Принцип композиционной структуры орнамента




По принципу композиционной структуры орнаменты разделены на группы: линейно – раппортные, сетчатые, монораппортные, комбинированные.

Линейно - раппортные орнаменты являются бесконечными фигурами, каждая точка которых повторяется в равных ей точках бесчисленное множество раз. Они вытянуты вдоль одной прямой, называемой осью переносов. В зависимости от назначения данные орнаменты могут иметь различные названия: кайма, фриз, ленточный или линейный орнамент.

Фриз – декоративная композиция (изображение или орнамент) в виде горизонтальной полосы наверху стены, в архитектурных ордерах средняя горизонтальная часть антаблемента, между архитравом

и карнизом. Для оформления нарядных тканей используются купонные рисунки.

Кайма – повторяющийся полоса по краю ткани или изделия. Ленточным орнаментом называют узор, декоративные элемен-

ты которого создают ритмический ряд с открытым двусторонним движением, вписывающийся в ленту. Эти орнаменты являются одномерными, бесконечными.

Сетчатые раппортные композиции подразделяются на статические и динамические.

Различают 5 основных разновидностей сетчатых статических, композиций, основывающихся на:

1.квадратной форме, позволяющей строить сетку из квадратов;

2.треугольной форме, состоящей из равносторонних треуголь-

ников;

3.прямоугольной форме;

4.ромбовидной форме;

5.параллелограмматической форме.

Симметрия мотивов – обязательное условие для построения статических композиций.

Статичные сетчатые орнаменты бывают:

простой сетчатый строй. Форма раппорта – квадрат.

пучкообразный сетчатый строй возникает при условии, когда

водном раппорте размещается несколько мотивов могут концентрироваться в центре раппорта.

простой полосообразный строй образуется при вытянутой прямоугольной форме раппорта.

волнообразный строй

зигзагообразный строй.

простой клетчатый строй образуется при прямой форме раппорта прямоугольной и квадратной, когда мотивы в раппорте концентрируются в зрительно прочитываемую клетку.

шахматный строй образуется, когда в одном раппорте размещаются два или четыре мотива.

сложный клетчатый строй, когда асимметричное расположение мотивов в раппорте создает сложный рисунок клеток.

Статические раппортные композиции разделяются на три группы:

мелкоузорные (размер до 2 см);

среднеузорные (размер до 5 см);

крупноузорные (размер более 10 см).

В ахроматических орнаментальных композициях имеет значение организация ритма пятен и линий.

Построение раппортной сетки следует начинать с разметки и затем располагать в ней по горизонтали и вертикали мотивы. Существуют три возможных варианта:

1.размеры мотивов и расстояний между ними зрительно воспринимаются одинаково;

2.расстояние между мотивами явно меньше самих мотивов (фон лишь определенные участки);

3.расстояние между мотивами явно больше мотивов.

Понятия статики и симметрии в композиции следует рассматривать как относительные, как главный зрительный эффект, который от введения в композицию незначительных динамических элементов только выигрывает путем контрастирования с ними. В любой статической композиции выразительные средства, обеспечивающие и реализующие идею статики, обязаны, безусловно, доминировать, господствовать над другими, второстепенными, несущими в себе элементы динамики.

Динамические элементы статичной композиции:

вытянутая форма – прямоугольная форма мотива;

смещение 2 мотива (2 одинаковых мотива в раппорте) на величину, меньшую половины интервала – незначительное нарушение принципа симметрии самого мотива;

противопоставления в раппорте крупного и мелкого мотивов

ит. п.

Динамические раппортные композиции – принцип неодинако-

вости и разнообразия, 7 видов ритмических движений в динамических раппортных композициях:

Первый вид ритмических движений мотивов в раппорте:

по принципу смещенного зеркального отражения мотивов; мотивы располагаются в раппорте в разных поворотах – переменный фактор, размеры мотивов и расстояния между ними одинаковы – постоянные факторы.

Второй вид ритмических движений мотивов в раппорте: мотивы имеют разные размеры, но характеризуются одинако-

вым поворотом, и на одинаковом расстоянии друг от друга. Третий вид ритмических движений мотивов в раппорте:

одинаковые мотивы в одинаковых поворотах на разном расстоянии друг от друга. Ритмическая организация мотивов – сгущение их на одних участках и разрядка на других («неравномерная россыпь»).

Четвертый вид ритмических движений мотивов в раппорте: переменные факторы – разные размеры мотивов и их разные

повороты, постоянный фактор – расстояние между мотивами. Пятый вид ритмических движений мотивов в раппорте:

а) мотивы имеют разные размеры и расположены на разных расстояниях один от другого (переменный фактор). Повороты, ориентация всех мотивов неизменны (постоянный фактор);

б) мотивы располагаются в раппорте в разных поворотах – переменный фактор, а размеры мотивов и расстояние между ними одинаковы – постоянный фактор.

Шестой вид ритмических движений мотивов в раппорте: одинаковые по форме и размерам мотивы размещаются в рап-

порте на разных расстояниях один от другого в разных поворотах. Данный вид – особая динамичная напряженность – большое разнообразие композиционных решений.

Седьмой вид ритмических движений мотивов в раппорте:

во всех предыдущих случаях построение композиции представляло собой процесс дополнения раппорта мотивами разной или одинаковой величины, разных или одинаковых поворотах и т.д. Создание одного сложного орнаментного мотива из элементных форм, организованных в динамичном ритме. Орнаментная структура мотива воспринимается, как состоящая из многих элементов. Эти элементы имеют разные размеры (контраст размерностей), располагаются в мотиве в разных поворотах (контраст поворотов) и на разных расстояниях (контраст расстояний). Раппорт – целостная структура. Данный вид ритмических движений мотивов называют монораппортным видом орнамента.

Комбинированный вид орнамента объединяет элементы и всю форму мотива разных видов орнаментальных структур.

Одной из разновидностей орнамента является комбинаторная композиция. Комбинаторные элементы отличаются четкой конфигурацией, жесткой пластикой, должны обладать так называемой комбинаторной сочетаемостью и взаимосвязью друг с другом. В раппортной сетке элементы примыкают к друг другу без каких-либо пустот и зазоров. При создании орнаментально-образных структур комбинаторный элемент не может поворачиваться тыльной стороной. Существует несколько схем комбинаторных комбинаций: структура параллельных рядов, ступенчатая структура, регулярно повторяющиеся центры.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: