По принципу композиционной структуры орнаменты разделены на группы: линейно – раппортные, сетчатые, монораппортные, комбинированные.
Линейно - раппортные орнаменты являются бесконечными фигурами, каждая точка которых повторяется в равных ей точках бесчисленное множество раз. Они вытянуты вдоль одной прямой, называемой осью переносов. В зависимости от назначения данные орнаменты могут иметь различные названия: кайма, фриз, ленточный или линейный орнамент.
Фриз – декоративная композиция (изображение или орнамент) в виде горизонтальной полосы наверху стены, в архитектурных ордерах средняя горизонтальная часть антаблемента, между архитравом
и карнизом. Для оформления нарядных тканей используются купонные рисунки.
Кайма – повторяющийся полоса по краю ткани или изделия. Ленточным орнаментом называют узор, декоративные элемен-
ты которого создают ритмический ряд с открытым двусторонним движением, вписывающийся в ленту. Эти орнаменты являются одномерными, бесконечными.
Сетчатые раппортные композиции подразделяются на статические и динамические.
Различают 5 основных разновидностей сетчатых статических, композиций, основывающихся на:
1.квадратной форме, позволяющей строить сетку из квадратов;
2.треугольной форме, состоящей из равносторонних треуголь-
ников;
3.прямоугольной форме;
4.ромбовидной форме;
5.параллелограмматической форме.
Симметрия мотивов – обязательное условие для построения статических композиций.
Статичные сетчатые орнаменты бывают:
простой сетчатый строй. Форма раппорта – квадрат.
пучкообразный сетчатый строй возникает при условии, когда
водном раппорте размещается несколько мотивов могут концентрироваться в центре раппорта.
|
простой полосообразный строй образуется при вытянутой прямоугольной форме раппорта.
волнообразный строй
зигзагообразный строй.
простой клетчатый строй образуется при прямой форме раппорта прямоугольной и квадратной, когда мотивы в раппорте концентрируются в зрительно прочитываемую клетку.
шахматный строй образуется, когда в одном раппорте размещаются два или четыре мотива.
сложный клетчатый строй, когда асимметричное расположение мотивов в раппорте создает сложный рисунок клеток.
Статические раппортные композиции разделяются на три группы:
мелкоузорные (размер до 2 см);
среднеузорные (размер до 5 см);
крупноузорные (размер более 10 см).
В ахроматических орнаментальных композициях имеет значение организация ритма пятен и линий.
Построение раппортной сетки следует начинать с разметки и затем располагать в ней по горизонтали и вертикали мотивы. Существуют три возможных варианта:
1.размеры мотивов и расстояний между ними зрительно воспринимаются одинаково;
2.расстояние между мотивами явно меньше самих мотивов (фон лишь определенные участки);
3.расстояние между мотивами явно больше мотивов.
Понятия статики и симметрии в композиции следует рассматривать как относительные, как главный зрительный эффект, который от введения в композицию незначительных динамических элементов только выигрывает путем контрастирования с ними. В любой статической композиции выразительные средства, обеспечивающие и реализующие идею статики, обязаны, безусловно, доминировать, господствовать над другими, второстепенными, несущими в себе элементы динамики.
|
Динамические элементы статичной композиции:
вытянутая форма – прямоугольная форма мотива;
смещение 2 мотива (2 одинаковых мотива в раппорте) на величину, меньшую половины интервала – незначительное нарушение принципа симметрии самого мотива;
противопоставления в раппорте крупного и мелкого мотивов
ит. п.
Динамические раппортные композиции – принцип неодинако-
вости и разнообразия, 7 видов ритмических движений в динамических раппортных композициях:
Первый вид ритмических движений мотивов в раппорте:
по принципу смещенного зеркального отражения мотивов; мотивы располагаются в раппорте в разных поворотах – переменный фактор, размеры мотивов и расстояния между ними одинаковы – постоянные факторы.
Второй вид ритмических движений мотивов в раппорте: мотивы имеют разные размеры, но характеризуются одинако-
вым поворотом, и на одинаковом расстоянии друг от друга. Третий вид ритмических движений мотивов в раппорте:
одинаковые мотивы в одинаковых поворотах на разном расстоянии друг от друга. Ритмическая организация мотивов – сгущение их на одних участках и разрядка на других («неравномерная россыпь»).
Четвертый вид ритмических движений мотивов в раппорте: переменные факторы – разные размеры мотивов и их разные
повороты, постоянный фактор – расстояние между мотивами. Пятый вид ритмических движений мотивов в раппорте:
а) мотивы имеют разные размеры и расположены на разных расстояниях один от другого (переменный фактор). Повороты, ориентация всех мотивов неизменны (постоянный фактор);
|
б) мотивы располагаются в раппорте в разных поворотах – переменный фактор, а размеры мотивов и расстояние между ними одинаковы – постоянный фактор.
Шестой вид ритмических движений мотивов в раппорте: одинаковые по форме и размерам мотивы размещаются в рап-
порте на разных расстояниях один от другого в разных поворотах. Данный вид – особая динамичная напряженность – большое разнообразие композиционных решений.
Седьмой вид ритмических движений мотивов в раппорте:
во всех предыдущих случаях построение композиции представляло собой процесс дополнения раппорта мотивами разной или одинаковой величины, разных или одинаковых поворотах и т.д. Создание одного сложного орнаментного мотива из элементных форм, организованных в динамичном ритме. Орнаментная структура мотива воспринимается, как состоящая из многих элементов. Эти элементы имеют разные размеры (контраст размерностей), располагаются в мотиве в разных поворотах (контраст поворотов) и на разных расстояниях (контраст расстояний). Раппорт – целостная структура. Данный вид ритмических движений мотивов называют монораппортным видом орнамента.
Комбинированный вид орнамента объединяет элементы и всю форму мотива разных видов орнаментальных структур.
Одной из разновидностей орнамента является комбинаторная композиция. Комбинаторные элементы отличаются четкой конфигурацией, жесткой пластикой, должны обладать так называемой комбинаторной сочетаемостью и взаимосвязью друг с другом. В раппортной сетке элементы примыкают к друг другу без каких-либо пустот и зазоров. При создании орнаментально-образных структур комбинаторный элемент не может поворачиваться тыльной стороной. Существует несколько схем комбинаторных комбинаций: структура параллельных рядов, ступенчатая структура, регулярно повторяющиеся центры.