных, приобретаемых человеком на протяжении всей жизни. Современные научные исследования доказывают, что ритм признается раздражителем, формирующим эстетические чувства.
Понятие метричности, мотива, раппорта
Метричность – это равномерность в движении типа механического. Если развитие ритма в композиции имеет пределы, то метрическая композиция может повторяться бесконечно. Ярким примером метрического ряда служит орнамент. В отличие от метра ритм придает композиции динамизм и порождает движение с более сложной характеристикой. Вполне возможно использование в композициях сочетания метра и ритма. Метрическое повторение ритмических рядов помогает создавать весьма оригинальные произведения. Метрические композиции называют раппортными.
|
Раппорт – это минимальная площадь повторяющегося рисунка, включающая мотив и расстояние до соседнего мотива, способная без промежутков заполнить всю плоскость поверхности материала. Большое значение при создании орнаментальных композиций имеет выбор темы, творческого источника. В орнаменте тема – это единство развития того или иного предметно-декоративного мотива. Мотив – это главный элемент орнамента, условно обобщенное преобразование реальных и нереальных форм, может состоять из одного или нескольких элементов. Условия создания мотива:
мотив должен пройти стадию типизации, обобщения, стили-
зации;
разновидовые элементы и мотивы в рисунке объединяются по принципу единого стилевого решения;
выразительные графические средства эскиза должны быть едины и гармоничны для всех его частей;
для переработки в орнаментальный мотив выбираются наиболее выразительные ракурсы, силуэты;
пластическая форма мотива может быть выражена прямолинейными, криволинейными очертаниями и условно разделена на тяжелые и легкие;
сложные мотивы геометризируются и упрощаются, многодетальная форма преображается в более условную и лаконичную;
все мотивы и их элементы должны вызывать у зрителя положительные эмоции.
Графическая трактовка мотивов:
линеарное решение (одинаковой и разной толщины линия (ажурно, легко))
пятновое (тяжеловесно, активно);
линеарно - пятновое (наибольшие выразительные возможно-
|
сти).
Условия гармонизации орнамента:
яркий, выразительный образ орнаментального мотива;
движение мотивов, их элементов, пространства (фона) между мотивами. Движение может быть: ритмическое (с промежутками) и пластическое (непрерывное);
цельное цветовое решение орнамента.
В организации композиции орнамента участвуют такие средства композиции, как симметрия, статика, динамика, ритм.
Виды орнамента
По содержанию орнаменты подразделяются на технические, геометрические, растительные, зооморфные, символические, комбинированные. Существуют также каллиграфический, фантастический и астральный орнаменты.
Геометрический – орнамент, состоящий из геометрических фигур. Он может состоять из абстрактных форм (точки, прямые, палочки, зигзагообразные элементы, ломаные линии); в первооснове имел символическое значение – то есть реально существующая форма до пределов обобщенная. Например, очень часто встречающийся в русской деревянной резьбе. Мотив круга ученые считают модификацией древнего культового изображения Солнца, так называемым солярным знаком.
Растительный – наиболее распространенный орнамент, стилизующий листья, цветы, плоды. Для каждого народа характерны свои излюбленные растительные мотив, причем для каждой исторической эпохи так же характерен свой мотив. В Японии и Китае – хризантема, в Египте – лотос и т.д. А вот, например, для стиля модерн – лилия, ирис; готика – чертополох и гранат, барокко – тюльпан.
Каллиграфический или шрифтовой составляется из отдельных букв или элементов текста.
Астральный (от слова «астра» – звезда) утверждал культ неба. Основными элементами были изображения неба и небесных светил
– солнца, луны, звезд, облаков.
Предметный – содержание составляют предметы военной жизни, быта, музыкального и театрального искусства.
Фантастический – в основе орнамента лежат выдуманные изображения, чаще символического и мифологического содержания, особое распространение данный орнамент получил в странах Древнего Востока.
Антропоморфный орнамент в качестве мотивов использует мужские и женские стилизованные фигуры или части лица и тела человека.
Все разнообразные типы орнаментов возникли из технического и символического орнаментов. Возникновение первых форм орнамента было обусловлено трудовой деятельностью человека. Рисунок клетки, например, возник при выработке тканей на простейшем ткацком станке, спиралевидные витки получались при переплетении веревок. Именно этот характер орнамента принято называть техни-
ческим.
Возникновению и формированию символического орнамента способствовало то, что произведения орнаментального искусства очень близки по своей природе к условно символическим изображениям. Символическое изображение – это условный образ, обозначающий какое-либо понятие, идею, явление. В узком смысле символ предстает в виде условного знака, например, пятиконечной звезды, или в виде монограммы – сплетение первых букв имени и фамилии. К символическим изображениям принадлежат эмблемы, гербы, знаки. Очень часто в них используется аллегория.