Раздел История философии
Тема «Философия Древнего мира»
Вопросы
1. Назовите первую философскую школу в Древней Греции.
Ответ: милетская школа
2. Какие проблемы, прежде всего, рассматривали древнегреческие философы?
Ответ: проблемы возникновения и устройства космоса, выявление внутренней основы и порядка природы, проблемы бытия
3. В чём основное различие между философскими системами Древнего Востока и Древней Греции?
Ответ: Первостепенное различие состоит в объяснении происхождения и развития мира. Так, древневосточная философия является религиозно-мифологической: весь мир уподоблялся человеку, а человек - миру и Богу. Что же касается философии Древней Греции, то здесь возникают материалистические и идеалистические идеи миропонимания.
4. Назовите этапы развития античной философии и основных представителей.
Ответ: Первый этап – 6-5 вв. до н. э. «досократовский». Философы, жившие до Сократа, так и называются – досократики. К ним принадлежат мудрецы из Милета (Милетская школа – Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), Гераклит из Эфеса, Элейская школа (Парменид, Зенон), Пифагор и пифагорейцы, атомисты (Левкипп и Демокрит).
Второй этап – приблизительно середина 5 – конец 4 веков до н. э. – классический. (Сократ)
Третий этап – конец 4-2 вв. до н. э. обычно называют эллинистическим. (Платон, Аристотель, Теофраст, Карнеад, Эпикур, Пиррон.
Четвертый этап – 1 в. до н. э. – 5-6 вв. на. э. (В римской философии выделяются три направления: стоицизм (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий), скептицизм (Секст Эмпирик), эпикуреизм (Тит Лукреций Кар).
Задания
Задание № 1. Вставьте имена философов или философское понятие.
|
1. Мыслитель, высказавший суждение, что: «Все сущее – число»? – это _ Пифагор______________.
2. Для определения состояния, в котором находится мир (постоянное изменение) ___Гераклит_________________ использовал образы огня и реки.
3. Древнегреческий философ, своим учением определивший «линию материализма» в философии – это __ Демокрит ____________.
4. __ Демокрит___________ утверждал, что все в мире состоит из мельчайших частиц - атомов.
5. Родоначальником объективного идеализма можно назвать древнегреческого философа __ Платон_ ___________.
6. Знаменитое изречение: «Человек есть мерило бытия …» принадлежит _ Протагор_ ____________.
7. Проект идеального государства впервые в своих работах представил ___ Платон____________.
8. Философ, сформулировавший три первых закона логики и которого Гегель называл «учителем человечества» - это ___ Аристотель _________________.
9. Философ, создавший апории, отражающие трудность описания движения – это _ Зенон Элейский _____________.
10. К философской школе стоицизма относились ___ Зенон Китийский, Клеанф и Хрисипп ______________________________________________________________.
11. Мировоззренческая позиция, рассматривающая всякое событие и каждый поступок как нечто неотвратимое, изначально предопределенное, исключающее случай - ___ Фатализм ________________.
12. Искусство спора, умение вести дискуссию, плодотворно развивать обсуждаемую проблему - ___ эристика_________________.
13. Первое философское понятие, введенное в оборот Парменидоми обозначавшее сущее, было ____бытие___________.
14. Одно из основных понятий древнегреческой философии, означавшее закон, порядок – это _______логос_____________.
Задание № 2. Прокомментируйте, следующие философские суждения.
|
1.«Знание, отделенное от справедливости и другой добродетели, представляется плутовством, а не мудростью». Сократ.
Ответ: По мысли Сократа, правильный выбор, благой образ действий возможны лишь на пути познания добра и зла, а также самопознания и определения своего места и назначения в мире.
2. «Умереть с голоду событие маленькое, а утратить мораль – большое». Конфуций.
Ответ: Для того чтобы умереть с голоду достаточно ничего не делать. Такой подход к жизни есть деградация и смерть и не заслуживает жалости и внимания.
Потерять мораль – событие большое, т.к. восстановить ее уже почти невозможно. Вред от аморальности намного больше, чем от смерти от голода, потому что происходит духовное разложение, которое отравляет окружающий мир.
3. «Нет рабства позорнее добровольного». Сенека.
Ответ: По мысли Сенеки, рабство само по себе позорно, но самый позорный поступок – это стать рабом по собственной воле.
Задание № 3. Соотнесите:
Философ Основное понятие его философии
А) Аристотель; 1) Космос;
Б) Демокрит; 2) Бытие;
В) Парменид; 3) Форма;
Г) Гераклит; 4) Идея;
Д) Платон. 5) Атом.
Ответ: А -3 Б -5 В -2 Г -1 Д -4
Задание № 4. Заполните таблицу
Философская школа | Наиболее яркие представители | Характерные идеи, принципы и нормы поведения | Идеал личности |
1. Кинизм | Диоген Синопский, Антисфеном,Кратет из Фив, Керекид из Мегалополя, Дион Хрисостом | Характерно неприятие ценностей рабовладельческого общества, его законов, обычаев, традиций и морали. Для киника теория и практика философствования максимально сближены. | Идеалы внутренней свободы,презрения к богатству, опрощения и бедности, равноправия, космополитизма и другие. |
2. Этический рационализм | Сократ,Платон | Поиск знания о добром и справедливом. Если человек знает, что именно хорошо, то он никогда не поступит дурно | Навственное зло идет от незнания, значит, знание — источник нравственного совершенства. |
3. Эпикуреизм | Метродор,Эпикур,Колот из Лампсака,Аполлодор Эпикурейский | Руководствоваться лишь естественными желаниями и избегать желаний противоестественных | Идеала мудреца, который достиг безмятежного и невозмутимого состояния |
4. Стоицизм | Зенон Китийский, Панеций,Посидоний | Стоики учили умеренности, терпению, мужественному перенесению ударов судьбы.Они выделили всего четыре категории: субстанция, качество, состояние и отношение. | Стремление к совершенству лежит на путях познания мира и упражнения в добродетельном поведении. |
Задание № 5. Разгадайте кроссворд по теме: «Философия Древнего мира»
|
1Ф | ||||||||||||||||||
А | 2П | |||||||||||||||||
3П | Л | И | ||||||||||||||||
Л | Е | 4Д | Ф | |||||||||||||||
1А | Р | И | С | Т | О | Т | Е | Л | Ь | А | ||||||||
5Г | Т | М | Г | |||||||||||||||
2З | Е | Н | О | Н | О | О | ||||||||||||
Р | Н | К | Р | |||||||||||||||
А | Р | |||||||||||||||||
К | И | |||||||||||||||||
Л | Т | |||||||||||||||||
И | ||||||||||||||||||
Т | ||||||||||||||||||
Вопросы:
По горизонтали:
- Древнегреческий философ, сформулировавший законы логики.
- Философ, создавший апории, в которых рассматривалась проблема движения.
- Философ, выдвинувший положение о неуничтожимости материи.
- Древнеримский философ – представитель стоицизма.
- Философ, основоположник учения киников.
По вертикали:
- Философ, представитель натурфилософии.
- Древнегреческий философ, известный математик.
- Философ, основоположник объективного идеализма.
- Философ – представитель атомизма.
- Философ – представитель Элейской школы.
Задание № 6.
Древнегреческие софисты говорили о себе – «Мы специалисты по мудрости». Попробуйте стать «специалистом по мудрости» и закончите приведённые рассуждения так, как их завершали бы софисты.
1. У старшего из софистов – Протагора – был ученик, обучающийся судебному красноречию. По уговору он должен был заплатить учителю после первого выигранного дела. Но ученик не спешил выступать в суде. Тогда Протагор сам подал на него в суд, рассуждая так: «Если я выиграю дело, то он заплатит по приговору. А если он выиграет дело, то он заплатит по уговору». А ученик в то же время рассуждал так:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Вера людей в богов и поклонение им были законом греческой жизни. Между тем Протагор учил, что «человек есть мера всем вещам – существованию существующих и несуществованию несуществующих». В отношении богов это означало, что ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание № 7. Потренируйтесь в остроумии. Попробуйте закончить фразы, принадлежащие древним мудрецам.
1. Сенека: «Пьянство не создаёт пороков, а только_______________________ _____________________________».
2. На вопрос: «Что на свете труднее всего?» - Фалес ответил: «Познать___________________________________________________».
3. На вопрос: «Какая жизнь самая лучшая и справедливая?» - Фалес ответил: «Когда мы не делаем того, что_________________________________________________________».
4. В ответ на стенания своей жены Ксантиппы: «О, как несправедливо эти злые судьи приговорили тебя к смерти!» - мудрый Сократ ответил: «А ты предпочла бы, чтобы они________________________________________________________».
5. Находясь на Сицилии, Платон долго объяснял тирану Дионисию, что не всё то, что полезно тирану, полезно и государству, особенно, если тиран не отличается добродетелями. «Ты болтаешь, как старик!» - возмутился Дионисий. «А ты – как ____________________________ ».
Тест
В каждом задании один верный ответ
1. Определение философии как науки «об умопостигаемом», о «первопричинах», «о сущем» принадлежит:
а) Демокриту;
б) Аристотелю;
в) Эпикуру;
г) Анаксагору.
2. Парменид выдвинул идею:
а) О неизменности бытия;
б) О всеобщем его изменении и противоречивости;
в) О том, что основа всего сущего – атом;
г) О том, что истинное бытие – это идеи, эйдосы.
3. Автором собрания философских работ, получивших название «Метафизика», был:
а) Сократ;
б) Платон;
в) Аристотель;
г) Марк Аврелий.
4. «Отцом» диалектики считают:
а) Фалеса;
б) Сократа;
в) Гераклита;
г) Демокрита.
5. Работы «Политик», «Законы», «Государство» принадлежат:
а) Аристотелю;
б) Платону;
в) Зенону;
г) Пифагору.